Исследовательская работа по физике 9 класс
творческая работа учащихся по физике (9 класс)

Мусаидова Саминат Мусаевна
Исследовательская работа по физике на тему "Исследование радиационного фона села Султанянгиюрт" 
 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_3.1.docx31.55 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательская работа по физике

9 класс

"Исследование радиационного фона села Султанянгиюрт"

Выполнил работу: Гасанов Даниял.

Учитель: Мусаидова С.М.

Образовательное учреждение: МКОУ Султанянгиюртовская  СОШ им. Ю.А.Акаева, с.Султанянгиюрт, Кизилюртовского  района.

Аннотация к работе: Проблемы экологического содержания всегда актуальны. Данная исследовательская работа проведена в 2016 - 17 учебном году и посвящена изучению радиационного фона села  в котором мы живем. Изучив различные источники информации, мы провели исследование радиационного фона в наших жилых домах, подвалах, на улицах села ,на берегу реки Сулак, где мы часто проводим время.  

Данный материал будет полезен не только для педагогов, но и для учеников и их родителей. Его можно использовать как дополнительная информация на уроках физики, так и на внеклассных мероприятиях, посвященных радиационной безопасности.

Содержание

Введение

1.Обзор источников информации по проблеме исследования

2.Методика проведенных исследований.

3.Опрос населения

4.Исследование радиационного фона в жилых помещениях

5.Исследование радиационного фона на улицах села

6.Исследование радиационного фона на берегу реки

Заключение

Список использованной литературы

Приложение : Рекомендации по выведению из организма радионуклидов

Приложение : Рекомендации как уменьшить поступление радионуклидов в организм с сельскохозяйственными и лесными продуктами.

Приложение: Специальные правила, которым необходимо придерживаться во время приготовления пиши

Приложение : Рекомендации по очистке двора и дома от радиоактивных веществ

Введение

Проблемы экологического содержания всегда актуальны. Поэтому совместно с учителем физики мы решили провести исследовательскую работу, посвященную изучению радиационного фона  села, в котором мы живем.

Все мы знаем, что облака с радиоактивными осадками, образовавшиеся после взрыва на ЧАЭС в 1986 году, окатив зараженным дождем пол Европы, дошли и до Ирландии. В последствие трагедии на Чернобыльской атомной электростанции радиоактивному облучению подверглись почти 8,4 млн. жителей Белоруссии, Украины и России.

Данная работа, исследование радиационного фона в селе Султанянгиюрт, актуальна, так как пойдет речь о здоровье и жизни человека. Чтобы успокоить себя и своих близких и понять, как и где нам дальше жить мы взялись за данное исследование.

Новизна данной работы заключается в том, что никто ранее из сотрудников и учащихся Султанянгиюртовской СОШ не проводил исследование подобного рода, ни на наших улицах, тем более в подвалах, где мы храним продукты, выращенные на наших огородах

Цель работы: исследовать уровень радиационного фона в жилых домах, подвалах, на улицах села ,на берегу реки Сулак.

Задачи:

1)Изучение информационных источников.

2)Изучить работу приборов для измерения уровня радиации.

3)Изучить общественное мнение жителей села к проблеме радиационного загрязнения местности.

5)Выяснить зависит ли уровень радиационного фона от температуры воздуха, высоты и если зависит, то каким образом.

6)Исследовать уровень радиационного фона на улицах села, в домах и подвалах.

7)Провести анализ полученных результатов.

9)Оформить выводы и рекомендации по итогам исследования.

10)Выпустить серию газет «Экологический вестник», посвященных результатам проведенного исследования.

11)Выяснить, какие продукты питания выводят радионуклиды из организма.

12)Выяснить, как уменьшить поступление радионуклидов в организм с сельскохозяйственными  продуктами.

13)Распространить информацию среди жителей села.

Объект исследования: жилые дома, подвалы, улицы села и прилегающие к ним окрестности.

Предмет исследования: уровень радиации в жилых домах, на улицах села и окресности реки.

Проблема проекта: получить достоверную информацию о радиационной обстановке в жилых помещениях и на улицах села Султанянгиюрт, дать жителям села рекомендации по выведению из организма радионуклидов.

Методы решения проблемы:

1)Радиационно – дозиметрический контроль.

2)Анкетирование.

4)Анализ полученной информации.

Гипотеза:  радиационная загрязненность в окрестностях села не выходит за пределы допустимой нормы.

Необходимое оборудование: дозиметр "RadЭкс 1503", цифровой термометр, фотоаппарат, компьютер, сканер, принтер.

Приемы исследовательской деятельности:

1)Консультация с учителем.

2)Работа в сети Интернет.

3)Работа с фотоматериалами.

Форма проекта:

1)Фото отчет

2)Презентация.

Типология проекта:  исследовательский.

1. Обзор источников информации по проблеме исследования.

Всем известно, что существует естественный радиационный фон (ЕРФ), с которым мы живем с рождения. Как утверждают ученые, задолго до того, как на земле возникла жизнь, на планете шел распад урана, и продукты этого распада постоянно выделялись из земной коры.

До 50-х годов основным фактором непосредственного воздействия радиации считалось прямое радиационное поражение некоторых особо радиочувствительных органов и тканей - кожи, костного мозга и центральной нервной системы, желудочно-кишечного тракта (так называемая лучевая болезнь). Вскоре выяснилось, что огромную роль в лучевом поражении играет не только общее внешнее облучение организма, но и внутреннее облучение, связанное с концентрированном в отдельных органах и тканях так называемых инкорпорированных радионуклидов, поступивших в организм с пищей, водой, атмосферным воздухом и через кожу и задержавшихся в каких-то органах или тканях.

В 60-70-х гг. большое внимание стали уделять не только прямым (острым), но и опосредованным и отдаленным эффектам облучения. Среди них:

• воздействие на наследственность;

• возникновение лейкозов и злокачественных опухолей;

• иммунодепрессия и иммунодефицит;

• повышение чувствительности организма к возбудителям инфекционных заболеваний;

• нарушение обмена веществ и эндокринного равновесия;

• возникновение катаракты;

• временная или постоянная стерильность;

• сокращение средней ожидаемой продолжительности жизни;

• задержка психического развития.

Среди других известных проявлений действия радиации на организм человека: появление рака в более молодом возрасте (акселерация или омоложение рака), физиологические расстройства (нарушение работы щитовидной железы и др.), сердечно-сосудистые заболевания, аллергии, хронические заболевания дыхательных путей. В таблице приведена общая схема влияния средних и малых доз радиации на организм человека.

С течением времени список радиационно-стимулированных заболеваний не сокращается, а только растет. При этом оказывается, что весьма малые дозы способны вызвать негативные последствия для здоровья

Некоторые последствия облучения плода млекопитающих

*Гибель : плода, новорожденных или младенцев;

*Поражения нервной системы:

- отсутствие (анцефалия) и\или уменьшение размеров

- головного мозга (микроцефалия) и черепно-мозговых нервов;

- умственная отсталость;

*Поражения органа зрения:

- отсутствие одного или обоих глаз (анофтальмия);

- косоглазие;

- дальнозоркость;

- врожденная глаукома;

*Нарушения роста и формы тела:

- карликовость;

- задержка роста и снижение массы тела;

- изменение формы черепа;

- деформация и атрофия конечностей;

*Нарушения в развитии зубной системы:

- Нарушения в развитии внутренних органов (сердца, почек, яичников, семенников и др.).

Измерение уровня радиационного фона обычно ведется в мкЗв/час или мкР/час. 1мкР/час по биологическому действию примерно равен 0.01 мкЗв/час.

Естественный усредненный радиационный фон обычно лежит в пределах 0.10-0.16 мкЗв/час.

Нормой радиационного фона принято считать значение не превышающее 0.20 мкЗв/час.

Безопасным уровнем для человека считается порог в 0.30 мкЗв/час, т.е. облучение дозой 0.30 мкЗв в течение часа. При превышении этого уровня рекомендуемое время нахождения в зоне облучения падает пропорционально величине дозы. Например, абсолютно безопасное время нахождения в зоне облучения уровнем 0.60 мкЗв/час не должно превышать 30 минут, в зоне 1.2 мкЗв/час - 15 минут и т.д..

В жизни мы часто попадаем под действие ионизирующей радиации, уровни которой часто превышают эти условные пороги. Например, при прохождении флюорографии человек получает примерно от 50 до 1000 мкЗв разовой дозы облучения в зависимости от аппарата (в течении нескольких секунд), поэтому врачи не рекомендуют проводить флюорографию чаще одного раза в полгода. В самолете уровень облучения на высоте 10 км может достигать нескольких единиц мкЗв/час, т.е. люди которые часто летают, получают ощутимую годовую дозу облучения (пилоты, стюардессы). [2]. Данные приведены согласно рекомендации Международной комиссии по радиационной защите (МКРЗ) и Всемирного общества здравоохранения (ВОЗ). Надо понимать, что искусственно создаваемые источники излучения (например, АЭС, рентгеновские исследования в поликлиниках, путешествия на самолетах и многое другое) постоянно повышают уровень естественного радиационного фона и поэтому требуется его корректировка.

Но об этом мало кто знает. Можно годами жить в радиоактивной зоне и не знать об этом. А последствия облучения нам хорошо известны, и этим пользуются средства массовой информации. Например, выдержка из новостной ленты интернет сайтов:

- Превышение содержания техногенных радионуклидов (Cs 137) было обнаружено в семи партиях черники, которую продавали граждане Белоруссии в Брянске. Общий вес ягод — почти 70 килограммов. Как сообщается на сайте Управления ветеринарии Брянской области, по результатам ветеринарно-санитарной экспертизы опасную чернику изъяли из оборота и отправили на утилизацию.

- В Москве из свободной продажи изъято свыше полутоны ягод, в которых были обнаружены радиоактивные вещества. Эксперты нашли в 350 кг черники и 170 кг клюквы радионуклид цезий — 137. Продавать опасную для здоровья человека ягоду планировалось на столичных рынках и ярмарках. Специалисты уже выяснили, откуда радиоактивные черника и клюква попали в Москву, сообщает «Москва-24».

- Сахалину и Курилам угрожает утечка радиации. Радиоизотопный термоэлектрический генератор, который лежит на дне островного побережья, в любой момент может превратиться в источник излучения. В 1987 году во время транспортировки генератор РИТЭГ сорвался и упал в море возле мыса Нижний, на восточном побережье Сахалина. С тех пор о судьбе прибора ничего не известно.

- В теле взрослого человека содержится 170 граммов калия, из них 0,02 грамма радиоактивного калия-40. Из-за этого в организме ежеминутно происходит около 300 тысяч радиоактивных распадов. Калий концентрируется в мускульной ткани, так что мужчины немного радиоактивнее женщин. [5]

- Иногда дополнительная доза радиации полезна для организма. Например, радиоактивные источники (радоновые ключи) способствуют снятию нервного напряжения, заживлению ран, излечению заболеваний опорно-двигательного и дыхательного аппарата. [5]

- Насекомые(особенно пчелы и тараканы)в несколько раз более устойчивы к радиации, чем птицы и млекопитающие. [5]

Россия единственное государство мира, эксплуатирующее атомный ледокольный флот. [5]

- Чтобы получить 1 грамм радия, Марии Кюри пришлось вручную переработать несколько тон сырья. [5]

- При распадке некоторых радиоактивных элементов выделяется газ радон. Он образуется в горных породах, а затем из грунта проникает в дома и накапливается на нижних этажах. Природный газ, используемый в быту, тоже потенциальный источник радона. Повысить его содержание в воздухе может даже вода, если ее качают из глубоко залегающих пластов, насыщенных радоном. Концентрация радона в ванной может быть намного выше, чем в гостиной или на кухне

2. Методика проведенных исследований.

 Строительство всех домов в селе осуществлялось по индивидуальному проекту, поэтому в таблице бы будем отражать адреса домов в которых мы живем, и в которых живут наши одноклассники.

Чтобы ответить на  вопрос каков радиационный фон нашего села, мы провели анкетирование среди наших учеников Султанянгиюртовской СОШ и жителей села. И получили очень грустную картину: почти по всем вопросам ребята проявляли больше безразличия и отсутствие самых минимальных знаний. Сразу стало ясно, что крайне важно вести просветительскую работу по этому направлению.

Затем мы составили план исследования:

1)Исследовать уровень радиационного фона в жилых домах , подвалах;

2)Исследовать уровень радиационного фона окресностей реки;

3)Исследовать уровень радиационного фона на улицах села ;

5)Провести опрос населения.

Затем определили сами места исследований. Известно, что радон, как продукт распада урана, имеет особенность скапливаться в подвалах зданий и на первых этажах. Поскольку доступ к подвалам для нас был закрыт везде, места основных исследований (точки замеров) определились следующим образом: точка №1, непосредственно вход в здание или фойе; точка №2, площадка на первом этаже; точка №3, самый последний этаж.

По данной схеме мы провели все измерения в жилых и общественных домах. Все замеры проводились дозиметром"RadЭкс 1503". Сертификат соответствия смотри в Приложении

Пользоваться им очень просто, достаточно нажать одну кнопку и подождать несколько циклов, после чего на жидкокристаллическом дисплее прибора мы увидим значение радиационного фона на исследуемой территории.

Все результаты измерения отражались на дисплее в мкЗ/ч, в приборе был установлен порог допустимых значений уровня радиационного фона, в случае, когда уровень фона превышал допустимое значение (0,3 мкЗ/ч) прибор начинал подавать звуковой сигнал.

Каждый замер проводился по пять раз в каждой точке исследования, далее высчитывалось среднее арифметическое значение. Время проведения замеров колебалось от 12.00 часов до 14.00 часов. Все исследования проходили в течение месяца по субботам.

Измерения проводили по указанному выше плану. Когда мы проводили замеры на берегу реки, то в сначала мы измерили уровень радиационного фона вблизи школы у реки , а потом  прошли вдоль берега, совершая замеры с интервалом 5 метров. При измерении радиационного фона на улицах села , мы проводили замеры в нескольких точках улиц им.Ю.Акаева и им.Аскерханова, а после в таблице отражали средние арифметические данные.

При выполнении исследования дополнительно измеряли температуру воздуха, цифровым термометром, для того чтобы выяснить зависит ли уровень радиационного фона от температуры воздуха, и если зависит, то каким образом.

Прежде чем выполнять проект мы изучили различные источники информации по теме исследования. Далее, чтобы успешно выполнить запланированный проект мы распределили обязанности в группе: Болатукаева Джаминат  проводила измерение дозиметром, Ибрагимива Малика проводила измерение температуры воздуха, Джанатлиева Хадижат фиксировала данные. После чего, мы вместе проанализировав полученную информацию, оформили данный проект.

4.Опрос населения.

Цель: Узнать осведомленность населения по данной теме и выявить жителей села, в рационе которых содержится минимум продуктов, уменьшающих радиационное воздействие.

Гипотеза: не все жители села знают о правильном рационе питания для тех, кто проживает в радиационной зоне и вследствие этого не употребляют продукты уменьшающие радиационное воздействие.

Объект исследования: жители села .

Описание: 10 закрытых вопросов. Из них 4 о питании участников опроса.

Всего опрошено 30 человек (15девушек и 15 молодых людей).

Выводы:

1)Растения в противорадиационном питании: шиповник, облепиха, земляника, брусника, черника, красный сладкий перец, свекла, морковь

2)По данным исследования, можно сказать, что девушки обладают большей информацией по данной теме.

3)В рационе питания не достаточно основных продуктов питания, уменьшающих радиационное воздействие.

5.Исследование радиационного фона в жилых помещениях.

Цель: исследовать уровень радиационного фона в жилых домах, подвалах

Гипотеза: мы считаем, что радиационный фон на улице, в домах в которых мы живем и в наших подвалах, где мы храним продукты питания не превышают допустимые нормы; уровень радиации зависит от глубины погреба, чем он глубже, тем уровень радиации выше.

Мы обследовали уровень радиационного фона в наших домах.

Выводы:

Было обследовано 13 домов. Средний показатель радиационного фона в жилых домах на входе составляет 0,15 мкЗв/ч, в зале 0,13 мкЗв/ч, что соответствует норме.

Проводя исследования в подвалах, мы выяснили, что чем он  глубже , тем радиационный фон выше. Так как основным источником радиации в наших подвалах – это радон, а он в 7,5 раз тяжелее воздуха. Как следствие, концентрация радона в подвале гораздо выше, чем в жилых помещениях. Нами было исследовано 9 подвалов, максимально значение зарегистрированное дозиметром составляет 0,23 мкЗв/ч, самый глубокий подвал, минимум 0,12 мкЗв/ч, подвал в несколько ступенек, средний показатель составляет 0,17 мкЗв/ч, что соответствует норме.

И в заключении мы установили, что в домах где большое количество живых цветов, часто осуществляется сквозное проветривание, радиационный фон ниже чем на улице, средний показатель радиационного фона на улицах, в доме, в подвалах не превышает допустимые нормы.

6.Исследование радиационного фона на улицах села Султанянгиюрт.

Цели: оценить радиационную обстановку в селе .

Гипотеза: радиационный фон на улицах нашего села не превышает допустимые нормы и распределен не равномерно, он меняется в зависимости от места и времени измерений.

Мы обследовали сельскую территорию на предмет радиации. Замеряли уровень радиации на  двух улицах нашего села. .

Выводы:

Уровень радиации в селе и его окрестностях, не превышает предельно допустимую концентрацию. Он меняется в зависимости от места и времени измерений.

Низкий уровень радиации на открытых пространствах, в ветреную погоду, у водоемов. Вдали от естественных источников. Выше нормы в замкнутых пространствах. В безветренную погоду, в период солнечной активности.

Так минимальный уровень радиационного фона зафиксирован на улице им. Ю. Акаева 0,09 мкЗв/ч или 9 мкР/ч, а максимальное значение 0,18 мкЗв/ч или 18 мкР/ч на улице Аскерханова

В среднем по селу: 0,168 мкЗв/ч или 16,8 мкР/ч. Что соответствует норме (не выше 0,30 мкЗв/ч или 30 мкР/ч).

При изучении общественного мнения селян мы выяснили, что нет равнодушных к проблеме радиации, многие считают ее очень актуальной в современном обществе, многих интересует уровень радиации в нашем селе. Почти все заинтересованы в увеличении знаний по данному вопросу, большинство боятся радиации и заинтересованы в личной безопасности. Необходимо проводить просветительскую работу среди населения, особенно среди подростков .

7.Исследование радиационного фона на берегу реки Сулак.

Цель: исследовать уровень радиационного фона  вдоль берега.

Гипотеза: радиационный фон на берегу выше радиационного фона на улицах нашего села.  не следует забывать о естественном уровне радиации:  залежи гранита и других пород,  тоже могут быть  радиоактивными.

Вывод: радиационный фон на берегу реки чуть выше ,чем  радиационный фон на улицах села, но не выше нормы.

Заключение.

Таким образом,  радиационная загрязненность в окрестностях села не выходит за пределы допустимой нормы.

Этому свидетельствуют следующие выводы, полученные в результате проведенного исследования:

2)Проводя опрос мы выяснили, что как у девушек, так и у молодых людей в рационе питания не достаточно основных продуктов питания, уменьшающих радиационное воздействие.

3)При изучении общественного мнения селян мы выяснили, что нет равнодушных к проблеме радиации, многие считают ее очень актуальной в современном обществе, многих интересует уровень радиации в нашем селе.

4)Радиационный фон на нашей местности, в среднем он составляет 0,168 мкЗв/ч или 16,8 мкР/ч. Что соответствует норме (не выше 0,30 мкЗв/ч или 30 мкР/ч).

5)При проведении радиационно-дозиметрического контроля мы выяснили, что средний показатель радиационного фона в жилых домах на входе составляет 0,15 мкЗв/ч, в зале 0,13 мкЗв/ч, что соответствует норме.

6)Проводя исследования в подвалах, установили, что чем он  глубже , тем радиационный фон выше.

7)Больше всего радиация на берегу реки. Мы, конечно, обследовали не весь берег, но те данные которые мы получили, свидетельствуют о том, что радиация  не равномерно распределена, и в некоторых точках замера она достигает больших значений.

8)Уровень радиации закономерно повышается при увеличении температуры, понижается с высотой.

Полностью вывести радионуклиды из организма невозможно, но существует набор продуктов и лекарства для снижения их действия на организм. Поэтому мы разработали рекомендации для жителей села по выведению из организма радионуклидов. А так же нами разработаны рекомендации как уменьшить поступление радионуклидов в организм с сельскохозяйственными и лесными продуктами , разработаны специальные правила, которым необходимо придерживаться во время приготовления пиши.

Для жителей села, мы разработали общие рекомендации по очистке двора и дома от радиоактивных веществ. Приложение .

Радиация не имеет ни цвета, ни запаха, она не холодная и не горячая. Но это и делает её наиболее опасной. Ведь человек не может предположить, где его подстерегает опасность. Поэтому мониторинг окружающей среды необходим для жизнедеятельности человека, его экологической безопасности.

С целью довести результаты исследования до учащихся Султанянгиюртовской СОШ, нами был разработан «Экологический вестник» посвященный радиационному загрязнению на улицах нашего села. ,

Проблема радиационного загрязнения села очень нас волнует, поэтому в дальнейшем мы хотим выяснить, как изменяется уровень радиации в селе  в течение года, а так же какой уровень радиации накапливается в продуктах питания выращенных на наших огородах.

Список использованной литература.

1. Федеральный Закон “О радиационной безопасности населения” № 3-ФЗ от 05.12.96.“Нормы радиационной безопасности (НРБ-99).

2. Санитарные правила СП 2.6.1.1292-03”.

3. МЧС Лесные пожары в Чернобыльской зоне не повысили уровень радиации на Брянщине

4. Бытовой дозиметр Radех 1503+.htm

5. Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения _ Администрация г. Клинцы.htm

6. ОСНОВЫ РАДИАЦИОННОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ НАСЕЛЕНИЮ, ПРОЖИВАЮЩЕМУ НА РАДИОАКТИВНО-ЗАГРЯЗНЁННЫХ ТЕРРИТОРИЯХ _ uspeh-vmeste.ru.htm

7. Рекомендации по очистке двора и дома от радиоактивных веществ - 'ДОСТУПНО О РАДИАЦИИ' _ Книги _ Библиотека _ Движения за ядерную безопасность.htm

Рекомендации по выведению из организма радионуклидов.

1)Измените рацион питания.

Основу рациона должны составлять продукты, богатые витаминами:

- Витамин А содержится в печени рыб, молоке, яичном желтке, сливочном масле, сметане, сливках и сырах.

- Витамин С в больших концентрациях содержится в шиповнике, смородине, цитрусовых и квашеной белокочанной капусте.

- Витамин Е содержится в растительных маслах: кукурузном, облепиховом и нерафинированном подсолнечном.

- Витамин Р содержится в оливковом масле, петрушке, укропе, луке, в томатах и сладком перце, в гречке, бананах, грецких орехах.

- Витамины группы В содержатся в хлебном квасе, пшенице, белом хлебе.

2)Ешьте продукты, содержащие йод.

Больше всего йода находится в морской капусте, рыбе, а также в плодах хурмы и фейхоа, но нельзя есть эти продукты одновременно с белокочанной, цветной или брюссельской капустой, фасолью и картофелем, так как последние препятствуют поступлению йода в организм.

3)Больше продуктов содержащих калий и кальций включайте в своё питание.

Налегайте на абрикосы, айву, вишню, виноград, малину, черешню. Дело в том, что соли калия и кальция, которые содержатся в этих плодах, являются ионными конкурентами радионуклидов, поэтому их должно быть как можно больше в организме. Лук и чеснок помогают избавить организм от проникших радионуклидов.

4)Много пейте.

Лучше всего пить свежевыжатые соки, хлебный квас и зеленый чай. При кипячении же воды радиоактивный радон улетучивается.

Приложение 8.

Рекомендации как уменьшить поступление радионуклидов в организм с сельскохозяйственными и лесными продуктами.

1)Огородные культуры, по убыванию их способности накапливать радионуклиды, можно расположить в следующем порядке: щавель, фасоль, бобы, горох, редис, морковь, свекла, картофель, чеснок, перец сладкий, лук, томаты, кабачки, огурцы, капуста.

2)Овощи и фрукты рекомендуется полностью очищать от земли, пыли, тщательно мыть. По возможности, очищать от кожуры.

3)Широко использовать засолку и маринование. Квашение, маринование, соление приводит к снижению содержания радиоактивных веществ в продуктах на 15-20%.

4)Тушение овощей снижает содержание в них цезия на 30-50%. Отваривание, например, очищенного картофеля, позволяет уменьшить в нем содержание цезия на 60-80%.

5)Грибы перед приготовлением обязательно надо вымочить в солевом растворе, а затем промыть и прокипятить. Первый отвар не использовать – в этот раствор переходит до 40% радионуклидов. При кипячении в подсоленную воду желательно добавить немного столового уксуса или лимонной кислоты. В шапках грибов концентрация радионуклидов в 1,5 -2 раза выше, чем в ножке.

6)По интенсивности накопления радионуклидов в порядке увеличения дикорастущие ягоды можно разместить в следующем порядке: калина, рябина, земляника, ежевика, малина, брусника, клюква и черника.

7)Топленое масло вообще не содержит радионуклидов. Молочную сыворотку полностью исключить из употребления в пищу.

8)В процессе сепарирования основная масса радиоизотопов удаляется с обезжиренным молоком и получаются сливки с содержанием радиоактивных веществ в значительно меньших количествах. При сбивании сливок в масло происходит дальнейшее удаление радиоизотопов. При длительном хранении сливочного масла происходит распад оставшихся радионуклидов.

9)Мясо разных животных по-разному накапливает радионуклиды – в свинине их значительно меньше, чем в баранине, говядине и мясе птицы. Цезий откладывается преимущественно в мясе, стронций, преимущественно, в костях. Накопление цезия в отдельных органах и тканях животных уменьшается в ряду: почки, печень, селезенка, сердце, легкие, мышцы, мозги, жир.

10)Чтобы вывести радионуклиды из мяса вот несколько способов: вываривание в воде, мокрый посол, вымачивание. Следует помнить, что чем больше жидкости и чем меньше куски мяса, тем эффект выше. Воду рекомендуется несколько раз менять.

11)Рыбу желательно ловить в реках и проточных водоемах. Наиболее загрязненными являются хищные придонные рыбы – карась, линь, окунь, щука, карп, сом, а наименее – обитатели верхних слоев воды – плотва, судак, лещ.

Приложение 9.

Специальные правила, которым необходимо придерживаться во время приготовления пиши.

Во время приготовления пищи следует придерживаться следующих основных правил:

1)Тщательно промывайте в проточной воде овощи, грибы и ягоды.

2)Вымачивайте говядину в пресной воде. Варка является предпочтительным способом приготовления мяса, так как в процессе отваривания около 80% радионуклидов цезия, а также тяжелые металлы, нитраты переходят в отвар. Отвар использовать не рекомендуется. Следует отварить мясо в течение 5-10 минут, слить отвар, а затем продолжить приготовление в новой порции воды, которую потом можно употреблять.

3)Засолку мяса следует проводить с многократной сменой рассола.

4)При приготовлении речной рыбы из загрязненных водоемов необходимо отрезать голову, выпотрошить и удалить крупные кости.

5)Картофель и корнеплоды следует мыть дважды: перед очищением от кожицы и после. С капусты необходимо снять один — два верхних листка.

6)Вымачивать в подсоленной воде сушенные или свежие грибы не меньше двух часов. При этом цезий мигрирует в раствор, а качество грибов, практически, не изменяется.

7)Содержание цезия в грибах значительно снижается во время кипячения. Рекомендуется одноразовое (10-15 минут) или двухразовое (по 10 минут) отваривание свежих грибов, с последующим сливанием отвара.

8)В домашних условиях из загрязненного молока можно приготовить вершки, сметану, масло, пригодные для потребления. При сепарировании в вершках остается 10 -15% исходного количества стронция и цезия. В кисломолочных продуктах содержание радионуклидов всегда ниже, чем в свежем молоке.

9)После переборки и мытья ягод проточной водой, активность загрязнения снижается в 1,1-1,4 раза. А после приготовления из ягод джемов и варенья, активность в конечном продукте уменьшится в 2-5 раз. При перетирании ягод с сахаром в 0,5-0,8 раз за счет разбавления сахаром. При сушке активность ягод увеличивается от 8 до 15 раз.

Приложение 10.

Рекомендации по очистке двора и дома от радиоактивных веществ.

Как правило, нижние участки двора, где скапливаются лужи, являются более грязными. Что касается дома и хозяйственных построек, то наиболее грязными объектами являются крыши, водостоки и места под ними.

1)В местах водостоков необходимо удалить дерн на 20-30 см. далее приступить к очистке низменных участков двора. В этом случае грунт снимают на 5-10 см и выносят за территории деревни. После удаления загрязненного слоя территория двора покрывается чистым грунтом или песком. Это дает 2-3 кратное снижение радиоактивного загрязнения.

2)Вентиляция помещений (активная вентиляция помещения в течение 3-4 часов снижает концентрацию радона в 3-4 раза), устройство вентиляционных окон фундаментов и др.;

3)Озеленение комнат снижает уровень радиации.

4)Не курить, реже бывать в накуренных помещениях (в процессе курения аэрозольные частицы активно оседают на частицах дыма).

5)В 5-20 раз снижают выделение радона стенами помещений такие простые вещи, как побелка, покраска или оклеивание обоями.

6)Смените монитор с лучевой трубкой на более современный, жидкокристаллический – у него гораздо ниже радиационный фон.

 Тема: «Физика за чайным столом»

Тип: Урок обобщения и систематизации знаний.  

             

                                                                                                                                              Чай освежает тело                                                                                                                                     укрепляет дух                                                                                                                       смягчает сердце,                                                                                                                                    пробуждает мысли                                                                                                                               прогоняет леность.                                                                                                                                                (Авиценна)

Цели урока:

обобщение и углубление знаний по теме «Тепловые явления»;

воспитание культуры общения друг с другом, ответственности за выполнение своей работы перед товарищами;

развитие интереса к предмету, формирование умения взглянуть на изучаемые явления под другим углом зрения.

Подготовка:

класс делится на две группы, каждая группа за неделю до урока получает задания: 1) подготовить три вопроса по теме урока, чтобы задать его другой команде; 2) подготовить и провести опыт, объяснить который должна команда-оппонент; вопросы и опыты предварительно обсуждаются с учителем;

каждой группе – приготовить заварочный чайник, посуду для чаепития, чай и сладости, скатерть, салфетки, куклу-грелку, оборудование для опыта, узнать и оформить материал о пользе чая, о правилах заваривания, о традициях чаепития на Руси и в других странах;

учителю – приготовить электрические чайники (или самовар), пиалу, стакан с подстаканником.

Оформление доски:

плакат, соответствующий теме урока; тема урока; эпиграф урока; поговорки о пользе чая:

чай пить – приятно жить;

выпей чайку – позабудешь тоску;

устал – пей чай, жарко – пей чай, хочешь согреться – пей чай;

если чай не пьешь, где силы берешь

СХЕМА ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА

Этапы

Деятельность учителя и жюри

Деятельность учащихся

1. Оргмомент

2. Конкурс «Пока чайник закипает»

3. Конкурс «Опыт»

4. Конкурс «Эстафета»

5. Подведение итогов

Жюри накрывает свой стол. Приветствие, вступительное слово учителя – постановка целей и задач урока.

Прослушивание вопросов и ответов групп друг другу, дополнительных вопросов учителя. Оценка ответов, дополнений, исправлений.

Наблюдение демонстраций, прослушивание и оценка объяснений, дополнений, исправлений.

Наблюдение за эстафетой, оценка ответов.

Заключительное слово председателя жюри, учителя.

Каждая группа накрывает свой стол. Столы размещаются полукругом.

Участие в конкурсе

Чаепитие с одновременным участием в конкурсе.

Участие в конкурсе.

Сдача материалов, подготовленных к уроку, д/з - кроссворд

Ход урока

Учитель. Ребята! Я знаю, вы с удовольствием каждый день пьете чай, но уверена, что не многие задумывались над сопровождающими этот процесс физическими явлениями. Сегодня на уроке мы попробуем это сделать. Итак, мы с вами разделились на группы - команды, каждый член команды должен набрать как можно больше баллов - конфет, которые члены жюри будут давать за правильный ответ на вопрос и дополнения.

Каждая группа участвует в трех конкурсах: «Пока чайник закипает», «Опыт», «Эстафета».

Итак, включаем чайник.

КОНКУРС «Пока чайник закипает»

Вопрос 1 группы.

Захотел попить  горячего чайку – поставь чайник на плиту, потом залей заварку кипятком. Просто и быстро. Но если говорить строго, то в сравнении с прошлым годом и даже прошлым месяцем, твой чайник будет закипать все дольше. Почему?

Ответ. Ответ на этот вопрос ты найдешь, заглянув внутрь чайника. Если он не очень новый, то на дне и стенках уже образовался серо-коричневый налет – накипь. От этого стенки и дно стали толще, и, чтобы их прогреть, надо больше времени и тепла. К тому же накипь почти в тридцать раз хуже проводит тепло, чем металл, из которого сделан чайник.

Откуда же взялась эта накипь? Вроде каждый раз заливаем в чайник чистую, прозрачную воду? В воде содержится малое количество нерастворимых солей – карбонатов металлов. Их так немного, и частицы их так малы, что вода кажется прозрачной. Когда же она в чайнике выкипает, то есть испаряется, то эти соли остаются и постепенно накапливаются на стенках и дне. Конечно, трудно обнаружить налет после одного кипячения, но через несколько месяцев накипь будет уже заметна.

Вся беда в том, что она не растворяется в воде. Поэтому просто так чайник не отмыть. Если же ты хочешь сделать маме приятное, добавь к литру воды пять столовых ложек уксуса и прокипяти в чайнике этот раствор в течение двух часов. Уксусная кислота взаимодействует с карбонатами. При этом образуются растворимые соли – ацетаты и углекислый газ. Газ улетучивается, а воду с растворенной накипью ты выльешь.

Дополнительный вопрос учителя. А зачем чайник закрывают крышкой?

Вопрос 2  группы.

В каком чайнике лучше кипятить воду?

       Ответ. Приходя в магазин наверняка вы замечали, что там продаются чайники с светлой, а иногда и с блестящей поверхностью. Дело в том, что излучение зависит от цвета, и чайник с блестящей поверхностью будет медленнее излучать тепло, а значит, и чай в нем будет дольше оставаться горячим.

Дополнительный вопрос учителя. А почему воду в чайнике нагревают снизу?

Вопрос первой группы.

Что сильнее обжигает: 100-градусный пар или кипяток? Почему?

Ответ. Если, например, под крышкой чайника находится 100-градусный водяной пар, и некоторая его часть при открывании крышки сконденсируется на руке, то выделится количество теплоты . При охлаждении кипятка же выделится количество теплоты , что почти в 10 раз меньше. Таким образом, пар обжигает сильнее кипятка, главным образом, из-за выделяющегося при конденсации значительного тепла. Кроме того больше оказывается и площадь поражения.

Дополнительный вопрос учителя. Из носика чайника идет пар. Но ведь он невидим. Что же тогда мы видим?

Вопрос 2 группы.

А зачем вообще надо кипятить чай?

Ответ. «Чтобы была горячей», - скажете вы. Но воду кипятят еще и затем, чтобы уничтожить бактерии и микробы. Кстати, последнее мнение ученых – в кипящей воде микробов убивает ультразвук. Это очень высокий звук, тоньше комариного писка. Он настолько тонок, что человек не слышит его. Что же происходит в чайнике? Вода начинает кипеть, и образуются воздушные пузырьки. Когда такой пузырек лопается, рождаются звуковые волны, в том числе и ультразвук с очень высокими волнами. Он губителен для микробов потому, что они такие же маленькие, как и длины ультразвуковых волн.

Дополнительные вопросы учителя.

Почему перед закипанием чайник шумит?

Какую температуру имеет кипящая вода? Всегда ли вода кипит при 100 С?

Что такое кипение?

Вопрос 1 группы.

Чайник закипает. Приготовим сосуды для чая. Какова форма сосудов? Почему удобна для чаепития пиала? Когда в обиход вошли стаканы и хороши ли серебро и алюминий в качестве материала для подстаканников?

Ответ.  Сосуды и старинные чашки для чая имеют форму, подобную пиале, с большой поверхностью, благодаря этой большой поверхности верхние слои жидкости остывают быстрее, чем у дна, и ее можно пить, не обжигаясь. (Известно, что чем больше площадь поверхности жидкости, тем больше скорость ее испарения, а при испарении жидкость охлаждается). В тоже время нижний слой, до которого черед дойдет позже, долго остается горячим.

Стаканы вошли в обиход в XIX в. в связи с дороговизной фарфоровых чашек. Серебро и алюминий обладают хорошей теплопроводностью и с этой точки зрения неудобны, так как быстро нагреваются от чая и быстро отдают тепло в окружающую среду.

Дополнительные вопросы учителя.

Для чего делают ручки у чашек?

Старые люди наливают чай в блюдце и дуют. Зачем?

Вопрос 2 группы.

Пришла пора заваривать чай. Какие правила заварки чая вы знаете, какие физические явления происходят при заварке и после, когда в чай добавляют сахар?

Ответ. 1) для заварки лучше использовать чайник из фарфора, а не из металла. Фарфоровый чайник обладает меньшей теплопроводностью, поэтому остывает  медленнее и лучше сохраняет тепло;

2) известно, что вкус чая зависит от температуры, при которой он заварен. Чем выше температура  в момент заварки, тем чай вкуснее, поэтому перед заваркой чайник один - два раза ополаскивают кипятком. Однако перегревать его не надо, - от этого чай горчит;

3) всыпав  чай, в чайник наливают кипяток, закрывают крышкой и укутывают сверху полотняной салфеткой или помещают сверху на него куклу-грелку так, чтобы она закрывала отверстия на крышке и носике (это нужно в основном не для тепла – чай не должен преть, - а для уменьшения утечки с паром аромата). Наполнять чайник можно сразу доверху;

4) настаивать чай следует 4 – 5 мин. Здесь мы встречаемся с явлением диффузии, но не только в жидкости (окрашивание кипятка и приобретение им специфического вкуса), а и в газах (ощущается запах чая)

Дополнительные вопросы учителя.

Для чего в крышке заварочного чайника дырочка?

Для чего на заварочный чайник надевают тряпичную куклу?

Почему чай в термосе остается горячим?

Что такое диффузия?

КОНКУРС «Опыт»

Группа I

Ученик кипятит воду в бумажной коробочке. Почему бумага не горит?

Ответ. Пока вода кипит, температура бумаги не поднимается выше 100 С, а бумага при такой температуре еще не загорается.

Группа II

Показывает опыт с блюдцем, стаканом и кипятком. В блюдце наливаем кипяток и ставим туда стакан вверх дном. Вода из блюдца поднимается в стакан. Объясните явление.

Ответ. Пар в стакане над кипятком постепенно охлаждается и конденсируется, давление внутри стакана падает, и атмосферное давление загоняет воду в стакан.

КОНКУРС «Эстафета»

Вопросы эстафеты написаны на карточках и разложены на столе. Ученики друг за другом, по очереди вытягивают вопросы и дают на них ответы.

Вопросы эстафеты:

Что называется внутренней энергией?

Какими способами ее можно изменить?

Как передается энергия при теплопроводности?

Что называется конвекцией?

Что называется удельной теплоемкостью?

Как рассчитать количество теплоты при

нагревании тела?

Как рассчитать количество теплоты при

плавлении твердого тела?

Как изменяется внутренняя энергия при переходе вещества из жидкого состояния в газообразное?

В конце урока группы сдают жюри в оформленном виде свои материалы. За хорошее оформление добавляется 1 – 2 балла.

Подведение итогов.

Учащиеся подсчитывают количество заработанных баллов (конфет). Жюри подводит общий итог. Учитель объявляет оценки и сообщает домашнее задание.

Учитель. Наш урок чаепитие подошел к концу. Сегодня совмещая приятное с полезным, мы применили свои знания к самым обычным ситуациям. Будет очень хорошо, если каждый день чаще задумываться над окружающими явлениями и постараться объяснить их с точки зрения физики. Благодарю всех за участие.

Домашнее задание: составить кроссворд

Переход вещества из твёрдого состояния в жидкое.

Физическая величина, измеряемая в Джоулях.

Переход вещества из жидкого состояния в твёрдое.

Переход молекул из пара в жидкость.

Разновидность воды в твёрдом состоянии.

Переход молекул из жидкости в пар.

Процесс, сопровождаемый быстрым образованием пузырьков пара, прорывающихся через поверхность жидкости.

Жидкость с большой удельной теплоёмкостью.

Топливо, получаемое из нефти.

Литература:

Г.И. Пономарева. Физика за чайным столом. Урок в 8-м классе. Газета «Физика», № 47/97

Т.С. Фещенко. Физика на кухне. Газета «Физика», № 3/98

А.Х. Кузьмина. Приглашение к чаю. Журнал «Классный руководитель», №1/2000.

Н.А. Касаткина. Чай. Как он приятен, вкусен, крепок, ароматен! Классные часы. 5 – 6 классы. – Волгоград: Учитель, 2000Игра

                                                              Урок-игра

                                                      "Что? Где? Когда?"

   

Цели:

Воспитательные:

Привитие навыков культурного общения.

Выявление способностей детей.

Развивающие:

Формирование умений делать опыты и пользоваться измерительными приборами;

Развивать умения творчески подходить к решению задач

Развитие коммуникативных способностей детей.

Развитие умений выступления перед аудиторией.

Обучающие:

Выработка предметных компетенций.

Привитие интереса к предмету.

Обобщение ранее изученного материала.

Демонстрация применимости в жизни знаний, получаемых на различных уроках.

Оборудование:

Презентация.

Черный ящик.

Табло счета.

                                         

Инструкция

  1) Чтобы вращать волчок, щелкните по его изображению.  2) Для чтения вопроса, щелкните по конверту или по сектору «13» (если выпал именно он).  3) На обдумывание вопроса дается 2 минуты (1 минута – для ознакомления с вопросом + 1 минута – на обсуждение). Об окончании времени оповестит звуковой сигнал. О ходе времени можно узнать по ленте времени в правой части окна с вопросом.  4) Узнать ответ можно выбрав поле «Правильный ответ».  5) Чтобы вернуться к игровому столу, щелкните по красной кнопке со стрелкой в правой верхней части окна с вопросом.  6) Чтобы покинуть игру, щелкните по красной кнопке с крестиком в правой верхней части окна с игровым столом или окна с инструкцией.

 Старт

    1.Уважаемые знатоки .

 Какая физическая ошибка допущена в следующем стихотворении?

Она жила и по стеклу текла,

Но вдруг ее морозом оковало,

И неподвижной льдинкой капля стала,

И в мире поубавилось тепла.

Правильный ответ

При кристаллизации воды тепло, наоборот выделяется.

     2.Уважаемые знатоки.

 вопрос :  Этот ученый – один из известных физиков древности. Ему приписывают фразу:   « Дайте мне точку опоры,  и я сдвину Землю»   О ком идет речь?

 Правильный ответ:    

Этот ученый – один из известных физиков древности. Ему приписывают фразу: « Дайте мне точку опоры,  и я сдвину Землю» О ком идет речь?

3.Уважаемые знатоки , вопрос

  В районах со снежной зимой при оттепели деревянные крыши домов иногда продавливаются и рушатся под действием снега. А как изменяется сила тяжести, действующая на снег, находящийся на крыше, в процессе его таяния? При рассуждениях не учитывайте стекание растаявшего снега с крыши, изменение высоты центра тяжести тающего снега .

Правильный ответ:

В районах со снежной зимой при оттепели деревянные крыши домов иногда продавливаются и рушатся под действием снега. А как изменяется сила тяжести, действующая на снег, находящийся на крыше, в процессе его таяния? При рассуждениях не учитывайте стекание растаявшего снега с крыши, изменение высоты центра тяжести тающего снега (и даже связь массы с энергией, выраженную в формуле Эйнштейна).

4.Уважаемые знатоки , вопрос:

  черный ящик    

 Китайцы называли их чу-ши, греки – адамас, геркулесов камень, французы – айман, египтяне – кость Ора, немцы – магнесс, англичане – лоудстоун. Большинство этих названий означает «любящий». О чем говорится таким поэтическим языком древних?

Правильный ответ: магнит

5.Уважаемые знатоки, вопрос :

  Наливая жирный суп и чай равной температуры в одинаковые сосуды одного и того же объема, суп остывает гораздо медленнее чая. Почему?

Правильный ответ:

(остывание в открытом сосуде идет благодаря теплопроводности и испарению. Молекулы при испарении покидают поверхность и забирают часть энергии. Суп под жирной пленкой медленнее охлаждается, так как пленка мешает парообразованию)

6.Брей ринг

1.   Электричество бывает диким?  

 2.Урок, где в карты играть разрешено?

3. У какого вентилятора мускульная тяга?  

 Правильный ответ

Электричество бывает диким?

(молния)

Урок, где в карты играть разрешено?

(география)

У какого вентилятора мускульная тяга?

(веер)

7.Уважаемые знатоки , вопрос:

   Лежит на земле: ни закрасить, ни соскоблить, ни завалить.

  Правильный ответ

( Тень .)

8.Уважаемые знатоки, вопрос : Сильнее солнца, слабее ветра, ног нет, а идет, глаз нет, а плачет?  

 Правильный ответ

( Туча .)

9.Уважаемые знатоки , вопрос:

 Прожил долгую жизнь, родился в Англии, никогда не выезжал из нее.  Самому важному сочинению своей жизни он дал заглавие «Математические начала натуральной философии». Это сочинение превратило физику в уникальную область человеческих знаний, методы которой обладают абсолютной универсальностью. Выведенные им законы могут применяться и для описания внутриклеточных процессов, и для движения галактик. Его три закона создали почву для новой научной практики, получившей название классической науки  Та яблоня, упавшее с которой ему на голову яблоко подтолкнуло его к открытию закона всемирного тяготения, была единственной в его саду в небольшом поместье недалеко от Лондона.  

 Правильный ответ

Исаак Ньютон

10.Уважаемые знатоки, вопрос :

  Взвесим банку со спящими мухами. Затем встряхнем ее, чтобы мухи летали, и снова взвесим. Изменится ли вес банки?  

Правильный ответ

Вес банки не изменится. Чтобы летать, насекомые должны возбуждать нисходящие воздушные потоки, равные их весу.

11.Уважаемые знатоки, вопрос:

  Где на Земле легче всего живется? Это задача-шутка, но на этот вопрос, если подумать, можно дать разумный, вполне обоснованный ответ.

Правильный ответ

На экваторе - там все предметы становятся легче из-за центробежной силы и приплюснутости Земли у полюсов.

12.Уважаемые знатоки, вопрос:

 Почему мокрые пальцы примерзают зимой к металлическим предметам и не примерзают к деревянным?  

Правильный ответ

(Металл, обладая большей, чем дерево, теплопроводностью, отводит от тонкой пленки воды теплоту настолько быстро, что она охлаждается ниже температуры плавления и замерзает.)

Подведение итогов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика проведения исследовательской работы по физике для 9 и 10 классов "Прогнозирование результатов прыжков в длину и проверка прогноза на опыте"

Учебный материал о движении тела, брошенного под углом к горизонту, является одним из наиболее сложных и, в то же время, важных в разделе «Механика» курса физики общеобразовательной школы. Как по...

Домашние практические работы из серии "Нестандартные лабораторные (исследовательские) работы по физике, 7-9 классы "

Одним из важных направлений в работе учителя физики является приобщение учащихся к исследовательской деятельности. Выполнение таких работ способствует более глубокому пониманию учебного материала, раз...

Научно - исследовательская работа по физике "Физика и музыка"

Представлены материалы иссследования по указанной теме. Прослеживается связь физики и музыки, а именно звуковые явления. Извлечение звуков музыкальных инструментов. Свойства звука, шкала громкости... ...

Исследовательская работа по физике на тему: «Физика в литературе»

ВведениеЯ выбрала именно эту тему для проекта, потому что физика и литература являются одними из моих любимых предметов, и потому что в различных литературных произведениях можно встретить описание фи...

Исследовательская работа по физике "Физика в танцевальных движениях"

С первого класса я посещаю танцевальный ансамбль «Калинка», в котором на протяжении нескольких лет познакомилась с танцами многих народов. Чтобы танец был красивым, необходимо затрачивать ...

Исследовательская работа по физике на тему: "Приборы по физике своими руками и простые опыты с ними. Термометр"

Исследовательская работа по физике на тему: "Приборы своими руками и простые опыты с ними" для 7 класса.  Даннная исследовательская работа может быть использована как учителями, так и у...

Исследовательская работа по физике на тему: "Приборы по физике своими руками и простые опыты с ними. Электроскоп".

Данная исследовательская работа предназначена для учащихся 8 классов и учителей по данной теме....