Рабочая программа Физика 9 класс
рабочая программа по физике (9 класс)

Лецко Алексей Борисович

Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках А. В. Перышкина≪Физика≫ для 7 класса системы ≪Вертикаль≫. Программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам обучения, представленных в Стандарте основного общего образования. Программа определяет содержание и структуру учебного материала, последовательность его изучения, пути формирования системы знаний, умений и способов деятельности,

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9_klass_fizika_fgos.docx37.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Тюменцевскаясредняя

общеобразовательная школа Тюменцевского района Алтайского края

(МБОУ Тюменцевская СОШ)

Принята на заседании                                                                                      педагогического совета        

«_____»_________20    г.                                                                                                                                                        

Утверждаю

Директор школы__________(Т.Ф.Калужина)

Приказ №____ от «____»_________20    г.

Рабочая программа

По физике

9 класс

Лецко А.Б. учитель физики.

Тюменцево, 2019г.

  1. Пояснительная записка

           1.1 Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа.

Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках А. В. ПерышкинаФизика для 9 класса системы Вертикаль. Программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам обучения, представленных в Стандарте основного общего образования. Программа определяет содержание и структуру учебного материала, последовательность его изучения, пути формирования системы знаний, умений и способов деятельности,

            1.2 Общие цели учебного предмета

Цели изучения физики в основной школе следующие:

 усвоение учащимися смысла основных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;

 формирование системы научных знаний о природе, ее фундаментальных законах для построения представления о физической картине мира;

 систематизация знаний о многообразии объектов и явлений природы, о закономерностях процессов и о законах физики для осознания возможности разумного использования достижений науки в дальнейшем развитии цивилизации;

 формирование убежденности в познаваемости окружающего мира и достоверности научных методов его изучения;

 организация экологического мышления и ценностного отношения к природе;

 развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся, а также интереса к расширению и углублению физических знаний и выбора физики как профильного предмета.

            1.3Описание места учебного предмета в учебном плане

В основной школе физика изучается с 7 по 9 класс. Учебный план составляет 210 учебных часов, в том числе в 7,8, 9 классах по 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю. В соответствии с учебным планом курсу физики предшествует курс Окружающий мир, включающий некоторые познания из области физики и астрономии. В 5—6 классах возможно преподавание курса Введение в естественно-научные предметы. Естествознание, который можно рассматривать как пропедевтику курса физики. В свою очередь, содержание курса физики основной школы, являясь базовым звеном в системе непрерывного естественно-научного образования, служит основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.

 1.4 УМК

УМК для учителя:

  1. Программа курса физики для 7—9 классов общеобразовательных учреждений (авторы А. В. Перышкин, Н. В. Филонович, Е. М. Гутник).
  2. Физика. 9 класс. Учебник (авторы А. В. Перышкин,Е. М. Гутник Дрофа  2017).
  3. Физика. Рабочая тетрадь. 9 класс (авторы Т. А. Ханнанова, Н. К. Ханнанов.Дрофа 2015г)
  4. Физика. Тематическое планирование. 9 класс (авторЕ. М. Гутник Дрофа 2016г.).
  5. Физика. Дидактические материалы. 9 класс (авторыА. Е. Марон, Е. А. Марон2016г).
  6. Физика. Сборник вопросов и задач. 7—9 классы (авторы А. Е. Марон, С. В. Позойский, Е. А. Марон Дрофа 2014).
  7. Диагностические работы 9 класс (В.В Шахматов О.РШефер Дрофа 2017г)

УМК для ученика:

Физика. 9 класс. Учебник (авторы А. В. Перышкин,Е. М. Гутник Дрофа  2017).

      2.Планируемые результаты образования.

Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно ориентированного  подходов в процессе усвоения программы, что обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими.

Результатам образования являются компетентности, заключающиеся в сочетании знаний и умений, различных видов деятельности, приобретенных в процессе усвоения учебного содержания, а также способностей, личностных качеств учащихся.

Планируемые результаты реализации программы.

  • знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
  • приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;
  • формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;
  • овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
  • понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.

Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:

  • сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  • убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элемент общечеловеческой культуры;
  • самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
  • готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
  • мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно-ориентированного подхода;
  • формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:

  • овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
  • понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
  • формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
  • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;  развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
  • освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
  • формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Предметные результаты обучения физике в основной школе представлены в содержании курса по темам.

9 класс (70 ч, 2 ч в неделю)

Законы взаимодействия и движения тел. Материальная точка. Система отсчета. Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения. Прямолинейное равноускоренное движение: мгновенная скорость, ускорение, перемещение. Графики зависимости

кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении. Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Инерциальная система отсчета. Законы Ньютона. Свободное падение. Невесомость. Закон всемирного тяготения. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ

1. Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.

2. Измерение ускорения свободного падения. Предметными результатами обучения по данной теме являются:

—понимание и способность описывать и объяснять физические явления: поступательное движение, смена дня и ночина Земле, свободное падение тел, невесомость, движение поокружности с постоянной по модулю скоростью;

—знание и способность давать определения/описания физических понятий: относительность движения, геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира, реактивное движение; физических моделей: материальная точка, система отсчета; физических величин: перемещение, скорость равномерного прямолинейного движения, мгновенная скорость и ускорение при равноускоренном прямолинейном движении, скорость и центростремительное ускорение при равномерном движении тел по окружности, импульс;

—понимание смысла основных физических законов: законы Ньютона, закон всемирного тяготения, закон сохранения импульса, закон сохранения энергии и умение применять их на практике;

—умение приводить примеры технических устройств и живых организмов, в основе перемещения которых лежит принцип реактивного движения; знание и умение объяснять устройство и действие космических ракет-носителей;

—умение измерять: мгновенную скорость и ускорение при равноускоренном прямолинейном движении, центростремительное ускорение при равномерном движении по окружности;

—умение использовать полученные знания в повседневной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды).

Механические колебания и волны. Звук (12 ч)

Колебательное движение. Колебания груза на пружине. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник. Амплитуда, период, частота колебаний. Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс. Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные и продольные волны. Длина волны.Связь длины волны со скоростью ее распространения и периодом (частотой). Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука. Эхо. Звуковой резонанс.

ФРОНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

3. Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний маятника от длины его нити.Предметными результатами обучения по данной теме являются:

—понимание и способность описывать и объяснять физические явления: колебания математического и пружинного маятников, резонанс

 (в том числе звуковой), механическиеволны, длина волны, отражение звука, эхо;

—знание и способность давать определения физических понятий: свободные колебания, колебательная система, маятник, затухающие колебания, вынужденные колебания, звук и условия его распространения; физических величин: амплитуда, период и частота колебаний, собственная частота колебательной системы, высота, громкость звука, скорость звука; физических моделей, математический маятник;

—владение экспериментальными методами исследования зависимости периода и частоты колебаний маятника от длины его нити.

Электромагнитное поле (16 ч)

Однородное и неоднородное магнитное поле. Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика. Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки. Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции. Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние. Электро-магнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы. Колебательный

контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения. Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель преломления. Дисперсия света. Цвета тел. Типы оптических спектров. Поглощение и испускание света атомами.

Происхождение линейчатых спектров.

ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ

4. Изучение явления электромагнитной индукции.

5. Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания.Предметными результатами обучения по данной теме являются:

—понимание и способность описывать и объяснять физические явления/процессы: электромагнитная индукция, самоиндукция, преломление света, дисперсия света, поглощение и испускание света атомами, возникновение линейчатых спектров испускания и поглощения;

—знание и способность давать определения/описания  физических понятий: магнитное поле, линии магнитной индукции, однородное и неоднородное магнитное поле, магнитный поток, переменный электрический ток, электромагнитное поле, электромагнитные волны, электромагнитные колебания, радиосвязь, видимый свет; физических величин: магнитная индукция, индуктивность, период, частота и

амплитуда электромагнитных колебаний, показатели преломления света;

—знание формулировок, понимание смысла и умение применять закон преломления света и правило Ленца, квантовых постулатов Бора;

—знание назначения, устройства и принципа действия  технических устройств: электромеханический индукционный генератор переменного тока, трансформатор, колебательный контур, детектор, спектроскоп, спектрограф;

Строение атома и атомного ядра (11 ч)

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета- и гамма-излучения. Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома. Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях. Экспериментальные методы исследования частиц. Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. Изотопы. Правила смещения для альфа- и бета-распада при ядерных  реакциях. Энергия связи частиц в ядре. Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций. Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада.

Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звезд.

ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ

6. Измерение естественного радиационного фона дозиметром.

7. Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков.

8. Оценка периода полураспада находящихся в воздухе продуктов распада газа радона.

9. Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям.

Предметными результатами обучения по данной теме являются:

—понимание и способность описывать и объяснять физические явления: радиоактивность, ионизирующие излучения;

—знание и способность давать определения/описания физических понятий: радиоактивность, альфа-, бета- и гам-ма-частицы; физических моделей: модели строения атомов, предложенные Д. Томсоном и Э. Резерфордом; протонно-

нейтронная модель атомного ядра, модель процесса деленияядра атома урана; физических величин: поглощенная дозаизлучения, коэффициент качества, эквивалентная доза, период полураспада;

—умение приводить примеры и объяснять устройство и принцип действия технических устройств и установок: счетчик Гейгера, камера Вильсона, пузырьковая камера, ядерный реактор на медленных нейтронах;

—умение измерять: мощность дозы радиоактивного излучения бытовым дозиметром;

—знание формулировок, понимание смысла и умение применять: закон сохранения массового числа, закон сохранения заряда, закон радиоактивного распада, правило смещения;

—владение экспериментальными методами исследования в процессе изучения зависимости мощности излучения продуктов распада радона от времени;

—понимание сути экспериментальных методов исследования частиц;

—умение использовать полученные знания в повседневной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.).

Строение и эволюция Вселенной (5 ч)

Состав, строение и происхождение Солнечной системы. Планеты и малые тела Солнечной системы. Строение,излучение и эволюция Солнца и звезд. Строение и эволюция Вселенной.

Предметными результатами обучения по данной теме являются:

—представление о составе, строении, происхождении и возрасте Солнечной системы;

—умение применять физические законы для объяснения движения планет Солнечной системы;

—знать, что существенными параметрами, отличающими звезды от планет, являются их массы и источники энергии (термоядерные реакции в недрах звезд и радиоактивные в недрах планет);

—сравнивать физические и орбитальные параметры планет земной группы с соответствующими параметрами планет-гигантов и находить в них общее и различное;

—объяснять суть эффекта Х. Доплера; формулировать и бобъяснять суть закона Э. Хаббла, знать, что этот закон явился экспериментальным подтверждением модели нестационарной Вселенной, открытой А. А. Фридманом.

Итоговая контрольная работа (1 ч)

Резервное время (2 ч)

Общими предметными результатами обучения по данному курсу являются:

—умение пользоваться методами научного исследования  явлений природы: проводить наблюдения, планировать и  выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;

—развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, использовать физические модели, выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез.

4.Тематическое поурочное планирование  

урока

Наименование раздела программы, тем уроков

Кол-во

часов

ЗАКОНЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ДВИЖЕНИЯ ТЕЛ (23 ч)

1

Материальная точка. Система отсчета. (§ 1)

1

2

Перемещение .(§ 2)

1

3

Определение  координаты движущегося тела. (§ 3)

1

4

Перемещение при прямолинейном равномерном движении.(§ 4)

1

5

Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение (§ 5)

1

6

Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости.(§ 6)

1

7

Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении. (§ 7)

1

8

Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости .(§ 8)

1

9

Лабораторная работа № 1Исследование равноускоренногодвижениябезначальнойскорости

1

10

Относительностьдвижения. (§ 9) Самостоятельнаяработа№ 1 (поматериалу§ 1—8).

1

11

Инерциальныесистемыотсчета. ПервыйзаконНьютона (§ 10)

1

12

ВторойзаконНьютона (§ 11)

1

13

Третий закон Ньютона (§ 12)

1

14

Свободноепадениетел (§ 13)

1

15

Движениетела, брошенноговертикальновверх. Невесомость (§ 14).

Лабораторнаяработа№ 2 Измерение ускорениясвободногопадения

1

16

Законвсемирноготяготения (§ 15)

1

17

УскорениесвободногопадениянаЗемлеидругихнебесныхтелах (§ 16)

1

18

Прямолинейноеикриволинейноедвижение. Движениетелапоокружностиспостояннойпомодулюскоростью(§ 17, 18)

1

19

Решение задач. Решениезадачпокинематикенаравноускоренноеиравномерноедвижение, законы

Ньютона, движениепоокружностиспостояннойпомодулюскоростью.

1

20

Импульс тела. Закон сохранения импульса (§ 20)

1

21

Реактивное движение. Ракеты (§ 21)

1

22

Вывод закона сохранения механической энергии (§ 22)

1

23

Контрольная работа № 1 «Законы взаимодействия и движения тел»

1

МЕХАНИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ.  (12 ч)

24

Колебательноедвижение. Свободныеколебания (§ 23)

1

25

Величины, характеризующиеколебательноедвижение (§ 24)

1

26

Лабораторнаяработа№ 3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний маятника от длины его нити»

1

27

Затухающиеколебания. Вынужденныеколебания (§ 26)

1

28

Резонанс(§ 27)

1

29

Распространениеколебанийвсреде. Волны(§ 28)

1

30

Длинаволны. Скоростьраспространенияволн (§ 29)

1

31

Источникизвука. Звуковыеколебания (§ 30)

1

32

Высота, игромкостьзвука (§ 31)

1

33

Распространение звука. Звуковые волны (§ 32)

1

34

Контрольная работа № 2 «Механические колебания и волны. Звук»

1

35

Отражение звука. Звуковой резонанс (§ 33)

1

ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЕ ПОЛЕ (16 ч)

36

Магнитное поле (§ 35)

1

37

Направлениетокаинаправлениелинийегомагнитногополя (§ 36)

1

38

Обнаружениемагнитногополяпоегодействиюнаэлектрическийток. Правилолевойруки (§ 37)

1

39

Индукциямагнитногополя. Магнитныйпоток(§ 38, 39)

1

40

Явлениеэлектромагнитнойиндукции (§ 40)

1

41

Лабораторнаяработа№ 4 Изучение явленияэлектромагнитнойиндукции

1

42

Направлениеиндукционноготока. ПравилоЛенца (§ 41)

1

43

Явлениесамоиндукции (§ 42)

1

44

Получениеипередачапеременногоэлектрическоготока. Трансформатор (§ 43)

1

45

Электромагнитноеполе. Электромагнитныеволны (§ 44, 45)

1

46

Колебательныйконтур. Получениеэлектромагнитныхколебаний (§ 46)

1

47

Принципырадиосвязиителевидения (§ 47)

1

48

Электромагнитнаяприродасвета (§ 49)

1

49

Преломлениесвета. Физическийсмыслпоказателяпреломления. Дисперсиясвета. Цветател(§ 50, 51)

1

50

Типыоптическихспектров(§ 52) Лабораторнаяработа№ 5 Наблюдениесплошногоилинейчатыхспектровиспускания

1

51

Поглощениеииспусканиесветаатомами. Происхождениелинейчатыхспектров (§ 53)

1

СТРОЕНИЕ АТОМА И АТОМНОГО ЯДРА (11 ч)

1

52

Радиоактивность. Моделиатомов (§ 54)

1

53

Радиоактивныепревращенияатомныхядер(§ 55)

1

54

Экспериментальныеметодыисследованиячастиц (§ 56). Лабораторнаяработа№ 6

1

55

Открытиепротонаинейтрона (§ 57)

1

56

Составатомногоядра. Ядерныесилы (§ 58)

1

57

Энергиясвязи. Дефектмасс(§ 59)

1

58

Делениеядерурана. Цепнаяреакция (§ 60). Лабораторнаяработа№ 7

1

59

Ядерныйреактор. Преобразованиевнутреннейэнергииатомныхядервэлектрическуюэнергию. Атомнаяэнергетика (§ 61, 62)

1

60

Биологическоедействиерадиации. Законрадиоактивногораспада (§ 63)

1

61

Термоядернаяреакция (§ 64). Контрольнаяработа№ 3

1

62

Лабораторнаяработа№ 8 Оценка периодаполураспаданаходящихсяввоздухепродуктовраспадагазарадона. Лабораторнаяработа№ 9 Изучение трековзаряженныхчастицпоготовымфотографиям (выполняетсядома)

1

СТРОЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ (5 ч)

1

63

Состав, строениеипроисхождениеСолнечнойсистемы (§ 65)

1

64

БольшиепланетыСолнечнойсистемы (§ 66)

1

65

МалыетелаСолнечнойсистемы (§ 67)

1

66

Строение, излучениеиэволюцияСолнцаизвезд (§ 68)

1

67

СтроениеиэволюцияВселенной (§ 69) Самостоятельнаяработа№ 4 (поматериалу § 65—68).

1

68

Повторениеиобобщение

1

69

Итоговаяконтрольнаяработа

1

70

Анализошибокконтрольнойработы

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа физика 7-9 класс

рабочая программа физика 7-9 класс...

Рабочая программа (физика 7 класс)

Данная рабочая программа является программой основной школы(авторы: Е. М.Гутник, А. В. Перышкин -Физика 7-9 классы сборника: «Программы для общеобразовательных учреждений «Физика» Москва, Дрофа ...

Рабочая программа .Физика 7 класс.

Рабочая программа и пояснительная записка физика 7 класс, автор Перышкин А.В....

Рабочая программа.Физика 8 класс.

Рабочая программа и пояснительная записка по физике 8 класс, автор Перышкин А.В....

Рабочая программа физика 8 класс

Программа соответствует образовательному минимуму содержания основных образовательных программ и требованиям к уровню подготовки учащихся. Она позволяет сформировать у учащихся основной школы до...