Сила трения 7 класс
учебно-методический материал по физике (7 класс)

Ковбанина Евгения Юрьевна
Мы каждый урок открываем для себя что-то новое, изучая науку о природе, физику. Сегодня мы познакомимся с таинственной силой – силой трения! На уроке мы должны выяснить: трение союзник или враг человека.

 На уроке сформировать у учащихся  понятие о  силе трения, её причинах и закономерностях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_urok_sila_treniya.docx29.85 КБ

Предварительный просмотр:

7 класс                   Урок на тему «Сила трения»              

  Дата 17.12.2016г_

Учитель: Ковбанина Евгения Юрьевна

Цель урока: сформировать у учащихся  понятие о  силе трения, её причинах и закономерностях.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Задачи урока:

Образовательные:

- формирование умения планировать и проводить физические опыты, объяснять физические явления

- формирование у учащихся умений и навыков способствующих самостоятельному открытию новых знаний, использованию новых способов поиска информации, развитию проблемного мышления.

- формирование умения систематизировать изученное, раскрывать взаимосвязь между изученным теоретическим материалом и явлением в жизни,

- формировать умение взаимодействовать при групповой форме работы.

Развивающие:

- развитие логического мышления.

- развитие коммуникативных умений и навыков при работе в классе

Воспитательные:

- воспитание интереса к предмету

- воспитание добросовестного отношения к труду

Оборудование: динамометры, деревянные бруски с крючками, металлические цилиндры, лупы, кусочки наждачной бумаги, 2 стеклянные пластины, пипетка, стакан с водой.

- компьютер, мультимедийный проектор.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Мотивация урока

Мы каждый урок открываем для себя что-то новое, изучая науку о природе, физику. Сегодня мы познакомимся с таинственной силой – силой трения! На уроке мы должны выяснить: трение союзник или враг человека. Но вначале необходимо повторить полученные знания по теме.

3. Проверка знаний, полученных на предыдущих уроках

Решение задач на доске ( по записи дано определяем текст задачи):

- Мальчик массой 50 кг надел на плечи рюкзак массой 8 кг. С какой силой мальчик давит на пол?

-Определите силу тяжести, действующую на гирю массой 8 кг , которую поднимает мальчик массой 50 кг

Фронтальный опрос:

- Что такое сила?

- К чему приводит действие силы?

- Какие силы мы уже знаем?

- Укажите единицы измерения силы

- Укажите название прибора для определения силы

Проверьте, пожалуйста, ответы. (учащиеся обменивают своими ответами в парах и осуществляют взаимопроверку).  Пять правильных ответов это «5», четыре правильных ответа- «4» и так далее.

Проверяем задачи на доске. Ребята задайте учащимся вопросы.

Молодцы. (Выставление оценок).

4. Постановка цели урока:

Тема сегодняшнего нашего урока: « Сила трения».   Теперь нам необходимо изучить одну из самых важных сил – силу трения, которая сильнее бурь, ветров и непогоды. И я думаю, вы со мной в конце урока с этим согласитесь. Поэтому целью нашего сегодняшнего урока является следующее: познакомиться с силой трения, выяснить действительно ли сила трения сильнее бурь, ветров и непогоды, экспериментально установить причины возникновения силы трения, какие существуют виды силы трения, а также выяснить положительную и отрицательную роль силы трения в жизни.

5. Изучение нового материала

С явлением трения и силой трения мы знакомы с детства. Первые исследования силы трения были проведены великим итальянским ученым Леонардо да Винчи более 400 лет назад, но эти работы не были опубликованы. Законы сухого трения были описаны французскими учеными Гильомом Амонтоном и Шарлем Кулоном. 

Очень красочно о роли трения пишет французский физик Гильом :
"Всем нам случалось выходить в гололедицу: сколько усилий требовалось, чтобы удерживаться от падения, сколько смешных движений приходилось нам проделывать, чтобы устоять! Это заставляет нас признать, что земля, по которой мы ходим, обладает драгоценным свойством, благодаря которому мы сохраняем равновесие без особых усилий. Та же мысль возникает у нас, когда мы едем на велосипеде по скользкой мостовой или когда лошадь скользит по асфальту и падает. Изучая подобные явления, мы приходим к открытию тех следствий, к которым приводит трение. Инженеры стремятся устранить его в машинах – и хорошо делают. В прикладной механике о трении говорится, как о крайне нежелательном явлении, и это правильно, однако лишь в узкой специальной области. Во всех прочих случаях мы должны быть благодарны трению: оно дает нам возможность ходить, сидеть и работать без опасения, что книги и чернильница упадут на пол. Трение представляет настолько распространенное явление, что нам, за редким исключением, не приходится призывать его на помощь: оно является к нам само.

Трение способствует устойчивости. Плотники выравнивают пол так, что столы и стулья остаются там, куда их поставили. Блюда, стаканы, поставленные на стол, остаются неподвижными без особых забот с нашей стороны, если только дело не происходит на пароходе во время качки.

Вообразим, что трение может быть устранено совершенно. Тогда никакие тела, будь они величиной с каменную глыбу или малы, как песчинки, никогда не удержится одно на другом. Не будь трения, Земля представляла бы шар без неровностей, подобно жидкой капли”.

Исходя из жизненного опыта, попробуйте сформулировать определение этому явлению. Что такое трение?

Варианты ответа: сопротивление движению, механическое сопротивление движению.

6. Постановка проблемы, исследования и выводы:

Что перед вами лежит? (брусок). Давайте сейчас проведем опыт

Опыт 1: "Наблюдение явления трения”.

На столе лежит деревянный брусок. Толкните его и наблюдайте за его движением. Прикрепите к нему динамометр и тяните равномерно. Замените брусок цилиндром и проделайте то же самое.

Что вы можете сказать о скорости тела? Как она изменялась в опытах?

Какая сила возникает? В результате чего она возникает?

Выводы:

- Трение возникает при соприкосновении поверхностей взаимодействующих тел.

Правильно, при соприкосновении одного тела с другим возникает взаимодействие, препятствующее их относительному движению, которое называют трением. А силу, характеризующую это взаимодействие, называют силой трения

Сила трения – это сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого.

Она обозначается Fтр. Направлена сила трения всегда противоположно движению тела.

Когда возникает трение? Каковы причины возникновения силы трения? На эти вопросы мы сможем ответить, по результатам опытов (работа в тетради).

Опыт 2:(Учитель и ученик) Возьмём 2 стеклянные пластины, прижмём их друг к другу, а затем сдвинем одну пластину относительно другой. Что вы наблюдаете? Почему пластины трудно сдвинуть?

Капнем пипеткой на одну пластину 2-3 капельки воды и повторим опыт. Почему стало еще труднее сдвигать пластины?

Опыт 3: возьмите 2 кусочка наждачной бумаги и лупу. Рассмотрите поверхность этих тел. Сложите их и попробуйте сдвинуть относительно друг друга.

Назовите причины возникновения трения. (работа в тетради).

Выводы:

1 шероховатость поверхности.

2 молекулярное взаимодействие (по основным законам МКТ)

-Какую же силу показывает динамометр?

Динамометр показывает силу тяги, которая равна по модулю и противоположна по направлению силе трения. Направление силы трения:

Выводы: - сила трения направлена в сторону, противоположную движению;

-имеет точку приложения, расположенную в точке соприкосновения

тела с поверхностью;

Можно выделить три вида сил трения:

1.Трения скольжения (санки)

2.Трения качения (колёса)

3.Трения покоя (для того чтобы сдвинуть с места любое тело, необходимо приложить какую-либо силу)

Вот, сколько интересного мы узнали о силе трения. 

7. Работа в группах:

Жизненный опыт подсказывает нам, что трение очень важно в нашей жизни и играет как положительную, так и отрицательную роль.

Наше отношение к трению противоречиво: с одной стороны – ведется борьба: трущиеся поверхности машин шлифуются, простые подшипники скольжения заменяются шариковыми или роликовыми, применяется обильная смазка, создаются смазочные материалы.

С другой стороны—если бы трение исчезло? Трение помогает при ходьбе, не могли бы тронуться без трения поезда, машины. Нужно ли избавляться от трения?

При отсутствии трения гвозди, винты выскальзывали бы из стен, не могли бы удержать в руках ни одну вещь, вихрь никогда не прекратился, звуки не умолкали.

Мудрость и жизненный опыт любой народ заключает в поговорки. Например:

не подмажешь, не поедешь;

пошло дело как по маслу;

угря в руках не удержишь;

что кругло – легко катится;

колодезная веревка сруб перетирает;

ржавый плуг только на пахоте очищается;

ловкий человек и на дынной корке не поскользнется;

нет такого человека, который бы хоть раз не поскользнулся на льду.

Как же можно использовать изученное явление в жизни? Приведите свои примеры. Явление трения используют в технике:

для передачи движения;

при обработке металлов и других материалов;

при сварке трением;

при заточке инструментов;

для скрепления материалов, деталей конструкций;

при шлифовке, полировке материалов и т.д.

Какую оценку можно дать роли трения в жизни? Учитывая отрицательную роль трения, необходимо его уменьшить. Для этого необходимо:

- подбирать материалы с низким коэффициентом трения;

- повысить качество обработки трущихся поверхностей;

- заменить трение скольжения трением качения;

- использовать смазку. (работа в тетради)

8. Физкультминутка благодаря трению:

1. сидя поднимаем руки и ноги, согнув в коленях,

2. ходьба на месте

9. Физическая разминка

Прежде чем приступить к решению задач проведем физическую разминку.

1. Зачем зимой дорожки посыпают песком?

2. Зачем зимой на задние колеса автомобилей надевают цепи?

3. Зачем на обуви, шинах автомобилей наносят протектор?

4. Зачем в двигатель автомобиля наливают масло?

5. Зачем спортсмены-лыжники на лыжи наносят особую смазку?

6. Зачем подшипники колес и педалей велосипедов смазывают солидолом?

7. Как устроен вездеход на воздушной подушке? Что для него является смазкой?

8. Зачем легкоатлеты надевают спортивную обувь с шипами?

10. Закрепление изученного материала.

Учащиеся выполняют тестовое задание:

1. Какая сила не позволяет сдвинуть с места тяжелый шкаф?

А. Силы трения скольжения.  Б. Сила трения покоя.    В. Сила тяжести.

2. Парашютист, масса которого 70 кг, равномерно опускается. Чему равна сила сопротивления воздуха?

А. 700 Н.    Б. 0 Н.    В. 70 Н.

3. При смазке трущихся поверхностей сила трения …

А. не изменяется.   Б. увеличивается.    В. уменьшается.

4. Как направлена сила трения, когда брусок движется по столу влево?

А. Вправо.    Б. Влево.    В. Вертикально вниз.

5. В гололед тротуары посыпают песком. При этом трение подошв обуви о лед …

А. не изменяется.    Б. уменьшается.    В. увеличивается.

11. Итоги урока:  анализ и исправление ошибок, выявленных при тестировании, повторение основных выводов о силе трения, выставление положительных оценок

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. § 30

Творческое задание на выбор:

Нарисовать рисунок на тему: «Если бы не было силы трения»

Написать сказку на тему: «Если бы не было силы трения»

Ребята мы с вами сегодня рассмотрели силу трения – СИЛУ ЗНАКОМУЮ, 
НО ТАИНСТВЕННУЮ, которая сильнее бурь, ветров и непогоды.
Благодарю вас за хорошую работу.

Отзыв на урок физики в 7 «А» классе.

Учитель: Ковбанина Евгения Юрьевна учитель физики МОБУ СОШ №2 им. Н.Я. Василенко г. Лабинска

Дата________________________

Тема: «Сила трения»

Все цели и задачи учителем были реализованы.

Урок показал, что были выбраны оптимальные тип и структура..

Урок соответствует учебной программе. Реализуются все дидактические требования к изложению материала. Выбраны необходимые средства обучения. В ходе проведения урока  царила атмосфера сотрудничества.

Были выбраны следующие методы и приемы обучения:

1) коммуникабельный

2) познавательный

3) практический

4) систематизирующий

5) контрольный

В практической части урока преследуются не только обучающие и развивающие цели, но и воспитательные. На протяжении всего урока четко расписаны все учебные действия.

На уроке был создан благоприятный психологический климат. Создана образовательная среда «Учитель-ученик-компьютер». Мотивация деятельности учащихся достигнута путем четкой логической связи темы, цели и задач урока, содержанием проблемы, доступностью и оригинальностью  формулировки. Активность урока принадлежит ученикам, что является основой развивающего обучения.

Физкультминутка учителем была интересно введена в урок, т.к. применяла изучаемую тему.

Хорошие результаты тестирования (100% выполнения и 60 % качества) показали целесообразность использования компьютерных технологий, применяемых учителем на уроке.

На дом дано задание обязательное задание и творческое задание на выбор

Закрепление изученного материала было организовано в форме тестового задания, что способствует подготовке учащихся к экзамену по физике в форме ОГЭ и ЕГЭ.

Учитель физики МОБУ СОШ №4  ________________Г.Н. Кузнецова

Отзыв на урок физики в 7 «А» классе.

Учитель: Ковбанина Евгения Юрьевна учитель физики МОБУ СОШ №2 им. Н.Я. Василенко г. Лабинска

Дата________________________

Тема: «Сила трения»

1.Урок изучения нового материала по теме: «Сила трения». На этапе  изучения нового материала удачно применяется метод проблемных ситуаций. В результате исследования поставленных проблем на разных этапах урока, путём логических  рассуждений  учащиеся приходят к правильным выводам о существовании силы трения.

2.Урок выстроен чётко и логически грамотно. Каждая его часть дополняет предыдущую и несёт собственную смысловую нагрузку. На уроке обоснованно применялись ИКТ, рабочие материалы. Организация контроля по изучаемому материалу была эффективной, так как  тесты с выбором ответа и проверка правильности их выполнения были обозначены.

3.Формы организации учащихся на уроке способствовали развитию информационных и коммуникативных компетентностей. Учитель управлял учебной деятельностью учащихся. Нужно отметить использование разных педагогических приемов, как для закрепления пройденного материала, так и для ввода нового.

4.Учащиеся были заинтересованы темой, с удовольствием выполняли на этапе закрепления самостоятельную работу, отвечали на вопросы  с примерами жизненных ситуаций, применяя полученные знания. В результате 60% учащихся выполнили на « хорошо и отлично».

5.Проведение физкультминутки учитель удачно связал с изучаемой темой.

6.Развитию творческих способностей учащихся.

Заместитель директора по УВР МОБУ СОШ № 2,

учитель математики  _____________________Е.В. Курчина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок физики в 7 классе по теме: «Сила трения. Трение скольжения. Трение качения».

Урок физики в 7 классе по теме: «Сила трения. Трение скольжения. Трение качения».Цели урока:1. Обучающая- познакомить учащихся с силой трения, выяснить какие  виды силы трения существуют; в...

Конспект урока физики в 7 классе по теме: «Явление трения. Сила трения».

Конспект содержит экспериментальное задание по определению силы трения....

Урок в 7 классе по теме: «Сила трения. Трение покоя, скольжения, качения. Трение в природе и технике»

Цель: ознакомить учащихся с явлением трения, сформулировать понятие сила трения, экспериментально установить, от чего зависит эта сила.Задачи урока: Познавательные: формировать умений систематизироват...

Конспект урока в 7 классе "Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя."

Цель: сила трения, причины возникновения силы трения, трение скольжения, трение качения, зависимость силы трения от веса тела, сравнение сил трения скольжения и трения качения....

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ФИЗИКЕ «СКАЗКА О ТРЕХ СИЛАХ:СИЛЕ ТЯЖЕСТИ, СИЛЕ УПРУГОСТИ, СИЛЕ ТРЕНИЯ».

Мероприятие театрализованное, ребята готовятся заранее, разучивают роли, готовят костюмы, глубже проникают в смысл физических явлений, учатся видеть в повседневной жизни проявления природных сил....