УРОК-ЛАБОРАТОРИЯ
методическая разработка по физике (8 класс)
Предварительный просмотр:
Урок-лаборатория по физике в 8-м классе по теме "Электрические явления"
Цели урока:
- систематизировать и обобщать ранее полученных знаний по данной теме;
- развивать логическое мышление;
- научиться изменять и применять полученные знания на практике и в быту;
- формировать навыки коллективной работы в сочетание с самостоятельностью учащихся.
Тип урока: урок закрепления и обобщения знаний.
Оборудование: на столах приборы согласно практическим заданиям, компьютер,проектор, различный информационный материал.
Виды деятельности: групповая работа(создает условия для общения, обмена информацией и опытом, позволяет учащимся учиться друг у друга; носит целостный характер, объединяя эмоции, интеллект, а также воображение и интуицию).
Ход урока
I. ОРГМОМЕНТ. Вступление. Мотивация на урок.
1. Просмотр видеоряда с последующим ответом на вопросы:
1.1. Ребята, а что лежит в основе представленного материала? Определите тему урока.
1.2. Какие явления вы наблюдали?
1.3. Какие свойства этого явления вы увидели?
1.4. Какие приборы вы наблюдали?
1.5. Какие слайды вы считаете лишними? Почему?
Учитель: Нам токи очень помогают,
Жизнь кардинально облегчают!
На благо нам обращено,
Всех проводов “величество”
Зовется “Электричество!”
Учитель: Правильно! Я с вами полностью согласна, здесь было продемонстрировано электричество. Вы правильно сформулировали тему нашего урока. Электричество «живет» повсюду: в проводах на высоких столбах, в комнатной проводке, в батарейке карманного фонаря, сияет в лампочке, весело распевает в радиоприемнике. Все это электричество ручное. Человек «изловил» его и заставил работать. Тихое, незаметное, оно живет повсюду. Даже дома каждый из нас часто держит его в руках и сам об этом не знает.
Есть в природе электричество дикое, непринужденное, которое живет само по себе. Оно вспыхивает зигзагом в грозовых тучах, оно светится на мачтах кораблей в душные тропические ночи, и не только. Молния – это атмосферное электричество. Молнии исходят из облака в облако, из облака в землю. Только 25-30% молний идут от облака к земле. Российскими учеными, одними из первых изучающими молнии, были Ломоносов и Рихман. Продолжительность молнии 1 мкс, температура 30000ºC, диаметр светящегося канала 10-20 см, напряжение между облаком и землей 0,1 ГВ. В атмосфере всего земного шара в 1 с в среднем происходит одновременно около 100 молний. Молнии наблюдаются не только на Земле, но и атмосфере Венеры, Юпитера и Сатурна.
II. Проверим ваши знания формул по теме «Электрические явления» через коллективное заполнение таблицы, которая будет нам нужна весь урок:
- на магнитной доске обозначение физических характеристик электрических явлений, сейчас каждый выберет по одной величине и заполнит ячейку в таблице, записав формулы, по которым находится величина.
(заполняют и объясняют; напомнить о справочнике)
ТЕСТ «Электрические явления» ( 5 мин)
1. Электрический ток в металлах - это упорядоченное движение…
А. Заряженных частиц
Б. Отрицательных ионов.
В. Свободных электронов.
Г. Положительных и отрицательных ионов.
2. Эбонитовую палочку потерли о шерсть. Эбонит и шерсть при этом приобрели
А. положительные заряды
Б. отрицательные заряды
В. разноименные заряды
Г. одноименные заряды
3. К основным частям электрической цепи относятся…
А. Только источник тока.
Б. Только потребители электрической энергии.
В. Только соединительные провода
Г. А, Б и В.
4. Сопротивление проводника зависит от
А. напряжения на концах проводника
Б. силы тока в проводнике
В. плотности вещества проводника
Г. рода вещества проводника
5. При напряжении на резисторе 110 В сила тока, протекающего через него, равна 5 А. Каково сопротивление резистора?
А.55 В
Б.11 В
В. 22 В
Г. 44 В
Взаимопроверка теста.
Вы продемонстрировали теоретические знания, а теперь я приглашаю вас в лабораторию:
III.Проверим знания элементов электрической цепи:
- назовите приборы, стоящие на демонстрационном столе и их назначение
1.Как называется прибор № 1? (№ 2)_________________________
2.Для чего он используется? _________________________________________________
3.Какова цена деления данного прибора? _________________
4.Какую максимальную величину можно измерить с помощью этого прибора? ________
5.Как прибор включается в цепь? ____________________________
6.Как обозначается на схемах? _______________________________
(Деление на три группы для дальнейшей работы)
IV.Групповые задания в виде лабораторных экспериментов (по выбору) :
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ. Составление плана эксперимента и эксперим. установки:
1. Создайте электромагнит.
2. Вычислите работу электрического тока в лампочке за 40 секунд.
3. Вычислите сопротивление медного проводника.
4. Определите в магазине проводников проводник с самым большим напряжением.
5. Соберите электрическую цепь с переменным напряжением.
6. Проверьте с помощью резисторов закон Ома.
V. Посмотрите на стол, постарайтесь определить – каким будет следующее задание! Теперь нужно показать, как в жизни вам пригодятся полученные знания по теме урока.
-ЗАДАНИЕ: Да, нужно определить технические характеристики лампочек и приборов.
Определите экономию денег при условии использования энергосберегающих лампочек.
- Какой из чайников вы бы купили?
- Изучаем ли мы технические характеристики, покупая приборы?
Качественная задача: вы купили люстру, но она вышла из строя – поплавились контакты – что бы это значило?
VI. Презентация «Осторожно – ЭЛЕКТРИЧЕСТВО!»
VII. РЕФЛЕКСИЯ:
Какие ранее полученные знания вы использовали на уроке?
Какие знания, полученные на уроке, вам пригодятся в жизни?
Царство науки не знает предела –
Всюду следы её вечных побед.
Разума слова и дело,
Сила и свет.
Эти слова можно отнести к замечательному разделу физики – электрические явления, подарившей нам столько открытий,осветившей нашу жизнь в прямом и переносном смысле. А сколько ещё не опознанного вокруг! Мы сегодня только приоткрыли занавес в эту науку. А какое поле деятельности для пытливого ума,умелых рук и любознательной натуры! Так что запускайте свой “вечный двигатель”, и вперед!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методические рекомендации к проведению урока-лаборатории по русскому языку
Развивающее и проблемное обучение предполагает более глубокое проникновение в лингвистический материал на уроках русского языка. Помогут в этомтакие нестандартные уроки . как уроки-лаборат...
Урок-лаборатория "Толстой - мастер пейзажа"
Урок литературы в 10 классе. На уроке исследуется роль пейзажа в раскрытии характеров и поступков героев романа Л.Толстого "Война и мир"....

Урок-лаборатория на тему "Электризация. Два рода электрических зарядов" Учитель физики Бейбулатова Е.А.
Урок изучения новаго материала с использованием дальтон-лаборатории....
Урок-лаборатория "Электризация тел, электрический заряд"
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 п. Степное Советского района Саратовской области.Бейбулатова Елена Анатольевна, учитель физики высшей ...

А.П.Чехов «Жалобная книга». Урок-лаборатория.
«Слово – одежда всех фактов» урок-лаборатория по стилистике русского языка в 10-м классе (на материале рассказа А.П. Чехова «Жалобная книга»)....
Урок-лаборатория в 8 классе "Ткани человека"
Урок разработан в технологии развития критического мышления....
Урок-лаборатория в 8 классе "Ткани человека"
Урок построен в технологии развития критического мышления...
