Креативность и критическое мышление
статья по физике

Попова Светлана Владимировна

В соответствии с новыми ФГОС учитель должен уметь выстраивать учебный процесс по-новому. Современный учащийся должен уметь работать с большими объёмами информации, уметь применять знания в нестандартных ситуациях и в реальных жизненных ситуациях. Педагогика всегда развивалась путем поиска наиболее эффективных способов обучения. В современных условиях от педагога требуется непрерывно знакомиться с новыми методами, повышать свою квалификацию, использовать разные методы обучения, быть в курсе современных эффективных методов. Технология развития критического мышления является одной из остро востребованных в современных условиях технологий. Необходимо не только ознакомиться с информацией, но и уметь её критически осмысливать и применять. От учителей зависит будущее общества, учитель должен понимать, какие требования к обучающимся будут наиболее востребованы в будущем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kreativnost_i_kriticheskoe_myshlenie.docx17.57 КБ

Предварительный просмотр:

Креативность и критическое мышление

Современное общество вовлечено в процессы глобализации. Быстро реагировать на изменения, вызванные процессами глобализации, применять нестандартные решения, генерировать новые оригинальные идеи – задачи современного общества. Общество нуждается в необычных решениях знакомых задач, в новых подходах к решению проблем, а также в новых способах поведения в типичных ситуациях. Большинство профессий в современном мире нуждаются в креативности, в активизации творческого начала. Креативное мышление проявляется в современной социально-экономической системе разнообразных формах. Это и научные открытия, и предпринимательство, и технические изобретения, и создание произведений искусства, и отношения с людьми, и государственное управление.

Творческое мышление - это мышление, результатом которого является открытие принципиально нового или усовершенствованного решения той или иной задачи.
Критическое мышление представляет собой проверку предложенных решений с целью определения области их возможного применения. Творческое мышление направлено на создание новых идей, а критическое - выявляет их недостатки и дефекты.

В соответствии с новыми ФГОС учитель должен уметь выстраивать учебный процесс по-новому.  Современный учащийся должен уметь работать с большими объёмами информации, уметь применять знания в нестандартных ситуациях и в реальных жизненных ситуациях. Основная задача общеобразовательных учреждений начального и среднего профессионального образования - подготовка рабочих кадров и специалистов, отвечающих запросам рынка труда. В современном обществе будет успешен не просто грамотный исполнитель, обладающий некоторыми знаниями, но человек, способный к самообразованию в течении всей своей жизни. Современный успешный человек должен способен принимать верные самостоятельные решения, уметь подходить творчески к любому делу. Задача школы в том, чтобы подготовить компетентного специалиста, умеющего в полной мере пользоваться полученным многообразным знанием.

Под компетентностью мы понимаем способность и готовность человека к деятельности, основанной на знаниях и на опыте.

Креативное мышление.


Креативность – общая способность к творчеству, характеризующая личность в целом и проявляющаяся в различных сферах активности. Креативность — творческие способности человека, характеризующиеся:
- готовностью к порождению принципиально новых необычных идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора;
- способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем.
В креативном процессе креативное мышление используется для создания нового, оригинального, критическое же мышление необходимо для оценки идей и принятия решения.
В креативном решении проблем важны оба вида мышления. Сначала необходимо проанализировать проблему, затем выработать возможные решения, после чего выбрать и применить лучшее решение, и, наконец, оценить эффективность принятого решения. Таким образом, происходит чередование двух видов мышления, которые в действительности взаимосвязаны и взаимозависимы.
Приемы развития креативного мышления более эмоциональные, интуитивные, креативные.
Креативное мышление предполагает долю риска, и поэтому существует вероятность ошибки или отсутствие какого-либо решения.
Актуальность проблематики развития креативного мышления на сегодняшний день не вызывает сомнения и ряд исследователей выработали принципы его формирования. Американский исследователь Э. Де Боно, автор популярной в России книги «Рождение новой идеи» разработал завершенную программу развития креативного мышления, где сформулировал принципы развития креативного мышления:
1)выделение необходимых и достаточных условий решения задачи;
2)развитие готовности отказаться от прошлого опыта, полученного при решении задач подобного рода;
3)развитие способности видеть многофункциональные вещи;
4)развитие способности к соединению противоположных идей из различных областей и использование полученных ассоциаций для решения проблемы;
5)развитие способности к осознанию поляризующей идеи в данной области знания и освобождению от ее влияния.

Критическое мышление.


Чтобы выделить по-настоящему полезные, эффективные решения, творческое мышление должно быть дополнено критическим.
Критическое мышление представляет собой целый комплекс основополагающих навыков, таких как способность давать оценки, делать заключения, интерпретировать, анализировать, наблюдать. Другими словами, критическое мышление - это критический анализ рассуждений окружающих. Применение технологии развития критического мышления в процессе обучения способствует:
-более активному участию учеников в процессе обучения;
-развитию их независимости и креативности;
-повышению познавательной мотивации;
-более быстрому и легкому пониманию содержания;
-учению через понимание, а не механическому заучиванию;
-повышению интереса;
-долговременности интереса.
Одним из преимуществ является развитие самостоятельности учащихся, которые несут ответственность за свое учение, не полагаясь на преподавателя.
Критическим называют мышление, обладающее самостоятельностью, аргументированностью, способностью каждый новый факт подвергать критическому обдумыванию. “В английском языке понятие “критическое мышление” означает умение размышлять над тем, каким образом человек получает знания”.
Учащихся, обладающих критическим мышлением, отличают следующие качества: готовность к планированию, гибкость, настойчивость, готовность исправить свои ошибки, поиск компромиссных решений. Технология развития критического мышления способствует реализации креативного процесса по ряду причин:
во-первых, групповая работа способствует созданию положительного фона обучения, атмосферы здорового соперничества.
во-вторых, креативность является неотъемлемой частью всего процесса обучения; внедрение технологии развития критического мышления в образовательный процесс положительно сказывается на отношении учащихся к изучаемым предметам.
Критическое мышление позволяет уже усвоенные идеи и факты проверить, оценить, применить. Умение мыслить критически опирается на присущее человеку любопытство, на исследовательскую активность познающего. Преимущество критического мышления перед шаблонным, опирающимся на запоминание, понимание и воспроизведение фактов и предметов, заключается в том, что оно учит формулировать и отстаивать собственные взгляды, идеи.
Умение мыслить критически имеет чрезвычайную важность для психологии вообще и развития личности в частности. Без критического мышления человек просто не в состоянии определить для себя творческие, религиозные, политические и любые другие предпочтения.
Приемы, применяемые для развития критического мышления: самопознание (не только личностные рассуждения человека, но и способность смотреть на себя со стороны) и дедукция (метод мышления, следствием которого является логический вывод, в котором частное заключение выводится из общего).

Чтобы развить критическое мышление необходимо развивать такие способности мыслить, контролировать свои эмоции, уметь проводить исследования, собирая информацию, доказательства, объяснения. Обладать критическим мышлением это значит быть объективным, рассматривать предмет с разных сторон, быть внимательным к деталям, уметь анализировать, упорядочивать информацию, выявлять повторения и сходства, рассматривать отдаленные перспективы и возможные результаты. Наряду с этим, чтобы обладать критическим мышлением, необходимо проводить качественный и объективный самоанализ, формировать правильную самооценку. В результате развитое критическое мышление предлагает человеку личностные преимущества по сравнению с другими людьми. Человек умеет оценивать последствия своих решений, грамотно формулировать задачи и способы их реализации.

Обучение критическому мышлению вопрос не простой, но он очень увлекателен и интересен. Учитель, в первую очередь, должен сам обладать критическим мышлением, креативностью, а также еще бесконечным количеством навыков, чтобы научить своих учеников быть успешными в современном мире. То есть, ему самому необходимо в процессе своей работы, совершенствоваться, находить новые методы и приемы работы. Нужно пользоваться опытом предыдущих поколений, но его пропускать через себя, осмысливать. При разработке уроков можно пользоваться чужими идеями, но надо наполнять их индивидуальным содержанием. У человека творческого все уроки будут интересными, нестандартными, индивидуальными. Перед каждым уроком учитель должен четко знать ответы на главные вопросы: чему он должен научить, как этого можно достигнуть (с помощью каких методов), достигнуты ли цели.

Основная цель образования – подготовить молодого человека к жизни и трудовой деятельности в современных условиях. Мир так стремительно меняется, что главными становятся не знания, а способность их самостоятельно добывать. Таким образом – современный учитель, это человек творческий, способный научить детей критически мыслить, уметь самостоятельно искать нужную информацию, умеющий её правильно осмысливать. Главное в современном образовательном процессе – правильно организовать процесс обучения. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Через технологию развития критического мышления – к креативному письму

Проанализировав составляющие развития и реализации творческих способностей, можно прийти к выводу, что разрабатывать занятия по русскому языку целесообразно, основываясь на технологии развития к...

"Формирование креативного мышления семиклассников на уроках русского языка средствами реализации технологии критического мышления через чтение и письмо"

В работе представлена система работы по формированию креативного мышления семиклассников на уроках русского языка средствами реализации технологии критического мышления через чтение и письмо. Дан...

«Креативность и критическое мышление».

Данная статья относится к разделу "Психология", дает общее представление о креативном и критическом мышлении. Процессы глобализации требуют от человека умения применять нестандартные решения...

Технологическая карта урока по обществознанию «Апологеты экономических Систем. Кто прав?» Инновационный урок развития критического мышления и креативной облачной онлайн коллаборации.

Урок-дебаты: инновационный урок развития критического мышления и креативной облачной онлайн коллаборацииВ учебном  процессе школьные дебаты являются инновационной образовательной технологией...

Развитие креативности и критического мышления при работе с различными УМК

Актуальность использования технологии развития критического мышления обусловлена тем, что многие обучающиеся не умеют самостоятельно критически мыслить, делать выводы, обобщать знания, выделять г...

Приемы формирования 4-К компетенций (критическое мышление, креативность, коммуникация, кооперация)

В данном материале показан опыт развития у учеников 8 класса 4К- компетенций ( критическое мышление, креативность, коммуникация, кооперация) на уроках изобразительного искусства....

Формированию креативности, сотрудничества, коммуникации и критического мышления обучающихся на уроках русского языка

Статья посвящена  проблеме возможностей использования кроссенса при изучении русского языка. В ней объясняется сущность приема «кроссенс», предложены алгоритм создания и способы чтени...