Развитие креативности и критического мышления при работе с различными УМК
методическая разработка (5 класс)

Магорина Татьяна Валерьевна

Актуальность использования технологии развития критического мышления обусловлена тем, что многие обучающиеся не умеют самостоятельно критически мыслить, делать выводы, обобщать знания, выделять главное, использовать ранее полученные знания для аргументации своих суждений. В рамках современных тенденций подрастающее поколение привыкает получать уже готовую информацию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Магорина Т.В.

МОШИ ЛИ

«Развитие креативности и критического мышления при работе с различными УМК»

Добрый день, уважаемые коллеги!

   Свое выступление я хотела начать с общих сведений о технологии критического мышления.

    Актуальность использования технологии развития критического мышления обусловлена тем, что многие обучающиеся не умеют самостоятельно критически мыслить, делать выводы, обобщать знания, выделять главное, использовать ранее полученные знания для аргументации своих суждений. В рамках современных тенденций подрастающее поколение привыкает получать уже готовую информацию.

Критичность ума  – это умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы.

Целью использования технологии критического мышления является формирование КМ на уроке, чтобы развивать  мыслительные навыки учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни. Технология развития критического мышления позволяет добиваться таких образовательных результатов как умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний.

        

Технология критического мышления включает три этапа. Это:

"Вызов - Осмысление - Рефлексия"  

Первая стадия - вызов.  Эта стадия позволяет:

 а) актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;

б) вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;

в) побудить ученика к активной работе на уроке и дома.

        Вторая стадия - осмысление. Эта стадия позволяет ученику:

а) получить новую информацию;

 б) осмыслить ее;

в) соотнести с уже имеющимися знаниями.

Третья стадия - рефлексия. Здесь основным является:

а) целостное осмысление, обобщение полученной информации;

б) присвоение нового знания, новой информации учеником;

в) формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

    Все мы прекрасно понимаем, что главную роль на уроки играет мотивация у обучающихся, учится и получать новые знания. Для тоже, чтобы обучающиеся были замотивированы на обучение английского языка, необходимо применять интересные методы и технологии. В последнее время метод обучения под названием "Embodied Learning" получила высокую оценку за свой уникальный подход, помогающий обучающимся овладеть иностранным языком.

     Идея метода состоит в том, чтобы организовать процесс обучения с соотнесением ума и тела, где физические движения и интерактивность помогают легко усваивать только что изученный материал. 

    Упражнения, как правило, не требуют материалов, часто могут выполняться спонтанно.  Использование движений  в обучении дает большой потенциал. Движение, как сторонник обучения, должно получить больше пространства, чтобы иметь возможность учитывать тесную связь тела и ума в  процессах обучения. Кроме того, речь идет о том, чтобы снова и снова снизить  долгое, не благоприятное для здоровья сидение в школе и, таким образом, вносить свой вклад в здоровье учащихся. 

     Какую роль играет движение в концентрации?
Эмпирическое правило гласит, что дети могут сосредоточиться в на небольшой период времени, примерно соответствующей их возрасту жизни умноженный на два (т.е. если ученику 2 класса 8 лет, то время концентрации только 16 минут). Именно по этим причинам, когда класс устает или теряет внимание, мы должны инвестировать несколько минут в спонтанно вставленную фазу движения (т.е. проводим физминутку). После этого шансы на концентрацию учебного процесса значительно лучше.

      Какова добавленная стоимость движущихся учебных занятий?
"Исследования показывают, что содержание обучения, с которым связано движение и в котором содержание и движение повторялись вместе несколько раз, обычно остается более прочно закрепленным в памяти. Это связано с тем, что движение в мозге создает дополнительный двигательный след к содержанию, который в значительной степени способствует тому, чтобы содержание обучения было прочно закреплено. 

     В какой степени движущиеся импульсы, в частности, способствуют изучению
языка " движения в конечном счете можно использовать в каждом предмете обучения как „инструмент обучения“, но при изучении языка мысль особенно близка, потому что языки и движение неразрывно переплетены и взаимодействуют. В коммуникативных ситуациях это отнюдь не просто слова, переносящие сообщения, а так называемые сверх - и внеязыковые средства, такие как звуковые характеристики, мимические и жестовые сообщения. Изучая иностранный язык, наш мозг пытается сохранить еще незнакомые звуковые последовательности слов. Моделирование типичных ситуаций с помощью мимики, жестов и вокальных средств, в которых может потребоваться новый словарный запас, гарантирует, что новое слово воплотится в жизнь. Кроме того, это помогает запомнить уже знакомые ситуации, таким образом, создать подход к запоминанию.“

      Как Embodied Learning может быть конкретно использован в классе?
К примеру, для того, чтобы выучить глаголы действия, вы можете предложить ученикам выполнить эти действия. Это актуально не только для детей, но и для взрослых, так как создаёт более прочные ассоциативные связи и помогает лучше запоминать материал.

     В целом, исследования показали, что физическая активность стимулирует ум. Работая над каким-то движением в классе,   ученики будет чувствовать себя менее беспокойными. В настоящее время ученики проводят в своих классах большое количество времени. Позволяя детям вставать и учиться через движение, мы даете им мощный инструмент для обучения в классе.

    В настоящее время продвижением данной технологии занимается : профессор д-р Михаэла Sambanis, кафедра  методики преподавания Английского языка в Государсвеном университете Берлина. До этого она была руководителем проекта в трансферном центре нейронауки и обучения (ZNL) в Ульмском университете. Основное внимание в  работе уделяется связыванию запасов знаний из различных дисциплин, таких как нейробиология, дидактика, психология и науки о воспитании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Использование приемов технологии развития критического мышления для работы с текстом в процессе обучения истории и обществознанию»

Цель мастер-класса: Создание условий для профессионального самосовершенствования педагогов; проведение занятия по использованию приемов ТРКМ для работы с текстом в процессе обучения истории и общество...

Мастер-класс "Развитие критического мышления при работе с тестом на уроках немецкого языка"

Данный материал может быть использован для подготовки урока СНЧ...

конспект урока русского языка в 7 классе "Применение технологии развития критического мышления при работе с текстом"

Конспект урока русского языка "Анализ текста с применением технологии развития критического мышления через чтение и письмо" будет полезен учителям - предметникам, которые в своей работе применяют разл...

«Креативность и критическое мышление».

Данная статья относится к разделу "Психология", дает общее представление о креативном и критическом мышлении. Процессы глобализации требуют от человека умения применять нестандартные решения...

Креативность и критическое мышление

В соответствии с новыми ФГОС учитель должен уметь выстраивать учебный процесс по-новому. Современный учащийся должен уметь работать с большими объёмами информации, уметь применять знания в нестандартн...