Средства развития культуры речи
статья по физике (10 класс)

Комолова Инна Анатольевна

Реферат по дисциплине: Теория и методтка преподавания физики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k_ultura_rechi.docx28.02 КБ

Предварительный просмотр:

Реферат по дисциплине:

«Теория и методика преподавания физики»

По теме:

«Средства развития культуры речи»

Исполнитель:

Комолова Инна Анатольевна

Санкт-Петербург 2019 г.

Содержание:                                                                стр.

Введение.                                                                        3-4

Глава 1.                                                                        4-6

Аспекты развития учащихся.

Глава 2.                                                                        6-8

Конструкция системы развивающего обучения

Глава 3.                                                                        8-9

Информационный подход

Заключение.                                                                9-10

Литература.                                                                10-11

Введение.

Культура речи Любого образованного человека - это характеристика его профессиональной пригодности. Это интеллект, образованность. Умение четко и ясно выражать свои мысли, залог успеха в любом деле. Когда речь идет об учителе, то нужно уделить особое внимание. Основная функция деятельности учителя является речевое общение.

Цель данной работы рассмотреть развитие культуры речи на современном этапе.

При изучении любого предмета, в том числе и физики, надо овладеть умениями читать и понимать учебный текст, воспроизводить его общее содержание. Очень важно, чтобы ещё в школе учащиеся научились чётко и связно выражать свои мысли как в устной, так и в письменной форме, воспринимать учебный текст и объяснения учителя, анализировать, сравнивать, сопоставлять учебный материал, доказывать, делать выводы и обобщения.

Речь неразрывно связана с мышлением, и чем более гибкой она становится, тем больше уверенности в развитости мышления.

Энциклопедия «Русский язык» (1997) в статье Е. Н. Ширяева определяет культуру речи, во-первых, как владение нормами языка и выбор средств, «позволяющих в определенной ситуации общения и при соблюдении этики общения обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных задач коммуникации»; во-вторых, как область языкознания, нацеленную на нормализацию речи. Три компонента культуры речи видит автор статьи: нормативный, этический и коммуникативный. При безусловной справедливости названных понятий их нельзя объединять категорией «компонентов», поскольку нормативность - объект культуры речи, этика - наряду с подлинной культурой звучащего и написанного слова - нормы и приемы образа ритора, моральное и нравственное обоснование сказанного учителем.

В теории и методике обучения физики, отдельных аспектов решения проблемы развития   культуры речи касались  ученые: А.В. Усова, Л.Я. Зорина, М.Д. Даммар (построение системного рассказа и его влияние на развитие речи), А.А. Бобров, С.А. Суровикина (понимание и составление учебного текста по физике), К.К. Гамаюнов (виды многозначности терминов и способы их устранения при изучении естественнонаучных дисциплин) и др.

Усова разработала планы обобщенного характера, которые помогают точно, понятно и правильно излагать суть физических теорий, явлений, законов; ею выделены педагогические условия формирования естественнонаучных понятий - правильное понимание и воспроизведение физических понятий, являющихся основой культуры физической речи. А.В. Усова отмечает важность учебных конференций по физике в развитии устной речи учащихся, умения грамотно, логически последовательно излагать отобранный для доклада материал.

В педагогической и методической литературе не раскрыты содержание, структура понятия «культура физической речи», не разработана целостная система форм и методов развития культуры физической речи в условиях педагогического вуза, при которой процесс развития будет более эффективным.

Глава 1 Аспекты развития учащихся.

При рассмотрении обозначенного вопроса будем отталкиваться от идей Л.С. Выготского (общение между учеником и средой), концепции Д.Б.Элькона.

Сферы психического развития:

- когнитивная (интеллектуальное развитие);

развитие мышления, памяти, внимания, представления, воображения.

- психофизическая (развитие моторики, поведения);

развитие моторики, речи, письма.

- психосоциальная (эмоциональное развитие, мотивационное);

умение ставить цели, умение анализировать поставленную цель, умение достигать поставленную цель.

Безусловно школьное обучение оказывает влияние на все три области развития. Это традиционные предметы гуманитарного цикла: литература, история, обществознание и т.д.

Другую группу образует физика, биология, химия. Эти предметы развивают когнитивную сферу, так как характеризуют взаимоотношения ребёнка с миром вещей, предметно познавать мир, осваивать способы действий. Третью группу составляют языки, математика, информатика.

Четвертую группу составляют физкультура и ОБЖ, которые дают вклад в психофизическую сферу развития.

Итак, вернёмся к вопросу о развивающем потенциале физики как учебного предмета, развивающую когнитивную сферу деятельности ребёнка. На уроках физики, учащиеся имеют дело с миром вещей и широким кругом явлений реального мира. Ребёнок осваивает специфические действия, умения, в которых важную роль играют сенсорные и перцептивные системы. На начальном этапе физики процесс наблюдения, на втором этапе востребованы сенсорные системы: зрение, слух, осязание. Восприятие опирается на конкретные ощущения, возникают согласованные действия органов чувств и головного мозга. Таким образом, физика вносит существенный вклад в развитие психофизической сферы ребёнка. Это связанно не только с осознанием своей роли и статуса в мире природы, но и обращает внимание учащихся на фактическую сторону явлений.

Особое внимание при изучении физики уделяется развитию у школьников умение аргументировать своё высказывание и выступать в качестве оппонента в споре.

Таким образом развиваются межличностные отношения и критическое мышление. Осознание роли физики, как науки в современном мире составляет общечеловеческую культуру и обсуждение влияния физических идей на развитие человеческого общества, способствует становлению внутренней позиции и определению ценностной ориентации личности, формирует сферу потребностей и мотиваций учащегося. Обращаясь к когнитивной сфере, физика сочетает в себе развития интеллекта. Более того физика имеет преимущества перед другими предметами. Она позволяет не только проследить цепочку методом научного познания мира от начала до конца умозрительно, но и даёт реальную возможность воспользоваться ею в практических исследованиях.

Таким образом, физика как учебный предмет обладает мощным развивающим потенциалом и оказывает глубокое влияние на все сферы развития: психофизическую, психосоциальную и когнитивную, т.е. способствует всестороннему развитию школьников, умение правильно использовать толкования физических понятий, их определений, о правомерности употреблений физических терминов, смысл которых не всегда совпадает с обыденным. Только в случае правильности, однозначности и ясности для учащихся терминологии, используемой на уроках, можно ожидать хорошего понимания изучаемых вопросов в физике.

Глава 2.  Конструкция системы развивающего обучения.

Интеллект - это познание, понимание, способность рационально мыслить. Между интеллектом и мышлением осуществляется постоянное взаимодействие. Мышление является процессом функционирования интеллекта, а развитие интеллекта обусловлено качеством мыслительной деятельности. Мышление -  это творческий сознательный процесс, который позволяет получить знания о реальных и абстрактных объектах и неразрывно связан с речью и практической деятельностью.

Чем более сложные мыслительные операции способен проводить ученик, тем более он развит в интеллектуальном отношении. Развивающий потенциал физики реализуется так же в процессе формирования абстрактно-логического мышления учащихся. Мышление осуществляется при помощи мыслительных операций: анализ, синтез, индукция, дедукция, обобщения. Например, проводить сравнение физических величин: тепловые, электрические, оптические, магнитные и другие свойства вещества.

Сравнение - это не только нахождение различий, но и становление общего. Так учитель при составлении сравнительных таблиц формулирует вопросы, ответы на которые и позволяют провести сравнение. Следовательно, необходимым условием для формирования абстрактно-логического мышления является овладение конкретными объектами:

- устная речь;

- сравнение;

- силлогизм;

- анализ;

- синтез;

- индукция;

- дедукция;

- аналогии;

- обобщения;

- классификация;

- конкретизация.

Ученик в процессе мышления находит общее в отдельных объектах. Абстрагирование позволяет объединить эти объекты и тем самым становиться доступным обобщенное сравнение действительности. Модель деятельности учителя строится на чётком понимании закономерностей процесса обучения, поэтому её основные контуры в значительной степени совпадают со структурой учебной структурой обучения.

В качестве структурной единицы процесса обучения можно выбрать учебную тему, которая должна обладать всеми качественными характеристиками самого процесса обучения, прежде всего целостностью, и выполнять функцию максимально полной в данных условиях организации освоения образования и достижения учащимися планируемых результатов обучения.

Таким образом модель деятельности учителя в системе развивающего обучения является динамичным, подвижным и видоизменяющимся.

Глава 3 Информационный подход.

Рассмотрим деятельность школьников с позиций понятий «информация» и «знания».  Но информация - не есть знания. Знания - это форма существования и систематизация результатов познавательной деятельности человека. Отдельные результаты познавательной деятельности - это есть объективно или субъективно новые сведения об окружающем мире во всём его многообразии. Но чтобы эти сведения превратились в знания, с ними надо поработать: проанализировать, классифицировать, обобщать, т.е. систематизировать.

Следовательно, знания представляют собой систему специально подобранных и обработанных сведений, которые передаются людьми устным, письменным или иным способом. Учебные действия - это процесс превращения сведений в знания. Знаниям нельзя научить, их нельзя передать, их можно создать самому, т.е. научиться. А научившись превращать отдельные сведения в знание, ученик сможет применять эти умения к новым сведениям, т.е. научиться учиться.

Неслучайно, будущие успехи выпускников школы специалисты связывают с их умением работать с информацией. И здесь физика как учебный предмет имеет преимущества перед другими школьными предметами. Главная из них связана с разнообразием способов представления информаций, которые используются на уроках физики постоянно.

Способы представления информаций:

- мимика, жест;

- вербальный;

- письменная речь;

- рисунок, фотография;

- схема, чертёж;

- граф, кластер;

- таблица;

- график;

- аналитический.

Процесс обучения, построенный на основе информационного подхода можно рассматривать как попытку осмысления содержания образования и в совокупности всех его элементов с позиции современных представлений об информации, о способах получения информаций, о представлении её разными способами и возможных преобразований информации.

Использование информационного подхода в педагогических исследованиях даёт возможность выявлять в процессе обучения новые качества и свойства, которые не обнаруживаются в явном виде при традиционном подходе, и открывают новые возможности для поиска путей совершенствования методики обучения физике.

Заключение:

Изучение физики, как и математики, химии способствует выработки умения во всём выделять главную мысль, точно, чётко и немногословно излагать свои мысли. Но учить надо школьника говорить не только строго логично и убедительно, но и красиво и эмоционально. Ведь не зря естественно - математические знания имели большое значение для выработки умения строить речь.

Многие литераторы учились специфическим качествам речи математика и физика (таким, как краткость, последовательность, полнота аргументации). Красоту, предельную ясность языка точных наук хорошо понимали величайшие мастера пера: А.С. Пушкин, А.С. Грибоедов, М.Ю. Лермонтов, Л.Н. Толстой.

Решение физических и математических задач помогало им постигать логику языка, его точность и выразительность. Л.Н. Толстой преподавал в Яснополянской школе математику, а в своей литературной работе широко использовал физические и математические понятия, с любовью описывал явления природы. Анализ словарного запаса Пушкина показывает, что поэт пользовался научной терминологией и отразил в своих произведениях ряд естественнонаучных проблем.

Крылатыми стали Пушкинские фразы: “Опыт - сын ошибок трудных”, “Гений - парадоксов друг” и д.р.

Гениальный наш соотечественник М.В. Ломоносов был и талантливым писателем. Предъявляя строгие требования к языку своих научных работ, он очистил его от обилия иностранных терминов, говорил свободно, легко, доказательно. Труды Галилея по естествознанию совершенны в художественном отношении, а язык Паскаля считался в своё время образцом для французской литературы. Среди учёных физиков немало авторов научно-популярных книг. Трудным искусством популяризатора в совершенстве владели Циолковский, Столетов.

Литература:

1. Большой энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия; СПб Норинт, 1997.

2. Брушлинский А.В.: Мышление: процесс, деятельность, обобщение. М.: Наука, 1982.

3. Выготский Л.С.: Педагогическая психология. М. Педагогика, 1991.

4. Гальперин П.Я.: Методы обучения и умственное развитие. М.:1985.

5. Даммар, М.Д.: Методические основы построения опережающего курса физики основной школы. Челябинск: ЧГПУ, 1996. с. 241.

6. Знаменский П.А.: Методика преподавания физики. Пособие для учителей. Л.,1954.

7. Коган Н.: Чему учит физика. Первое сентября. Физика 2000. № 33.

8. Михальская, A.K.: Педагогическая риторика. История и теория: Учеб. пособие. М. AcademiA, 1998. с. 432.

9. Мурашов А.А.: Культура речи учителя 2002.

10. Степанова Г.Н.: Развитие школьников в процессе обучения физике на основе информационного подхода: монография. СПБ ООО «Валери СПД», 2001.

11. Усова А.В.: Формирование у учащихся общих учебно-познавательных умений в процессе изучения предметов естественного цикла: способ. к спецкурсу. Челябинск. Изд-во ЧГПИ «Факел», 1995. с. 25.

12. Эльконин Д.Б.: Избранные педагогические труды. М. Педагогика 1979.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Текст как средство развития монологической речи учащихся с русским(неродным)языком обучения

Научить ребенка писать сочинение-сложнейшая задача учителя русского языка, а научить ребенка  с родным (нерусским) языком свободно и связно говорить на русском языке , тем более живущего в дали, ...

СЛОВАРНАЯ (ЛЕКСИЧЕСКАЯ) РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ.

Задачи преподавания русского языка в школе заключаются в том, чтобы научить учащихся содержательно, логически последовательно, грамотно выражать свои мысли в устной и письменной форме , для чег...

Ролевая игра как средство развития диалогической речи на уроках английского языка

Содержание Введение.......................................................................................................... 31. Теоретические основы развития навыков диалогической речи............

Ролевая игра как средство развития диалогической речи у учащихся среднего звена.

Что такое ролевые игры и чем они полезны на уроках иностранного языка....

Речевые опоры как средство развития устной речи учащихся с целью обогащения их лексического запаса

Речевые опоры на уроке – это карточки учебного раздаточного материала с ключевыми словами, записанные в неопределенной формы и раскрывающими суть темы, проблемы, идеи рассказа, “подсказкой” сюжетной к...

Речевые ситуации как средство развития неподготовленной речи.Классификация упражнений, направленных на её развитие.

«Неподготовленная речь - это естественная речевая деятельность, необходимость которой диктуется реальными коммуникативными потребностями людей»....