урок «Испарение и конденсация»
учебно-методический материал по физике (8 класс)

Гульчеева Маргарита Петровна

«Испарение и конденсация»

Цель урока: Создать условия для знакомствас процессами перехода из жидкостного состояния в газообразное состояние .(прямого и обратного).

Задачи:  - обучающие: дать учащимся знания об особенностях физических процессов перехода вещества из жидкого состояния в газообразное и наоборот; выяснить зависимость скорости испарения от внешних факторов: температуры окружающей среды, наличия ветра и внутренних свойств вещества; продолжить формирование представлений о единстве и взаимосвязи явлений природы.

  • развивающие: развивать интеллектуальные (умение выделять главное, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли)  и коммуникативные способности, развивать познавательный интерес, реализуя межпредметные связи курсов географии, биологии, литературы.
  • воспитательные: - воспитывать гуманизм и бережное отношение к природе, способствовать формированию эстетического вкуса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_4.docx395.14 КБ

Предварительный просмотр:

«Испарение и конденсация»

Цель урока: Создать условия для знакомствас процессами перехода из жидкостного состояния в газообразное состояние .(прямого и обратного).

Задачи:        - обучающие: дать учащимся знания об особенностях физических процессов перехода вещества из жидкого состояния в газообразное и наоборот; выяснить зависимость скорости испарения от внешних факторов: температуры окружающей среды, наличия ветра и внутренних свойств вещества; продолжить формирование представлений о единстве и взаимосвязи явлений природы.

  • развивающие: развивать интеллектуальные (умение выделять главное, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли)        и коммуникативные способности, развивать познавательный интерес, реализуя межпредметные связи курсов географии, биологии, литературы.
  • воспитательные: - воспитывать гуманизм и бережное отношение к природе, способствовать формированию эстетического вкуса

Тип урока: открытие новых знаний

Формы работы учащихся: урок-лекция с элементами исследования

Необходимое техническое оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор, карточки-задания, вата, стеклянные пластины- 8 шт., пипетка, сосуды с маслом, водой, спиртом, электрическая лампа, бумажный веер, лепестки  ромашки с вопросами

Методы обучения: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, проблемного изложения, частично-поисковый; беседа, рассказ, эксперимент, работа с учебником, работа с карточками, использование ИКТ, наблюдение, решение задач

Ход урока:

Этап урока

Задачи

этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Реализуемые УУД

1.

Мотивация. 3-4 мин.

Мотивиро вать обучающ ихся        к изучению

Приветствие: Здравствуйте

.дорогие ребята. Подарим друг другу улыбки и начнём работать.

Прослушайте стихотворение Щеглова и попробуйте

Отвечают        на

Личностные выражать положительное отношение к процессу

познания,

темы.

отгадать природное явление.

Слайд 1

Вода появляется из ручейка Ручьи по пути собирает река Река полноводно течёт на просторе,

Пока, наконец, не вливается в море

Моря пополняют запас океана, Над ним формируются клубы тумана

Они поднимаются выше, пока Не превращаются в облака.

А облака проплывая над нами, Дождём проливаются, сыплют снегами.

Весной соберётся вода в ручейки,

Они потекут до ближайшей реки.

Ответ: В данном стихотворении описывается природное явление

«Круговорот воды в природе» Показ слайда 2«Круговорот воды в природе»

вопросы учителя.

- плавление и отвердевание, испарение и конденсация

желание узнать новое, проявлять внимание Регулятивные осознание учеником того, что уже освоено и что ещё подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения Коммуникати вныевступлени е в диалог, отслеживание действий учителя, умеет слушать и слышать

2.

Актуализаци я знаний и фиксация затруднения в        пробном учебном действии

2-3 мин

Формули ровка темы урока.

Сформул ировать цель урока

Задает проблемные вопросы:

А какие процессы входят в это природное явление ?

Озвучивание темы урока: два первых процесса мы рассматривали на прошлом уроке, сегодня изучаем

«Испарение и обратный процесс конденсация» Давайте продемонстрируем свой багаж знаний, отвечая на следующие вопросы: Вопросы  - Слайд 3: 1.Каковы основные положения МТ строения вещества

  1. В каких агрегатных состояниях может находиться вещество
  2. Изменяются ли молекулы при переходе вещества из одного состояния в другое
  3. Какую энергию называют внутренней? От чего она зависит?

Внимательно слушают рассказ учителя.

Отвечают на вопросы

Познавательн ые: развивает операции мышления, ставит задачу (ответить на вопрос) на основе соотнесения того, что известно Коммуникати вныеумение выражать свои мысли, строить высказывания

4.

Первичное усвоение материала.

7-8 мин

Ввести понятие давления, единицы измерени я давления. Показать зависимос ть давления от        силы давления и площади опоры.

Выяснить способы увеличен ия        и

уменьшен ия давления.

Зарисуем в тетрадь

Определение: явление превращения жидкости в пар называется парообразованием.

1)Сегодня на уроке мы рассмотрим один из способов перехода -- испарение Выполним мысленный опыт: нальём в стакан воды и оставим на некоторое время. Останется ли уровень воды прежним?

Почему? (Произошло испарение)

Объяснить это на основе МТ строения вещества( движение молекул, разрыв связей) Каким молекулам легче покинуть жидкость? (которые на поверхности жидкости, самые быстрые)

Как изменяется внутренняя энергия жидкости при этом? (уменьшается)

Определение:парообразовани е происходящее с поверхности жидкости называется испарением Сделаем рисунок в тетрадь

Эксперимент 1: смочите ватку спиртом и протрите ладошку. Что ощущаем? (холод)

Работа в группах: ребята получают карточки с экспериментальным заданием Цель работы в группах: определить факторы от которых зависит скорость испарения

  1. группа: зависимость от рода жидкости
  2. группа: от площади свободной  поверхности 3 группа от температуры жидкости

4 группа от наличия или отсутствия ветра Экспериментальное задание 1

Оборудование: стеклянные пластинки(1-2 шт). сосуды с

жидкостями: масло, вода,

На основании схемы участвуют в создании определения парообразования, производят мысленный эксперимент, выполняют записи в тетради, озвучивают определение, отвечают на вопросы выполняют экспериментальн ые задания по карточкам, высказывают своё мнение и предположение

Познавательн ыеумение строить логическую цепь размышлений, умение устанавливать причинно- следственные связи, вести поиск, умение выделять необходимую информацию Коммуникати вные: умение интегрироватьс я в группах, осуществлять продуктивное взаимодействи е с детьми и взрослыми, слушать, слышать, отслеживать действия партнёра, сотрудничать с партнёрами Регулятивные

:умение решать учебные проблемы, возникающие в ходе групповой работы, умение владеть навыками процессуальног о и прогностическо го самоконтроля, умение определять последовательн ость действий, способен к волевому усилию Личностные:о

сознаёт личную ответственност

спирт. Ход работы: на две чистые пластины нанесите при помощи ватки пятна в следующей последовательности: масло, вода, спирт.

Наблюдая за процессом испарения данных веществ, сделайте вывод о зависимости скорости испарения от рода жидкости Экспериментальное задание 2

Оборудование: 2 стеклянные пластины. Пипетка, сосуд со спиртом, электрическая лампа Ход работы: капните на две чистые стеклянные пластины по капле спирта, одну из пластин поместите под электрической лампой Сделайте вывод о зависимости скорости испарения от температуры

Экспериментальное задание 3

Оборудование: 2 стеклянные пластины, пипетка, сосуд со спиртом, бумажный веер Ход работы: капните на две чистые стеклянные пластины по капле. Обмахивайте веером одну из пластин.

Сделайте вывод о

зависимости скорости испарения жидкости от наличия ветра Экспериментальное задание 4

Оборудование: 2 стеклянные пластины, пипетка, сосуд со спиртом, эл. лампа

Ход работы: капните на две чистые стеклянные пластины по капле спирта.Вращая одну из стеклянных пластин в слегка наклонённом положении, распределите каплю спирта на максимальной площади. Обе пластины поместите под электрическую лампу.

Сделайте вывод о зависимости скорости испарения от

ь за будущий результат, понимание своих сильных и слабых сторон

Познавательн ые:умение строить логическую цепь размышления, умение формировать анализ и синтез.

Личностные:у мение внести необходимые дополнения и коррективы

Коммуникати вные: умение вступать в диалог, умение создавать устные высказывания

площади свободной поверхности

Запишем выводы в тетрадь 2)Вернёмся к слайду 4 - Схема.        На схеме вы видите ещё одну стрелочку.

Происходит переход молекул из пара в жидкость – конденсация. Попробуем дать определение конденсации.

Ответ: Явление перехода пара в жидкость называется конденсацией

Это обратный процесс. Как на ваш взгляд, будет меняться энергия жидкости.

Ответ: внутренняя энергия жидкости увеличивается Вопрос: А что происходит с энергией пара?

Ответ: Конденсация пара сопровождается выделением энергии

Ребята теперь вы можете объяснить всем нам известное природное явление - роса

Ответ:летним вечером, когда воздух становится холоднее, выпадает роса. Это водяной пар, находившийся в воздухе, при охлаждении конденсируется. И маленькие капельки воды оседают на траве и листьях.

1 мин

Для

разрядки напряжен ия        на

уроке

Физкультминутка

Раз, два, три, четыре. Руки выше, руки шире. Поворот направо, влево –

Все мы делаем умело.

Выполняют

упражнения

У        учащихся

проходит напряженность

5. Осознание и осмысление.

15 мин.

Развивать умения и навыки решения качествен ных задач, применен ия полученн ых теоретиче ских знаний на практике, в

Проведём игру:   « Ромашка» Каждое задание размещено на одном лепестке.Отвечая на заданные вопросы соберём цветок.

Серия качественных задач: 1.Выйдя в жаркий день из реки, вы ощущаете прохладу. Это ощущение усиливается в ветреную погоду. Объясните, почему это происходит?

  1. Что остынет быстрее при одинаковых условиях: жирный суп или чай? Объясните почему?
  2. Почему для определения направления ветра жители

Выполняют по очереди задания, высказывают своё мнение, слушают ответы , анализируют.

Творческое применение знаний, умений и        навыков, усвоенных учащимися при изучении новой темы.

Коммуникатив ные: управление поведением партнера; умение выражать свои

конкретн ой ситуации.

Создавать взаимооб учение

степей окунают руку в воду и поднимают вверх?

  1. Почему большой сосуд с водой, помещённый в погреб, предохраняет овощи от замерзания?
  2. Почему температура воды в открытых водоёмах в летнюю пору почти всегда ниже температуры окружающего воздуха?
  3. Зачем покрывают попоной вспотевшую лошадь после длительных скачек зимой?
  4. Почему в холодную погоду виден выдыхаемый нами пар?
  5. Почему роса обильнее после жаркого дня?
  6. Почему бельё сохнет медленно, если оно сложено в кучу?
  7. Почему наши бабушки предпочитали пить чай из блюдца?

мысли.

Навыки работы с литературой, разными источниками информации

6.

Систематиза ция        и

обобщение. 3 мин

Проверит ь усвоение материала

, выявить пробелы в понимани и материала

.

Молодцы! Отлично поработали!

А сейчас я предлагаю вам подвести итоги

Вопрос:        Что нового вы узнали сегодня на уроке?

А домашнее задание будет следующим:

3)приготовить ответ об испарении по плану: (карточка)

А) внешние признаки явления (признаки, по которым обнаруживается явление)

Б) Условия, при которых происходит явление.

В) Сущность явления, его определение

Г) От чего зависит протекание явления (какие факторы оказывают на него влияние)

Д) Примеры данного явления в природе

Е) Использование данного явления на практике (для какой цели)

Отвечая на вопросы у нас получилась красивая, большая ромашка. Я хочу подарить этот цветок вам. Вы подарили мне хорошее настроение. Спасибо

вам за урок.

Берут и подписывают листочки.

.

Регулятивные: самоконтроль; оценивание качества и уровня усвоения; коррекция.

7. Домашнее задание.

2-3 мин

Объявить домашнее задание. Обеспечи ть самоопре- деление учащихся в        выборе домашнег о задания

Обязательное домашнее задание – 1)П.16,17 Упр 9 Устно - (всем)

Дополнительное домашнее задание 2)Подготовить доклады: «Роль испарения в

жизни животных и растений» и

«Роль испарения в жизни человека» (по желанию) Организовать        обсуждение        и запись домашнего задания.

Записывают домашнее задание в дневник

Самостоятельн ый        выбор        и осмысление учащимися ха- рактера        и содержания домашней работы

8.

Рефлексия. 3 мин

Подвести итоги урока.

Учитель раздает карточки для заполнения «ПМИ (плюсы, минусы, интерес)»

Беседа по вопросам:

  • Какая цель стояла перед нами на этом уроке?
  • Достигнута ли наша цель?
  • Что нового Вы узнали на уроке?
  • Какова практическая и личная        значимость изучаемого вопроса?
  • Отметьте положительные моменты урока.
  • Что можно было сделать еще лучше?

В     заключении        учитель обобщает ответы учащихся, оценивает работу на уроке и делает вывод о достижении цели урока всем классом.

Предлагает        следующее рефлексивное

задание. "Разговор                с родителями ".Сегодня, придя из школы домой, вы увидите своих родителей и, конечно же, обсудите с ними свои успехи и неудачи. Ваши родители тоже когда-то были учениками, сидели за школьной партой и изчали физику. Что интересного вы сможете рассказать им по теме сегодняшнего        урока физики…Аргументируйте

свой ответ

Обучающиеся рефлексируют и анализируют деятельность на уроке.

Ученики осмыслили результаты своей                работы на                        уроке, оценили                        себя как        субъектов деятельности. Коммуникатив ные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка        – осознание того, усвоено и что еще        подлежит усвоению


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Испарение и конденсация" 8 класс

Представлен конспект  урока, его презентация и задания для исследовательской деятельности в группах по теме "Испарение и конденсация" (8 класс).Урок проводится с использованием метода исследовате...

Урок по теме "Испарение и конденсация"

Тема урока: «Испарение и конденсация»      Цель: сформировать понятия «испарение» и «конденсация»; раскрыть причины, от которых зависят скорость испарения; выяснить роль...

Урок физики 8 класс. Тема урока: «Испарение и конденсация. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара».

Цели урока:1)продолжить формирование у учащихся знаний о тепловых явлениях;2)продолжить формирование у учащихся умения описывать агрегатные превращения вещества с молекулярно-кинетической теории строе...

Презентация к уроку "Испарение и конденсация" 8 класс

Презентация создана к уроку "Испарение и кондесация" 8 класс (Тема "Изменение агрегатных состояний вещества"). Материал, представленный в ней, обращает внимание учащихся на изучение очень распростране...

План-конспект урока:"Испарение и конденсация"

План-конспект урока в 8 классе...

Презентация урока "Испарение и конденсация"

Материал для урока физики в 8 классе...