конспект урока: "Испарение и конденсация"
план-конспект урока по физике (8 класс) на тему

Алюшева Наиля Хайрулловна

урок физики в 8 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispar_i_kond_urok_hor.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока на тему: «Испарение и конденсация» в 8 классе.

Цели урока:

дидактические – создать условия для усвоения нового материала, используя элементы проблемного обучения.

образовательные – формировать понятия о явлениях испарения, конденсации;

развивающие – формировать представление о процессе научного познания;

воспитательные – прививать культуру умственного труда.

Оборудование.

Для учителя: компьютер, презентация урока, видеомагнитофон, фрагмент видеоролика «Охотники за ураганами», баллончик со сжатым газом для зажигалок, стеклянная  прозрачная банка из -под кофе;

для учащихся: сосуд с водой, салфетки, стеклянные пластины, 2 термометра, батистовая ленточка, кусочек ваты.

План урока.

1. Организационный момент                                        1 минута

2. Подготовка к усвоению нового материала                        3 минуты

3.Актуализация опорных знаний                                        3 минуты

4. Освоение нового материала                                        15 минут

5. Закрепление материала                                                9 минут

6. Первичная проверка полученных знаний                        5 минут

7. Домашнее задание                                                1 минута

8. Подведение итогов урока (рефлексия)                                3 минуты

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Встанем, дети! Приумолкнем!

На мгновение замрем

Здравствуйте! Садимся тихо

Наш урок сейчас начнем!

Почему торжественность вокруг?

Слышите – стихают ваши речи.

Физика – наука всех  наук,

Снова позвала к себе на встречу!

Сегодняшняя встреча будет посвящена давно известным явлениям, которые сегодня вы научитесь видеть по- новому.

  1. Подготовка к усвоению нового материала.

2.1. Послушайте стихотворение:

        Вода появляется из ручейка,

Ручьи по пути собирает река.

Река полноводно течет на просторе,

Пока, наконец, не вливается… в море.

Моря пополняют запас океанов,

Над ним формируются клубы тумана.

Они поднимаются выше, пока

Не превращаются в облака.

А облака проплывая над нами,

Дождем проливаются, сыплют снегами.

Весной соберется вода в ручейки,

Они потекут до ближайшей реки.

-Как весь процесс называют в народе?

Верно, круговорот воды в природе.

Конечно, давно знакомое вам явление. Но иногда этот милый круговорот воды приводит к стихийным бедствиям, как например пронесшийся недавно над побережьем США ураган «Катрина». Ученые всего мира не теряют надежду научиться укрощать стихию, изучают, исследуют ураганы, предлагают различные способы для управления ими. Сегодня мы рассмотрим физическую суть процессов, которые лежат в основе и круговорота воды в природе, и многих других явлений.

  1. Формулировка темы урока.

Начнем изучать эти явления с опыта: (в лоточке лежит по два предметных стекла); подышите на стеклышко. Что вы наблюдается?

Как и почему изменяется «картина» на стеклышке?

Как называют происходящие явления. Назовите явления?

Назовите тему нашего урока. Это испарение и конденсация.

Записываем тему в тетрадь.

  1. Постановка цели урока.

- Наблюдали ли вы эти явления вокруг себя. Где?

Действительно. Мокрое белье сохнет; вода, разлитая на пол, высыхает. и т.д.

Ваши примеры являются фактами, полученными из наблюдений в природе, в конце урока мы объясним эти факты изучив явления испарения и конденсации, что и будет является целью нашего урока.

  1. Актуализация опорных знаний. Слайд 2.

Для достижения цели урока, необходимо вспомнить изученное ранее.

-Каковы основные положения молекулярной теории строения вещества?

- В каких агрегатных состояний может находиться вещество?

-Как называется переход вещества из твердого состояния в жидкое?

- Изменяются ли молекулы при переходе вещества из одного состояния в другое? При плавлении, например.?

- Одинаковы ли скорости движения молекул вещества, находящиеся в любом агрегатном состоянии?

-Какой энергией обладают молекулы вследствие своего движения? Вследствие взаимодействия?

-Какую энергию называют внутренней? Что происходит с ней при переходе вещества из жидкого состояния в твердое. От чего и как иона зависит? Почему?

4. Освоение нового материала.(используя слайды презентации слайд 3)

На основе знаний о молекулярной природе тепловых явлений, построим модели испарения и конденсации.

Нарисуйте в тетради сосуд, который «наполним» жидкостью. Изобразим молекулы этой жидкости в виде шариков. Это молекулярная модель жидкости. Учтем, что молекулы жидкости расположены довольно плотно. Теперь стрелками изобразим направления движения некоторых молекул.

- Выясним, каким молекулам легче всего покинуть жидкость?

- Да, тем молекулам, чьи кинетические энергии движения намного больше потенциальных энергий притяжения соседних молекул.

Обобщим: жидкость могут покинуть молекулы, во-первых,  находящиеся вблизи поверхности, и во-вторых, кинетическая энергия  которых больше потенциальной энергии притяжения соседних молекул.

Над  поверхностью жидкости образуется пар.

-Какой процесс мы представили на модели?

Опред. Парообразование – явление превращения жидкости в пар. Различают два вида: испарение и кипение.

Испарение – это парообразование, происходящее с поверхности жидкости при любой температуре.

Если возьмем открытый сосуд  с жидкостью, то через некоторое время жидкость испарится. Если же накрыть сосуд крышкой, будет ли меняться масса жидкости? Конечно, нет. Возникает вопрос – прекратился ли процесс испарения? А почему же масса жидкости не изменяется? Делаем вывод: наряду с процессом испарения наблюдается обратный процесс.  Назовите его.

Определение. Конденсация – явление превращения пара в жидкость.

В нашей модели это молекулы, которые возвращаются в жидкость.

Итак, нами построены модели испарения и конденсации, которые помогают нам наглядно представить, что это за явления. Так как из жидкости улетают наиболее быстрые, энергичные молекулы, то средняя скорость оставшихся молекул жидкости, а значит и  их средняя кинетическая энергия уменьшается, поэтому испарение ведет к уменьшению внутренней энергии жидкости, вследствие чего жидкость охлаждается. Проверим это следствие на опыте.

-Что будет если смазать руку эфиром? Ощущаем холод. Почему?

Жидкость испаряясь, отнимает часть внутренней энергии руки, ее температура понижается. Ощущения являются субъективными. А можно ли доказать это утверждение при помощи термометра?

        Таким образом, экспериментальная проверка подтвердила следствие, вытекающее из модели испарения, тем самым подтвердила и правильность самой модели. Мы изучили явление испарения, используя цикл естественно научного познания. Схема его такова.

Факты                Модель         Следствие                 Эксперимент

        Теперь нужно выяснить от каких факторов зависит испарение жидкости. Прошу выдвигать свои гипотезы (помощь, если будет трудно).

 Выводы в тетрадь:

Интенсивность испарения зависит от:

- рода вещества;

- от скорости движения воздуха над поверхности жидкости;

- от температуры;

- от площади поверхности жидкости.

Возникает естественный вопрос: зависит ли интенсивность изменения внутренней энергии жидкости от интенсивности испарения?

Правильно. Чем быстрее будет испаряться жидкость, тем быстрее будет уменьшаться ее внутренняя энергия и, следовательно, ее температура.

Одновременно с испарением происходит переход молекул из пара в жидкость – конденсация.

Для того  чтобы этот процесс шел, нужно, чтобы энергичные (быстрые) молекулы пара уменьшили свою скорость. Это обычно происходит на поверхности жидкого или твердого тела или требует наличия в газе центров конденсации. Их роль могут играть различные примеси или пылинки. Конденсация сопровождается выделением энергии.

5.Закрепление.

        Используя построенные модели испарения и конденсации, решим следующие задачи:

- Выйдя в летний жаркий день из реки, вы ощущаете прохладу, это ощущение усиливается в ветреную погоду. Объясните, почему это происходит?

-         Утром на траве появились капельки росы. Какой будет день, холодный или теплый?

-         Почему учителя физкультуры настаивают, чтобы ученики после урока обязательно переодевались?

-        Какой суп остынет быстрее: жирный или постный?

-        В Мексике водится интересная ящерица. Часто она очень сильно вытаращивает глаза. Как вы думаете, когда именно и почему?

-         Мороз по коже. Сейчас я покажу вам опыт, который позволит увидеть все фазовые переходы. Внимательно смотрим и объясняем увиденное на основе построенной сегодня молекулярной модели.

-         Задача про ураган по слайду презентации.

6. Домашнее задание.

Параграф 16, 17, упражнение 9 для всех. Для желающих – используя книгу Перельмана «Занимательная физика» сделать холодильник «безо льда», принести на следующий урок и объяснить принцип его действия.

7. Первичная проверка знаний.

 Тест. Выполняет каждый, делает самопроверку.

Проверочный тест.

1. Какие из процессов, при которых происходят агрегатные превращения вещества, названы ошибочно?

А) плавление, кристаллизация                                 В) парообразование, конденсация                 Б) сублимация, десублимация                                 Г) нагревание, охлаждение

2. Из  какого  сосуда быстрее испаряется жидкость ( температура  жидкости  в обоих сосудах одинакова)

                                                         

                                                                 А) Из  1-го     Б) Из  2-го     В) Из 1-го и 2-го одинаково                                                                                                 одинаково

3.   При испарении вода охлаждается. Это объясняется тем, что воду покидают частицы…

А) самые медленные                В) самые быстрые                

 Б) самые мелкие                      Г) самые крупные

4. Что вызовет более тяжелый ожог: стоградусная вода или стоградусный пар?

                  А. Пар

                  Б. Вода

                  В. Различий нет

5. Как изменяется скорость испарения жидкости  при повышении температуры?

                   А. Остается неизменной

                   Б. Увеличивается

                   В. Уменьшается

                   Г.  Иногда увеличивается, иногда уменьшается

                   Д. Не знаю                            

                              Ответы

   1.  Г

   2.  А

   3.  В

   4.  А

   5.  Б

8. Подведение итогов. Рефлексия по слайду презентации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок физики 8 класс. Тема урока: «Испарение и конденсация. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара».

Цели урока:1)продолжить формирование у учащихся знаний о тепловых явлениях;2)продолжить формирование у учащихся умения описывать агрегатные превращения вещества с молекулярно-кинетической теории строе...

Презентация к уроку "Испарение и конденсация" 8 класс

Презентация создана к уроку "Испарение и кондесация" 8 класс (Тема "Изменение агрегатных состояний вещества"). Материал, представленный в ней, обращает внимание учащихся на изучение очень распростране...

Конспект урока "Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар"

Конспект урока физики в 8 классе на тему "Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар"....

План-конспект урока:"Испарение и конденсация"

План-конспект урока в 8 классе...

урок «Испарение и конденсация»

laquo;Испарение и конденсация»Цель урока: Создать условия для знакомствас процессами перехода из жидкостного состояния в газообразное состояние .(прямого и обратного).Задачи:  - обучающие:...

Конспект урока "Испарение"

конспект урока испарение...

Презентация урока "Испарение и конденсация"

Материал для урока физики в 8 классе...