Конспект урока "Испарение"
план-конспект урока по физике (8 класс)

Таборская Виктория Владимировна

конспект урока испарение

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon isparenie.doc443.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по теме «Испарение и конденсация»

Учитель: Таборская Виктория Владимировна

Предмет: физика

Учебник: Перышкин А.В., физика 8 класс, М.Дрофа,2006.

Класс- 8 (20 человек)

Тема урока: «Испарение и конденсация»

Цель: ученик усвоивший понятие испарение.

Тип урока: урок новых знаний

Формы работы учащихся: групповая и фронтальная.

Задачи:

  • в личностном направлении (воспитывающие) -  воспитывать бережное отношение к природе.
  • в метапредметном направлении(развивающие)  - Уметь объяснять природные явления (образование тумана, росы и др.) на основе знаний об испарении и конденсации; развивать интеллектуальные (умение выделять главное, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли) и коммуникативные  способности, развивать познавательный интерес, реализуя межпредметные связи курсов географии, литературы.
  • в предметном направлении (образовательные)  – дать учащимся знания об особенностях физических процессов перехода вещества из жидкого состояния в газообразное и наоборот; выяснить зависимость скорости испарения от внешних факторов:  температуры окружающей среды, наличия ветра и внутренних свойств вещества; Углубить и конкретизировать представление учащихся о молекулярном строении вещества; продолжить формирование представлений о единстве и взаимосвязи явлений природы.

Оборудование:

вата, стеклянные пластины- 20 шт., пипетка, сосуды с маслом, водой, спиртом, духи,  электрическая лампа – 2шт, бумажный веер,  рычажные весы, сосуды с горячей водой и холодной, ватные диски, стакан с водой и крышкой.

Жетоны «Мордашки» -20 шт, Жетоны-«Семафор»- 20шт.

Этапы урока:

  1. Организационный момент (1 мин)
  2. Мотивационное начало урока.  Формулирование темы и  целей урока. (2 мин)
  3. Подготовка к восприятию новой темы.(1 мин)
  4. Освоение нового материала(26 мин )
  5. Применение полученных знаний. (12 миин)
  6. Информация о домашнем задании.(1 мин)
  7. Подведение итогов. Рефлексия.(2 мин)

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

действия

содержание

действия

содержание

Технология «Мордашки»

Здравствуйте, ребята!

«Мордашки»

Поднимите «мордашку», соответствующему  своему настроению.

Здесь важно, что ребенок сам осознает своё состояние и делится с этим учителем, что повышает его самоуправляемость. Сверхэффект: дети видят внимание к себе.

Поднимают карточки

Предлагает игру

Игра «Да» и «Нет» говорите.

Учитель говорит «Давайте поиграем в Да-Нетку, вот Вам предложение: Вот она была – и нету». Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы учитель отвечает только словами: «да», «нет», «и да, и нет».

Отгадка: испарение жидкости.

Отгадывают

Предлагают вопросы.

сообщает

Озвучивание темы урока:  два первых процесса мы рассматривали на прошлом уроке, сегодня изучаем «Испарение и обратный процесс конденсация»

Записывают себе в тетрадь

«Испарение и конденсация»

Проводит эксперимент

Опыт:  на рычажных весах уравновешиваются два сосуда с холодной и горячей водой равной массы.

наблюдают

Задает вопрос

Останутся ли в равновесии  весы через некоторое время?

отвечают

Равновесия весов нарушается, т.к. масса горячей воды через некоторое время становится все меньше массы холодной воды.

Задает вопрос

А почему это происходит?

отвечают

Происходит испарение. Молекулы покидают жидкость.

Предлагает провести опыт и ответить на вопросы

Проведем эксперимент: подышите на стекло.

  • Что вы наблюдаете?
  • Как и почему меняется картина на стеклышке?
  • Как называется происходящие явления?

Проводят опыт, отвечают на вопросы

Описывают наблюдаемое явление.

Задает вопрос

Когда-нибудь наблюдали ли вы данные явления в природе? Где?

отвечают

Мокрое белье сохнет, лужи на улице высыхают и т.д.

Задает вопрос

Ребята, скажите, пожалуйста, к какому результату мы должны прийти?

отвечают

Возможный ответ: в конце урока мы должны объяснить явления испарения и конденсации, и узнать от каких факторов они зависят. 

Предлагает ответить на вопросы

Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

1.Каковы основные  положения МКТ строения вещества?

2. В каких агрегатных состояниях может находиться вещество?

3. Изменяются ли молекулы при переходе вещества из одного состояния в другое?

4. Одинаковы ли скорости движения молекул вещества, находящихся в любом агрегатном состоянии?

отвечают

1)все тела состоят ил молекул и атомов; атомы и молекулы находятся в непрерывном движении; частицы взаимодействуют с друг другом.

2) в твердых, жидких и газообразных.

3) нет, молекулы не изменяются, изменяются лишь промежутки между ними при переходе из одного состояния в другой

4) нет, с разными скоростями, быстрее всего в газах, медленнее всего в твердых телах.

Делает вывод

Парообразование это процесс перехода вещества из жидкого состояния в газообразное, которое  подразделяется на испарение и кипение. Сегодня на уроке мы с вами будем знакомиться с испарением.

Записывают определение в тетрадь

Парообразование это процесс перехода вещества из жидкого состояния в газообразное.

Предлагает

Вернемся к первому эксперименту. Постараемся объяснить его. И попробуем  построить модель явления испарения. Пусть у нас  имеется сосуд, в которой находится некоторая жидкость, изобразите в тетради  молекулярную модель этой жидкости.

Учтите, что молекулы жидкости расположены достаточно близко. Теперь с помощью стрелок изобразим направления движения некоторых молекул. Рассмотрим молекулу, находящуюся у поверхности жидкости и внутри неё.

Слушают, рисуют в тетради модель

Задает вопрос

Каким молекулам легче покинуть жидкость?

отвечают

Те молекулы, которые на поверхности жидкости, они самые быстрые.

сообщает

Жидкость могут покинуть молекулы, находящиеся у поверхности, кинетическая энергия у которых больше потенциальной энергии их взаимодействия с соседними молекулами. 

Слушают

Задает вопрос

А что образуется над жидкостью в результате её испарения?

Отвечают

пар

предлагает

Постарайтесь дать определение испарению.

Отвечают, записывают в тетрадь

Испарение-это парообразование, происходящее с  поверхности жидкости

Сообщает

Испарение происходит медленно при любой температуре. Давайте это запишем.

Слушают, записывают в тетрадь.

Испарение происходит при любой температуре.

Предлагает в парах провести опыт

Опыт: смочите ватный диск спиртом и протрите тыльную сторону ладошки. Что вы чувствуете?

отвечают

холод

Обсуждение

Давайте обсудим:

1)Если жидкость покидают самые быстрые молекулы, то какие молекулы остаются внутри ее? 

2)Что происходит с кинетической энергией молекул, оставшихся в жидкости? 

3)Что будет происходить с внутренней энергией жидкости? 

Отвечают

1) более медленные

2) уменьшается

3) уменьшается

сообщает

Быстрое испарение спирта дает возможность «заморозить» кожу больного, сделать ее не чувствительной к боли. Это часто делают спортсменам при ушибах и растяжениях.

Слушают

Задает вопрос

Проблемный вопрос:

 Почему вода в открытом сосуде к концу дня не замерзает?

отвечают

Предлагают варианты ответов

В результате обсуждения приходят к ответу:

вода постоянно получает энергию от окружающего воздуха. Это происходит потому, что температура воздуха немного выше, чем у испаряющейся воды.

сообщает

Эти знания можно применять при оказании первой медицинской помощи, если у больного жар, то тогда на лоб ему кладут смоченный водой платок. Если у братика или сестренки поднялась температура, а мама на работе, то вы должны сделать описано в памятке «Оказание первой помощи больному ребенку».
И в то же время надо помнить, что в мокрой одежде холоднее, чем в сухой. А если еще и ветер, то вероятность заболеть возрастает в несколько раз.

Слушают, знакомятся с памяткой

Предлагает практическую работу в группах

Творческое задание:

«Господа научные сотрудники! Наша лаборатория изучает процесс испарения. Перед нами стоит  задача: исследовать от каких факторов зависит испарение жидкости –  рода жидкости, температуры, свободной поверхности, наличия ветра. Свои  результаты вы должны представить нам.»

Работа в группах:  класс делится на 4 экспериментальные группы. Они получают карточки с заданием.

Цель работы в группах: определить факторы, от которых зависит скорость испарения.

1 группа:  зависимость от рода жидкости

2 группа:  от площади свободной  поверхности

3 группа:  от температуры жидкости

4 группа:   от наличия или отсутствия ветра

Экспериментальное задание 1

Оборудование: стеклянные пластинки(2 шт). сосуды с жидкостями: масло, вода, духи.

 Ход работы: на две чистые пластины нанесите при помощи ватной палочки пятна в следующей последовательности: масло, вода, духи.

Наблюдая за процессом испарения данных веществ, сделайте вывод о зависимости скорости испарения от рода жидкости

Экспериментальное задание 2

Оборудование: 2 стеклянные пластины. Пипетка, сосуд со спиртом, электрическая лампа

Ход работы:  капните на две чистые стеклянные пластины по капле спирта, одну из пластин поместите под электрической лампой

Сделайте вывод о зависимости   скорости испарения от температуры

Экспериментальное задание 3

Оборудование: 2 стеклянные пластины, пипетка, сосуд со спиртом, веер.

Ход работы: капните на две чистые стеклянные пластины по капле.  Обмахивайте веером одну из пластин.

Сделайте вывод о зависимости скорости испарения жидкости от наличия ветра

Экспериментальное задание 4

Оборудование: 2 стеклянные пластины, пипетка, сосуд со спиртом, эл. лампа

 Ход работы: капните на две чистые стеклянные пластины по капле спирта. Вращая одну из стеклянных пластин в слегка наклонённом положении, распределите каплю спирта на максимальной площади. Обе пластины поместите под электрическую лампу. Сделайте вывод о зависимости скорости испарения от площади свободной поверхности

Работают в группах

Результат:

1 группа:  зависимость от рода жидкости

2 группа:  от площади свободной  поверхности

3 группа:  от температуры жидкости

4 группа:   от наличия или отсутствия ветра

Выступают по своему результату.

Заслушивание экспериментальных групп с докладом о результатах исследований.

Записывает на доску результаты работ.

Скорость испарения зависит от:    

  • наличия ветра;
  • температуры;
  • рода вещества
  • площади поверхности испарения.  

Записывают в тетрадь

Скорость испарения зависит от:    

  • наличия ветра;
  • температуры;
  • рода вещества
  • площади поверхности испарения.  

Предлагает обсудить.

Оборудование: стакан с горячей водой и крышка.

Пусть на столе стоит стакан с  водой.

1)Что происходит с жидкостью?

2)Изменяется ли масса жидкости? 

Теперь закроем стакан крышкой.

3)Будет ли теперь изменяться масса жидкости? 

отвечают

  1. жидкость  испаряется
  2. да масса жидкости испаряется.
  3. нет

сообщает

Почему масса жидкости при этом не изменяется?

Вместе с переходом молекул из жидкости в пар происходит и обратный процесс. Беспорядочно двигаясь над поверхностью жидкости, часть молекул, покинувших её, снова возвращается в жидкость. Довольно скоро число молекул, вылетающих из жидкости, станет равным числу молекул пара, возвращающихся обратно в жидкость. 

Наступает так называемое динамическое равновесие между паром и жидкостью.

А пар, находящийся в динамическом равновесии со своей жидкостью, называется насыщенным паром.

Явление превращения пара в жидкость называется конденсацией.

Слушают, определения записывают в тетрадь

 Пар, находящийся в динамическом равновесии со своей жидкостью, называется насыщенным паром.

Явление превращения пара в жидкость называется конденсацией.

предлагает

Послушаем сообщение ученика

слушают

Мини-сообщение:

Конденсацией пара объясняется образование облаков. Пары воды, поднимаясь над землёй, образуют в верхних, более холодных слоях воздуха облака, состоящие из мельчайших капелек воды. Выпадение росы в утренние часы.

Испарение имеет большое значение в жизни животных. Затруднение испарения нарушает теплоотдачу и может вызвать перегревание тела.

Говоря о практическом применении явлений испарения и конденсации, можно отметить, что быстроиспаряющиеся жидкости нашли применение в работе холодильного оборудования. Фреон, аммиак, испаряясь, отбирает от стенок холодильника тепло, вызывая их охлаждение.

В жарких странах принято хранить воду в глиняных кувшинах: вода в них всегда прохладная, так как происходит постоянное её испарение через стенки сосуда, а так как глина плохо проводит тепло, теплообмен с окружающей средой слаб.

При поездке летом очень просто получить из тёплой воды достаточно холодную. Для этого бутылку с водой можно завернуть в сырую марлю и выставить в окно движущегося поезда. Через 15-20 минут вода будет холодной.

Космические аппараты покрывают специальным быстроиспаряющимся веществом для отвода тепла. При прохождении через атмосферу планеты корпус аппарата в результате трения нагревается, и покрывающее его вещество начинает испаряться. Испаряясь, оно охлаждает космический аппарат, спасая его тем самым от перегрева.

предлагает

      Согласны ли вы со следующими утверждениями ( да / нет):

1.        Испарением называется переход молекул из жидкости в пар? (да).

2.        Испарение происходит только при очень высокой температуре? (нет)

3.        Если нет притока энергии к жидкости из вне, то ее температура при испарении понижается? (да)

4.        Вода, пролитая на пол, испаряется значительно медленнее, чем то же количество воды в стакане? (нет)

5.        Чем выше температура жидкости, тем медленнее идет процесс испарения?( нет)

6.        Конденсацией называется процесс перехода молекул из пара в жидкость? (да)

Отвечают письменно

Меняются тетрадями и производят взаимопроверку. Ответ  на доске

Закрепление материала

Игра семафор

Игра семафор: Учащимся выдаются двухцветные жетоны: желтый и зеленый цвет сторон. При опросе ученики поднимают «Семафор» зеленой или желтой стороной к учителю, сигнализируя о своей готовности к ответу. Зеленый цвет – «Знаю», желтый –«Я не знаю!». Учитель четко объясняет ученикам, что каждый из них свободен, отказаться от ответа по любому вопросу – для этого есть желтый сигнал. Но если показал зеленый – будь добр ответить.

Качественные задачи:

  • При выходе из реки мы ощущаем холод. Почему?
  • Почему скошенная трава быстрее высыхает в ветреную погоду,  чем в тихую?
  • В тарелку и стакан налили воду одинаковой массы. Из какого сосуда она испарится быстрее?
  • Зачем сосуды с жидкостью закрывают крышками?
  • Почему канистру с бензином нельзя оставлять открытой?
  • В холодильных камерах для охлаждения используют быстро испаряющие жидкости – фреон и аммиак. Почему не используют воду?
  • Как вы будете жарить картошку: накрывая сковородку крышкой или нет? А если хотите получить хрустящий картофель?
  • Какие щи быстрее остынут – постные или жирные?
  • Почему температура остывшей воды в стакане всегда ниже комнатной температуры?
  • Чтобы остудить воду в летнюю жару ее наливают в сосуды, изготовленные из слабообожженной глины, сквозь которую вода медленно просачивается. Вода в таких сосудах холоднее окружающего воздуха. Почему?
  • Почему учителя физкультуры настаивают, чтобы ученики после урока обязательно переодевались?
  • В Мексике водится интересная ящерица. Часто она очень сильно вытаращивает глаза. Как вы думаете, когда именно и почему?

Поднимают карточки

Читает сказку

Проверим, как вы усвоили сегодняшний материал

Сказка «Хитрый князь»

Захотел Иван жениться на царевне. Он знал, что многие сватались к ней, но никто не мог решить задачи, которые она задавала, каждому жениху. А всех кто не справлялся с задачами, выгоняли из царства вон. Иван решился и пришел к царевне красавица говорит: «Вот тебе первая задача: сделай так, чтобы то, что тебя окружает, но невидимо стало видимым».

«Это пара пустяков, - отвечает Иван, Дай – ка зеркальце, я сделаю так… а ты посмотри в него».

 

Слушают сказку

Задает вопрос

Что сделал Иван? И что могла увидеть царевна?

отвечают

Иван подышал на холодное зеркальце, и царевна увидела невидимые капельки воды, находящиеся в окружающем воздухе, - они сконденсировались на стекле.

Читает сказку

Удивилась царевна и молвит: «»Хорошо ты справился с первой задачей, посмотрю, что будет со второй. Вот тебе кувшин с водой. Сделай так, чтобы через пять минут вода испарилась». «Нет ничего проще, - ответил Иван. – Это часто делают слуги в вашем дворце».

Слушают сказку

Задает вопрос

Что имел в виду Иван?

отвечают

Иван предложил разбрызгать воду по полу.

Читает сказку

«Умен ты и образован, добрый молодец! Видно, судьба выйти мне за тебя замуж, - молвила напоследок царевна».

Слушают сказку

Задает ДЗ

Домашнее задание: §16, 17 Упражнение: 9

(1-4) письменно. Дома посмотреть на чайник, в котором бурно кипит вода, и обратить внимание на то, где начинается струя белого водяного тумана.

Записывают ДЗ в тетрадь

Прием роль

«Подводящего итог»

Учитель выбирает ученика, которому отведена роль - «Подводящего итог».

Его роль – сказать  какая мысль  (вывод, результат,…) на уроке была, по его мнению, главной.

В классе висит «Лист Роли». Перед уроком желающие записываются в этот лист.

слушают

Один из учеников подводит итог уроку

Технология «Мордашки»

 «Мордашки»

Поднимите «мордашку», соответствующему  своему настроению после урока.

Если улыбок стало больше – урок удался!

Поднимают карточки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.

Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...