урок "Линза. Построение изображений, даваемых линзой"
учебно-методический материал по физике (8 класс)

Гульчеева Маргарита Петровна

Линза. Построение изображений, даваемых линзой

Цель урока: создание условий для изучения знаний о линзах, их физических свойствах и характеристик и ввести понятие оптическая сила линзы.

 

Задачи: - формирование представлений о линзах, организация усвоения основных понятий по данной теме, формирование научного мировоззрения учащихся (предметный результат).

- развитие умения генерировать идеи, выявлять причинно-следственные связи, искать аналогии и работать в команде, пользоваться альтернативными источниками информации, формировать умение анализировать факты при наблюдении и объяснении явлений, при работе с текстом учебника, использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование), использовать различные источники для получения информации.

(метапредметный результат).

- формирование умений управлять своей учебной деятельностью, формирование интереса к физике при анализе физических явлений, развитие внимания, памяти, логического и творческого мышления; формирование умения управлять своей познавательной деятельностью (в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере) (личностный результат).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_2.docx475.11 КБ

Предварительный просмотр:

Линза. Построение изображений, даваемых линзой

Цель урока: создание условий для изучения знаний о линзах, их физических свойствах и характеристик и ввести понятие оптическая сила линзы.

Задачи: - формирование представлений о линзах, организация усвоения основных понятий по данной теме, формирование научного мировоззрения учащихся (предметный результат).

- развитие умения генерировать идеи, выявлять причинно-следственные связи, искать аналогии и работать в команде, пользоваться альтернативными источниками информации, формировать умение анализировать факты при наблюдении и объяснении явлений, при работе с текстом учебника, использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование), использовать различные источники для получения информации.

(метапредметный результат).

- формирование умений управлять своей учебной деятельностью, формирование интереса к физике при анализе физических явлений, развитие внимания, памяти, логического и творческого мышления; формирование умения управлять своей познавательной деятельностью (в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере) (личностный результат).

Формы организации познавательной деятельности обучающихся:

коллективная, индивидуальная, групповая.

Средства обучения: учебник, демонстрационное оборудование по разделу

«Геометрическая оптика», набор линз на подставке, экран, диск «Открытая  физика», компьютер, проектор, Интернет.

Тип урока: комбинированный урок изучения нового материала

Формы работы учащихся: заполнение конспекта, выполнение виртуальных экспериментов, решение задач.

Необходимое техническое оборудование: компьютерный класс с мультимедийной системой, презентация.

Методы обучения: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, проблемного изложения, частично-поисковый; беседа, рассказ, эксперимент, работа с учебником, работа с карточками, использование ИКТ, наблюдение, решение задач.

Ход урока:

Этап

урока

Задачи этапа

урока

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Реализуе

мые УУД

1.

Моти вация

.

3-4

мин.

Мотивировать обучающихся        к изучению темы.

Зачитывается отрывок из романа Жюль Верна “Таинственный остров”, в котором инженер Сайрес Смит объясняет получение огня.

Вопрос: что использовал инженер Сайрес Смит для получения огня? (Обратить внимание на употребление в тексте «зажигательная чечевица».)

Отвечают        на вопросы учителя.

Психолог ическая готов- ность        и эмоциона льная настроенн ость учащихся на работу. Регулятив ные: волевая

саморегул яция.

2.

Актуа лизац ия знани й        и

фикса ция затру днени я        в

пробн ом учебн ом дейст вии

2-3

мин

Формулировка темы урока.

Сформулировать цель урока

После        правильного        ответа обучающихся им предлагается история возникновения слова “Линза”.

(“Линза - слово латинское и означает чечевица.                        Чечевица                –        растение, плоды которого похожи на горох, но горошины не круглые, а имеют вид пузатых                лепешек.        Поэтому        все круглые        стекла,        имеющие        такую форму, стали называть - линзами.”) Как вы думаете, о чем сегодня будем говорить на уроке?

Что каждый из вас хочет узнать сегодня на уроке?

Вспомним        основные понятия распространения света, законы преломления и отражения света.

Внимательно слушают рассказ учителя.

Записывают тему урока в тетрадях.

Актуализ ированны е        знания об опорных понятиях, необ- ходимых для освоения нового учебного материала

.

логически е: анализ, синтез, выбор основани й для сравнения

.

III

Выяв ление места и

прич ины затру днен ия

4-5

мин

  1. Организовать фиксацию места где возникло затруднение.
  2. организовать выявление и фиксацию во внешней речи причины затруднения – тех конкретных знаний, умений или способностей, которых недостает для объяснения или формулировки

Задание:

Трое  учащихся  готовятся        отвечать на вопросы карточек.

Остальные учащиеся отвечают устно на вопросы:

  1. Назовите основные лучи и линии, применяемые для графического изображения отражения света?
  2. Сформулируйте        законы отражения света?

Обучающиеся отвечают        на вопросы карточек.

Обнаруже ние ученикам и                своей некомпет ентности в        новой теме.

УУД

постанов ки        и

решения проблем: самостоят ельное создание способов решения проблем поисковог о характера

3.  Сформулируйте        законы преломления света?

4.

Перв ичное усвое ние матер иала.

7-8

мин

Ввести        понятие давления, единицы измерения давления.

Показать зависимость давления        от силы давления и площади опоры. Выяснить способы увеличения                и уменьшения давления.

«Откройте учебник на странице 164 и поработайте в парах сначала над ответами на вопросы после параграфа 66, затем на странице 167, после параграфа 67. Затем будем работать над этими вопросами по

«Цепочка».

Решение тестовых заданий из ЭОР: http://files.school- collection.edu.ru/dlrstore/0ef6876b- 7ff6-8dc3-5a2b- 46656f56edac/00119627335612199.ht

m http://files.school-

collection.edu.ru/dlrstore/b1c780bd- c0ae-9a81-a86b- 1f3027edf18a/00119646817399855.htm

Воспринимают материал и делают записи в тетрадях (определение давления, формулы для его вычисления, единиц измерения) Вспоминают, что входит в характеристику физической величины.

Ответ: определение. Читают определение. Записывают определение в тетрадь.

Учебные: сформиро вать понятие давление, определит ь        способ его нахожден ия, ввести единицу измерени я давления.

Развитие коммуник ативных способнос тей

1 мин

Для        разрядки

Физкультминутка

Раз, два, три, четыре. Руки выше, руки шире. Поворот направо, влево – Все мы делаем умело.

Выполняют

У

напряжения        на

упражнения

учащихся

уроке

проходит

напряжен

ность

5.

Осозн ание и осмы слени е.

15

мин.

Развивать умения и навыки решения физических задач, применения полученных теоретических знаний        на

практике,        в конкретной ситуации.

Создавать взаимообучение

Для закрепления изученного материала решим несколько задач. Для этого разделимся на группы. Каждой группе дается задание, которое необходимо выполнить в течение 5 минут.

1группа Определите оптические силы линз, фокусные расстояния которых 25 и 50 см.

2группа Оптические силы линз равны 5 дптр и 8 дптр. Каковы их фокусные расстояния?

3группа Какое изменение оптической силы получили глаза мартышки, если она надела две пары очков по –3 дптр каждая и три пары очков с фокусным расстоянием 50 см?

Во время работы учащихся в группах учитель        выполняет        роль консультанта по выполнению заданий.

Класс делится на 3 группы. Каждой группу дается отдельное задание на карточке.

Делают расчеты на карточке с задачами; выбирают выступающего.

Творческ ое применен ие знаний, умений и навыков, усвоенны х учащимис я        при

изучении новой темы.

Коммуни кативные: умение выражать свои мысли.

Навыки работы        с литератур ой, разными источник ами информац

ии

6.

Систе матиз ация и обоб щени е.

3 мин

Проверить усвоение материала, выявить пробелы        в понимании материала.

Молодцы! Отлично поработали!

А сейчас я предлагаю вам ответить на вопросы

  1. С чем познакомились на уроке, на что обратить внимание?
  2. Почему в жаркий летний день растения не советуют поливать водой сверху?
  3. Оценки за работу на уроке.

Отвечают                на вопрос учителя: с понятием        линзы, основными характеристиками линз, построением изображения                        в линзах.

Потому        что

капельки                        воды являются маленькими линзами        и        могут повредить растение.

Регулятив ные: самоконт роль; оцениван ие качества и уровня усвоения; коррекци я.

7.

Дома шнее задан ие.

2-3

мин

Объявить домашнее задание. Обеспечить самоопре- деление учащихся        в выборе домашнего зада- ния

Обязательное домашнее задание

§66-§67 , упр. 33(1), упр 34(3),

Дополнительное        домашнее задание подготовить сообщение или презентацию (по желанию) по теме

«Применение линз

Организовать обсуждение и запись домашнего задания.

Записывают домашнее задание в дневник, тянут карточки с задачами

Самостоя тельный выбор                и осмыслен ие учащимис я        ха-

рактера и содержан ия домашней

работы

8.

Рефле ксия. 3 мин

Подвести        итоги урока.

Учитель раздает карточки для заполнения «ПМИ (плюсы, минусы, интерес)»

Беседа по вопросам:

  • Какая цель стояла перед нами на этом уроке?
  • Достигнута ли наша цель?
  • Что нового Вы узнали на уроке?
  • Какова практическая и личная значимость изучаемого вопроса?
  • Отметьте        положительные моменты урока.
  • Что можно было сделать еще лучше?

В заключении учитель обобщает ответы учащихся, оценивает работу на уроке и делает вывод о достижении цели урока всем классом.

Предлагает следующее рефлексивное задание. "Разговор с родителями ".Сегодня, придя из школы домой, вы увидите своих родителей и, конечно же, обсудите с ними свои успехи и неудачи. Ваши родители тоже когда-то были учениками, сидели за школьной партой и изчали физику. Что интересного вы сможете рассказать им по теме сегодняшнего урока физики…Аргументируйте свой

ответ

Обучающиеся рефлексируют и анализируют деятельность на уроке.

Ученики осмыслил и резуль- таты своей работы на уроке, оценили себя        как субъектов деятельно сти.

Коммуни кативные: умение выражать свои мысли.

Регулятив ные: волевая саморегул яция; оценка        – осознание того, усвоено и что        еще подлежит усвоению


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формула тонкой линзы. Построение изображения,даваемого собирающей линзой.

Самостоятельная работа для учащихся 11 класса. В работу включены задания на построение изображения, даваемого собирающей линзой и на применение формулы тонкой линзы, увеличение линзы. ( УМК О.И. Громц...

Линзы. Правила построения изображений, даваемых линзой.

Презентация для проведения занятия по теме: "Линзы. Правила построения изображений, даваемых линзой."...

Урок физики в 8 классе "Линзы. Оптическая сила линзы. Изображения даваемые линзой"

ФИО (полностью): Беденко Сергей Владимирович  Место работы:  МОУ «Харьковская СОШ» Ровеньского района Белгородской  области  Должность:  учитель...

ЛИНЗА. ПОСТРОЕНИЕ ИЗОБРАЖЕНИЙ, ДАВАЕМЫХ ЛИНЗАМИ

ЛИНЗА. ПОСТРОЕНИЕ ИЗОБРАЖЕНИЙ, ДАВАЕМЫХ ЛИНЗАМИКонспект урока по физике 11 класс...

Линзы. Построение изображений, даваемых линзой.

Презентация к уроку физики в 8 классе по разделу "Световые явления" по учебнику А.В. Перышкина....

Урок физики в 8 классе по формированию познавательных УУД с использованием ИКТ по теме: «Построение изображения, даваемого тонкой линзой»

В целях реализации требований ФГОС: проектирование образовательного процесса с использованием средств ИКТ вашему вниманию представлена технологическая карта проектирования учебной ситуации. На примере...

Технологическая карта урока на тему "Построение изображения, даваемого тонкой линзой"

Формирование познавательных УУД с использованием ЦОР и Google-документов (на примере изучения темы "Построение изображения, даваемого тонкой линзой"....