Урок физики в 8 классе по формированию познавательных УУД с использованием ИКТ по теме: «Построение изображения, даваемого тонкой линзой»
методическая разработка по физике (8 класс) на тему

В целях реализации требований ФГОС: проектирование образовательного процесса с использованием средств ИКТ вашему вниманию представлена технологическая карта проектирования учебной ситуации. На примере изучения темы "Построение изображения, даваемого тонкой линзой" показано как формируются познавательные УУД с использованием ЦОР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_kaminskas.docx246.68 КБ

Предварительный просмотр:

 «Реализация требований ФГОС: проектирование образовательного процесса

с использованием средств ИКТ».

Урок физики в 8 классе по формированию познавательных УУД с использованием ИКТ по теме: «Построение изображения, даваемого тонкой линзой».

Технологическая карта проектирования учебной ситуации

Автор

Каминскас Зинаида Ивановна

Предмет

Физика

Класс

8

Тема

Формирование познавательных УУД с использованием ЦОР и Google-документов (на примере изучения темы "Построение изображения, даваемого тонкой линзой").

Образовательная модель

1 ученик:1 компьютер

Учебная
ситуация,
длительность

Использование интерактивной модели «Построение изображений, даваемых линзами»  Модель 5.27 Модуль 3.5.(12-15мин.)

Предметные
результаты, их практическая значимость

1. Формирование навыков исследовательской работы  на примере построения изображений предмета  в собирающей линзе.

2..Приобретение навыков работы с интерактивными моделями;

3.На основе работы с моделями сформировать умения: а) описывать характер изображения; б) систематизировать знания; в) делать обобщающие выводы; г) самостоятельно добывать знания; д) сформулировать новые понятия.

4. Продолжить формирование навыков экспериментальной работы.

5. Приобретение навыков интерактивного заполнения таблицы;

6 Использование свойств линз оптических приборов, понимание принципа их работы.

7.Проведение текущего контроля. 

Внутри - и межпредметные связи (знания)

1.Физика. Понятие светового луча. Преломление световых лучей при переходе из одной среды в другую.

2. Математика. Понятие осевой симметрии.

Понятие перпендикуляра и его построение.

Средство (сервис) ИКТ, его дидактические возможности

ЦОР.http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669ba082-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/5_7.swf.

http://goo.gl/i3gmX

«Модель 5.27 Модуль3, 5,6».

Данная модель позволяет  построить изображение  в линзах,  исследовать характер изображения предмета  в собирающей и рассеивающей линзе; сделать выводы о  зависимости  характера изображения от взаимного расположения предмета и  линзы.

Виды
деятельности

Учебно - исследовательская и экспериментальная,  ее характер – индивидуально-групповая, самостоятельная. Делают выводы о  зависимости  характера изображения от взаимного расположения предмета и  линзы;

 Заполняют  таблицу Google (тестовую форму).

Личностные результаты*

Самоопределение

Смыслообразование

Ценностная и

морально-этическая

ориентация

Внутренняя позиция школьника; самоидентификация; самоуважение и самооценка  (перекрестная оценка).

Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществахформирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками (аргументированные ответы на вопросы учителя, работа в паре).

Мотивация (учебная, социальная); границы собственного знания и «незнания»

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познаниюФормирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики ( нетрадиционная форма работы на уроке – работа с интерактивной моделью..)

Ориентация на выполнение морально-нравственных норм; оценка своих поступков.

Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (работа в паре, ответственное отношение к своим ответам…);

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Познавательные УДД

Управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность.

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности  (работа с модулем №3).

2) умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач (составление плана работы).

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией (обсуждение возможных вариантов выполнения чертежа);

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения ( анализ результатов проделанной работы, сравнение с интерактивной моделью).

Речевая деятельность; навыки сотрудничества

10). Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью (формулировка определения фокуса, составление развернутого ответа, формулировка понятия мнимого изображения).

9). Умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение (работа в паре   при исследовании изображения и  заполнении таблицы).

 11.формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (работа в Google таблице).

Работа с учебными моделями; использование знаково-символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие.

7). Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач (построение падающего и преломленного луча, построение изображения  точки  и предмета).

6) умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы (работа с модулем №3 при построении «3» общего рисунка и формулировка общего вывода для направления лучей. Работа с модулем №5,   и составление таблицы. Сравнение изображений предмета,  даваемых собирающей  линзой и формулировка общего вывода: «Какие изображения дает линза?». Исследование изображения в рассеивающей линзе  по аналогии. Формулировка понятия мнимого изображения после исследования).

8) смысловое чтение (анализ и осмысливание прочитанного, для построения хода лучей в линзе, формулировка и запись понятия мнимого изображения).

Описание учебной ситуации

Задание

  1. С помощью интерактивной модели «Модуль№3» «Построить изображение точки в линзе».  Вначале  прочитайте текст  и пронаблюдайте за ходом  построения 1 луча. Перечертите  ход построения 1 луча. Данный  этап зафиксировать на модели (знак Х). Пронаблюдайте ход построения 2 луча и перечертите в рабочую тетрадь. Затем  постройте 1и2 луч на одном рисунке и нажав на (Х), проверьте  свое «изображение» моделью.
  2. С помощью интерактивной модели «Модуль№5»

«Исследовать  характер изображения предмета от взаимного расположения предмета и  собирающей линзы».

 а) установите «стрелку- предмет» на фокусе;

б) установите «стрелку- предмет» между фокусом и линзой;

в) установите «стрелку- предмет» между фокусом и двойным фокусом;

г) установите «стрелку- предмет» на двойном фокусе;

д) установите «стрелку- предмет» за двойным фокусом;

 По каждому пункту сделайте вывод в Google таблице.

  1. С помощью интерактивной модели «Модуль№6»

« Исследовать  характер изображения предмета от взаимного расположения предмета и  рассеивающей линзы».

Дать понятие мнимого изображения.

Реализация

(анализ деятельности и способов достижения планируемых результатов)

Выполнение

Деятельность ученика

Деятельность учителя

При

ме

чание

1

Работа с  тестовой формой

 Работают в паре. Выполняют работу по инструкции на ПК  в группах. Обсуждают возможные ответы. Отвечают на первые два вопроса. 1.Дают развернутый ответ. 2. С выбором ответа.

Наблюдает за работой учащихся. Координирует работу учащихся. Консультирует.

М10, М9, М11.

2.

 Работа с модулем №3. Читает, осмысливает и анализирует  прочитанное и формирует понятие хода лучей, чертит в рабочей тетради.

Наблюдает за работой учащихся, проверяет чертежи.

М8 М1, М7

3.

Читает, осмысливает и анализирует  прочитанное и формирует понятие хода лучей, чертит в рабочей тетради. Обобщает два чертежа и анализируя их,  самостоятельно формулирует  общее «понятие – правило» построения изображения и записывают в тетради. Стоит рисунок – чертеж.

Наблюдает за работой учащихся, проверяет чертежи.

М6, М7, М10, М8

4.

Сравнивает свое изображение с моделью и оценивает свою деятельность. Устная формулировка правила. Учащиеся оценивают и дополняют, если ученик ошибся.

Наблюдает за работой учащихся, проверяет чертежи. Руководит обсуждением и координирует ответы.

М3,М4.

5

Работа с модулем №5.

Работают в паре. Выполняют работу по инструкции на ПК  в группах.  Анализируют рисунки – чертежи. Обсуждают . Отстаивают свое мнение. Исследуют характер изображений , которую дает собирающая линза.  Формулируют общий вывод, какое изображение дает линза.  Затем переходят к тестовой форме и заполняют. При заполнении формы,  параллельно  работают  с модулем. Сравнивают свои ответы с изображением.

Наблюдает за работой учащихся. Координирует работу учащихся. Консультирует. Оценивает работы в таблице.

М6,М7,М10, М4

6.

Без модели. Строят  изображение( в тетрадях для самостоятельных работ, которые  собираются в конце урока), если предмет находится за двойным фокусом.  Формируются умения и навыки построения « чертежа-  изображения», что является основной задачей  урока. Учатся формулировать общий вывод для каждого чертежа отдельно, по аналогии изучения первых моделей и  отвечают на поставленный вопрос.

Наблюдает за работой учащихся. Координирует работу учащихся. Консультирует. Оценивает работы в тетради.

М6М7

М2

7.

Изучая модель №6 , обсуждают. Анализируя по аналогии с собирающей линзой, дают понятие мнимого изображения в форме.  Записывают в тетрадях для самостоятельных работ, которые  собираются в конце урока.

Наблюдает за работой учащихся. Координирует работу учащихся. Консультирует. Оценивает работы в таблице.

М6,М8

Продукт деятельности учащихся

Описание, URL-адрес Форма - http://goo.gl/1xcn7

Инструменты, критерии оценивания результатов деятельности

Форма в  Google - http://goo.gl/1xcn7

Критерии: «5» - На все вопросы даны правильные ответы + если ошибочно  сформулировано характеристики  мнимого изображения.

«4» -   все критерии на «5» +   Дан ответ ошибочно: «Как изменяется изображение,  при приближении предмета к линзе?   или допущена ошибка  при ответе на вопрос «Какое изображение дает линза по величине?».

«3»- Все критерии на «4» + допущена ошибка  при ответе на вопрос «Где будет изображение предмета в зависимости от расположения предмета?».

«2»- нет, так как учащиеся работали с  моделью № 3 и №6, работа оценивалась учителем  в ходе урока ( записи и построения  схем учащимися  в тетради) + Тетради для самостоятельных работ проверяются.

Check-лист:

€        деятельность;

€        метапредметные результаты;

€        межпредметная направленность;

€        дидактический потенциал ИКТ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме "Линзы. Построение изображений в тонкой линзе", физика 8 класс

Презентация по теме "Линзы. Построение изображений в тонкой линзе", физика , 8 класс. Удобно для применения на уроке, т.к. пошаговое построение можно выполнять вместе с учащимися....

Формула тонкой линзы. Построение изображения,даваемого собирающей линзой.

Самостоятельная работа для учащихся 11 класса. В работу включены задания на построение изображения, даваемого собирающей линзой и на применение формулы тонкой линзы, увеличение линзы. ( УМК О.И. Громц...

Линзы. Правила построения изображений, даваемых линзой.

Презентация для проведения занятия по теме: "Линзы. Правила построения изображений, даваемых линзой."...

ЛИНЗА. ПОСТРОЕНИЕ ИЗОБРАЖЕНИЙ, ДАВАЕМЫХ ЛИНЗАМИ

ЛИНЗА. ПОСТРОЕНИЕ ИЗОБРАЖЕНИЙ, ДАВАЕМЫХ ЛИНЗАМИКонспект урока по физике 11 класс...

урок "Линза. Построение изображений, даваемых линзой"

Линза. Построение изображений, даваемых линзойЦель урока: создание условий для изучения знаний о линзах, их физических свойствах и характеристик и ввести понятие оптическая сила линзы. Задачи: - ...

Технологическая карта урока на тему "Построение изображения, даваемого тонкой линзой"

Формирование познавательных УУД с использованием ЦОР и Google-документов (на примере изучения темы "Построение изображения, даваемого тонкой линзой"....