Технологическая карта урока на тему "Построение изображения, даваемого тонкой линзой"
методическая разработка по физике (8 класс)

Формирование познавательных УУД с использованием ЦОР и Google-документов (на примере изучения темы "Построение изображения, даваемого тонкой линзой".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_fiziki_v_8_klasse.docx219.23 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока физики в 8 классе

по теме: «Построение изображения, даваемого тонкой линзой».

Учитель

Окользина Н.А.

Предмет

Физика

Класс

8

Тема

Формирование познавательных УУД с использованием ЦОР и Google-документов (на примере изучения темы 

"Построение изображения, даваемого тонкой линзой").

Образовательная модель

1 ученик:1 компьютер

Учебная
ситуация,
длительность

Использование интерактивной модели

 «Построение изображений, даваемых линзами»

  Модель 5.27 Модуль 3.5.(12-15мин.)

Предметные
результаты, их практическая значимость

1. Формирование навыков исследовательской работы  на примере построения изображений предмета  в собирающей линзе.

2..Приобретение навыков работы с интерактивными моделями;

3.На основе работы с моделями сформировать умения:

а) описывать характер изображения;

б) систематизировать знания;

 в) делать обобщающие выводы;

 г) самостоятельно добывать знания; д) сформулировать новые понятия.

4. Продолжить формирование навыков экспериментальной работы.

5. Приобретение навыков интерактивного заполнения таблицы;

6 Использование свойств линз оптических приборов, понимание принципа их работы.

7.Проведение текущего контроля. 

Внутри - и межпредметные связи (знания)

1.Физика. Понятие светового луча. Преломление световых лучей при переходе из одной среды в другую.

2. Математика. Понятие осевой симметрии.

Понятие перпендикуляра и его построение.

Средство (сервис) ИКТ, его дидактические возможности

ЦОР.http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669ba082-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/5_7.swf.

http://goo.gl/i3gmX

«Модель 5.27 Модуль 3, 5,6».

Данная модель позволяет  построить изображение  в линзах,  исследовать характер изображения предмета  в собирающей и рассеивающей линзе; сделать выводы о  зависимости  характера изображения от взаимного расположения предмета и  линзы.

Виды
деятельности

Учебно - исследовательская и экспериментальная,  ее характер – индивидуально-групповая, самостоятельная. Делают выводы о  зависимости  характера изображения от взаимного расположения предмета и  линзы;

 Заполняют  таблицу Google (тестовую форму).

Личностные результаты*

Самоопределение

Смыслообразование

Ценностная и

морально-этическая

ориентация

Внутренняя позиция школьника; самоидентификация; самоуважение и самооценка  (перекрестная оценка).

Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками (аргументированные ответы на вопросы учителя, работа в паре).

Мотивация                           (учебная, социальная); границы собственного знания и «незнания»

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познаниюФормирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики        (нетрадиционная форма работы на уроке – работа с интерактивной моделью..)

Ориентация на выполнение морально-нравственных норм; оценка своих поступков.

Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (работа в паре, ответственное отношение к своим ответам…)

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Познавательные УДД

       Управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность.

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

 (работа с модулем №3).

- умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач (составление плана работы).

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией (обсуждение возможных вариантов выполнения чертежа);

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения              (анализ результатов проделанной работы, сравнение с интерактивной моделью).

Речевая деятельность; навыки сотрудничества

- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью (формулировка определения фокуса, составление развернутого ответа, формулировка понятия мнимого изображения).

мение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение (работа в паре   при исследовании изображения и  заполнении таблицы).

-  формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (работа в Google таблице).

Работа с учебными моделями; использование знаково-символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие.

- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

(построение падающего и преломленного луча, построение изображения  точки  и предмета).

- умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы (работа с модулем №3 при построении «3» общего рисунка и формулировка общего вывода для направления лучей. Работа с модулем №5,   и составление таблицы. Сравнение изображений предмета,  даваемых собирающей  линзой и формулировка общего вывода: «Какие изображения дает линза?».

 Исследование изображения в рассеивающей линзе  по аналогии. Формулировка понятия мнимого изображения после исследования).

- смысловое чтение (анализ и осмысливание прочитанного, для построения хода лучей в линзе, формулировка и запись понятия мнимого изображения).

Описание учебной ситуации

Задание

  1. С помощью интерактивной модели «Модуль№3» «Построить изображение точки в линзе».  Вначале  прочитайте текст  и пронаблюдайте за ходом  построения 1 луча. Перечертите  ход построения 1 луча. Данный  этап зафиксировать на модели (знак Х). Пронаблюдайте ход построения 2 луча и перечертите в рабочую тетрадь. Затем  постройте 1и2 луч на одном рисунке и нажав на (Х), проверьте  свое «изображение» моделью.

  1. С помощью интерактивной модели «Модуль№5»

«Исследовать  характер изображения предмета от взаимного расположения предмета и  собирающей линзы».

 а) установите «стрелку- предмет» на фокусе;

б) установите «стрелку- предмет» между фокусом и линзой;

в) установите «стрелку- предмет» между фокусом и двойным фокусом;

г) установите «стрелку- предмет» на двойном фокусе;

д) установите «стрелку- предмет» за двойным фокусом;

 По каждому пункту сделайте вывод в Google таблице.

  1. С помощью интерактивной модели «Модуль№6»

« Исследовать  характер изображения предмета от взаимного расположения предмета и  рассеивающей линзы».

Дать понятие мнимого изображения.

Реализация

(анализ деятельности и способов достижения планируемых результатов)

Выполнение

Деятельность ученика

Деятельность учителя

При

ме

чание

1

Работа с  тестовой формой

 Работают в паре. Выполняют работу по инструкции на ПК  в группах. Обсуждают возможные ответы. Отвечают на первые два вопроса. 1.Дают развернутый ответ. 2. С выбором ответа.

Наблюдает за работой учащихся. Координирует работу учащихся. Консультирует.

М10, М 9, М11.

2.

 Работа с модулем №3. Читает, осмысливает и анализирует  прочитанное и формирует понятие хода лучей, чертит в рабочей тетради.

Наблюдает за работой учащихся, проверяет чертежи.

М8, М1, М7

3

Читает, осмысливает и анализирует  прочитанное и формирует понятие хода лучей, чертит в рабочей тетради. Обобщает два чертежа и анализируя их,  самостоятельно формулирует  общее «понятие – правило» построения изображения и записывают в тетради. Стоит рисунок – чертеж.

Наблюдает за работой учащихся, проверяет чертежи.

М6, М7, М10, М8

4

Сравнивает свое изображение с моделью и оценивает свою деятельность. Устная формулировка правила. Учащиеся оценивают и дополняют, если ученик ошибся.

Наблюдает за работой учащихся, проверяет чертежи. Руководит обсуждением и координирует ответы.

М3,М4.

5

Работа с модулем №5.

Работают в паре. Выполняют работу по инструкции на ПК  в группах.  Анализируют рисунки – чертежи. Обсуждают . Отстаивают свое мнение. Исследуют характер изображений , которую дает собирающая линза.  Формулируют общий вывод, какое изображение дает линза.  Затем переходят к тестовой форме и заполняют. При заполнении формы,  параллельно  работают  с модулем. Сравнивают свои ответы с изображением.

Наблюдает за работой учащихся. Координирует работу учащихся. Консультирует. Оценивает работы в таблице.

М6,М7,М10, М4

6

Без модели. Строят  изображение( в тетрадях для самостоятельных работ, которые  собираются в конце урока), если предмет находится за двойным фокусом.  Формируются умения и навыки построения « чертежа-  изображения», что является основной задачей  урока. Учатся формулировать общий вывод для каждого чертежа отдельно, по аналогии изучения первых моделей и  отвечают на поставленный вопрос.

Наблюдает за работой учащихся. Координирует работу учащихся. Консультирует. Оценивает работы в тетради.

М6М7

М2

7

Изучая модель №6 , обсуждают. Анализируя по аналогии с собирающей линзой, дают понятие мнимого изображения в форме.  Записывают в тетрадях для самостоятельных работ, которые  собираются в конце урока.

Наблюдает за работой учащихся. Координирует работу учащихся. Консультирует. Оценивает работы в таблице.

М6,М8

Продукт деятельности учащихся

Описание, URL-адрес Форма - http://goo.gl/1xcn7

Инструменты, критерии оценивания результатов деятельности

Форма в  Google - http://goo.gl/1xcn7

Критерии: «5» - На все вопросы даны правильные ответы + если ошибочно  сформулировано характеристики  мнимого изображения.

«4» -   все критерии на «5» +   Дан ответ ошибочно: «Как изменяется изображение,  при приближении предмета к линзе?   или допущена ошибка  при ответе на вопрос «Какое изображение дает линза по величине?».

«3»- Все критерии на «4» + допущена ошибка  при ответе на вопрос «Где будет изображение предмета в зависимости от расположения предмета?».

«2»- нет, так как учащиеся работали с  моделью № 3 и №6, работа оценивалась учителем  в ходе урока ( записи и построения  схем учащимися  в тетради) + Тетради для самостоятельных работ проверяются.

Check-лист:

€        деятельность;

€        метапредметные результаты;

€        межпредметная направленность;

€        дидактический потенциал ИКТ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по физике "Изображения, даваемые линзой"

Урок по теме "Изображения, даваемые линзой" для 8 класса по учебнику А.В. Перышкина и интерактивной презентацией....

Формула тонкой линзы. Построение изображения,даваемого собирающей линзой.

Самостоятельная работа для учащихся 11 класса. В работу включены задания на построение изображения, даваемого собирающей линзой и на применение формулы тонкой линзы, увеличение линзы. ( УМК О.И. Громц...

Технологическая карта урока литературы "Поэтическое изображение родины и родной природы в лирике С. Есенина"

Технологическая карта урока позволяет учителю  коррекционной школы реализовать требования к уроку в условиях введения ФГОС...

Урок по теме: «Изображения, даваемые линзой »

  Отличительные особенности данного урока: современная наглядность, возможность использования пространства Интернет для получения нужной информации по теме урока.    Работа ...

Урок физики в 8 классе по формированию познавательных УУД с использованием ИКТ по теме: «Построение изображения, даваемого тонкой линзой»

В целях реализации требований ФГОС: проектирование образовательного процесса с использованием средств ИКТ вашему вниманию представлена технологическая карта проектирования учебной ситуации. На примере...

Технологическая карта урока Создание графических изображений, 7 класс, Босова

Тема урока: Создание графических изображений. ТБ. Практическая работа № 1 «Работа с графическими примитивами. Конструирование объектов из графических примитивов»Предметные результаты &nda...

Технологическая карта урока на тему Нота с точкой. Разбор русской народной песни "Светит месяц"

ТемаНота с точкой. Разбор русской народной песни «Светит месяц»Класс5Тип урокаУрок изучения и первичного закрепления новых знанийЦелиЗнакомство с понятием нота с точкой.Проявлять интерес к...