Урок физики по теме "Глаз и зрение"
план-конспект урока по физике (8 класс)

Урок по физике для 8 класса на тему "Глаз и зрение" с презентацией и тестовыми заданиями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon glaz_i_zrenie_8_klass_-_kopiya.zip2.5 МБ

Предварительный просмотр:

Урок физики по теме "Глаз и зрение".

 8-й класс

Цели урока: 

  • Обеспечить в ходе урока усвоение знаний о строении глаза и функциях отдельных его частей, о характеристиках изображения, которое дает оптическая система глаза, о недостатках зрения и способах их исправления;
  • Развивать познавательный интерес у учащихся путем использования занимательного материала;
  • Познакомить учащихся с основами гигиены зрения.

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие, проверка готовности к уроку.

2. Проверка домашнего задания, подготовка к усвоению новых знаний (актуализация знаний).

Входной тест:  (Карточка 1)

  1. Линзой называют...
    а) Прозрачное тело, ограниченное сферической поверхностью.
    б) Прозрачное тело.
    в) Тело, ограниченное сферической поверхностью.
  2. На рисунке изображены стеклянные линзы. Какие из них являются собирающими?
    http://festival.1september.ru/articles/645729/f_clip_image002.jpg
    а) 1.
    б) 2.
    в) 3.
  3. Какой буквой обозначается главный фокус линзы?
    а) F;
    б) О;
    в) Д.
  4. В каких единицах измерения дается оптическая сила линзы?
    а) мм;
    б) кг;
    в) дптр;
  5. Фокусное расстояние линзы F = -20 см. Какая это линза?
    а) собирающая;
    б) рассеивающая.
  6. Оптическая сила линзы Д = 2 дптр. Какая это линза?
    а) собирающая;
    б) рассеивающая.

  • 6 прав. ответов – «5»
  • 5 прав. ответа – «4»
  • 4-3 прав. ответа – «3»
  • 2 прав. ответа – «2»

3. Объяснение новой темы.

Мы живём в прекрасном мире, богатом красками, звуками, запахами. Информация о происходящем в окружающей среде мы получаем через органы чувств – зрения, слуха, осязание, вкуса и обоняния. Внешний мир мы видим благодаря зрению. Орган зрения играет огромную роль в жизни человека. Более 90% информации об окружающем мире мы получаем с помощью глаз.

Глаз – это орган, который можно сравнить с окном в окружающий мир, его называют ещё «живым» фотоаппаратом.

Познакомимся со строением глаза.

  • глазного яблока, соединенного
  • зрительным нервом с головным мозгом, и
  • вспомогательного аппарата (веки, слезные органы и мышцы, двигающие глазное яблоко).
  • Глазное яблоко защищено плотной оболочкой, называемой склерой.
  • Передняя (прозрачная) часть склеры называется роговицей.
  • За роговицей расположена радужная оболочка, которая у людей может иметь различный цвет.
  • В радужный оболочке есть небольшое отверстие – зрачок. Диаметр зрачка может изменяться от 2 до 8 мм, уменьшаясь на свету и увеличиваясь в темноте.
  • За зрачком расположено прозрачное тело, напоминающее двояковыпуклую линзу – хрусталик.
  • Хрусталик окружен мышцами, прикрепляющими его к склере.
  • За хрусталиком расположено стекловидное тело.
  • Задняя часть склеры – глазное дно - покрыто сетчатой оболочкой (сетчаткой). Она состоит из тончайших волокон, устилающих глазное дно и представляющих собой разветвленные окончания зрительного нерва.

Вставить пропущенные слова:

Как устроен глаз

Глаз – волшебный теремок,

Круглый маленький домок,

Хитро он устроен –

Без гвоздей построен.

Круглый дом со всех сторон

Белой стенкой окружен,

Стенку эту белую

Называют склерою.

Обойдем же дом скорей –

Ни крылечка, ни дверей,

Впереди кружочек тонкий –

Роговица, словно пленка,

Вся прозрачна, как стекло, -

В мир чудесное окно,

Через круглое оконце

В глаз проходит свет от солнца.

Глаз бывает синий, серый:

Впереди, пред белой склерой,

Яркой радужки кружок

Украшает глаз – домок.

В центре радужки – зрачок,

Черный маленький кружок.

Лишь стемнеет – наш зрачок

Станет сразу же широк,

Коль светло – зрачок поуже,

Чтобы видел глаз не хуже.

А за радужкой лежит

Маленький хрусталик,

Он такой имеет вид,

Как стеклянный шарик.

Изнутри весь этот дом

Выстлан, будто бы ковром,

Оболочкой гладкой -

Тоненькой сетчаткой.

Что же в домике внутри?

На картину не смотри –

В домике невидное

Тело стекловидное, оно прозрачно как алмаз…ну, а как же видит глаз?

Экспериментальное задание: Обнаружение слепого пятна.

Как возникают и воспринимаются глазом изображения различных предметов? 

Свет, преломляясь в оптической системе глаза, которую образуют роговица, хрусталик и стекловидное тело, дает на сетчатке действительное, уменьшенные и обратные изображения предметов. Попав на окончания зрительного нерва, свет раздражает эти окончания. Эти раздражения передаются в мозг, и у человека появляются зрительные ощущения: он видит предметы.

        Как видит глаз

               Отразится лучик света

От какого – то предмета,

Упадет на роговицу,

Миг – и дальше устремится,

И сквозь дырочку – зрачок

Проберется в глаз – домок.

Дальше, следуя порядку,

Попадает на сетчатку.

Круглый дом с одним окном,

Плотно он закрыт кругом,

Ни крыльца, ни двери нету,

Дальше не пробиться свету?

Нет, от глаза нерв идет,

В мозг сигнал передает,

После этого тотчас

Все вокруг увидит глаз.

Очень хрупок круглый дом!

Тонки, нежны стенки в нем,

А прозрачное окно

Ставней не защищено.

Если тронешь роговицу –

Глаз сейчас же разболится,

Если ранится хрусталик –

Помутнеет чудный шарик,

Станет темным дом навек

И ослепнет человек.

Изображение предмета, возникающее на сетчатке глаза, является перевернутым.

Первым это доказал, построив ход лучей в оптической системе глаза, был немецкий астроном И. Кеплер (Портрет учёного).Вся эта система аналогична оптической системе собирающей линзы.

Но почему тогда мы видим предметы неперевернутыми? Процесс зрения непрерывно корректируется мозгом. В свое время английский поэт Уильям Блейк подметил:

Посредством глаза, а не глазом
Смотреть на мир умеет разум.

Эксперимент Стреттона.

Как мы видим.

Глаз приспособлен к работе в различной интенсивности освещения (благодаря адаптации)

Способность глаза приспосабливаться к видению, как на близком, так и на более далеком расстоянии называется аккомодацией (от лат. accomodatio - приспособление). Благодаря аккомодации человеку удается фокусировать изображения различных предметов на одном и том же расстоянии от хрусталика - на сетчатке глаза.

Однако при очень близком расположении рассматриваемого предмета напряжение мышц, деформирующих хрусталик, усиливается, и работа глаза становится утомительной. Оптимальное расстояние при чтении и письме для нормального глаза составляет около 25 см. Это расстояние называют расстоянием ясного (или наилучшего) зрения.

Чувствительность глаза к свету может меняться в миллиарды раз, благодаря изменению диаметра зрачка.

У человека два глаза. Какое преимущество дает зрение двумя глазами?

  • При видении двумя глазами увеличивается поле зрения.

  • При видении двумя глазами мы можем различать какой предмет находится ближе, какой дальше.

  • При видении двумя глазами мы видим предметы объёмными, а не плоскими.

    Следует отметить, расстояние лучшего зрения 25 см.

Отклонения зрения .

 В глазах человека могут возникнуть отклонения от нормы, вследствие чего нарушаются основные условия наилучшего зрения, так как хрусталик теряет эластичность, способность менять свою кривизну. Эти отклонения называются дефектами зрения. Изображение близко расположенных предметов расплывается – развивается дальнозоркость. Другой дефект зрения – близорукость, когда люди, наоборот, плохо видят удаленные предметы.

При близорукости изображение предмета фиксируется перед сетчаткой и поэтому воспринимается как расплывчатое. При дальнозоркости изображение предмета фиксируется за сетчаткой и тоже воспринимается как расплывчатое.

 При близорукости необходимо изображение предмета отодвинуть от хрусталика и переместить на сетчатку. Для этого применяют линзы вынутые – рассеивающие свет с отрицательной оптической силой.

 При дальнозоркости изображение предмета за сетчаткой перемещают с помощью линз выпуклых – собирающих свет. Оптическая сила таких линз - положительная.

Экспериментальное задание: Определите, какие из имеющихся на вашем столе линз пригодны для исправления близорукости( дальнозоркости).

4. Физкультминутка

Глаз – это живой оптический прибор. Мышцы глаза ученика за один учебный день испытывает такую же нагрузку, какую испытывают мышцы его рук и торса, если он пытался бы поднять и удержать над головой штангу весом предназначенного для среднего профессионала-атлета. Чтобы спасти глаза от перенапряжения, необходима специальная гимнастика, которая восстанавливает зрение.

5.Из истории оптики, или Просто очки.(доклад ученика)

6.Оптические иллюзии.

Хотя глаз и является замечательным оптическим прибором, он все-таки не лишен недостатков. Глаз поддается многочисленным обманам, которые называются оптическими иллюзиями. Предлагаю вам посмотреть некоторые из них.

7. Зрение в мире животных.(доклад ученика)

8.  Закрепление изученного материала.

Чтобы выяснить как вы усвоили новый материал, мы выполним тест.

Тест:  (Карточка 2)

1.Какая часть глазного яблока является двояковыпуклой линзой?
а) хрусталик;
б) роговица

2.На какой части глазного яблока образуется изображение предмета?
а) на сетчатке;
б) на роговице

3.Способность глаза приспосабливаться к видению, как на близком, так и так и на более далёком расстоянии:
а) адаптацией;
б) аккомодацией;
в) иллюзией зрения

4.При близорукости применяют очки
а) с рассеивающими линзами;
б) с собирающими линзами

5.При дальнозоркости применяют очки
а) с рассеивающими линзами;
б) с собирающими линзами.

  • 5 прав. ответов – «5»
  • 4 прав. ответа – «4»
  • 3 прав. ответа – «3»
  • 2 прав. ответа – «2»

9.Рефлексия. Подведение итогов урока, выставление оценок . Домашнее задание.

Что дал мне сегодняшний урок?

Каждому ученику вручаются памятка «Гимнастика для глаз» и «Гигиена зрения».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по теме "Глаз и зрение"

Конспект урока  по теме "Глаз и зрение " и презентация к нему...

презентация к уроку биологии 8 класс "Орган зрения"

Урок предназначен для того, чтобы обобщить и систематизировать полученные ранее знания об органах чувств; раскрыть строение и значение зрительного анализатора; создать условия для осмысления и о...

Иттегрированный урок технологии и биологии "Гигиена зрения"

Урок технологии раздела программы "Гигиена девушки"....

Возможности урока физики с точки зрения развития информационных УУД обучающихся (из опыта работы)

Эта работа иллюстрирует, какие типы заданий  можно давать учащимся на различных этапах урока физики, чтобы они работали на развитие у них информационных УУД...

Интегрированный урок физики и биологии "Глаз и зрение"

Интегрированный урок физики и биологии "Глаз и зрение" Конспект урока. По данной теме разработан богатый материал. Полностью все выложила на отдельной страничке моего сайта с одноименным название...

Системный подход на основе информационных коммуникационных технологий в подготовке к государственной аттестации по физике учащихся с нарушением зрения.

Цель статьи, отражающей мою деятельность: осуществление системного подхода при обучении и подготовке к государственной аттестации по физике учащихся с нарушением зрения на протяжении всего учебного пр...

Урок физики в 5 классе тема" Дефекты зрения и оптические иллюзии"

План-конспект урока в 5 классе по теме "Дефекты зрения и оптические иллюзии"...