Атмосферное давление
план-конспект урока по физике (7 класс)

Павлова Нина Васильевна

Конспект урока по теме "Атмосферное давление". Объяснение причины атмосферного давления, демонстрация опытов, подтверждающих существование атмосферного давления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon atmosfera.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Атмосферное давление»

                

        

Цель урока: Объяснить причину возникновения атмосферного давления. На основе простых опытов подтвердить существование атмосферного давления. Продолжить развитие умений наблюдать физические явления, проверять теоретические предположения экспериментально, пользоваться приборами.

План урока.

Содержание

Методы и приемы

  1. Вступление
  2. Изучение и закрепление нового материала:
  • вес воздуха
  • атмосферное давление-причины возникновения
  • опыты подтверждающие, существование атмосферного давления
  • качественные вопросы на основе опытов
  • принцип действия некоторых приборов

3.Подведение итогов. Д/з

Беседа

Демонстрация,

 расчет веса воздуха

Беседа

Демонстрация опытов с помощью учащихся

Наблюдение, анализ опыта

работа с учебником

Ход урока.

Учитель. Здравствуйте ребята! Сегодня мы встретились, чтобы провести вместе этот урок. И прежде чем мы отправимся в путешествие за знаниями, посмотрите внимательно сюда. Вы видите  на горлышке  бутылки  сваренное вкрутую яйцо,  оно не проваливается. Теперь я зажигаю бумагу, бросаю в бутылку, и яйцо само вползает в бутылку.

        Что же заставило яйцо вползти в бутылку?

        Чтобы правильно ответить на этот вопрос рассмотрим тему сегодняшнего урока: «Вес воздуха и атмосферное давление»

        Мы живем на дне огромного воздушного океана. Поверхность Земли – дно этого океана. Название ему – атмосфера. Слово это («атмос» - воздух, «сфера» - шар) ввел в русский язык все тот же гениальный Ломоносов. Хотя были и другие предположения, например «мирооколица» или «околоземица», но эти названия не прижились.

        Атмосфера простирается в высоту на несколько тысяч километров.

        Раз воздух, находится у земли, то какая сила действует на него?

Ученик: Сила тяжести.

Учитель: Правильно,  воздух обладает весом. Давайте выясним это с помощью опыта.

(Опыт: воздушный шарик вместе с ниткой уравновешен на весах, если шарик надуть – равновесие нарушается.)

        Равновесие весов нарушилось, что это значит?

Ученик: Воздух обладает весом.

Учитель: Как вычислить вес?

Ученик: P = m g

Учитель: Запишите в тетради. Найдите вес воздуха объемом 1м3

                   Как вычислить массу?

Ученик: m = v

Учитель: Найдите плотность воздуха по таблице

                        m =1, 29∙1м3 = 1, 29 кг

                         Р = 9,8 ∙1,29 кг =12,9 Н =13 Н

Вследствие действия силы тяжести, верхний слой воздуха, подобно воде океана, сжигает нижние слои. Слой, около Земли сжат больше всего, и он передает производимое на него давление по всем направлениям. Вот так.

                                    (Опыт с шаром Паскаля)

Не только вниз, но и вверх.

Воздух оказывает значительное давление на земную поверхность: на 1 м2 он давит как тело массой 1 кг. Подсчитаем, какое давление испытывает человек. Поверхность его составляет в среднем 1,5 м2 или 15 000 см2

                1 см2                     1 кг

                15 тыс. см2                     15 000 кг        или 15 т!

        Почему же человек выдерживает такое огромное давление?

        

Внутри организма тоже есть воздух. Внешнее и внутреннее давление, как бы уравновешивается, и мы его не ощущаем.

         И, все- таки,  многие явления можно объяснить, только существованием атмосферного давления.

Давайте, исследуем эти явления. Для этого нам нужно заняться научной работой, т.е. производить эксперимент, анализировать и делать вывод. Для этого создадим с вами научные лаборатории.

1ый  ряд – лаборатория №1

2ой   ряд – лаборатория №2

3 ий  ряд – лаборатория №3

Эксперимент для 1 ой лаборатории – вода поднимается вслед за  поршнем (для проведения опыта вызывается ученик)

Ученик: Поршень выталкивает воздух, и под ним давление меньше чем атмосферное, которое заставляет воду подниматься.

Учитель: Где это используется?

Ученик:  В шприцах.

Учитель: А теперь заткнем отверстие пластилином и продолжим выдвигать поршень. Почему вода не следует за ним?

Ученик: Воздух не оказывает давление, потому, что закрыто отверстие.

Эксперимент для второй лаборатории – фонтанчик в пробирке

                             Почему так происходит?

Ученик: Когда откачали воздух в пробирке меньше давление, чем атмосферное и вода устремляется в пробирку.

Эксперимент для третьей лаборатории

Если накрыть реечку газетой и ударить по ее концу, что произойдет?

                       (посмотрим опыт)

Почему так получилось?

Ученик: Давление воздуха на газету сильнее, чем удар, поэтому рейка сломалась.

        (После каждого опыта ученик, демонстрирующий его, получает медаль «Главный экспериментатор», а тот, кто правильно отвечал на вопрос – «профессор»)

Учитель: А теперь давайте вспомним опыт, с которого начался урок. Какая сила затолкала яйцо в бутылку?

ученик: Атмосферное давление

Учитель: Почему давление сверху было больше, чем снизу?

Ученик: Т.к. теплый воздух поднимается к верху, то плотность воздуха в бутылке меньше, значит и давление снизу меньше, чем сверху.

Учитель: Правильно. А теперь немного волшебства. Тот, кто выйдет сюда, должен сказать:

«Я не волшебник, я только учусь, но физика позволяет делать настоящие чудеса»!

 И перевернуть стакан с водой, накрытый бумагой.

Почему вода не вылилась?

        Атмосферное давление лежит в основе действия многих простейших приборов и приспособлений. Шприц мы уже рассмотрели, а теперь откроем  учебник и рассмотрим принцип действия пипетки, ливера и поилки для птиц.

Заключительный вопрос:

Вследствие чего же создается атмосферное давление?  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Вес воздуха. Атмосферное давление"

Презентация к уроку "Вес воздуха. Атмосферное давление"...

Урок физики в 7 классе по теме "Вес воздуха. Атмосферное давление"

Урок в 7 классе по теме "Вес воздуха. Атмосферное давление"...

7 класс.Задания по физике на чтение и понимание учебного и научно-популярного текста по темам: «Строение атома»,«Давление твёрдых тел, жидкостей и газов»,«Атмосферное давление»,«Энергия».

7 класс.Задания по физике на чтение и понимание учебного и научно-популярного текста  по темам: «Строение атома»,«Давление твёрдых тел, жидкостей и газов»,«Атмосферное давление»,«Энергия»....

Презентация по теме-Атмосферное давление "Доказательство существования атмосферного давления"

Презентация рассказывает о строении атмосферы,даёт понятие атмосферного давления,его существоание,полностью описывает опыт Торричелли,а также описывает роль давления в жизни человека. Цель презентации...

урок физики в 7 классе "Методы измерения атмосферного давления. Атмосферное давление на различных высотах."

В феврале 2013 года проведен открытый урок физики в 7 классе по теме «Методы измерения давления. Атмосферное давление на различных высотах». Это урок изучения нового материала комбинированного типа....

Атмосферное давление. Измерение атмосферного давления.

Вес воздуха. Химический состав воздуха. Атмосферное давление и его измерение....

Разработка для подготовки к ОГЭ по физике. Тема "Масса. Плотность. Давление. Атмосферное давление. Гидростатика"

Материал для подготовки к ОГЭ по физике в 9 классе. Представляет собой теорию, представленную в виде таблицы и подборку задач по теме  "Масса. Плотность. Давление. Атмосферное давление....