Рабочая программа по внеурочной деятельности
рабочая программа по физике (7 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochka_7_2.docx30.54 КБ

Предварительный просмотр:

«Занимательная физика»

Рабочая программа внеурочной деятельности для 6 класса автор-составительТовпинец В.Н., учитель физики

Пояснительная записка

Программа составлена с использованием разработки пропедевтического курса Е.В.Алексеевой «Занимательная физикас», 5–6 кл., Журнал «Физика – Первое сентября», №12/2013) и нацелена на мотивацию учащихся к дальнейшему изучению физики в 7–9 классах средней общеобразовательной школы.

Курс интегрирован с материалом по истории науки, географии, биологии, астрономии, что предусматривается проектом ФГОС нового поколения. Материал, превышающий уровень обязательных требований, позволяет реализовать дифференцированный и индивидуальный подходы к обучению, расширить кругозор учащихся, познакомить их с интересными фактами и явлениями окружающего мира.

Курс рассчитан на учащихся 5 – 6 класса. Выбор содержания, уровень его сложности и методика преподавания связаны с возрастными особенностями развития учащихся.

Курс не предполагает проведения уроков, все занятия проходят в игровой форме, основа деятельности учащихся – поиск, наблюдение, выдвижение гипотез, эксперимент, решение проблем, исследовательская деятельность.

Курс рассчитан на 68часа.

Цели курса:

  1. вызвать интерес и стойкую  мотивацию изучения  физики в основной и старшей школе;
  2. ознакомить с  элементарной терминологией и научить использовать физические термины в устной речи;
  3. усвоить знания об окружающем мире;
  4. развивать умения наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать. Задачи курса:
  1. формировать целостную картину мира с опорой на современные научные достижения;
  2. развивать логичность и самостоятельность мышления;
  3. воспитывать научную культуру: показать, что мир познаваем, что физические явления могут быть объяснены с помощью известных физических законов.

Требования к уровню подготовки учащихся.  Обучающиеся должны знать:

элементарную физическую терминологию;

основные понятия физики;

строение и свойства вещества;

виды сил  в природе;

элементарные понятия о свете, звуке, движении, температуре, давлении, фазовых переходах;

особенности некоторых представителей животного и растительного мира с точки зрения физики.

Обучающиеся должны  уметь:

объяснять происходящие явления;

видеть связь между причиной и следствием явления;

характеризовать свойства тела, особенности сил;

различать источники света, световые явления, характеристики звука, агрегатные состояния вещества и их изменения;

оценивать расстояния в макро- и микроскопических масштабах;

приводить примеры ко всем изученным понятиям.

УУД, формируемые в процессе проведения курса:

  • личностные: убежденность в познании природы, проявление интереса к физике как элементу общечеловеческой культуры
  • регулятивные: целеполагание, планирование действий,  прогноз, коррекция и  оценка результата
  • познавательные: формирование умений воспринимать, перерабатывать, анализировать и предъявлять информацию в связи с поставленными задачами
  • коммуникативные: умение слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении темы, работать в парах (группах).Учебно-методические средства обучения:
  1. Мультимедийный материал, подобранный педагогом.
  2. Презентации с мультимедийным материалом.
  3. Научно-познавательные фильмы.
  4. Подборка опытов (видеоверсии или описания).

Описание прохождения курса

Длительность занятия и выбор класса

Занятия кружковые, проводятся раз в неделю, во второй половине дня в течение 30-40 мин.

Календарно-тематическое планирование

Тема 1. Введение. Мир, в котором мы живем .

1-2.

 Занятие 1/1. Явления окружающего мира. Как познать мир? Практическая работа №1 «Проверка зависимости расстояния, пройденного шариком (машинкой, платформой) от высоты горки и «веса» шарика (машинки, платформы)».Нужны ли человеку знания о природе?

Презентация с мультимедийным материалом, текстовое сопровождение на

Яндекс-диске

http://yadi.sk/d/sxHJW66067lri пароль: физика11

3/4

 Занятие 2/2. Физические величины. Шкала расстояний. Измерение времени. Мультфильм «На задней парте»  выпуск №2.

Презентация с мультимедийным материалом, текстовое сопровождение на

Яндекс-диске

http://yadi.sk/d/P7vIWbug60GgD пароль: физика12

5/6

 Занятие 3/3. Тела и вещества. Можно ли доверять своим органам чувств? Измерения и измерительные приборы. Измерение линейных размеров тела. Практическая работа №2 «Измерение линейных размеров тела при помощи линейки».

Презентация с мультимедийным материалом, текстовое сопровождение на

Яндекс-диске

http://yadi.sk/d/cnKu5QRO5rtc0 пароль: физика13

7/8

 Занятие 4/4. Микро- и наномир. Что я знаю о нанотехнологиях? Презентация (CD РГПУ им.Герцена).

9/10

 Занятие 5/5. Инертность. Масса. Шкала масс. Интерактивная лабораторная работа «Измерение  массы тела на рычажных весах».

Презентация с мультимедийным материалом, текстовое сопровождение на

Яндекс-диске

http://yadi.sk/d/1jFpKhRf5xikK пароль: физика14

11/12

 Занятие 6/6. Объем тела. Видеосюжет из мультфильма  «Коля, Оля и Архимед»www.youtube.com/watch?v=wskMOb70Gfg . Как измеряют объемы тел в физике? Интерактивная лабораторная работа «Измерение объема твердого тела»

13/14

 Занятие 7/7. Игра по материалам темы №1.

Презентация с мультимедийным материалом, текстовое сопровождение на

Яндекс-диске

http://yadi.sk/d/9fPKvh4i7w0yk пароль: физика17

Тема 2. Движение и взаимодействие тел. Силы в природе .

15/16

 Занятие 1/8. Движение. Скорость. Скорость в природе.

Механические явления в замедленной съемке. Научно-популярный фильм «TimeWarp»

17/18

 Занятие 2/9. Силы в природе. Сила тяжести. Вес тела. Невесомость. Перегрузки.

Презентация с мультимедийным материалом, текстовое сопровождение на

Яндекс-диске

http://yadi.sk/d/nql9wtuf9jHvd пароль: физика21

19/20.

 Занятие 3/10. Деформация и ее виды. Зависимость силы упругости от степени деформации.

Презентация с мультимедийным материалом, текстовое сопровождение на

Яндекс-диске

http://yadi.sk/d/1zDIA7Z89nQGa пароль: физика22

21/22

 Занятие 4/11. Трение и мы. Виды трения. Сила сопротивления среды. Обтекаемая форма.

Презентация с мультимедийным материалом, текстовое сопровождение на

Яндекс-диске

http://yadi.sk/d/s2layo8r9jJGp пароль: физика23

23/24

 Занятие 5/12. Сила Архимеда. Мультфильм «На задней парте», выпуск №3. Условия плавания тел. Воздухоплавание.

Презентация с мультимедийным материалом, текстовое сопровождение на

Яндекс-диске

http://yadi.sk/d/_gD5I-J8A7LRf пароль: физика24

25/26.

 Занятие 6/13. Физика в ванне. Сила поверхностного натяжения. Мыльные пузыри.

        Смачивание         и         несмачивание.         Капиляры.         Видеоопыты

(simplescience.ru/video/about:surface/, www.youtube.com/watch?v=M4ZATwHfheQ).

27/28.

 Занятие 7/14. Реактивное движение. Применение реактивного движения в природе и технике.http://yadi.sk/d/CXbkfdOWC7UWa

29/30

 Занятие 8/15. Явление резонанса. Примеры резонанса. Применение в технике.

Акустический резонанс http://yadi.sk/d/qY-xVS8tCBf5W

31/32

 Занятие 9/16. Игра по материалам темы №2.

http://yadi.sk/d/VoIHaDHHC9HgT

Тема 3. Тепловые явления в природе и их значение в жизни человека.

33/34.

 Занятие 1/17. Тепловые явления и их наблюдение. Температура и тепловое равновесие. Температурные шкалы. Практическая работа №3 «Изучение устройства термометра и измерение им температуры жидкости».

35/36.

 Занятие 2/18. Как можно нагреть тело? Способы передачи тепла в природе и деятельности человека. Тепловое расширение и его применение. Практическая работа №4 «Наблюдение процесса нагревания и охлаждения воды».

37/38

 Занятие 3/19. Как человек учитывает тепловое расширение тел? Практическая работа№5 «Наблюдение теплового расширения жидкостей и газов».

39/40.

 Занятие 4/20. До каких пор можно нагревать тело? Практическая работа №6 «Наблюдение плавления и отвердевания парафина».Особенности теплового расширения воды.

41/42

 Занятие 5/21.  Свойства воды (http://festival.1september.ru/articles/574831/, http://www.hemi.nsu.ru/ucheb175.htm или фрагменты документального фильма

«Вода. Великая тайна воды»)

Фотографии кристаллов воды (http://www.wateroflive.ru/fotov.php).

43/44.

 Занятие 6/22. Возможные причины « конца света». Земля без человека.( http://konetc-sveta.narod.ru/index/0-2)

Тема 4. Давление. Давление жидкостей и газов.

45/46

 Занятие 1/23. Давление. Как изменить величину давления и зачем это нужно? Зависимость давления газа от объёма и температуры. Гидростатическое давление.

Сообщающиеся сосуды. Мультфильм «На задней парте», выпуск 1.

47/48

 Занятие 2/24. Атмосфера Земли. Опыты, доказывающие наличие атмосферного давления. Как мы дышим? Как мы пьём? Атмосфера на других планетах. http://www.youtube.com/watch?v=IYWdX-paM8w (съемка Земли с МКС) http://vsellennaya.ru/uncategorized/merkuriy.html

Тема 5. Световые и звуковые явления .

49/50

 Занятие 1/25. Солнце – источник жизни на Земле. Источники света. Затмения. Практическая работа №7 «Изготовление камеры-обскура».

51/52

 Занятие 2/26. Отражение света в плоском зеркале. Практическое использование отражения света. Многократное изображение предмета в нескольких зеркалах.

Практическая работа №8 «Изготовление перископа или калейдоскопа».

53/54

 Занятие 3/27. Изображение предметов в вогнутых зеркалах. Мультфильм «Ну, погоди!», выпуск №2. Практическое использование вогнутых зеркал.

55/56

 Занятие 4/28. Отражение света. Полное отражение света. Волоконная оптика. «Шапка-невидимка» (http://www.youtube.com/watch?v=6EJGfKHXrLA).

57/58.

 Занятие 5/29. Распространение света в оптически неоднородной среде. Миражи.

59/60

 Занятие 6/30. Каждый охотник желает знать…Сложение спектральных цветов. Дополнительные цвета.

61/62

 Занятие 7/31. Глаз как живой оптический аппарат. Некоторые свойства зрения. Зрение одним и двумя глазами. Инерция зрения. Цветовое зрение. Зрительные иллюзии

63/64

 Занятие 8/32. Звуковые явления. Громкость и высота тона. Энергия звука. Эхо. Инфра- и ультразвуки. Голосовой и слуховой аппараты человека.

65/68

Занятие 9/33. Занимательные опыты: выполнение, просмотр и объяснение. Итоговое занятие. Игра по изученному материалу. Рефлексия.

Содержание программы

Тема 1. Введение. Мир, в котором мы живем ).

Занятие 1/1. Явления окружающего мира. Как познать мир? Практическая работа №1 «Проверка зависимости расстояния, пройденного шариком (машинкой, платформой) от высоты горки и «веса» шарика (машинки, платформы)».Нужны ли человеку знания о природе?

Занятие 2/2. Физические величины. Шкала расстояний. Измерение времени. Мультфильм «На задней парте»  выпуск №2.

Занятие 3/3. Тела и вещества. Можно ли доверять своим органам чувств? Измерения и измерительные приборы. Измерение линейных размеров тела. Практическая работа №2 «Измерение линейных размеров тела при помощи линейки».

Занятие 4/4. Микро- и наномир. Что я знаю о нанотехнологиях?

Презентация (CD РГПУ им.Герцена).

Занятие 5/5. Инертность. Масса. Шкала масс. Интерактивная лабораторная работа «Измерение  массы тела на рычажных весах».

Занятие 6/6. Объем тела. Видеосюжет из мультфильма  «Коля, Оля и Архимед»www.youtube.com/watch?v=wskMOb70Gfg . Как измеряют объемы тел в физике?

Интерактивная лабораторная работа «Измерение объема твердого тела» Занятие 7/7. Игра по материалам темы №1.

Тема 2. Движение и взаимодействие тел. Силы в природе .

Занятие 1/8. Движение. Скорость. Скорость в природе.

Механические явления в замедленной съемке. Научно-популярный фильм «TimeWarp» Занятие 2/9. Силы в природе. Сила тяжести. Вес тела. Невесомость. Перегрузки.

Занятие 3/10. Деформация и ее виды. Зависимость силы упругости от степени деформации.

Занятие 4/11. Трение и мы. Виды трения. Сила сопротивления среды. Обтекаемая форма. Занятие 5/12. Сила Архимеда. Мультфильм «На задней парте», выпуск №3. Условия плавания тел. Воздухоплавание.

Занятие 6/13. Физика в ванне. Сила поверхностного натяжения. Мыльные пузыри. Смачивание и несмачивание. Капиляры. Видеоопыты (simplescience.ru/video/about:surface/, www.youtube.com/watch?v=M4ZATwHfheQ).

Занятие 7/14. Реактивное движение. Применение реактивного движения в природе и технике.

Занятие 8/15. Явление резонанса. Примеры резонанса. Применение в технике. Акустический резонанс

Занятие 9/16. Игра по материалам темы №2.

Тема 3. Тепловые явления в природе и их значение в жизни человека  

Занятие 1/17. Тепловые явления и их наблюдение. Температура и тепловое равновесие. Температурные шкалы. Практическая работа №3 «Изучение устройства термометра и измерение им температуры жидкости».

Занятие 2/18. Как можно нагреть тело? Способы передачи тепла в природе и деятельности человека. Тепловое расширение и его применение. Практическая работа №4 «Наблюдение процесса нагревания и охлаждения воды».

Занятие 3/19. Как человек учитывает тепловое расширение тел? Практическая работа№5 «Наблюдение теплового расширения жидкостей и газов».

Занятие 4/20. До каких пор можно нагревать тело? Практическая работа №6 «Наблюдение плавления и отвердевания парафина».Особенности теплового расширения воды.

Занятие 5/21.  Свойства воды (http://festival.1september.ru/articles/574831/, http://www.hemi.nsu.ru/ucheb175.htm или фрагменты документального фильма «Вода. Великая тайна воды»)

Фотографии кристаллов воды (http://www.wateroflive.ru/fotov.php).

Занятие 6/22. Возможные причины « конца света». Земля без человека.(http://konetcsveta.narod.ru/index/0-2)

Тема 4. Давление. Давление жидкостей и газов.

Занятие 1/23. Давление. Как изменить величину давления и зачем это нужно? Зависимость давления газа от объёма и температуры. Гидростатическое давление. Сообщающиеся сосуды. Мультфильм «На задней парте», выпуск 1.

Занятие 2/24. Атмосфера Земли. Опыты, доказывающие наличие атмосферного давления.

Как мы дышим? Как мы пьём? Атмосфера на других планетах.

Тема 5. Световые и звуковые явления .

Занятие 1/25. Солнце – источник жизни на Земле. Источники света. Затмения. Практическая работа №7 «Изготовление камеры-обскура».

Занятие 2/26. Отражение света в плоском зеркале. Практическое использование отражения света. Многократное изображение предмета в нескольких зеркалах. Практическая работа №8 «Изготовление перископа или калейдоскопа».

Занятие 3/27. Изображение предметов в вогнутых зеркалах. Мультфильм «Ну, погоди!», выпуск №2. Практическое использование вогнутых зеркал.

Занятие 4/28. Отражение света. Полное отражение света. Волоконная оптика. «Шапканевидимка» (http://www.youtube.com/watch?v=6EJGfKHXrLA).

Занятие 5/29. Распространение света в оптически неоднородной среде. Миражи.

Занятие 6/30. Каждый охотник желает знать…Сложение спектральных цветов. Дополнительные цвета.

Занятие 7/31. Глаз как живой оптический аппарат. Некоторые свойства зрения. Зрение одним и двумя глазами. Инерция зрения. Цветовое зрение. Зрительные иллюзии

Занятие 8/32. Звуковые явления. Громкость и высота тона. Энергия звука. Эхо. Инфра- и ультразвуки. Голосовой и слуховой аппараты человека.

Занятие 9/33 - 34. Занимательные опыты: выполнение, просмотр и объяснение. Итоговое занятие. Игра по изученному материалу. Рефлексия.

Дополнение

Предложенное планирование достаточно гибкое, учитель может на своё усмотрение,  с учётом ресурсов школы, вносить следующие изменения:

1)переставлять блоки местами без ущерба для целостного восприятия курса;

2)заменять отдельные темы в блоке или целые блоки;

3)добавлять новые занятия в блоке; 4)добавлять новые блоки.  

Примеры тем новых блоков: «Электромагнитные явления: электризация, электрический заряд; электрический ток, его действия; ток в различных средах; магнетизм»; «Энергия: виды энергии, закон сохранения, виды источников энергии»; «Как это устроено? сделано?»; «Как это действует?»; «Физические процессы в замедленной съёмке», а также темы по астрономии и истории космонавтики.  

5)на последних занятиях можно поговорить о физике игрушек. Занимательная физика (уроки дополнительного материала)

Желательно на первом занятии провести опрос учащихся – выяснить их интересы и при разработке занятий использовать предложенные ими темы.  Конечно, дети не формулируют тему, а задают вопросы:Почему волосы прилипают к расчёске?Как возникает дождь из рыбы? Как «расстреливают» облака? Как спят космонавты в невесомости? Каким может быть конец света? Почему бывают цунами? Почему охлаждённый азотом магнит летает? Как видят рыбы?Как делают непробиваемое стекло?Как голосом разбивают стакан? И много-много других вопросов… Ответы на некоторые из них учащиеся получают на основных занятиях. Если материал объёмный и интересен большинству учеников, тема выносится на урок дополнительного материала.

В данном курсе указаны следующие дополнительные темы: «Механические явления в замедленной видеосъёмке»; «Явление резонанса»; «Возможные варианты конца света. Земля без человека», «Цветовое зрение».Презентация к уроку дополнительного материала по теме «Как видят животные?» см. на мультимедийном диске к журналу «Физика – Первое сентября», № 5/2013. К  № 7_8/2013 на диске приведена как пример презентация  «3D-рисунки»с послайдовым текстом.

Итоговая игра

Каждый блок заканчивается игрой, которая, по сути, является итоговым повторением и проверкой степени усвоения программного материала. Игра содержит вопросы по темам блока как репродуктивного, так и исследовательского характера. Включены видео-вопросы с заданием объяснить происходящее явление. Подробная методика изложена Е.В.Алексеевой  в учебных материалах. Пример игры(«Физика+») см. на мультимедийном диске к журналу «Физика – Первое сентября», № 6/2013.

Литература:

  1. Е.В.Алексеева, «Физика вокруг нас». Пропедевтический курс физики для среднего звена  общеобразовательной школы, 5–6 кл. Журнал «Физика – Первое сентября», №12/2013.
  2. Ландау Л.Д., Китайгородский А.И. Физика для всех: Физические тела. – 6-е изд., стер. –

М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1984.

  1. Я.И.Перельман «Занимательная физика. В 2-х книгах». Издательство «Наука», Москва, 1983.
  2. РачлисХ.Физика в ванне: Пер.с англ. – М.: Наука. Гл.ред.физ.-мат.лит., 1986 (Библиотечка «Квант», выпуск 51).
  3. Мария Рыбалкина. Нанотехнологии для всех. www/nanonewsnet.ru.
  4. Силин А.А. Трение и мы. – М.: Наука. Гл.ред.физ-мат.лит., 1987(Б-ка «Квант», вып.57)

7.Степанова Г.Н. Физика 5 класс: Учебник. – СПб: Специальная литература, 1998.  

8. Степанова Г.Н. Физика 6 класс: Учебник. – СПб: ООО «Валери СПД», 2000.

9.Суорц Кл.Э. Необыкновенная физика обыкновенных явлений: Пер.с англ. В 2-х т. Т. 1. – М.: Наука, Гл.ред.физ.-мат.лит., 1986.

Т. 2. – М.: Наука, Гл.ред.физ.-мат.лит., 1987.

10.«Физика – Первое сентября», №9 - 12/2013.

11.CD «Виртуальные лабораторные работы. 7 – 9 класс».ЗАО «Новый диск», 2007. Интернет-ресурсы: 12.http://www.virtulab.net

13. http://all-fizika.com.

14.http://www.biblio.nhat-nam.ru/Zanimatelnaya_fizika_1.pdf

15.http://t-z-n.ru/archives/zanfiz2.pdf

16.Мультфильм «На задней парте», разные выпуски.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности (Проектная деятельность) «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ГЕОМЕТРИИ»

Изучение геометрического материала в начальной школеиграет особую роль: с одной стороны, он помогает систематизировать и обобщить чувственный опыт ребенка, связанныйс восприятием предметов различной ф...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 5 класс, ФГОС

Материал предназначен для учителя-словесника.Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ проектно-исследовательской деятельности...

Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Проектная деятельность учащихся»

Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Проектная деятельность учащихся» 5 класс...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы исследовательской деятельности по физике»

Программа «Основы исследовательской деятельности» разработана на основе Примерной программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образо...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Сдаем ГТО » для 10-11 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)

Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы «Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО»; учебное пособие для общеобразовательных организаций/ В.С. Ку...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Первая помощь» для 5 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)

Актуальность курса.  В современных условиях все возрастающей сложности и напряженности жизни, пребывания людей в стрессовых ситуациях, роста аварийности на предприятиях и дорогах, возрастает роль...