Технологическая карта урока физики
план-конспект урока по физике (9 класс)

Ершова Римма Николаевна

Технологическая карта урока физики по теме "Состав атомного ядра" 9 класс по УМК  Пурышева Н.С. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka_sostav_atomnogo_yadra.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

УМК:

  1. Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е. Физика. 9 класс: учебник. – М.: Дрофа, 2017.
  2. Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е. Тематическое и поурочное планирование для 9 класса. – М.: Дрофа, 2017.
  3. Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике для 7–9 классов. – М.: Просвещение, 2015.
  4. Марон Е.А. Физика: дидактические материалы для 9 класса. – М.: Дрофа, 2015.
  5. Мультимедийное приложение к учебнику 9 класса. – М.:  Дрофа, 2015.

Тема: «Состав атомного ядра».

Цель урока: познакомить учащихся с протонно-нейтронной моделью ядра, научить обобщать и анализировать полученные знания, правильно излагать свои мысли; способствовать развитию мышления, умению структурировать информацию; воспитывать эмоционально-ценностные отношения к миру.

Задачи урока:

обучающие: 

  • дать понятие о составе атома и составе атомного ядра, электронной оболочке атома;
  • научить определять состав атома;
  • рассмотреть состав, строение химических элементов. 

развивающие: 

  • раскрыть взаимосвязь понятий: протон, нейтрон, массовое число, состав, строение;
  • развивать ОУУН (составление акцентированного конспекта, умение выделять главное, систематизация материала, умение характеризовать состав, строение атома);
  • реализовать элементы программ развития мышления, внимания, мотивации; 

воспитательные: 

  • формирование взаимопомощи, доброжелательного отношения друг к другу, умения выслушать других при работе в классе, в группах.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы урока: словесные, наглядные, практические.

Оборудование: персональный компьютер, мультимедийное оборудование.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД (формируемые на данном этапе урока)

1. Мотивация к учебной деятельности

Приветствие учащихся.

Поднимите руки вверх и опустите вниз – сбросьте с себя плохое настроение, настройтесь на урок.

Сегодня на уроке вы узнаете много интересного и нового, увидите, как тесно связана физика с химией и историей.

Приветствуют учителя.

С интересом слушают.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя.

2. Постановка учебной задачи.

Актуализация знаний

Для чего мы изучаем строение атома?

Каждый должен хотя бы в общих чертах представлять, как устроен мир, в котором он живет.

Каждому важно знать, что мир познаваем, что по мере углубления знаний картина мира усложняется.

Мир сложен

Он полон событий сомнений

И смелых догадок

Как чудо природы

Является гений

И в хаосе этом находит порядок.

Эти гении – ученые, которые совершили величайшие открытия в области строения атома.

Некоторые из них вам уже знакомы.

Сегодня мы продолжим знакомство с открытиями, сделанными в данной области и проникать все глубже в тайну атома.

Вещество – молекула – атом – что дальше?

Итак, как вы думаете, ребята, какая тема нашего урока?

Слушают учителя, формулируют тему урока «Строение атомного ядра».

Понимают учебную задачу и высказывают цель, целеполагание – регулятивные УД.

3. Повторение изученного материала

Повторение темы «Радиоактивность» при помощи кроссворда (СЛАЙД 1) с последующим фронтальным опросом.

Учащиеся отвечают на вопросы. За каждый правильный ответ получают 1 балл.

4. Усвоение новых знаний и способов действий

Наша задача: научиться определять состав атома, состав ядра, знать характеристики частиц, входящих в состав ядра.

(СЛАЙД 2) Ученых неудержимо влекла тайна строения ядра. В 1919 г Резерфорд сумел разрушить ядро. Это привело к открытию протона. Как это происходило?

Учащиеся дают характеристику протона, используя учебник. (Фронтальная беседа)

(СЛАЙД 3) Следующее великое открытие произошло в 1932 г.

(СЛАЙД 4)  Учащиеся дают характеристику нейтрона, используя учебник. (Фронтальная беседа)

(СЛАЙД 5)  Рассказ учителя.

Открытие протона и нейтрона привело к созданию модели ядра.

Советский физик Иваненко и немецкий ученый Гейзенберг выдвинули нейтронно – протонную теорию строения ядра. Протоны и нейтроны удерживаются в ядре в результате сильного взаимодействия друг с другом. Протоны и нейтроны называются нуклонами.  Ядро атома обозначается   …… Зарядовое число ……. Массовое число…. .

(СЛАЙД 6) Открытие строения атома и атомного ядра крупнейшие достижения физики.

Подумать только: все что нас окружает, построено из элементарных частиц всего-навсего трех сортов – протонов, электронов, нейтронов.

Таким образом, ядерная физика существенно упростила картину устройства мира и в течение  некоторого времени казалось что в физике царит благополучие.

Однако глубокое изучение свойств ядер, протонов, нейтронов, электронов привело к открытию более элементарных частиц.

1963 Гелл- Манн и Цвейг выдвинули гипотезу согласно которой протоны и нейтроны состоят из фундаментальных частиц кварков. Что дальше?

Знакомство с изотопами водорода: протием, дейтерием, тритием.

Рассматривают слайды, отвечают на вопросы учителя.

Анализируют, умеют задавать вопросы, извлекают необходимую информацию.

5. Физкультминутка

Посмотрите на тренажёр для улучшения зрения. Сделайте несколько упражнений.

Выполняют движения глазами  под руководством учителя.

Осуществляют профилактику утомления зрения.

6. Закрепление новых знаний

Учитель разбивает класс на группы, выдаёт каждой группе таблицу

Д. И. Менделеева и предлагает учащимся ответить на вопросы (СЛАЙД 7-9):

№1. Сколько нуклонов содержат ядра фтора F, меди Cu, хрома Сr, вольфрамаW.

№2. Определите нуклонный состав ядер: неона, ванадия, ртути, олова, урана.  

№3. Назовите химический элемент, в атомном ядре которого содержатся нуклоны:

       а) 20р + 20n;

       б) 40р + 51n;

       в) 33р + 42n;

       г) 76р + 114n.

№4 Найти:

1.Массовое число

2.Число протонов

3.Число нейтронов

4.Число электронов

5.Число нуклонов

 Для следующих элементов: цирконий, германий, фосфор.

Пользуясь таблицей Д. И. Менделеева, с интересом отвечают на поставленные задачи, обсуждают, анализируют. За каждый правильный ответ получают 1 балл.

Коммуникативные, познавательные УДД. Учатся применять полученные знания на практике, общаются в группах.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Каждый учащийся получает карточку с заданием по теме «Состав атомного ядра».

Учащиеся отвечают на вопросы и после окончания работы сверяются с правильным решением. Каждый правильный ответ  оценивают 1 баллом и по общей сумме баллов выставляют себе отметку.

Регулятивные, познавательные УД. Осуществляют контроль своей деятельности, применяют полученные знания.

8. Рефлексия учебной деятельности

Учащиеся письменно отвечают на вопросы: «Что мне понравилось на уроке?», «Где были затруднения?»

Отвечают на поставленные вопросы в зависимости от своего настроения, впечатления от урока.

Осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока физики в 8 классе по теме "Электрическая цепь и ее составные части"

Технологическая карта урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения....

Технологическая карта урока физики в 7 классе по теме "Давление твердых тел"

Технологическая карта урока физики в 7 классе (работа учащихся в группах) и тест на самопроверку...

Технологическая карта урока физики в 8 классе по теме:«Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии»

Дрябжинская Людмила Владимировна ГБОУ СОШ № 1003.Тема урока: «Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии» (8 класс)Цель урока: сформировать у учащихся научные представления о магнитном поле и устано...

Технологическая карта урока физики в 11 классе

Технологическая карта урок изучения нового материала по теме «Постулаты Н.Бора», разработан в   соответствии базовой программой  по физике для учителей, работающих по учебнику  Г. Я. Мя...

Конструирование технологической карты урока физики в соответствии с требованиями ФГОС

Конструирование технологической карты урока физики в соответствии с требованиями ФГОС.План-конспект урока по учебнику «Физика-7». Авторы: А.В. Перышкин Тема: «Строение вещества»   ...

Конструирование технологической карты урока физики в соответствии с требованиями ФГОС

План-конспект урока по учебнику «Физика» 7 класс. Авторы: А.В. ПерышкинТема: «Сила трения»(Урок открытия новых знаний)Технологическая карта изучения темы...

Реализация ФГОС на уроках физики. Технологическая карта урока физики по теме.

         Перемены, происходящие в современном обществе, требуют совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государствен...