статья на тему "Формирование общекультурных компетенций на уроках физики".
статья по физике (11 класс)

В настоящее время перед школой стоит проблема: как повысить мотивацию учащихся к изучению предметов школьного курса, в том числе одного из наиболее сложных– физики. Одним из важнейших мотивов, побуждающих к приобретению знаний, является интерес к предмету. Учебные занятия, на которых физика и искусство идут рука об руку, способствуют формированию у учащихся положительного отношения к физике.Часто способные к различным видам искусства ученики тяготятся уроками, на которых преподаются точные науки, а так называемые технари не интересуются искусством. Задача учителя – показать, что людям творческих профессий знания по физике просто необходимы профессионально, а глубокие эмоции необходимы любому человеку, какой бы деятельностью он не занимался.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование общекультурных компетенций на уроках физики.

Наука и искусство – две грани одного и того же процесса – творчества. Современная наука не может развиваться без способности ученых к образному мышлению. Воспитывается же образное мышление искусством. Академику Л. Д. Ландау принадлежат замечательные слова: «Грош цена вашей физике, если она застилает для вас все остальное, шорох леса, краски заката, звон рифм. Это какая-то усеченная физика, если хотите - выхолощенная. Я, например, в нее не верю… любая замкнутость прежде всего свидетельствует об ограниченности… Физик, не воспринимающий поэзии, искусства, - плохой физик». Известный социолог Г.Н. Волков писал «Искусство не только и не столько хобби в жизни ученого, не только и не столько средство отдыха и приятного времяпрепровождения, сколько совершенно необходимая для самой научной деятельности «гимнастика ума», тренировка его способности рождать фантазии, находить новые связи и ассоциации»

 Часто способные к различным видам искусства ученики тяготятся уроками, на которых преподаются точные науки, а так называемые технари не интересуются искусством. Задача учителя – показать, что людям творческих профессий знания по физике просто необходимы профессионально, а глубокие эмоции необходимы любому человеку, какой бы деятельностью он не занимался.

Рассказы об ученых, чья жизнь так или иначе связана с искусством влияют на становление нравственно-эстетических идеалов учащихся.

Там, где это уместно, учитель должен упомянуть, что А. Эйнштейн с удовольствием играл на скрипке. Он не просто любил музыку, музыка была важной частью его жизни. Великий физик был убеждён, что между музыкой и физикой есть много общего. Он говорил, что «Физика раскрывает неизвестное в природе, а музыка - в человеческой душе. Это два метода познания мира». Макс Планк и Вернер Гейзенберг были отличными пианистами.
Александр Леонидович Чижевский установил взаимосвязь между изменениями солнечной активности и событиями на Земле. Влиянию космоса были подвержены многие грани существования человеческой цивилизации: частота психических заболеваний и массовых эпидемий, урожайность и экономические кризисы, появление новых научных теорий и возникновение войн и революций. Он был также хорошим художником, его картины пользовались успехом у современников.

Физик Томас Юнг является одним из авторов современной теории цвета. Он был очень разносторонней личностью, он изучал и акустику, и оптику, и механику, и медицину, и филологию. Юнг был очень хорошим музыкантом, разбирался в живописи.

М.В. Ломоносов соединил выдающийся талант ученого и мастерство художника: разработанные им в Химической лаборатории рецептура и технология изготовления цветных непрозрачных стёкол, смальты и скрепляющего раствора позволили создать в его мозаичной мастерской самобытные произведения изобразительного искусства.

Физику и музыку объединяет звук. Звук - это явление не только музыкальное, но и физическое. На уроках физики раскрываются физические основы музыки, рассматриваются главные характеристики звука — ритм, тон, громкость, высота, тембр и другие. Существует такая легенда. Когда-то Федор Иванович Шаляпин гостил в имении князя Голицына. Однажды он принял приглашение отведать шампанского, которое хранили в природном холодильнике — большом гроте на берегу моря. Шаляпину так понравился экзотический зал с идеальной акустикой, что он запел во весь голос, отчего в его руке лопнул стакан с шампанским. Изучение физических основ построения музыкальных инструментов, явление резонанса и особенностей звучания инструментов великих мастеров показывает, как знания физики помогают создавать, прекрасные произведения — инструменты и музыку.

 Физика изучает не только музыкальные, но и другие звуки. Например, звуки, которые мы не слышим, но которые могут оказывать сильное воздействие на человека— ультразвук и инфразвук.

Впервые инфразвук привлёк к себе внимание экспериментом американского
физика Роберта Вуда. В лондонском театре ставили спектакль из жизни приведений. Вуд предложил для создания атмосферы таинственности и страха использовать инфразвук. Действительность превзошла все ожидания. Неслышный звук заставил задрожать хрустальные подвески люстр, поверг в панику, не только зрителей, но и людей на улице и лошадей у подъезда.

При изучении оптических явлений можно обратить внимание учащихся на то, что выразительность живописи определяется и удивительным сочетанием цветов, и характером мазка, и обработкой красочной поверхности (фактура). На картине происходит диффузное отражение света — его рассеивание неровной поверхностью картины по всем возможным направлениям. Пространственное распределение отражённого света и его интенсивность различны в разных конкретных случаях и определяются соотношением между длиной волны падающего излучения и размерами неровностей, распределением неровностей по поверхности, условиями освещения, свойствами отражающей среды. Поэтому художник, нанося мазок на холст, обязан помнить и о законах отражения и преломления света, и о рассеянии света веществом.

На картине В.И. Сурикова «Боярыня Морозова»; снег не просто белый, он небесный. При близком рассмотрении можно увидеть множество цветных мазков, которые издали, сливаясь воедино, и создают нужное впечатление.

Этот эффект использовали художники, создавшие новый стиль — пуантилизм (живопись точками или мазками в виде запятых). Художники-пуантилисты Ж. Сёра и П. Синьяк изучали работы Томаса Юнга и «Теорию цветов» американского физика О.Н. Руда. 
Их техника, позволяла добиваться необыкновенной прозрачности и вибрации воздуха. Оба художника подходили к своим сюжетам в соответствии с оптическими законами, установленными Максвеллом, Гельмгольцем. 

Человеческий глаз способен различать в спектре солнечного света до 150 различных цветовых оттенков, а знаменитый А. Куинджи использовал в своих произведениях более 100 оттенков.  Посмотрите на картину А. Куинджи «Лунная ночь на Днепре», на которой запечатлена ночь. Поразительно, сколько оттенков чёрного подобрал художник и как удивительно изящно передал иллюзию света луны. Некоторые зрители – современники Куинджи – пытались даже заглянуть за полотно: нет ли там искусственной подсветки?

Много иллюстраций можно подобрать на законы отражения и преломления света.

Например, изображение опрокинутого пейзажа на спокойной поверхности воды выполняется по правилам зеркального отражения.

Различные ощущения света и цвета можно описать при изучении глаза. Восприятию живописного полотна мешает старость зрения. С возрастом хрустально-прозрачная среда глаза понемногу желтеет, поэтому пожилые люди смотрят как бы через жёлтое стекло, пропускающее жёлтые и красные лучи, а фиолетовые и синие поглощающее. После повреждения картины, известной в народе под названием «Иван Грозный убивает своего сына» реставраторы склеили холст и Репин с энтузиазмом взялся восстанавливать живопись, попутно исправляя «ошибки». Ему казалось, что лицо Ивана Грозного слишком желтое и он стал заново писать его, налегая на холодные фиолетовые тона. Позже репинские исправления были смыты, а другой художник по репродукциям, восстановил первоначальный облик картины.

При изучении темы «Шкала электромагнитных волн» можно рассказать о физических методах исследования картин:

1.Фотографии в ультрафиолетовых лучах, позволяют увидеть каких участков на полотне касалась чужая кисть, что пририсовано или написано заново.

2.Фотографирование в инфракрасных лучах, дает возможность судить о состоянии верхних слоев краски, прояснить надписи, которые невозможно было прочесть.

3.Рентгенография. Рентгеновские лучи, пронизывая картину, делают доступными для изучения глубокие и самые старые слои живописи, при этом на фотопленке фиксируются и трещины в красочном слое.

Изучая явление электролиза можно рассказать, что в 1836 году русский ученый Борис Семенович Якоби открыл способ получения электролитическим путем копий в металле. Это было выдающееся открытие, в истории культуры оно может быть приравнено к открытию книгопечатания. Открытие было использовано при строительстве Исакиевского собора. Фасад здания венчают изваяния двенадцати апостолов, а угловые части — ангельские статуи со светильниками.  Некоторые из этих фигур были изготовлены методом гальванопластики, а именно предназначенные для северного фронтона евангелист Иоанн, святые апостолы Петр и Павел.  

Значительное место занимает физика в театре при подготовке спектакля. Сегодняшний постановщик спектакля – это человек с инженерно-художественным мышлением. Он должен точно чувствовать направление и интенсивность света, цветом создавать различное настроение, руководить музыкальным и шумовым оформлением.

 В театрах, очень важно звучание музыки, голосов актеров, что зависит от акустических свойств зала. В 1934 г. в Ростове-на-Дону был сдан в эксплуатацию крупнейший в мире провинциальный театр со зрительным залом на 2500 мест. Несмотря на великолепную планировку и замечательный художественный образ («театр-трактор» увековечил эпоху индустриализации страны, ее высокий революционный романтизм), акустика зала была неудачной: десятки мест оказались в «провалах», т. е. в «мертвых точках», куда звук со сцены почти не доходил. Во время Великой Отечественной войны театр был разрушен. После восстановления в 1963 году здание перестроили, акустику улучшили.

Художественное литье и ковка

Специалистам этих профессий необходимо знания по физике, и в первую очередь о процессах нагревания, плавления, отвердевания разных материалов, пластичности, деформациях, в том числе остаточных.

Объяснить, почему ковку производят при нагревании металла, почему для художественного литья используют главным образом чугун, можно только на основе физики: металл нагревают, чтобы повысить его пластичность и снизить сопротивление деформации; чугун при отвердевании увеличивается в объеме, поэтому он заполняет мельчайшие изгибы формы и позволяет получать произведения, хорошо передающие особенности оригинала.

В настоящее время перед школой стоит проблема: как повысить мотивацию учащихся к изучению предметов школьного курса, в том числе одного из наиболее сложных– физики. Одним из важнейших мотивов, побуждающих к приобретению знаний, является интерес к предмету. Учебные занятия, на которых физика и искусство идут рука об руку, способствуют формированию у учащихся положительного отношения к физике. Однако следует помнить: плохо, когда точные науки преподаются сухо, в виде свода законов и формул, но и излишние эмоции не нужны. Изменяя педагогический подход мы должны сохранить возможность приобретения учащимися полноценных знаний. Нужна гармония, поэтому любой пример должен быть подчинен логике урока.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование фольклорных произведений для формирования общекультурных компетенций на уроках литературы и во внеурочное время

В статье рассказывается об опыте работы с фольклорными произведениями на уроках литературы и во внеурочное время в среднем звене...

Статья по теме"Развитие общекультурной компетенции на уроках математики и во внеклассной работе"

В современном мире стала особенно очевидной необходимость серьезной модернизации школьного образования. Ее главным результатом, как было ск...

Формирование общекультурной компетенции на уроках математики

   Необходимо заметить, то общекультурная компетентность формируется не только воспитательными воздействиями, но и в ходе преподавания дисциплин из разных образовательных областей....

Общекультурные компетенции на уроках ИЗО

Общекультурные компетенции - определенный круг вопросов, в которых ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности....

Формирование общекультурной компетенции на уроках математики

Методические рекомендации адресованы педагогам общеобразовательных школ. Данные материалы могут быть использованы преподавателем при подготовке к урокам и факультативным занятиям по математике для фор...

формирование общекультурной компетенции на уроках математики

Методические рекомендации адресованы педагогам общеобразовательных школ. Данные материалы могут быть использованы преподавателем при подготовке к урокам и факультативным занятиям по математике для фор...