Методическая разработка.Использование современных технологий для формирования метапредметных результатов на уроках физики
проект по физике (10, 11 класс)

Пегушина Юлия Владимировна

Изучение и применение в педагогической практике современных образовательных технологий, способствующих развитию способности обучающихся к самомотивации учебной деятельности, к ее саморегуляции и самооценке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchenik_-_subekt.docx36.82 КБ

Предварительный просмотр:

                 Практико-ориентированный проект

«Использование современных технологий для формирования метапредметных результатов на уроках физики»

Учителя физики МАОУ СОШ № 15 Кургашевой Ирины Павловны

Срок реализации 3 года.

Проблема:

«Как научить обучающихся учиться самостоятельно?» Цель:

Изучение и применение в педагогической практике современных образовательных технологий, способствующих развитию способности обучающихся к самомотивации учебной деятельности, к ее саморегуляции и самооценке.

Задачи:

  1. Изучить современные образовательные технологии, способствующие развитию способности обучающегося к самомотивации учебной деятельности, к ее саморегуляции и самооценке.
  2. Апробировать приемы и методы изученных технологий в учебном процессе.

  1. Создать банк данных по использованию современных образовательных технологий на уроках физики

Ожидаемый результат:

Повышение учебной мотивации и саморегуляции обучающихся.

Индивидуальная педагогическая траектория учителя физики Кургашевой Ирины Павловны 2017-2018

  1. Использование в учебном процессе (физика, 8-9класс) технологии формирующего оценивания, коррекция Листов индивидуальных образовательных достижений в 8-9 классах.
  2. Апробирование ЛИОД в 10 – 11 классах.

  1. Изучение модели « Перевернутого класса», апробирование отдельных тем по физике

  1. Обучение обучающихся умению аргументировать через организацию внеурочной деятельности, составление программы

2018-2019

  1. Использование модели « Перевернутого класса» на уроках физики в 10-11 классах, создание КТП с учетом ссылок на видеоуроки, рефлексия.
  2. Создание алгоритма работы над умением аргументировать в процессе выполнения заданий ОГЭ и ЕГЭ по физике

  1. Апробирование программы краткосрочного курса: « Научиться говорить можно только говоря» для обучающихся 7-8 классов

2019-2020

  1. Изучение современных информационных технологий, расширение применения информационного пространства при обучении физики в старших классах
  2. Участие в работе проблемной группе по модели « Перевернутый класс»

Наиболее полно, на наш взгляд, новая образовательная стратегия современной школы должна выражаться лозунгом , сформулированной английской системой образования: « Возьми в свои руки контроль над своим обучением». [8]

П. Мортимор, известный английский педагог и ученый, один из основоположников движения «школьной эффективности», считал, что качественный скачок возможен, если школа поставит перед собой новую образовательную цель. Такой целью, по его словам, является «осознающий себя, внутренне мотивированный, быстро мыслящий, ориентированный на решение проблем и готовый к риску человек, действующий совместно с другими людьми… в достаточной мере вооруженный знаниями, толерантный и социально ориентированный» [8].

По мнению Асмолова А. Г. , к 11-13годам ( 6-7кл.) подросток в учебном взаимодействии вполне может занять позицию учителя, что обеспечивает переход от субъекта учебных действий к субъекту учебной деятельности и выход на самостоятельную постановку учебных целей. А к 13-15 годам, (8—9 и 10 классы) происходит развитие способности учащегося к проектированию собственной учебной деятельности, построению собственной траектории образования. Благодаря рефлексии учебных средств у учащихся возникает способность к конструированию собственных средств учебной деятельности, что и отражается в положительной динамике развития самостоятельного целеполагания. [1]

Педагог сегодня должен научиться оценивать не только предметные, но и метапредметные результаты обучающегося совместно с обучающимися. В этих условиях возрастает роль самооценки, взаимооценки, ученики должны знать критерии успешного выполнения задания.

Мною составлены и апробированы Листы индивидуальных образовательных достижений ( далее ЛИОД) обучающихся для 8-9классов по физике по шести модулям. После изучения каждого модуля обучающимся предлагается проверить усвоение темы по 5 уровням усвоения: воспроизведение, понимание, применение, анализ, синтез, оценка.

Критериальная база для выставления оценки за тему обучающимся открыта и понятна. Каждый ученик может выбрать свой уровень подготовки к зачету. Образовательные ресурсы включают не только предметные, но и метапредметные умения, более того, зачетный урок направлен на формирование коммуникативных умений, так как предполагает что обучающиеся, сдавшие зачет по теме на « 5» становятся экспертами и имеют возможность проверить знание темы у своих одноклассников.

Пример. Лист индивидуальных образовательных достижений №1 по теме «Сила трения»

Уровни усвоения

Образовательные ресурсы

Критерии

Само оценк а учени ка

Оценка учителя или

эксперта (одноклас

сника)

1.Ознаком ление (до11б)

Я могу прочитать текст

До 1б

Я могу составить определение силы

трения

До 2б

Я могу составить определение силы трения скольжения, силы трения качения,

силы трения покоя

До 4б

Я могу вспомнить и написать основные

особенности всех видов силы трения

До 4б

2.Пониман ие ( 6б)

Я могу объяснить причины

возникновения силы трения

До 2б

Я могу спрогнозировать протекание некоторых процессов при отсутствии

силы трения

До 3б

Я могу привести примеры проявления силы трения

До 1б

3.Примене ние (17б)

Я могу графически изобразить силу

трения

До 1б

Я могу предложить способ измерения

силы трения скольжения

До 5б

Я могу предложить способ измерения

силы трения покоя

До 7б

Я могу разработать и провести

презентацию

До 4б

4.Анализ (4б)

Я могу разделить текст на смысловые части и озаглавить их ( составить план по

тексту

До 2б

Я могу рассказать по плану в соответствии с критериями к публичному выступлению

5.Синтез (3б)

Я могу рассказать по плану в соответствии с критериями к публичному

выступлению

6. Оценка(

3б.)

Я могу оценить значимость силы трения

для людей

Итого

(автор Л.С.Илюшин)

Шкала для перевода баллов в школьную оценку

Если вы набрали сумму : от 1 до 29 баллов – отметка «2» От 22до 30баллов – отметка «3»

От 31 до 38 баллов – отметка «4» От 39до 44 баллов – отметка «5»

Мои выводы:

Над чем необходимо работать: Я могу помочь:

Мне необходима помощь:

Общие выводы и рекомендации учителя

Технология формирующего оценивания способствует формированию результата обучения, направленного на своевременное обеспечение наглядной обратной связи, совершенствование учебных достижений в условиях системно-деятельностного подхода в обучении на основе алгоритмизации и эргономизации учебного процесса и предметного содержания, критериально-ориентированного и критериальноуровневого обучения и оценивания.

Соотнесение метакогнитивных умений и регулятивных УУД

Метакогнитивные умения

Регулятивные УУД ( стандарт)

1.Умение диагностировать то, что уже знает, и то, что еще не знает

Оценка

2.Умение ставить перед собой определенную учебную задачу и

продумывать программу её осуществления

Целеполагание, план действий

3.Умение реализовывать намеченные

планы: подбирать необходимый учебный материал, прорабатывать его

Волевая саморегуляция

4. Уметь регулировать процесс собственного учения и контролировать успешность своих действий

Коррекция

5.Уметь анализировать и осмысливать результаты своих учебных действий,

сопоставлять их с намеченными целями

Контроль

6.Уметь определять направления

дальнейшей работы над собой

Планирование цели, результата

Использование данной технологии способствует повышению качества преподавания , о чем свидетельствуют результаты ОГЭ по физике.

Результаты ОГЭ по физике

2016-2017

2017-2018

2018-2019

Количество обучающихся, сдающих ОГЭ по

физике

12

10

14

Качество

83%

100%

71%

Лучший результат

82%

96 б

96 б

Библиографический список

  1. Асмолов А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли, Москва, Просвещение, 2010
  2. Крылова О. Н. , Бойцова Е. Г. Технология формирующего оценивания в современной школе:учебно-методическое пособие.- Санкт- Петербург: КАРО, 2015.128с.
  3. Михайлова Е.К. Технология формирующего оценивания как средство обеспечения качества обучения.- Братск, Россия
  4.         Модель для инновационной экономики: российское образование – 2020: отечественный доклад / А. Волков, Я. Кузьминов, И. Реморенко, И. Фрумин, Л. Якобсон.
  5. Мониторинг метапредметных результатов в основной школе, часть2: сб.науч. и метод. материалов / под общей ред. В. Р. Имакаева; РИНО ПГНИУ.- Пермь, 2014
  6. Российское образование- 2020: модель образования для инновационной экономики // Волков А. Е.,Кузьминов Я. И.,Реморенко И.М., Рудник Б. Л., Фрумин И. Д., Якобсон Л. И.
  7. Пинская М.А.Формирующее оценивание: оценивание в классе: учеб. по- собие / М.А. Пинская. – М.: Логос, 2010. – 264 с.
  8. Фишман С., Голуб Г. Б. //Формирующая оценка образовательных результатов учащихся. - Самара , 2007

2018-2019г.г.

Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:

  • овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
  • формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
  • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

  • развитие монологической и диалогической речи.

  • развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и

формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы.

На мой взгляд, сформировать данные умения возможно, если изменить модель обучения. Так я пришла к модели « Перевернутого класса» или «смешанного обучения», при котором понимается смешение традиционной классно-урочной системы и современного цифрового образования.

« Перевернутый класс» -

модель, краеугольным камнем  которой  является освобождение преподавателя от чтения лекций и строгого следования планам с целью увеличения времени для человеческого общения и

взаимодействия. Модель была разработана несколько лет назад Джонатаном Бергманом и Аароном Сэмсом ( вначале- для спортсменов). (На сегодня существует сообщество « перевернутых педагогов», которое насчитывает около16000. [ 6]. Модель совершенствуется , например, Брайан Бенетт, используя модель перевернутого класса пришел к выводу, что в

классной работе необходимо учитывать особенности детей: кто-то любит больше читать, кто-то слушать, а кто-то писать. На основе подобных особенностей педагог группирует учеников по интересам для выполнения тех или иных заданий, а потом смешивает и для того, чтобы они могли поделится опытом и помочь своим одноклассникам освоить новый вид информации).

Почему необходимо менять модель обучения в современных условиях?

  1. Для обучающихся: Класс – это набор обучающихся с разным уровнем обученности (один

– не успевает записывать, другой – уже все понял, третьему – скучно, так как он уже все давно прочитал в учебнике)

Для  учителя:        Освобождается от многократного объяснения темы, увеличивается время для отработки материала.

  1. Меняются роли обучающегося и учителя.

Обучающийся - это не пассивный получатель готовых знаний, а человек – который должен проявлять ответственность, отвечать за свое образование. Способствует формированию личностных результатов. « Ученик , занимающийся по программам полного усвоения материала, на всех уровнях демонстрируют более высокую успеваемость в сравнении со своими ровесниками., обучающимися в рамках традиционных учебных программ… Они лучше запоминают пройденное, что

показали и краткосрочные, и длительные исследования» [1].

Учитель становится координатором, фасилитатором. Организовывает учебный процесс так, чтобы помочь обучающимися выстроить индивидуальную образовательную траекторию. Теперь учителю необходимо спланировать работу на уроке, продумать как проверять достижения обучающихся. « У педагогов, применяющих методики полного усвоения материала, улучшилось отношение к процессу обучения и повысилась самооценка» [1].

  1. Возможности современного интернет- пространства безграничны, есть широкий выбор        образовательных ресурсов и возможность пользоваться ими в удобном месте и в подходящее время. Пример, Гарвардская школа бизнеса – во внеурочное время ознакомится с небольшими текстами – 10-20 страниц с описанием компании или ситуации ( кейсы), а занятия , посещение которых обязательно проходит в дебатах. Задача преподавателя – вести дискуссию, но не доминировать и не подавлять. ( Главное, мысли, возникающие в ходе дискуссии, остаются в памяти!!!) [1] Особенности модели:
  1. Увеличивается время для обсуждений и активной работы. По мнению, С. Хана, (создателя всемирной академии, учебного заведения, которое всерьез предлагает всем желающим, где бы они не находились, учится по мировым стандартам и совершенно бесплатно).        « Если ученики подготовились к уроку заранее, прежде чем началось взаимодействие с учителем, возникает предмет разговора, возможность обмениваться мнениями. – освобождается время для индивидуальной работы с обучающимися.. учитель сможет перейти к более высокой миссии наставничества, он будет вдохновлять, рисовать перспективу, учителя оказывают помощь тем детям, которые испытывают трудности.

Дети, усваивающие быстрее помогают тем, кому материал не дается». [1] ( создается возможность для формирования не только познавательных УУД, но и коммуникативных).

  1. Можно выполнять различные задания, проводить дискуссии, презентовать проекты и т. д. «Время на уроке уходит не на запоминание, а на более глубокое понимание и анализ»[6].
  2. Все учебные материалы в свободном доступе. Результаты ЕГЭ по физике

2016-2017

2017-2018

2018-2019

Количество

21

12

6

Качество

Лучший результат

92

96

86

Список литературы.

  1. Хан С. Весь мир – школа. Преобразованное образование._ М.:Издательский дом « Классика XXI», 2015, -175с.
  2. Калимуллин Р. Формирование информационной культуры обучающихся средствами технологии смешанного обучения.3 [электронный ресурс]

https://newtonew.com/school/blended-learning-school-guide

  1. Осетинский К. Как перевернуть класс на уроках [электронный ресурс] https://newtonew.com/school/blended-learning-school-guideИнтернет- ресурсы:
  2. Шувалова Ю. Смешиваем, но не взбалтываем: гид по внедрению смешанного обучения в школе [электронный ресурс] https://newtonew.com/school/blendedlearning-school-guide
  3. В чем секрет концепции перевернутого класса [электронный ресурс].https://newtonew.com/school/v-chem-sekret-koncepcii-perevernutogo-klassa
  4. Перевернутый класс как средство от скуки[электронный ресурс]. https://newtonew.com/school/blended-learning-school-guide
  5. Перевернутый класс : технология обучения XXI века[электронный ресурс].https://www.ispring.ru/elearning-insights/perevernutyi-klass-tekhnologiyaobucheniya- 21-veka/
  6. Бесплатные видеоуроки от всемирно известной Академии Хана ( физика, введение в историю искусств, химия, экономика, анатомия, математика, всеобщая история, астрономия и др.) или один из самых успешных русскоязычных проектов для школьников

«Интернетурок» 18 уроков: алгебра, геометрия, математика, обществознание, ОБЖ, чтение, окружающий мир, история, физика, химия, биология, география, английский язык, литература, иностранный, всеобщая история, информатика, русский язык). Это пополняемая и обновляемая коллекция видеоуроков (сейчас их более 4000) ;

  1. Знайка. ( онлайн-школа будущего).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование метапредметных результатов на уроках литературы

Формирование метапредметных результатов на уроках литературы в учебной группе "Автор"....

Формирование метапредметных результатов на уроках биологии в 7 - 11 классах с использованием мультимедийного диска "Навигатор"

В последнее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие – педагогические технологии. Определений педагогических технологий довольно много. Одна  из  формулировок  такова:Педаго...

Формирование метапредметных результатов на уроках истории и обществознания. Технология развития критического мышления.

Технология  критического мышления. На примере урока истории в 7 классе На примере  урока истории в 7 классе«Россия на рубеже XVII-XVIII в.в. Предпосылки петровских  преоб...

Технологии и приёмы формирования метапредметных УУД на уроках физики

Современный урок в рамках реализации ФГОС ООО....

Презентация: "Формирование метапредметных результатов на уроках русского языка и литературы у обучающихся основной школы в условиях современной образовательной среды"

Презентация к выступлению на августовской конференции педагогов: "Формирование метапредметных результатов на уроках русского языка и литературы у обучающихся основной школы в условиях современной...

Практическое применение современных образовательных технологий для формирования метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС

Примеры применения современных образовательных технологий на уроках математики и физики в коррекционной школе....