Рабочая программа по внеурочной деятельности "Самоделки" 8 класс
рабочая программа по физике (8 класс)

Стенина Ирина Викторовна

Данный курс внеурочной деятельности направлен на формирование естественнонаучной картины мира у обучающихся, практических, конструкторских и исследовательских навыков. Внеурочная работа по данному курсу ориентирована на создание условий для неформального общения учащихся и способствует всестороннему развитию физического мышления обучающихся 8 класса.

            Цель программы: формирование экспериментальных и конструкторских умений по курсу физики, необходимых для применения в практической деятельности, постановки опытов, решения экспериментальных задач, для изучения смежных дисциплин, для продолжения физического образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8kl-samodelki.docx29.51 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по внеурочной деятельности

Наименование творческого объединения Самоделки

Класс 8

Уровень основное общее образование внеурочной деятельности ФГОС

Составитель учитель физики Стенина И.В.

Срок реализации программы 2019-2020 учебный год

Количество часов по учебному плану всего 34 часа в год; в неделю 1 час

Пояснительная записка

        Данный курс внеурочной деятельности направлен на формирование естественнонаучной картины мира у обучающихся, практических, конструкторских и исследовательских навыков. Внеурочная работа по данному курсу ориентирована на создание условий для неформального общения учащихся и способствует всестороннему развитию физического мышления обучающихся 8 класса.

        Цель программы: формирование экспериментальных и конструкторских умений по курсу физики, необходимых для применения в практической деятельности, постановки опытов, решения экспериментальных задач, для изучения смежных дисциплин, для продолжения физического образования.

        Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:

  • создание условий для развития творческого мышления обучающихся, умений самостоятельно применять и пополнять свои знания через решение практических задач;
  • развитие интереса и творческих способностей школьников при освоении ими метода научного познания;
  • приобретение учащимися знаний и чувственного опыта для понимания явлений природы;
  • формирование представлений об изменчивости и познаваемости мира, в котором мы живем;
  • формировать умение работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения;
  • познакомить учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы (наблюдение, опыт, выявление закономерностей, моделирование явления, формулировка гипотез и постановка задач по их проверке, поиск решения задач, подведение итогов и формулировка вывода);
  • формировать у учащихся знания о механических, тепловых, электрических, магнитных и световых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;
  • формировать у учащихся умения наблюдать и описывать явления окружающего мира в их взаимосвязи с другими явлениями, выявлять главное, обнаруживать закономерности в протекании явлений и качественно объяснять наиболее распространенные и значимые для человека явления природы;
  • дать учащимся представление о методах физического экспериментального исследования как важнейшей части методологии физики, способствовать развитию интереса к исследовательской деятельности;
  • способствовать овладению общенаучными понятиями: природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
  • способствовать пониманию отличия научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.

Основу познавательных ценностей составляют научные знания, научные методы познания, а ценностная ориентация, формируемая у учащихся в процессе изучения физики, проявляется:

• в признании ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;

• в осознании ценности физических методов исследования живой и неживой природы;

         В качестве объектов ценности труда и быта выступают творческая созидательная деятельность, здоровый образ жизни, а ценностная ориентация содержания курса физики может рассматриваться как формирование:

• уважительного отношения к созидательной, творческой деятельности;

• понимания необходимости безопасного использования различных устройств;

• потребности в безусловном выполнении правил безопасного использования веществ в повседневной жизни;

• сознательного выбора будущей профессиональной деятельности.

Курс физики обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения, грамотная речь, а ценностная ориентация направлена на воспитание у учащихся:

• правильного использования физической терминологии и символики;

• потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;

• способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою точку зрения.

Личностные результаты:

  • сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  • самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
  • мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
  • учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД:

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

В основу обучения  положен   системно-деятельностный   подход, концептуально    базирующийся    на  обеспечении    соответствия  учебной  деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям. Основная идея этого подхода заключаются в том, что главный результат образования - это не отдельные знания, умения и навыки, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях.

В системно-деятельностном подходе категория "деятельности" занимает одно из ключевых мест и предполагает ориентацию на результат образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования.

В контексте системно-деятельностного подхода сущностью образования является развитие личности, как элемента системы «мир - человек». В этом процессе человек, личность выступает как активное творческое начало. Взаимодействуя с миром, он строит сам себя. Активно действуя в мире, он самоопределяется в системе жизненных отношений, происходит его саморазвитие и самоактуализация его личности. Главный фактор развития - учебная деятельность. При этом становление учебной деятельности означает становление духовного развития личности.

Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Учащиеся «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской и экспериментальной деятельности. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу учащихся, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

Материально-техническое обеспечение:

  • Лабораторное оборудование
  • Технологические карты, схемы
  • Демонстрационный видео и фотоматериал, презентации
  • Компьютер, электронная доска

Учебно-тематический план

Тема

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Цели и задачи курса. ТБ.

1

1

0

2

Свойства воздуха. Автоматическая поилка для животных.

2

1

1

3

Как перелить воду при помощи воздуха. Простейший насос.

2

1

1

4

Россия – колыбель авиации. Воздушный змей.

2

1

1

5

Модели парашютов.

2

1

1

6

Флюгер.

1

0

1

7

Ветряной двигатель.

1

0

1

8

Как давит водяной столб. Фонтан на столе.

2

1

1

9

Свойства воды. Подводная лодка из картофеля.

2

1

1

10

Водяные колеса. Плавающая модель лодочки с водяным колесом.

2

1

1

11

Карусель на лампе.

1

0

1

12

Воздушное колесо.

1

0

1

13

Модель водяной турбины.

1

0

1

14

Модель паровой турбины.

1

0

1

15

Модель реактивной струи.

1

0

1

16

Инерция. Опыт с вращающимся ведерком с водой. «Мертвая петля».

2

1

1

17

Волчок в технике.

1

0

1

18

Равновесие тел.

1

0

1

19

Молнии в волосах и в природе. Электрическое свечение.

2

1

1

20

Электрическая пляска. Электрический «спрут».

1

0

1

21

Простейший источник тока

1

0

1

22

Простейшая лейденская банка.

1

0

1

23

Компас из иголки и стакана воды.

1

0

1

24

Магнитный ключ.

1

0

1

25

Итоговое занятие.

1

1

0

Итого

34

11

23

Литература

  1. Д.В. Григорьев, П.В. Степанов « Внеурочная деятельность школьников»- М., Просвещение, 2010.
  2. Научно-популярное издания для детей Серия «Я открываю мир» Л.Я Гальперштейн. — М.;ООО «Росмэн-Издат», 2001.
  3. Наука. Энциклопедия. – М., «РОСМЭН», 2001. – 125 с.
  4. Энциклопедия для детей "Аванта+". Том 16. Физика. Части 1 и 2, Издательство: Аванта+, 2000. - 448 с.
  5. Энциклопедия для детей Аванта Том Техника, Издательство: Аванта+, 1999. - 688 с.
  6. Энциклопедический словарь юного техника. – М., «Педагогика», 1988. – 463 с.
  7. Я.И Перельман «Занимательная механика. Знаете ли вы физику?», М, АСТ, 1999.
  8. Занимательные опыты по физике. Горев Л.А. – М. : Просвещение, 1977.
  9. Физика-юным. Сост. М.Н.Алексеева. М., «Просвещение.1980.
  10. В.Смирнов Опыты и самоделки по физике.

Интернет ресурсы.

1. http://www.fizika.ru - электронные учебники по физике.

2. http://class-fizika.narod.ru - интересные материалы к урокам физики по темам; тесты по темам; наглядные м/м пособия к урокам.

3. http://fizika-class.narod.ru - видеоопыты на уроках.

4. http://www.openclass.ru -цифровые образовательные ресурсы.

5. http://www.proshkolu.ru -библиотека – всё по предмету «Физика».

6. Уроки физики Кирилла и Мефодия – 7-11 класс. CD-ROM for Windows


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности (кружок «Весёлый светофор») для 1 «А», 1 «Б» классов, 2 «А», 2 «Б» классов в МОУ СОШ №16

Пояснительная запискаИз  года в год увеличивается поток автомобилей на дорогах, что создаёт объективную реальность возникновения дорожно-транспортных происшествий.  Причём, несчастные случаи...

Рабочая программа по внеурочной деятельности учащихся для 5 «К»класса «Юные инспектора дорожного движения» (социальное направление) (на 1 год реализации) Программу составила Учитель физической культуры Михеева Ольга Николае

Рабочая программапо внеурочной деятельности учащихся для 5 «К»класса       «Юные инспектора дорожного движения»(социальное направление)(на 1 год реализации)...

Проект рабочей программы по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 8 класса ФГОС на основе программы Шевченко Л.Л. учебного предмета «Православная культура» 8 год обучения

Данная рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образоват...

Проект рабочей программы по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 9 класса ФГОС к Программе Шевченко Л.Л. учебного предмета «Православная культура» 9 год обучения.

Данная рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 9 класса соответствует требованиям Федерального государственного образоват...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Секреты позитивного общения» для 9 класса срок реализации программы: 2021-2022 учебный год

Курс внеурочной деятельности «Секреты позитивного общения» ориентирован на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов основного общего образования. Повышение уровня ком...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Сдаем ГТО » для 10-11 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)

Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы «Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО»; учебное пособие для общеобразовательных организаций/ В.С. Ку...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Первая помощь» для 5 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)

Актуальность курса.  В современных условиях все возрастающей сложности и напряженности жизни, пребывания людей в стрессовых ситуациях, роста аварийности на предприятиях и дорогах, возрастает роль...