Технологическая карта урока по физике "Электрическая цепь и ее составные части"
план-конспект урока по физике (8 класс)

Вопросы, связанные с электрическими цепями являются важной составляющей темы "Электрический ток". Поэтому необходимо научить учащихся уметь "читать" и составлять схемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektricheskaya_tsep_i_ee_sostavnye_chasti.doc133 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: физика        

Класс: 8                  

Учебник (УМК): А.В. Перышкин,  Физика 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2019.

Тема урока: «Электрическая цепь и ее составные части».                                           

Тип урока: урок постановки учебной задачи, открытия нового знания.

Цель урока: ввести новые термины и условные обозначения для практического использования физических знаний при решении различных задач, составлении электрических схем.

Применяемые технологии: информационно- коммуникационные, здоровьесберегающие.

Задачи урока:

- образовательные: обеспечить в ходе урока усвоение принципов работы с электрическими схемами;

- развивающие: развивать умение планировать свою работу, умения и навыки работы с отдельными элементами электрической цепи, использовать полученные знания на практике, рационально использовать время;

- воспитательные: способствовать развитию устойчивого познавательного интереса к физике.

Оборудование: доска,  компьютер, проектор, составные элементы электрической цепи.

Структура и ход урока

Этап урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Время (в мин)

Формируемые УУД

1. Организационный этап

Включение в ритм работы, отражение готовности к сотрудничеству.

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

Включаются в деловой ритм урока.

1

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: организация своей учебной деятельности

Личностные: мотивация учения

2. Мотивационный

этап

Обеспечить у учащихся мотивацию к активной учебно-познавательной деятельности.

Психологический настрой учащихся на освоение новых способов действий и нового знания.

Проводят дискуссию, выдвигают гипотезы

5

Познавательные: строят логические цепи рассуждений.

Коммуникативные: умения грамотно выражать речью свои мысли.

Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения известного и неизвестного.

Личностные: осознание личностного значения изучения темы.

3. Актуализация знаний

Актуализация опорных знаний и способов действий.

Фронтальный опрос  «Кто последним назовет».

Участвуют в работе по повторению.

5

Познавательные: структурирование собственных знаний.

Коммуникативные: 

планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. 

Регулятивные: выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению..

Личностные:  оценивание усваиваемого материала.

4. Целеполагание

Принятие детьми целей урока

Вместе с учащимися определяет цель урока; акцентирует внимание учащихся на значимость темы

Записывают дату в тетрадь, определяют тему и цель урока.

5

Познавательные: выделяют и формулируют познавательную цель.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

5. Усвоение новых знаний и способов усвоения

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания  детьми вопроса «Составные части электрической цепи»

Ознакомление учащихся с новыми понятиями

Отвечают на поставленные вопросы, участвуют в обсуждении, делают записи в тетради.

15

Познавательные: формирование практической значимости данной темы.

Личностные: формирование готовности к самообразованию.

Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других.

Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.

6. Организация первичного контроля

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков

Выявляет уровень усвоения знаний, а также устанавливает причины выявленных недостатков.

Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач.

6

Личностные: формирование самооценки

Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.

7. Подведение итогов урока

Дать оценку работы класса и отдельных обучаемых.

Подводит итоги работы класса.

Учащиеся оформляют карточки самооценивания.

3

Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке

8. Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Дает комментарий к домашнему заданию

Учащиеся записывают в дневники задание.

3

9. Рефлексия

Инициировать рефлексию детей по их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе

2

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Организационный этап

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.

2. Мотивационный

этап

Давайте мы с вами совершим путешествие во времени и вернёмся на миллионы лет назад. Когда-то давно первобытные люди умели только добывать себе пищу и воду. Источником тепла и света был живой огонь. Древние люди научились разжигать костёр, трением древесины и высеканием искры, который давал людям тепло и свет. Костёр обычно горел в центре пещеры и не мог осветить все её уголки. Тогда люди стали с помощью палки подносить огонь в разные места пещеры. Как вы думаете, как назвали эту палку?

Время шло, и люди всё более совершенствовали свои жилища. И теперь освещать избу с помощью костра или факела было невозможно. Когда наступал вечер, люди брали полено и расщепляли его на щепки и так получали лучину.

Потом люди придумали свечу. Первые свечи делали из камыша. В дальнейшем свечи стали изготавливать из воска. На смену свечке пришла керосиновая лампа. Керосиновая - так как горела при помощи керосина. После керосиновой лампы пришла знакомая нам с вами электрическая лампочка.

Каждый день мы много действий совершаем.

И кажется, всё обо всём мы с вами знаем,

Щёлкаем выключатель, и дом освещается.

Ребята! И как же это всё-таки получается?

И так, как вы думаете, какая же тема нашего урока? (ответы учащихся).

Тема нашего урока «Изучение электрической цепи».

Хватает вам знания для разбора этого вопроса?   Вспомним, что мы уже знаем.

Дискутируют, выдвигают гипотезы






















Выдвигают гипотезы

3. Актуализация знаний

Фронтальный опрос  «Кто последним назовет».

- Что такое электрический ток?

- Условия существования тока.

- Свойства тока.

Учащиеся отвечают на предложенные вопросы.

4. Целеполагание

Электричество – это наш друг и помощник. Оно помогает нам во всём. Утром мы включаем свет, готовим еду. Пользуемся лифтом, едем в трамвае, разговариваем по сотовому телефону. Учимся в школе, где тепло и светло. И везде «работает» электричество.

Прежде чем попасть к нам, электрический ток проходит от источника тока по проводам через выключатель и далее ко всем потребителям электроэнергии.

Иногда потребители имеют множество элементов в своем составе. Для того, чтобы разобраться с их частями, для упрощения работы и вводят условные элементы для обозначения.

Записывают в тетради дату.

5. Усвоение новых знаний и способов усвоения

Тема урока- «Электрическая цепь и ее составные части».

Электрическая цепь состоит из источника тока и   потребителей.

 Источником тока называется устройство, создающее электрический ток. Источником тока в квартире можно назвать розетку. Источником тока при выполнении лабораторных работ будет служить батарейка.

Одной из составляющей электрической цепи являются провода в изолированной оболочке. Они соединяют между собой все элементы электрической цепи.

Электродвигатели, лампы, всевозможные электробытовые приборы называют приемниками или потребителями электрической энергии.

Чтобы включать и выключать в нужное время приемники электрической энергии, применяют ключи, выключатели, то есть замыкающие и размыкающие устройства.

Когда цепь замкнута, по ней идет ток. Если один проводник убрать или разорвать его в любом месте, ток по цепи не пойдет. Потребители электроэнергии в этом случае работать не будет.

Источник тока и потребитель электроэнергии, соединенные между собой проводами, образуют электрическую цепь.                                      

Рассмотрим стр. 97 учебника по физике 8 класса. На рисунке 49 приведены условные обозначения, применяемые на схемах.

Давайте их рассмотрим. (Демонстрируются элементы электрической цепи, которые будут использоваться при выполнении лабораторных работ).

Перерисуйте условные обозначения в тетрадь.

Давайте рассмотрим схему простейшей электрической цепи.

Описание: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u162577/t1525455492ae.png

Записывают в тетради тему урока.

Делают записи в тетради.

Работа с учебником.

Делают записи в тетради. Задают уточняющие вопросы.

Обсуждаем смысл электрической цепи. Принцип работы.

6. Организация первичного контроля

Обсудим следующие вопросы:

  1. Что нужно знать каждому об электрической цепи?
  2. Как будет выглядеть схема цепи, содержащей источник тока и два звонка, каждый из которых можно включить отдельно?
  3. Как будет выглядеть схема цепи, содержащей источник тока и две лампы и звонок? Одна лампа должна гореть непрерывно, а вторая лампа и звонок могут быть включены отдельно.

Учащиеся отвечают на предложенные вопросы.

7. Подведение итогов урока

Наш урок подходит к концу. Какие у вас есть вопросы?

Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения.

8. Информация о домашнем задании

§33, упражнение 23 (2,3)

9. Рефлексия

Проводится  самооценивание и выставляются оценки за работу на уроке. 

Учащиеся участвуют в  самооценивании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка на тему "Наречие как часть речи"

Технологическая карта урока русского языка на тему "Наречие как часть речи" в рамках ФГОС...

Технологическая карта урока русского языка Тема: "Имя числительное как часть речи" 5 класс

Технологическая карта урока разработана для обучающихся с нарушением слуха по Адаптированной основной образовательной программе основного общего образования, с учетом требований Примерной основной обр...

Технологическая карта урока русского языка «Сложноподчинённые предложения с придаточной частью причины».

Тема урока: «Сложноподчинённые предложения с придаточной частью причины».Тип урока: объяснение нового материала.Цель урока: достижение  обучающимися предметных и метапредметных резуль...

Технологическая карта урока по теме «Мировой океан и его части» 7 класс

Технологическая карта урока  по теме «Мировой океан и его части» 7 класс...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Местоимение как часть речи" в 6 классе

Технологическая карта урока по теме "Местоимение как часть речи" в 6 классе...

Технологическая карта урока географии по теме "Мировой океан, его части"

формировать понятия Мировой океан, моря, заливы, проливы; - формировать способы деятельности учащихся: показывать океаны и моря, заливы, проливы, острова, полуострова по карте и наносить их на ко...