Главные вкладки

    Рабочая программа по физике 9 класс
    рабочая программа по физике (9 класс)

    Рабочая программа по физике 9 класс содержит: пояснительную записку,требования к уровню подготовки обучающихся, содержание, учебно-тематический план, календарно-тематический план, ресурсное обеспечение рабочей программы

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rp_fiz_9.docx182.31 КБ

    Предварительный просмотр:

    C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\ТИтульник 2018г РП сканир\ТИТУЛЬНИКИ 2018 РП0003.tif
    Пояснительная записка

              Статус документа. 

    Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента       Государственного стандарта основного общего образования, обязательного минимума образования, примерной программы общеобразовательных учреждений 7-9 кл. М.: «Просвещение», 2012г, Положения о рабочей программе, в соответствии с Учебным планом общеобразовательного учреждения.

    Данная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся, определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных  работ, выполняемых обучающимися.Данная программа предполагает использование учебника физики для 9 класса, написанного Е.М.Гутником.

               Структура документа.

    Учебная программа по физике включает семь разделов: титульный лист, пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов, требования к уровню подготовки обучающихся,  учебно-тематический план, календарно-тематический план, ресурсное обеспечение программы.

    Общая характеристика учебного предмета

    Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире. Курс физики в рабочей программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

    Цели изучения физики:

    •  освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
    •  овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
    •  развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей,

    самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

    -воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники;

    -отношения к физике как элементу общечеловеческой культуры;

    • применение полученных знании и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

    Место предмета в учебном плане

    Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ отводит 210 часов для обязательного изучения физики на ступени основного общего образования, в том числе в 7,8 и 9 классах - по 70 учебных часов из расчета 2 часа в неделю. В данной рабочей программе согласно учебного плана школы на изучение физики в 9 классе отводится  68 учебных часов из расчета 2 часа в неделю.

    Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

    Данная программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:

    Познавательная деятельность:

    •  использование для познания окружающего мира различных естественно-научных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
    • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
    • овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
    • Информационно-коммуникативная деятельность:
    • владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
    • использование для решения познавательных и комму никативных задач различных источников информации.

    Рефлексивная  деятельность:

    • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий;
    • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

    Результаты обучения

    Обязательные результаты изучения курса «Физика» приведены ниже в  «Основных требованиях к уровню подготовки обучающихся», которые полностью соответствуют стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; освоение обучающимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

    Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится обучающимися.

    Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять физические явления, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости, решать задачи на применение изученных физических законов, приводить примеры практического использования полученных знаний, осуществлять самостоятельный поиск учебной информации.

    СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

    9 КЛАСС  (68ч, 2ч в неделю)

    1.Законы взаимодействия и движения тел (21ч)

    Материальная точка. Система отсчета. Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения. Прямолинейное равноускоренное движение: мгновенная скорость, ускорение, перемещение. Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении. Относительность механического движения. Инерциальные системы отсчета. Законы Ньютона. Свободное падение. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли. Импульс. Закон сохранения импульса. Ракеты.

    Демонстрации: 

    равномерное прямолинейное движение, относительность движения, равноускоренное движение, свободное падение тел в трубке Ньютона, направление скорости при равномерном движении по окружности, второй закон Ньютона, третий закон Ньютона, закон сохранения импульса, реактивное движение.

    Фронтальные лабораторные работы

    1.Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.

    2.Исследование свободного падения.

    2.Механические колебания и волны. Звук (12ч)

    Колебательное движение. Колебания груза на пружине. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник. Амплитуда, период, частота колебаний. Превращения энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные и продольные волны. Связь длины волны со скоростью ее распространения и периодом (частотой). Звуковые волны. Скорость звука. Высота и громкость звука. Эхо.

    Демонстрации: 

    механические колебания, механические волны, звуковые колебания, условия распространен ия звука.

    Фронтальная лабораторная работа

    3.Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний маятника от его длины.

    3.Электромагнитное поле (13ч)

    Однородное и неоднородное магнитное поле. Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика. Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки. Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Электромагнитная индукция. Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах.

    Экологические проблемы, связанные с тепловыми и гидроэлектростанциями. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Электромагнитная природа света.

    Демонстрации: 

    электромагнитная индукция, правило Ленца, получение переменного тока при вращении витка в магнитном поле, устройство генератора переменного тока, свойства электромагнитных волн.

    Фронтальная лабораторная работа

    4.Изучение явления электромагнитной индукции.

    4. Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер. (17ч)

     Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета- и гамма- излучения. Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома. Радиоактивные превращения атомных ядер. Протонно- нейтронная модель ядра. Зарядовое и массовое числа. Ядерные реакции. Деление и синтез ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях. Энергия связи частиц в ядре. Выделение энергии при делении и синтезе ядер. Излучение звезд. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций. Методы наблюдения и регистрации

    частиц в ядерной физике. Дозиметрия.

    Демонстрации: 

    модель опыта Резерфорда, наблюдение треков частиц в камере Вильсона, устройство и действие счетчика ионизирующих частиц.

     

    Фронтальные лабораторные работы

    6. Изучение треков заряженных частиц.

    5. Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков.

    5. Строение и эволюция Вселенной (5ч)

    Требования к уровню подготовки обучающихся  9 класса

    В результате изучения курса физики 9 класса ученик должен

    Знать/ понимать

    • смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;
    • смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, КПД, внутренняя энергия, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы; *смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ома для участка цепи, Джоуля- Ленца, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, прямолинейного распространения света, отражения света;

    Уметь

    • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, механические колебания и волны, электромагнитную индукцию, отражение, преломление и дисперсию света, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока;
    • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;
    • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;
    • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
    • приводить примеры практического использования физических знаний о

    механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;

    • решать задачи на применение изученных физических законов;
    • осуществлять самостоятельный поиск информации естественно-научного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах ;

    Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    • рационального применения простых механизмов;
    • обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;
    • контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;  -оценки безопасности радиационного фона.

    Учебно-тематический план

    № п/п

    Наименование темы

    Количество

    часов

    (всего)

    Из них (количество часов)

    Контрольные             Лабораторные        Тестовый работы                            работы                   контроль

    1

    Законы

    взаимодействия и движения тел

    21

    2                               2                                     1/9+1/9+1/2ч

    2

    Механические колебания и волны. Звук.

    13

    1                               1                    1/9+1/9ч

    3

    Электромагнитное  поле

    12

    1                                 1             1/9+1/9 *4

    4

    Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер.

    17

    1                               2                    1/9ч

    5

    Строение и эволюция Вселенной

    5

    1

     

    КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

    урока

    Раздел, тема урока

    ТБ

    Физический     эксперимент

    Дата проведения по плану

    Дата

    проведения

    фактическ.

    Примечания

    1. Законы взаимодействия и движения тел. (21ч)

           1

     Инструктаж по ТБ.  Механика. Механическое движение.

    ТБ

         2

    Перемещение. Путь. Траектория.

           3

            Перемещение при прямолинейном  равномерном  движении. Графическое представление движения

           4

    Решение задач на совместное движение нескольких тел. Ускорение.

         5

    Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости.

          6

    Решение задач по теме: «Равноускоренное движение»

          7

    Относительность движения.

    ТБ

    [1, опыты 3, 4]

          8

    Контрольная работа №1. Основы кинематики.

          9

    Лабораторная работа №1. Измерение ускорения тела при равноускоренном движении.

    ТБ

       10

    Урок - игра по теме «Кинематика»

         11

    Динамика. Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона.

    ТБ

    [ 1, опыт 19]

         12

    Сила. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона.

    ТБ

    [ 1, опыт 20]

         13

    Урок - игра « Законы  Ньютона».

    ТБ

    [ 1, опыт 21]

       14

    Свободное движение тел. Движение тела, брошенного вертикально вверх.

    Опыт по рис. 28 в учебнике.

          15

    Закон всемирного тяготения. Ускорение свободного падения на Земле и других планетах.

    ТБ

    [ 1, опыт 22]

         16

    Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности.

    ТБ

    Опыт по рис. 18 в пос., рис. 38 у

         17

    Искусственные спутники Земли.

        18

    Импульс тела. Закон сохранения импульса.

    ТБ

    [ опыт 38]

         19

    Решение задач по теме: «Законы движения»

    ТБ

    [ 1, опыт 30 ]

      20

    Реактивное движение.

         21

    Контрольная работа № 2. Законы движения. Закон всемирного тяготения.

    Тема 2. Механические колебания и волны. Звук.(13ч)

     22/1

    Колебательное движение.

    ТБ

    [ 1, опыт 46]

      23/2

    Величины, характеризующие колебательное движение.

    ТБ

    [ 1, опыт 47]

    24/ 3  

    Лабораторная работа № 2. Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины.

    ТБ

        25/4

    Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания.

    ТБ

    [ 1, опыт 48, 52]

    вижения»

    26/5

    Лабораторная работа №3. Измерение ускорения свободного падения с помощью маятника.

    ТБ

    27/6

    Резонанс

      28/7

    . Волна. Два вида волн.

    ТБ

    Опыт по рис. 65-67 в уч.

      29/8

    Характеристики волнового движения.

      30/9

    Источники звука. Высота, тембр, громкость звука.

    ТБ

    Опыт по рис. 70-72 в учеб.

    31/10

    Распространение звука. Скорость звука.

    32/11

    Отражение звука. Эхо.

    ТБ

    [ 2, опыт 47]

    33/12

    Игра «Что? Где? Когда?» (обобщающий урок по теме «Колебания и волны»)

    34/13

    Контрольная работа № 3. Механические колебания и волны.

         

    Тема 3. Электромагнитное поле   (12ч)

     35/1

    Магнитное поле и его графическое изображение.

     36/2

    Направление тока и направление линий его магнитного поля.

      37/3

    Индукция магнитного поля.

      38/4

    Магнитный поток.

      39/5

    Явление электромагнитной индукции.

      40/6

    Лабораторная работа № 4. Изучение явления электромагнитной индукции.

    ТБ

      41/7

    Получение переменного электрического тока.

    42/8

    Контрольная работа №4.Электромагнитная индукция.

      43/9

    Электромагнитное поле.

    44/10

    Электромагнитные волны.

    45/11

    Интерференция света

    46/12

    Электромагнитная природа света.

    Тема 4. Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер. (17ч)

      47/1

    Радиоактивность как свидетельство сложного строения атома.

    48/2

    Модели атомов. Опыт Резерфорда.

     49/3

    Радиоактивные превращения атомных ядер.

     50/4

    Экспериментальные методы исследования частиц.

     51/5

    Открытие протона и нейтрона.

     52/6

    Состав атомного ядра. Массовое число. Зарядовое число.

     53/7

     Ядерные силы. Энергия связи. Дефект масс.

     54/8

    Деление ядер урана.

    55/9

    Лабораторная работа № 6. Изучение треков заряженных частиц.

    ТБ

    56/10

    Лабораторная работа № 5. Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков.

    ТБ

    57/11

    Решение задач

    58/12

    Контрольная работа № 5. Ядерная физика.(административная)

    59/13

    Цепная ядерная реакция

      60/14

    Ядерный реактор. Преобразование внутренней энергии атомных ядер в электрическую энергию

    61/15

    Атомная энергетика

    62/16

    Биологическое действие радиации.

    63/17

    Термоядерная реакция.

    64

    Подготовка к итоговому тестированию.

    65

    Итоговый тест по    курсу

    Тема 5. Строение и эволюция Вселенной.  (3ч)

    66/1

    Состав Солнечной системы. Большие планеты и малые тела Солнечной системы.

      67/2

    Строение, излучения и эволюция Солнца и звезд.

     68/3

    Строение и эволюция Вселенной.

    Ресурсное обеспечение рабочей программы

    Библиотечный фонд:

    1. Примерная программа общеобразовательных учреждений. «Физика. 7-9”

    -М. Просвещение,2012г.

    2. Учебник:

    «Физика 9 класс» А. В. Перышкин., М.Е.Гутник., -М. Дрофа,2014г;

    3. Поурочные разработки:

             физика 9 класс. В.А.Волков. -М. «ВАКО» ,2015г;

    4. “Сборник задач по физике 7-9 класс» В. И. Лукашик, Е. В. Иванова. -М. Просвещение, 2012г.

    5. “Физика. 9 класс. Контрольно-измерительные материалы. » Н.И.Зорин -М. ВАКО,2012г

    6. Физический эксперимент в средней школе. 7-9 класс. -М. Просвещение, 2012г

    7. Физика 9 класс. Рабочая тетрадь. В.А.Ханнанова. -М. Дрофа,2014г

    Справочники:

    1. Современная физика в средней школе. Л.В. Тарасов. -М. Прсвещение,1999г.

    2. “Занимательная физика» Я. И. Перельман. -М. Наука, 1999г

    Наглядные средства:

    1. Таблицы.

    2 Портреты  выдающихся ученых-физиков.

    3. Траспаранты.

    Учебно-лабораторное оборудование:

    1. Приборы общего назначения, демонстрационные, лабораторные.  

    2. Принадлежности для опытов.

    3. Материалы.

    4. Посуда.

    5. Инструменты.

    Раздаточный материал:

    1. Тесты.

    2. Карточки с заданиями для индивидуальной работы.

    3. Модели лабораторные.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

    Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

    Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

    Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

    Рабочая программа "Музыка 7 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

    Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

    Рабочая программа "Искусство 8 класс" на основе авторской программы "Искусство 8-9 класс", Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская, 2010.

    Программа разработана на основе Государственного стандар­та общего образования по предметам «Изобразительное искус­ство» и «Музыка», входящим в образовательную область «Искус­ство». Программа предназн...

    Рабочая программа "Искусство 9 класс" на основе авторской программы "Искусство 8-9 класс", Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская, 2010.

    Программа разработана на основе Государственного стандар­та общего образования по предметам «Изобразительное искус­ство» и «Музыка», входящим в образовательную область «Искус­ство». Программа предназн...

    Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

    1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

    Рабочая программа для 10 класса составлена на основе государственного стандарта общего образования, примерной программы среднего полного общего образования по рус¬скому языку (базовый уровень); для 10 класса, кроме вышеперечисленного, - на основе «Програм

    Наименование курса: Русский языкКласс: 10-11Учитель русского языка и литературы Рябченко Наталья викторовнаСрок реализации программы: 2015-2016  учебный годКоличество часов по учебному плану: все...