8-й класс. Урок №34
план-конспект урока по физике (8 класс)

Турлов Анатолий Васильевич

Разработка сценария урока. Обучение виду деятельности по получению нового знания («открытию» закона, «созданию» понятия о явлении или «созданию» понятия о физической величине).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Измерение силы тока22.83 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка сценария урока. Обучение виду деятельности по получению нового знания («открытию» закона, «созданию» понятия о явлении или «созданию» понятия о физической величине).

Пояснительная записка.

ФГОС по отношению к урокам физики предусматривает следующее:

  • учитель должен так организовать обучение, чтобы ученики имели возможность самостоятельно формулировать цели исследования и самостоятельно его проводить, причём не только в рамках лабораторных работ, но и на других уроках,
  • учитель физики не только должен продумывать систему деятельности по формированию веера компетенций, связанных с экспериментом, но и спланировать её так, чтобы учащиеся имели возможность осуществить эту деятельность многократно.

Экспериментальная составляющая предмета физики позволяет как ни в каком другом предмете формировать универсальные учебные действия комплексно:

  • планировать и выполнять эксперименты;
  • объяснять полученные результаты и делать выводы;
  • получать новое знание в рамках учебного предмета.

Всё это приводит к необходимости придания учебной деятельности на уроках физики исследовательского характера.

Экспериментальный метод решения ПЗ (познавательной задачи) может быть выделен в самостоятельный вид деятельности при обучении физике. При этом данная деятельность организуется как исследовательская, основанная на использовании приборов, на конструировании и планировании опытов, на анализе их результатов, что позволяет говорить о формировании универсальных учебных действий на самых разнообразных уроках, где возникают подобные ПЗ.

Логическая схема № 3. Экспериментальная проверка предсказания. 1. Разработка идеи эксперимента. 2. Проектирование экспериментальной установки (ЭУ). 3. Конструирование ЭУ. 4. Составление программы эксперимента. 5. Проведение эксперимента. 6. Вывод

Структурные элементы при создании понятия физической величины – силы электрического тока.

Иерархическая система

Эмпирический базис

В проводниках существует ток. Мы его обнаруживаем по различным действиям

Теоретический базис

Модель (идеализированный объект)

Электронный газ. Модели проводника и диэлектрика

Физические величины

Количество электрического заряда

Системообразующий элемент

Взаимодействие магнитными силами постоянного магнита и проводника с током

Следствия-объяснения

Работа с  прибором

8-й класс. Урок №34.

Урок посвящён созданию понятия физической величины –силы электрического тока. Этап конкретизации схемы (на этапе внешней речи).

Предыстория урока: на уроке №31 было введено понятие электрического тока, на уроке №32 были рассмотрены различные действия электрического тока, на уроке №33 был изучен ток в различных средах и его направление. На каждом уроке на дом задавались задания по созданию презентаций. По презентациям происходило обсуждение пройденного материала. Несколько презентаций было отложено для проведения урока №34.

Способ введения (вид деятельности по созданию понятия о физической величине) – «через формулу»

Этапы: этап формулирования ПЗ (проблемы), этап выдвижения идеи экспериментального решения, этап проверки гипотезы и этап выводов

Формулировка ПЗ (познавательной задачи): мы научились создавать ток, понимаем, что он из себя представляет, как измерить величину этого тока?

Урок №34.  «Сила электрического тока. Измерение силы тока»

Образовательная цель. Усвоить следующие знания: при прохождении тока по проводнику происходят различные действия, магнитное действие тока можно применить для измерения силы тока, формула для силы тока

Развивающая цель. Овладеть следующими видами деятельности: использование амперметра, распознавание шкалы измерительного прибора, определение цены деления шкалы, снятие показаний по шкале

Воспитывающая цель: правильные измерения получаются только при аккуратном выполнении чертежей и аккуратной сборке электрических схем.

Действия учителя

Действия учеников

  • Приветствие учителя
  • Сегодня у нас вторая лабораторная работа. На столах лежат уже знакомые вам приборы, но первые 15 минут вы их не трогайте. Сначала давайте вспомним немного теорию.
  • Мы с вами изучали различные действия тока. Давайте вспомним их. Какие бывают действия эл.тока?

  • Какие ещё есть действие эл.тока?

  • Посмотрим магнитное действие эл.тока: металлические предметы притягиваются. А если мы отключим ток, будет ли сердечник притягивать предметы? Значит мы можем создавать постоянные магниты! Об этом будет подробнее рассказано в разделе «Магнитные поля» в марте.
  • Оказывается, магнитные поля тока в катушке не только действуют на другие предметы, но и взаимодействуют с магнитным полем постоянных магнитов.
  • Посмотрим презентацию.
  • Более подробно силу Ампера будете изучать в 9-м классе. Но, наверное, Ира уже сейчас ответит: если ток в рамке будет больше, то она будет поворачиваться больше или меньше?

  • Сегодня мы будем проводить измерения силы тока с помощью прибора амперметра. Вот перед вами демонстрационный прибор амперметр. Мы видим постоянный магнит и внутри него катушку, по которой будем пропускать ток и, чем ток больше, тем сильнее будет взаимодействие магнитных полей, тем сильнее повернётся катушка, а с ней и стрелка.
  • Садятся
  • Пытаются взять в руки приборы.

  • Отвечают: тепловые и химические. Г. И. рассказывает про тепловое и химическое действия эл.тока (по своей презентации прошлого урока).
  • Магнитные
  • В. К-ва рассказывает по 2-м слайдам своей презентации прошлого урока о притяжении предметов
  • Смотрят демонстрацию учителя

  • Отвечают: вероятно, будет!

  • И. Н-ва рассказывает по одному слайду своей презентации прошлого урока про поворот рамки с током в магнитном поле (она единственная случайно сделала этот слайд, но он оказался так важным на сегодняшнем уроке). Отвечают:

«Наверное, больше»

  • Смотрят, как учитель с помощью веб-камеры демонстрирует на большом экране поворот катушки при увеличении силы тока, показывает шкалу (но не обсуждает пока единицу тока)

  • Давайте вспомним, что же такое ток?
  • Вот презентация

  • Что же создаёт эл.ток в веществах?

  • Давайте посмотрим презентацию

  • Смотрим флэшпрезентацию (сайт http://class-fizika.narod.ru/ ): на прошлом уроке мы собирали цепь (слайд 2), по проводам шёл ток, двигались электроны, лампочка горела. Введём новую физическую величину: силу эл.тока или просто силу тока по аналогии с потоком машин.
  • Слайд 3. Как определить величину потока машин на шоссе?
  • Что для этого необходимо сделать?

  • То есть последовательно!
  •  Слайд 4. Обозначение, формула. Записываем в тетради число, тему: «Сила электрического тока», формулу и определение.
  • Дают определение эл.тока
  • С. К-ков ещё раз проговаривает определение по своей презентации прошлого урока
  • Отвечают, что является зарядами в металлах, жидкостях и газах.
  • Н. К-ов об эл.токе в металлах по своей презентации прошлого урока

  • Смотрят аналогию с током-потоком машин
  • Посчитать число машин за единицу времени
  • Поставить датчик в разрыв шоссе

  • Записывают в тетрадь определение силы тока и формулу
  • Слайд 6 показывает, что проводники взаимодействуют между собою магнитными полями и это взаимодействие будет различным от направления тока в проводниках и от величины эл.тока
  • Только смотрят
  • Слайд 7. За единицу силы тока принимают 1 А, названную в честь французского учёного Андре Ампера
  • Слайд 8. Безопасным для человека является ток 0,001А или 1 мА

  • Слайд 9. Измеряют силу тока прибором амперметром. Его обозначение.
  • Слайд 10. Включается прибор в разрыв цепи последовательно, соблюдая полярность
  • Записывают в тетрадь единицу эл.тока

  • Записывают величину безопасного тока

  • Зарисовывают обозначение амперметра
  • Только смотрят слайд из флэшпрезентации
  • Записываем: Лабораторная работа, название, приборы и материалы, берём в руки амперметр и вспоминаем, как определить цену деления
  • Выполняем лабораторную работу, собрая электрическую цепь по образцу прошлой лабораторной работы, дополнив ее амперметром.
  • Находим два ближайших деления с числами, из большего вычитаем меньшее, делим на число маленьких делений.

  • Рисуют в тетради схему с амперметром. Собирают цепь, подключают амперметр, записывают в тетрадь показания и вывод
  • Собираем тетради. Домашнее задание: §37-38. Упр. 14, 15
  • Сдают тетради, записывают домашнее задание в дневник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по теме "Весна" в 5 классе,урок- соревнование по теме "Наречие" в 7 классе

Интегрированный урок включает в себя синтез литературы,музыки,живописи,пробуждает в учениках умение видеть и ценить прекрасное!Урок- соревнование является заключительным при изучении темы "Наречие",в ...

Конспект урока с презентацией на тему "Виды словочосетаний". 5 класс. Урок составлен по учебнику "Русский язык" В.В. Львова, С.И. Львовой, 5 класс, в 3-х частях.

Конспект урока с презентацией на тему " Виды словочосетаний". 5 класс. Урок составлен по учебнику Львова, Львовой, 5 класс, в 3-х частях.Данный конспект составлен в виде технологической карты, к нему ...

Технологическая карта урока к УМК Верещагина И.Н., 4 класс Урок 45 ,урок 9 в теме

АвторМартынова Светлана МихайловнаПредметАнглийский языкКласс4Тема урокаМесто, где мы живемСвязь данного урока с предыдущими и последующими урокамиУрок  45 учебника, урок 9 в темеЦели урокаФормир...

Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»

Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»...

мастер-класс. Урок "Формирующее оценивание на уроке английского языка. 6 класс"

Данный урок входит в циклл уроков по УМК  "English" автор В.П. Кузовлев,  6 класс.  Одним из главных компонентов урока - формирующее оцеивание учащихся, самооценка на уроке....