Формирование метапредметных компетенций при изучении физики.
методическая разработка по физике

Маменишкина Нина Васильевна

Надо учить не содержанию науки, а деятельности по ее усвоению.

                  В.Г.Белинский

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование метапредметных компетенций

при изучении физики.

                                           Маменишкина Нина Васильевна, учитель физики

                                                                                        МБОУ Кутуликская СОШ

                                                                               п. Кутулик,  Иркутская область

Надо учить не содержанию науки,

А деятельности по её усвоению.

В.Г.Белинский

Сегодня мир вокруг нас изменяется достаточно быстро. А завтра темпы его развития ещё ускорятся. Поэтому способность к саморазвитию и самообразованию, умение и желание самосовершенствоваться определят в будущем личную успешность сегодняшнего ученика. Поэтому перед школой сейчас стоит задача не просто дать выпускнику как можно больше знаний, а, обеспечив его общекультурное, личностное познавательное развитие и саморазвитие, при котором учащиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и различных жизненных ситуациях, обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса.

Это очень важно, так как от выпускника школы сегодня требуется мобильность, креативность, способность применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно, решать комплексные проблемы с учетом междисциплинарных взаимодействий, постоянно работать над своим образованием, уметь учится.

Все это вынуждает учителя уходить от привычной структуры и проведения урока, традиционных педагогических технологий. Каждый педагог-предметник должен стремиться стать полипредметником, метапредметником, т.е. при реализации новых образовательных стандартов нужно, чтобы изменился сам учитель, его менталитет.

Возникает также необходимость создания метапрограмм – программ совместной учебной деятельности учащихся, реализующихся в процессе решения ситуационных заданий и направленных на разрешение конкретных личностно-значимых проблем учеников.

Метапрограмма как бы дает основу для реализации идеи создания условий для «подлинной жизни на уроке», о чем говорили и Ш.Амонашвили, и В.Сухомлинский, когда урок не только готовит к жизни, но и является средством познания учеником важнейших проблем своей сегодняшней жизни.

Ещё Томас Эдисон говорил: «Важнейшая задача цивилизации – научить человека мыслить».

Именно на это нацеливают учителей ФГОС нового поколения. В их основу заложен метапредметный подход, который базируется на понимании того, что главное, чему надо научить и научиться в школе

– творческое мышление. Данный подход предполагает, что ученик не только овладевает системой знаний, но и осваивает универсальные (надпредметные) способы действий, и уже с их помощью сможет самостоятельно получать информацию об окружающем мире.

«Мета» означает «стоящий за». Первым известным метапредметом была «Метафизика» Аристотеля. В переводе с древне-греческого метафизика означает «то, что после физики». Первоначально так называли философские книги Аристотеля, не включающие в себя физику, но посвящённые первопричинам бытия. Сегодня же метафизика – это учение о началах всего сущего.

Поэтому в современных образовательных стандартах метапредметное содержание образования является общим для всех предметов, тогда как межпредметное – для цикла предметов, а предметное – для каждого предмета в отдельности. В соответствии с этим делением выстроена и иерархия компетенций: ключевые, относящиеся к метапредметному содержанию, общепредметные, относящиеся к определённому кругу учебных предметов, и предметные.

А.Хуторской к ключевым образовательным компетенциям относит ценностно – смысловые, общекультурные, учебно – познавательные, информационные, коммуникативные, социально – трудовые и компетенции личностного совершенствования.

Физика как учебный предмет располагает достаточными возможностями для формирования ключевых компетенций учащихся. Этому способствует, например, разнообразие видов учебно – познавательной деятельности учащихся на уроках, политехническая направленность содержания учебного материала, возможность широкого применения полученных знаний и умений на практике. В ходе усвоения физики ребёнок вовлекается во все этапы научного познания (наблюдение → гипотеза → эксперимент → анализ и обобщение результатов), обеспечивающего развитие научного мышления и творческих способностей.

Например, при изучении темы «Тепловые явления» в 8 классе я ставлю перед учениками вопрос: «Как вы думаете, мороженое растает быстрее, если его укрыть шубой или поставить у вентилятора?». Для детей ответ очевиден: «Под шубой. Она же греет!». Тогда я предлагаю проделать дома опыт, заменив мороженое льдом. Если нет вентилятора можно поставить лёд у открытой форточки. Полученный результат удивляет и рождает желание разобраться в природе происходящего.

При изучении этой же темы мы с учениками выясняем опытным путём, что наши ощущения тепла и холода очень субъективны. Поэтому предметы, обладающие одинаковой температурой, но различной теплопроводностью, на ощупь кажутся неодинаково теплыми.

Изучение устройство термоса начинается с вопроса: «Все знают, что в термосе чай и кофе долго остаются горячими. А можно ли в нём сохранить холодное мороженое?».

 Мнения, как правило, бывают различными. После этого уже интересно узнать устройство и принцип действия этого прибора.

Начиная разговор об изменении агрегатных состояний вещества, выдвигается гипотеза: «Внутренняя энергия при таких переходах изменяется». Анализируя молекулярное строение вещества, учащиеся не только подтверждают, но и уточняют её.

На уроке «Испарение» школьники получают задание экспериментально проверить гипотезу «Испаряющаяся жидкость охлаждается».

Сегодняшний выпускник заинтересован в получении практико-ориентированных знаний, которые ему необходимы для успешной интеграции в социум и адаптации в нем. Очевидно, что актуальным в педагогическом процессе становится использование проектного метода, который формирует у школьников умения самостоятельного добывания знаний новых знаний, сбора и анализа информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения.

Например:

- межпредметный проект – «Компьютерные технологии и физика», «Энергетика и экология»

-игровые проекты- «Атомная энергия – добро или зло?», «Трение – друг или враг?»

- информационные проекты - «Транспорт: «за» и «против».

- прикладные проекты: опорные конспекты, дидактический материал, презентация к уроку.

Во всех перечисленных случаях идёт отработка умений ставить опыт, проводить наблюдение, рисовать схемы, выделять категории, организовывать анализ, оперировать числовыми значениями, делать публичное сообщение о проделанной работе, вести научный спор, работать в парах и в коллективе, т.е. формируются метапредметные компетенции.

В контексте проектной деятельности можно проводить обобщающие уроки по крупным темам, уроки конструирования или использование элементов конструирования на уроках, можно выполнять краткосрочные проекты, проведение лабораторных работ, которые не описаны в учебнике (ученики сами должны составить ход работы, таблицу для записи результатов, список оборудования).

Применение метапредметного подхода на уроках и внеурочной деятельности по физике способствует формированию мировоззрения и творческого мышления учащихся, причем не только в области

естествознания, а также приближают его к реальной жизни и повседневной практике.

Литература

1. Браверман, Э. М. Как повысить эффективность учебных занятий:

некоторые современные пути / Э. М. Браверман // Физика в школе. –

2005. №6.

2. Громыко Ю. В. Мыследеятельностная педагогика (теоретико-практическое руководство по освоению высших образцов педагогического искусства). — Минск, 2000

3. Ляхова Н.А. Практико-ориентированные ученические проекты Физика: приложение к газете «Пе5рвое сентября» - 2008 г. -№ 4.

4. Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании// Школьные технологии. – 2008. -№5.

5. Мыследеятельностная педагогика в старшей школе: метапредметы. — М., 2004.

6. Хуторской А.В. Метапредметный подход в обучении. — М. : Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012.

7. Федеральный государственный стандарт основного общего образования от «17» декабря 2010 г. № 1897



Предварительный просмотр:

Маменишкина Нина Васильевна,

 учитель физики

                                                    МБОУ Кутуликская СОШ  

                                                     Иркутская область.

Проект как средство самостоятельной творческой работы учащихся.

Проектный метод в школьном образовании рассматривается как некая альтернатива классно-урочной системе. Современный проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств.

Школа, ориентированная исключительно на академические и энциклопедические знания выпускника, с точки зрения новых запросов рынка труда, устарела. Образование должно быть нацелено на формирование у выпускника ключевых компетентностей, которые способны удовлетворить запросы работодателей. Базовой образовательной технологией поддерживающей данное направление, является метод проектов, который подразумевает технологию организации образовательных ситуаций, в которых учащиеся ставят и решают собственные проблемы.

Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Активное включение школьника в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде. В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению. Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение ролей (если имеется в виду групповая работа), т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия.

Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми», предметными, т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая, конкретный практический результат, готовый к применению.

Еще одна особенность метода проекта – изменение отношений в системе «Учитель-ученик», т.к. учитель и учащиеся становятся соучастниками процесса обучения. Каждый ученик может выбрать любую тему проекта – все, что захочет и что сумеет сделать, учитывая свои интересы, наклонности, способности и решая определенную проблему.

Роль учителя при выполнении проектов изменяется в зависимости от этапов работы над проектом. Педагог не передает знания, а направляет деятельность школьника, то есть: - консультирует. То есть провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду и т.п.

При реализации проектов учитель в классе – это консультант, который должен удержаться от подсказок даже в том случае, когда видит, что учащиеся «делают что-то не то». Во время консультирования важно отвечать только на возникающие у учеников вопросы. В процессе работы над проектами учитель помогает детям соизмерять свои желания и возможности. Если кто-то из детей захочет выполнить проект на другую тему, преподаватель должен с пониманием и уважением отнестись к желанию учеников, так как нельзя заставлять ребенка проектировать то, что ему неинтересно.

Высокий уровень мотивации в деятельности – залог успешной работы над проектом. Во время работы учитель должен придерживаться принципов, раскрывающих перед учащимися ситуацию проектной деятельности как ситуацию выбора и свободы самоопределения.

 Помощь учащимся при работе над проектом выражается не в передаче знаний и умений, которые могут быть практически реализованы в проектной деятельности – минимальный их набор учащийся должен был присвоить на уроках, предшествующих работе над проектом. Учитель также не указывает в оценочной форме на недостатки или ошибки действий учащегося, несостоятельность промежуточных результатов. Он провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду (например, организация групповой дискуссии, постановка вопросов, ответы на которые ученику заведомо неизвестны, постановка вопросов, ответы на которые прозвучат абсурдно, раскрывая противоречия в решениях и способах деятельности, принятых учащимися, контекстный пересказ ситуаций, помещение в пространство классной комнаты предметов, порождающих определенные ассоциации и т.д.). - Наблюдает.

Следует особо отметить, что при использовании метода проектов помимо оценки продукта проектной деятельности необходимо отслеживать такой результат, как психолого-педагогический эффект – формирование личностных качеств, рефлексии, самооценки, умения делать осознанный выбор и осмысливать его последствия.

Учителю, начинающему работать по методу проектов, хотелось бы посоветовать записывать краткие резюме по результатам наблюдений за учащимися. Метод проектов настолько необычен, что поначалу ставит учащихся, воспитанных в рамках традиционных образовательных систем в тупик. Почти каждый год, начиная работу по проектной деятельности, мы слышим недоуменные вопросы: «А как же это делать?», именно с этого момента метод проектов начинает работать как эффективный образовательный инструмент. После первого ощущения беспомощности в связи с отсутствием возможности скопировать образец проходит, учащиеся постепенно обнаруживают, что их окружает множество информационных систем, которые при умелом использовании становятся инструментами решения поставленной перед ними задачи.

 Это и литературные источники, и помощь взрослых (в том числе родителей), и совместная деятельность с

товарищами, и консультация учителя, и, самое главное, практически неисчерпаемые собственные возможности рассуждать и фантазировать [2]. Порой приходиться преодолеть первоначальную инертность ребят, привыкших к более пассивным формам обучения. Но каждое маленькое открытие, сделанное ими в процессе работы над проектом и подтвержденное учителем, затягивает их в интереснейший процесс самостоятельного творчества и стимулирует на новые поиски и открытия.

 По мере того как обретает черты законченности, учащиеся все яснее ощущают его как продукт собственного труда. Техническая сложность, продуманность решений, оформление и подача продукта у всех учащихся различаются вследствие различия способностей и склонностей. Пожалуй, единственным существенным фактором, влияющим в первую очередь на возможности, которые предоставляет тот или иной проект для формирования коммуникативной компетентности в части продуктивной коммуникации (работа в группе), является количество участников проекта. [2]

По типу продукта, являющегося результатом проектной деятельности, проекты можно разделить на технологические, исследовательские, продуктивные, сетевые, сервисные, комплексные.

Проекты также разделяют в зависимости от количества учебных предметов, содержание которых входит в содержание проекта, времени выполнения и количества участников проекта.

Исследовательский проект. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, соответствующих методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Эти проекты полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием. Этот тип проектов предполагает аргументацию актуальности взятой для исследования темы, формулирование проблемы исследования, его предмета и объекта, обозначение задач исследования в последовательности принятой логики, определение методов исследования, источников информации, выбор методологии исследования, выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, разработку путей ее решения, в том числе экспериментальных, опытных, обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем для дальнейшего развития исследования [5].

Исследование – один из четырех универсальных типов мыследеятельности, является принципиальной особенностью организации мышления, с которой сопряжены развитие наблюдательности, внимательности, аналитических навыков [3]. «Исследование» при этимологическом анализе обозначает извлечь нечто из «следа», т.е. восстановить некоторый порядок вещей по косвенным признакам, отпечаткам общего закона в конкретных, случайных предметах.

Весь ход научного исследования можно представить в виде следующей логической схемы:

• поиск проблем, выбор тем и обоснование актуальности выбранной темы,

 • постановка цели и конкретных задач исследования,

• определение объекта и предмета исследования,

• выбор метода (методики) проведения исследования,

• описание процесса исследования,

• обсуждение результатов исследования,

• формулирование выводов и оценка полученных результатов,

• презентация (выступление).

Продуктом деятельности учащегося в рамках освоения исследовательского проекта станет отчет о проведении исследования. В своей практике я использую метод проектов, осуществляю разработку проектов, как в рамках уроков, так и во внеурочной деятельности.

 На уроках это такие проекты:

«Шум и его влияние на организм человека», «Фруктовые батарейки», «Законы Архимеда в жизни», «Клин и рычаг - два сапога пара», «Энергосберегающие лампы за и против», «Динамометр для регистрации силы мышц и пальцев», « Модель ракеты».

 Тематика проблемных ситуаций, которые используются в рамках классно-урочной системы, различна. И она не сводится к использованию проблемных ситуаций только на обобщающих уроках, но и осуществляется в начале изучения темы, чтобы построить весь процесс изучения, как нацеленный на решение проблемы.

Мои учащиеся являются постоянными участниками различных конкурсов, конференций, занимают призовые места с такими работами, как:  «Проектирование энергоэффективного дома в Сибирском регионе», «Глаз как оптическая система», «Влияние космических условий на жителей Земли», «Влияние электромагнитных излучений на здоровье человека», «Беспроводная передача электроэнергии».

 Примеры проектов:

Проект:  «Беспроводная передача электроэнергии».

Цель работы:

  1. Изучить возможности передачи электроэнергии на расстояние без проводов;
  2. Практическим путем доказать возможность создания универсального беспроводного зарядного устройства в домашних условиях.

Задачи исследования:

  1. Изучить литературу и интернет источники по данной теме.
  2. Разработать схему устройства для беспроводной передачи электричества.
  3. Собрать устройство для беспроводной передачи электричества и провести эксперименты.
  4. Выяснить, какие физические явления лежат в основе работы зарядного устройства.
  5. Выполнить практическую работу по созданию этого устройства.

   6.        Рассмотреть перспективы дальнейшего совершенствования устройства.

Гипотеза: передача электричества возможна беспроводным путем.

Объект исследования: беспроводное зарядное устройство.

Предмет исследования: беспроводная передача энергии, создание универсального беспроводного зарядного устройства.

Методы исследования: теоретический (теоретический анализ и обобщение специализированной литературы); эмпирический (проведение эксперимента).

Актуальность темы. Даже после того, как беспроводное подключение к интернету стало обыденностью, передача энергии без проводов по-прежнему воспринимается многими, как научная фантастика. Но, тем не менее, в течение последних нескольких лет в этом направлении велись активные исследования, и сейчас первые устройства, позволяющие работать технике без проводов, уже доступны в продаже. Переход к использованию беспроводных зарядных устройств позволит решить целый комплекс проблем, с которыми сегодня сталкиваются пользователи портативных электронных устройств.

       Проект: Влияние электромагнитного излучения на организм человека: микроволновая печь.

 Цель проекта: рассказать о микроволнах, которые излучает  микроволновая  печь: о том как получаются и работают микроволны, а так же несут ли они какой либо вред организму человека.

Выяснить, как можно обезопасить жизнь человека от излучений и сделать их максимально безвредными для организма человека.

Задачи исследования:

1.Изучить литературу по данному вопросу.

2. Ознакомить окружающих нас людей с действительно масштабным вредом наиболее используемого в хозяйстве предмета – микроволновой или СВЧ – печи.

3.Провести исследование, в результате которого выяснить отношение людей к «микроволновкам»

4. Найти способы, чтобы защитить себя и близких от вредного воздействия излучений.

 Объект исследования: излучения, создаваемые  микроволновой печи.

 Предмет исследования: влияние излучения на организм человека.

Методы работы: наблюдения, сравнение и анализ результатов, анкетирование.

Гипотеза исследования: если соблюдать правила работы с микроволновой печью, то можно обезопасить организм человека от отрицательного влияния излучений на здоровье.

Практическая значимость моего исследования заключается в сформулированных способах и методах защиты организма человека от отрицательного влияния излучений дома.

Актуальность данной работы обусловлена тем, что мы живем в электромагнитном мире, насыщенным различными благами цивилизации и научно-технического прогресса. Нас окружают: СВЧ- печи, электрочайники, стиральные машины, утюги, настольные лампы, холодильники, плейеры, телевизоры, компьютеры, лифты, трамваи, троллейбусы, метро, одним словом, продукты цивилизации, от которых мы не привыкли отказываться.

И, конечно же, источники наиболее интенсивных электромагнитных излучений — мобильные телефоны и микроволновые печи. Являясь открытой системой, живой организм информационно взаимодействует с внешними по отношению к биологической системе электромагнитными полями и излучением.

Проект: «Проектирование энергоэффективного дома в Сибирском регионе»

        Цель исследовательской работы:

        Можно ли снизить потребление электроэнергии, не снижая уровня комфорта?

            Задачи:

1. Найти, нерациональность  использования электроэнергии в быту.

2. Что мы сможем сделать для сокращения потерь электроэнергии в наших квартирах?

3. Предложить пути решения проблемы экономии электроэнергии в быту.

Объект исследования - энергосберегающие технологии

Предмет исследования - энергосбережение в быту.

Гипотеза исследования: я могу предположить, что каждая семья может внести свой посильный вклад в энергосбережение.

Методы: анализ научной литературы,  эксперимент, анализ полученных данных, сравнение результатов.

Актуальность работы: В условиях повышения государственных затрат на выработку энергии, каждый из нас должен внести свою часть в экономию государственных средств.

Изучая вопрос, как экономить на электричестве, и внедряя на практике различные способы сбережения энергии, мы заботимся о будущих поколениях, которые будут жить на нашей планете.

Проект: «Воздействие электромагнитного излучения на человека»

Цель: Выявить и изучить степень электромагнитных излучений в нашей местности, а также часто используемых населением приборов и оборудований, воздействие таких излучений на живые организмы, продукты и окружающую среду. Выяснить, как можно обезопасить жизнь человека от излучений и сделать их максимально безвредными для организма человека.

        ЗАДАЧИ исследования:

1.Изучить литературу по данному вопросу.

2. Ознакомить окружающих нас людей с действительно масштабным вредом наиболее используемого в хозяйстве предмета – микроволновой или СВЧ – печи.

Выявить какие виды электромагнитного излучения испускает монитор компьютера и телевизора.

3.Провести исследование, в результате которого выяснить отношение людей к «микроволновкам»

4. Найти способы, чтобы защитить себя и близких от вредного воздействия ЭМП.

Объект исследования: излучения, создаваемыми мониторами компьютера и телевизионным экраном, СВЧ- печи.

   Предмет исследования: влияние излучения на организм человека.

   Методы работы: наблюдения, сравнение и анализ результатов, анкетирование.

                План выполнения исследования:

1.Подготовительный -изучение литературы.

2.Экпериментальный-проведение исследования.

3.Анализ результатов

4.Рекомендации.

Гипотеза исследования: если соблюдать правила работы с монитором и телевизором, то можно обезопасить организм человека от отрицательного влияния излучений на здоровье.

Практическая значимость моего исследования заключается в сформулированных способах и методах защиты организма человека от отрицательного влияния излучений в школе, дома и офисе, которые оформлены в виде видеоролика, который можно использовать при размещении видеоаппаратуры в школе и дома.

Актуальность данной работы обусловлена тем, что мы живем в электромагнитном мире, насыщенным различными благами цивилизации и научно-технического прогресса. 

При организации проектной деятельности необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности учащихся. Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную деятельность, должна находиться в сфере познавательных интересов ребенка и в зоне ближайшего развития. Важно при этом ставить вместе с детьми учебные цели по овладению приемами проектирования как общеучебными умениями. Целесообразно в процессе работы над темой включать экскурсии, работу с различными текстовыми ресурсами. Участие в проектной деятельности способствует развитию  у детей проектного и творческого мышления.

Применение проектно-исследовательской технологии особенно актуально на старшей ступени обучения физики (10 – 11 класс) в средней общеобразовательной школе. Перед школьниками этого возраста стоит задача социального и личностного самоопределения, которая предполагает четкую ориентировку и определение своего места во взрослом мире, с чем связана необходимость развития самосознания, выработка мировоззрения и жизненной позиции. В процессе выполнения проектной работы успешно реализуется принцип «успеха», который предполагает ориентацию всего учебного процесса на учащегося: на его интересы, жизненный опыт и индивидуальные способности.

Я считаю, что работа, направленная на развитие проектно-исследовательской деятельности в учебно-воспитательном процессе, позволяет осуществлять раннее раскрытие интересов и склонностей к научно-поисковой деятельности; углубленную подготовку к самостоятельной исследовательской работе.

Применение исследовательских технологий и метода проектов при изучении физики позволяет реализовать программу пропедевтики основных заболеваний и пропаганду здорового образа жизни, сформировать основные навыки по сохранению здоровья человека с использованием основных законов и достижений науки и техники. Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся создает положительные результаты: у них формируется научное мышление, а не простое накопление знаний. Использование исследовательских технологий и метода проектов в практике обучения и воспитания помогает неуверенным в себе детям «расправить крылья», развивают интерес к предмету, позволяют осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку, выстроить траекторию индивидуального развития каждого школьника. Сформированность у школьников исследовательских умений позволяет обеспечить конкурентоспособность выпускников при поступлении в вузы, способствует успешному вузовскому обучению, помогает реализовать их жизненные цели.

Подводя итог, нужно отметить, что новые стандарты расширяют возможности организации работы с одаренными детьми. А проектная деятельность позволяет работать над получением предметных, личностных и метапредметных результатов образования, позволяет развивать  критическое  и  творческое  мышление  одаренных  учащихся, способствует самореализации личности.

Памятка по выполнению проектных и исследовательских работ.

Этапы проектной работы

Вопрос

Действия ученика

1

Тема проектной работы

Это предмет проекта

Это то, что именно мы изучаем

2

Выработка идей

Это несколько понравившихся тем

Провести исследование, изучить спрос, прийти к единому мнению

3

Проблема проекта

Это, что важно для вас лично

Предмет-часть объекта, которую можно преобразовать так, чтобы объект изменился

4

Цель проекта

Это то, что мы хотим разъяснить или сделать

Цель -идеальное представление результата. Формулируется кратко, одним предложением

5

Задачи проекта

Это как мы будем достигать цель исследования

Задачи показывают этапы выполнения работы

6

гипотеза

Это наш предполагаемый ответ на проблему

Гипотеза может быть абсурдной , но главное, чтобы она вытекала из проблемы.

7

исследование

Это определённая ориентация на теорию и практику. Обзор источников

Описание методов исследования(сбор информации, её анализ, наблюдение, сравнение, эксперимент и др.

8

Иллюстративный материал

Рисунки, фото, схемы, таблицы

9

заключение

выводы

Перечислить результаты, исходя из задач, а выводы с целью

10

Список литературы

Смотри библиографию и др.источники

11

Защита проекта

Варианты защиты: доклад, презентация.

Представить портфолио проекта, тезисы или готовое изделие

Список литературы

1. Бельфер М. Несколько слов об исследовательских работах школьников / М. Бельфер // Литература: изд. дом Первое сентября. – 2006. – N 17.

2. Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Метод проектов как технология формирования ключе- вых компетентностей учащихся. Самара: Изд-во «Профи», ЦПО, 2003г.

 3. Голуб Г.Б., Ерёмина А.П. Методические рекомендации по курсу регионального компонента базисного учебного плана для старшей ступени общего образования «Ос- новы проектирования. Исследовательский проект». Самара: Изд-во «Профи», ЦПО, 2005г. 4. Меняева И.Н. Организация поисковой, исследовательской, экспериментальной работы в школе / И. Н. Меняева // Педагогическая мастерская. – 2005. – № 3.

5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С. Полат – М., 2000.

6. Пидкасистый П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. – М.: Педагогика, 1980.

7. Смирнова Н.М. Развитие навыков самостоятельной деятельности учащихся. – М.: Просвещение, 2008.

 8. Чечель И. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов // Директор школы. 1998. №


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование метапредметных умений при изучении произведений Б.Л. Васильева.

В материале говорится о формировании метапредметных умений  у учащихся 7, 10 ,11 классов при изучении произведений Б.Л. Васильева, которому в 2014 году исполнилось бы 90 лет ("Экспонат №......

Формирование метапредметных компетенций при изучении предмета ИСКУССТВО.

 Мир насыщен смысловыми символами, через которые человек познаёт мир. Если держать в поле зрения одновременно несколько сходящихся к одним и тем же первосмыслам линий, то можно получить до...

«Особенности формирования метапредметных и личностных компетенций в процессе изучения предметов эстетического цикла»

Метапредметные результаты деятельности-универсальные способы деятельности. В основе лежит полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности и служит существенным фактором улучшения качества о...

Калеева, Ж.Г. Формирование профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики: в 2 ч. Ч. 1. Система формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики [Текст]: монография

Калеева, Ж.Г. Формирование профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики: в 2 ч. Ч. 1. Система формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе ...

Формирование метапредметных компетенций при изучении физики.

Надо учить не содержанию науки, а деятельности по ее усвоению.                  В.Г.Белинский...

Мониторинг метапредметных результатов изучения физики.

В связи с введением ФГОС в 7-х классах составлена промежуточная диагностическая работа по физике для оценки метапредметных результатовЦель: диагностика (промежуточный контроль, оценка, анализ) метапре...