Мониторинг метапредметных результатов изучения физики.
статья (7 класс)

Серебренникова Марина Петровна

В связи с введением ФГОС в 7-х классах составлена промежуточная диагностическая работа по физике для оценки метапредметных результатов

Цель: диагностика (промежуточный контроль, оценка, анализ) метапредметных результатов освоения образовательной программы по физике.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metapredmetnye_rezultaty.docx52.64 КБ

Предварительный просмотр:

Мониторинг метапредметных  результатов изучения физики.  

В связи с введением ФГОС в 7-х классах составлена промежуточная диагностическая работа по физике для оценки метапредметных результатов

Цель: диагностика (промежуточный контроль, оценка, анализ) метапредметных результатов освоения образовательной программы по физике.

Время выполнения – 45 минут. Рекомендации по проведению работы следующие:

  • Все задания выполняются в только классе, индивидуально, полностью самостоятельно;
  • Перед работой учитель объясняет цель работы, время выполнения и форму представления ответов (вписываются в лист с заданием или на отдельный листок, карточку). Учитель обращает внимание обучающихся на то, что в некоторых заданиях ответом будет только число, в других – слова или фразы;
  • Во время выполнения работы учитель не консультирует обучающихся: не отвечает на их вопросы, не помогает в решении, не подсказывает;
  • Специальной подготовки обучающихся к работе не требуется;
  • Учитель физики проверяет и оценивает работы, пользуясь таблицей Приложения 1;
  • По окончании проверки учитель физики заполняет форму, представленную в таблице;

Содержание диагностической работы включает метапредметные знания и умения, полученные школьниками при изучении физики, математики, а также других учебных предметов (курсов).

Таблица №1. Спецификация работы.

№ задания

Контролируемые метапредметные результаты

Уровень сложности

Max количество баллов

1

Определение (описание) величины

Умение находить в тексте определение (описание)

Базовый

1

2

Физическая величина, значение физической величины

Базовый

1

3

Умение находить в тексте нужную информацию

Базовый

1

4

Умение представлять информацию в виде таблицы и графика

Повышенный

2

5

Понятие – гипотеза

Базовый

1

6

Умение анализировать полученные результаты, делать вывод

Базовый

1

7

Умение работать с информацией, представленной в таблице

Базовый

1

8

Умение делать вывод на основе информации, представленной в таблице

Повышенный

2

9

Владение операцией сравнения

Повышенный

2

Максимальный балл

12

Анализ результатов выполнения работы проводится поэлементно. В помощь учителю приводим правильные ответы и рекомендации по оцениванию в Приложении 1.

Рекомендации по переводу в 5-балльную шкалу следующие:

«5» - 11 – 12 баллов;

«4» - 8 – 10 баллов;

«3» - 4 – 7 баллов;

«2» - 3 и менее баллов.

Распределение результатов по уровням усвоения:

Ниже базового уровня – 3 и менее баллов;

Базовый уровень – 4 – 6 баллов;

Повышенный уровень – 7 – 12 баллов.

Знание межпредметных понятий контролируется заданиями: 1, 2, 5, 6, каждое из которых оцениваниется в 1 балл. Значит, максимально возможное количество баллов составляет 4, а для фиксации усвоения этого результата достаточно получения учеником 2 баллов. В этом случае в таблице напротив фамилии обучающегося в колонке «Знание межпредметных понятий» ставится «1», иначе – «0».

Анализ результатов выполнения промежуточной  диагностики метапредметных результатов по физике.

Список класса

Перечень контролируемых результатов

Знание межпредметных понятий (задания 1, 2, 5, 6)

Умение работать с информацией, представленной в виде таблицы (задания 7, 8)

Умение представлять информацию в виде графика, таблицы (задания 4, 9)

Читательская компетентность (задания 1, 3, 4, 5, 6, 9)

1

 Аксиньин Даниил Н.

1

1

0

1

2

Батомункуева Оюна

1

0

0

1

3

Богидаева Дарья

1

1

1

1

4

 Бухольцев Владислав

1

0

0

1

5

 Гурлев Константин

1

1

1

1

6

 Гымнинова Баира З.

1

1

1

1

7

Доржиева Туяна

1

0

0

1

8

 Дубинина Диана А.

1

1

1

1

9

 Злыгостева Софья

1

1

0

1

10

 Игумнов Сергей

1

1

0

1

11

Игумнова Марина

1

1

0

1

12

 Капустина Дарья

1

1

0

0

13

 Кирилюк Сергей

0

1

0

1

14

Колодин Алексей

1

1

1

1

15

 Колодина Татьяна

1

1

1

1

16

Коновалов Кирилл

1

0

0

1

17

Мункуев Амгалан

1

1

1

1

18

Перевалов Никита

1

0

0

1

19

Плахонин Руслан

1

1

1

1

20

Рабданов Алексей

1

1

1

1

21

Сухарева Кристина

0

1

0

1

22

Тимофеев Игорь

1

1

1

1

23

Шабалин Кирилл

1

1

1

1

24

Шадонов Даниил

0

0

1

1

Итого по классу:

1 – 21

1 – 18

0 – 6

1 – 13

0 – 11

1 – 23

0 – 1


Приложение № 1

Ответы к заданиям и критерии выполнения

1

Время, через которое планета на земном небосводе возвращается в прежнее положение относительно Солнца

1 – правильный ответ;

0 – любой другой ответ

2

Любые 5 физических величин из текста.

Допустимы записи: t = 115 суток или синодический период 115 сут.

1 – все перечисленные понятия соответствуют содержанию задания;

0 – хотя бы 1 понятие приведено ошибочно

3

280

1 – правильный ответ;

0 – любой другой ответ

4

Из текста следует, что на поверхности Меркурия g = 4 Н/кг, значит, данные таблицы и графика должны соответствовать функции Fт = 4m

2 – правильный ответ;

1 – допущена ошибка в определении или нанесении 1 точки;

0 – допущены ошибки в определении или нанесении 2-х точек

5

Меркурий - не одна, а две планеты: утренняя, Аполлон, и вечерняя, Гермес.

Указание названий планет – необязательны

1 – правильный ответ,;

0 – любой другой ответ

6

Составлена полная карта Меркурия

1 – правильный ответ;

0 – любой другой ответ

7

Алюминий, железо.

1 – правильный ответ;

0 – любой другой ответ

8

1)

Твёрдое

2 – правильный ответ;

1 – допущена 1 ошибка;

0 – допущено 2 и более ошибки

2)

Жидкое

3)

Газообразное

4)

Газообразное

9

Общее

Отличается у Меркурия

1

Спутники Солнца (вращаются вокруг Солнца)

1

Нет атмосферы

2

Есть твёрдая поверхность

2

Нет жидкой воды (ливней, цунами)

3

Наличие льда

3

Меньше сила тяжести (легче прыгать)

4

Бывают землетрясения

4

Большая разница дневной и ночной температуры

5

Год 89 сут. и день 55 сут.

6

Небо чёрного цвета

7

Нет мерцания звёзд

2 –правильный ответ, в котором приведены не менее 8 примеров;

1 – правильный ответ, в котором приведены не менее 5 примеров, причём в каждой колонке не менее 2-х;

0 – все остальные случаи выполнения задания

Текст.

Каково было бы жить на Меркурии?

Вы когда-нибудь всерьез задумывались о том, каково было бы жить на Марсе, бродить по спутникам Сатурна или хозяйничать на Меркурии? Чтобы узнать, как это было бы на самом деле, предлагаем мысленно совершить путешествие на ближайшую к Солнцу планету!

Самые ранние сведения о наблюдениях Меркурия  дошли до нас на шумерских клинописных табличках III тысячелетия до нашей эры. От шумеров эти знания переняли греки. Они сначала полагали, что Меркурий - не одна, а две планеты: утренняя, Аполлон, и вечерняя, Гермес. Однако позже стало понятно, что оба имени принадлежат одному и тому же небесному телу. В те же времена замечательный математик и астроном ЕвдоксКнидский определил, что планета (за которой закрепилось имя Гермес) на земном небосводе возвращается в прежнее положение относительно Солнца каждые 115 суток. Этот параметр  движения называется синодическим периодом, и Евдокс определил его менее чем с однопроцентной ошибкой! Греческий бог торговли быстроногий Гермес в римском пантеоне стал именоваться Меркурием. 

Пожалуй, Меркурий – не та планета, которую человечество когда-либо попытается колонизировать. Причина - в предельных температурах: днём около 4300С, ночью до -1800С. Но если бы все-таки мы имели технологии, позволяющие выжить на Меркурии, какой была бы наша жизнь там?

На сегодняшний день, Меркурий посетили только два космических корабля. Первый, Mariner 10, совершил серию полетов вокруг Меркурия в 1974 году. Однако этому аппарату удалось увидеть освещенной лишь половину планеты. Вторым планету исследовал космический аппарат Messenger. В марте 2013 года он вышел на орбиту вокруг Меркурия. Фото, сделанные этим аппаратом, позволили ученым впервые составить полную карту планеты.

Как видно на снимках Меркурия, полюса планеты покрыты льдом. «Наличие этих льдов теоретически сделало бы возможной жизнь на Меркурии, вот только устанавливать базу на полюсах – не самая лучшая идея, – говорит Дэвид Блеветт, один из ведущих ученых проекта Messenger.- В полярных регионах мы могли бы укрыться от Солнца, однако низкие температуры в этих местах стали бы не меньшим испытанием». Лучшим решением было бы установить базу недалеко от одной из ледниковых шапок, возможно, на краю кратера.

День на Меркурии длится почти 59 земных суток, а год – около 88 земных суток. Такое соотношение продолжительности суток к году является уникальным для всей Солнечной системы. Вот уж где-где, а на Меркурии мы бы точно успели выполнить все задачи на день!

В течение дня меркурианское небо выглядело бы черным, а не синим. Это объясняется тем, что на планете практически нет атмосферы, которая бы рассеивала солнечный свет. «На Земле молекулы воздуха сталкиваются миллиарды раз в секунду, – отмечает Блеветт. - На Меркурии же атмосфера является настолько разреженной, что атомы никогда не сталкиваются между собой». Это также означает, что на Меркурии ночью мы не увидели бы мерцания звезд.

Без атмосферы на Меркурии нет и такого понятия как погода. Так что, живя там, о шквальных ветрах можно было бы не беспокоиться! А поскольку на поверхности планеты нет источников жидкой воды, то цунами и ливни также не представляли бы опасность.Однако некоторые природные катастрофы все же не обошли Меркурий стороной. Здесь бывают землетрясения, вызванные силой сжатия.

Диаметр Меркурия составляет примерно две пятых диаметра Земли.  Сила тяжести здесь в 2,5 раза меньше, чем на Земле. Это значит, что на Меркурии мы могли бы подпрыгнуть в разы выше и без труда поднять тяжелые предметы.Ну и наконец, живя на Меркурии, пришлось бы забыть о звонках домой по Скайпу! На то чтобы достичь от Меркурия до Земли сигналу потребуется не менее 5-ти минут.

Задания.

  1. Найдите в тексте определение термина «синодический период»: __________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

  1. Выпишите из текста значения пяти физических величин и назовите их:
  1. _________________________
  2. _________________________
  3. _________________________
  4. _________________________
  5. _________________________
  1. Чему равна сила тяжести, действующая на человека массой 70 кг, находящегося на поверхности Меркурия? _______________ Н.
  2. Пользуясь данными теста, постройте график зависимости силы тяжести (Fт) от массы тела (m) на Меркурии:

m, кг

Fт, Н

  1. Какую гипотезу о Меркурии выдвигали древние греки? ________________________

________________________________________________________________________

  1. Каковы результаты исследования Меркурия космическим аппаратом Messenger? ___

_________________________________________________________________________

В таблице приведены температуры плавления некоторых веществ, т.е. температуры, при которых вещества переходят их твёрдого состояния в жидкое:

Название вещества

Температура плавления, 0С

Название вещества

Температура плавления, 0С

Алюминий

660

Железо

1539

Олово

232

Ртуть

- 39

  1. Из каких металлов можно было бы сделать оболочку аппарата для изучения поверхности Меркурия? ________________________________________________________
  2. В каком агрегатном состоянии (твёрдом, жидком, газообразном) находятся приведённые ниже вещества на Меркурии днём?

1).Железо ___________________                        3). Вода _____________________

2). Олово ____________________                4). Кислород _________________

  1. Составьте сравнительную таблицу, отражающую, чем Меркурий похож на Землю, а чем -отличается от неё:

Общее у Меркурия и Земли

Отличается у Меркурия

1

1

2

2

3

3



№ п\п

Сроки

проведения

Умение находить в тексте определение (описание)

Значение физической величины

Умение находить в тексте нужную информацию

Умение представлять информацию в виде таблицы и графика

Умение анализировать полученные результаты, делать вывод

Умение работать с информацией, представленной в таблице

Владение операцией сравнения

Входная диагностика

1

Сентябрь

56%-14

34%-9

79%-19

27%-7

33%-8

51%-12

68%-16

Промежуточная диагностика

2

Декабрь

67% -16

51% - 12

82%-20

37% -9

46% - 11

58 %-14

68 %-16

Итоговая диагностика

3

Апрель

77%-19

67%-16 чел

87-21

47%-11

62%-15

71%-17

72%-17


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МОНИТОРИНГ степени изученности программы ДО «Первые шаги». МОНИТОРИНГ степени изученности программы ДО «Первые шаги». Мониторинг

Материал  включает в себя тесты на проверку внимания, воображения, речи, различные задания на изучение степени готовности  ребенка к процессу обучения в школе....

Мотивация деятельности учащихся на уроках физики в 7 классе и создание условий для формирования ощущения успешности при изучении физики

Проблема повышения мотивации обучения требует от учителя нового подхода к ее решению, в частности – это разработка более совершенных организационных форм и методических приемов обучения. Надо помнить,...

Методическая разработка по дисциплине «Физика» на тему: «Применение ИКТ как нового средства изучения физики.»

Данная методическая разработка может быть полезна преподавателям физики, преподающим в профессиональных учебных заведениях. Новое время, новый век, новый студент  требуют от преподавателя нового ...

Выступление на круглом столе учителей физики по теме: «Управление учебной деятельностью учащихся в процессе изучения физики.» Знание нельзя дать - его можно только взять.

Выступление на круглом столе учителей физики по теме: «Управление  учебной деятельностью учащихся в процессе изучения физики.»Знание нельзя дать - его можно только взять.   ...

Рабочая программа по физике для 9 класса с расширенным изучением физики 102 часа

Рабочая программа по учебному предмету "Физика" составлена на основе авторской программы А. В. Перышкина, Н.В. Филонович, Е.М. Гутник "Программа основного общего образования. Физика 7 -...

Калеева, Ж.Г. Формирование профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики: в 2 ч. Ч. 1. Система формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики [Текст]: монография

Калеева, Ж.Г. Формирование профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики: в 2 ч. Ч. 1. Система формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе ...

Отчет мониторинга по изучению уровня сформированности функциональной грамотности в апреле текущего года по всем шести направлениям в начальных классах (4 класс).

ОТЧЁТ мониторинга  по изучению  уровня  сформированности  функциональной грамотности  в апреле  текущего   года   по всем шести направлениям...