Скорость.Единицы скорости
методическая разработка по физике (7 класс)

Коржова Карина Андреевна

Методическая разработка урока физика согласно ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 7_a_skorost_nav.doc132.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по физике

«Скорость. Единицы скорости»

7 класс

ПАСПОРТ  ЗАНЯТИЯ

ДАННЫЕ О ПЕДАГОГАХ

Ф.И.О. педагога:

Коржова Карина Андреевна

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

  • проблемного изложения;
  • частично-поисковый (эвристический)

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

  • групповая;
  • фронтальная

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

ТЕХНОЛОГИИ  

  • ТРКМ (Технология развития критического мышления) с элементами диалогового взаимодействия

ДАННЫЕ О КЛАССЕ

Класс: 7 А

ДАННЫЕ О ЗАНЯТИИ

Урок: физика

Тема занятия: «Скорость. Единицы скорости»

СРЕДСТВА  ОБУЧЕНИЯ

  • раздаточный материал: проверочная работа, технологическая карта урока, карточка рефлексии;

ЦЕЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ ЗАНЯТИЯ

Вид ОР

Содержание

результатов

по ФГОС[1]

Педагогические

цели занятия

Ожидаемые

результаты занятия

УУД

ЛИЧНОСТНЫЕ

п.9.8 «Формирование понятия скорости»

Создание мотивации изучения темы

Организация ситуации для осмысления понятия плотности

Учащиеся определяют понятие скорости

Личностные

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

п.10.1 «Умение самостоятельно определять цели своего обучения»

Организация целеполагания

Учащиеся формулируют познавательную цель

Познавательные

п.10.6 «Умение определять понятия,   классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы»

Организация работы с информацией

Учащиеся работают с информацией (сбор, обработка, анализ, интерпретация)

п.10.7 «Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач»

Организация решения задач

Учащиеся представляют проблему и находят ее решение

п. 10.9 «Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение»

Организация групповой работы

Учащиеся умеют работать в группе:

  • определяют цели и функции участников
  • сотрудничают в поиске и сборе информации
  • принимают совместное решение
  • предупреждают конфликтные ситуации

Коммуникативные

п.10.4 «Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения».

 п.10.5 «Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решения и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности»

Организация оценочной деятельности в группах

Учащиеся умеют выделять и осознавать то, что уже усвоено и что подлежит усвоению, осознают уровень и качество усвоения

Регулятивные

ПРЕДМЕТНЫЕ

Овладение знаниями о таком понятии, как скорость

Организация работы по изучению  и усвоению темы урока

Учащиеся решают качественные и расчётные задачи

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Формирование

УУД

Стадия вызова

Актуализация знаний по теме.

Проверочная работа по предыдущей теме.

ЛУУД (самоопределение): мотивация учения

Организация оценочной деятельности

Оценивание работы одноклассника

Организация оценочной деятельности

Подведение к теме занятия, его целям

Создание мотивации для работы на занятии

Смотрят на эксперимент, делают выводы

Определение темы урока, основного понятия

РУУД (оценка): выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и то, что еще подлежит усвоению

Стадия  осмысления

Организация работы

Частичное заполнение технологической карты

ПУУД (общеучебные): поиск, выделение, структурирование информации;

(логические): установление причинно – следственных связей, выдвижение гипотез и их обоснование

Организация учащихся на постановку проблемы по теме занятия

Постановка проблемы занятия

ПУУД (действия постановки и решения проблем): формулирование проблемы, создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Организация фронтальной работы.

Консультирование.

Отвечают на вопросы. Пытаются найти объяснение. Частичное заполнение технологической карты

КУУД (постановка вопросов): инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

(умение с достаточной точностью выражать свои мысли);

РУУД (планирование): определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; (прогнозирование): предвосхищение результата и уровня освоения его временных характеристик;

(оценка): выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Организация работы по решению задач

Решение практических задач

ПУУД (логические): анализ с целью выделения существенных признаков, синтез как составление целого из частей

Стадия рефлексии

Оказание консультационной помощи в продолжение работы задачами

Решение  задач

ПУУД (логические): построение логической цепи рассуждения, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование;

РУУД (коррекция): внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действий в случае расхождения эталона реального действия и его продукта

Организация  работы  по проверке освоенности материала

Отвечают на вопросы, заполняют технологическую карту

РУУД (целеполагание): постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися;

(оценка): выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и то, что еще подлежит усвоению; (коррекция): внесение необходимых дополнений и корректив в план

Организация оценочной деятельности

Самооценивание работы и анализ собственных достижений, ощущений.

Ответы на вопросы учителя

РУУД (оценка)

Организация рефлексивной оценки состояния учащегося

Описание детьми своего состояния

ЛУУД (нравственно – этическое оценивание): оценивание усеваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор, исходя из социальных и личностных ценностей

Представление домашней работы

Записывают задание на дом

РУУД (целеполагание): постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися;

УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ И УЧЕБНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Учебные задания

Формируемые УУД

Стадия вызова

Демонстративный опыт с лисой, поездом и бабочкой

ЛУУД (самоопределение): мотивация учения;

Стадия осмысления

Заполнение технологической карты

ПУУД (общеучебные): поиск, выделение, структурирование информации; (логические): установление причинно – следственных связей, выдвижение гипотез и их обоснование;

(действия постановки и решения проблем): формулирование проблемы, создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Организация фронтальной работы: отвечают на поставленные вопросы

КУУД (постановка вопросов): инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

(умение с достаточной точностью выражать свои мысли);

РУУД (планирование): определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; (прогнозирование): предвосхищение результата и уровня освоения его временных характеристик;

(оценка): выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Организация работы по решению задач

ПУУД (логические): анализ с целью выделения существенных признаков, синтез как составление целого из частей

Стадия рефлексии

Продолжение решения задач

ПУУД (логические): построение логической цепи рассуждения, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование;

РУУД (коррекция): внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действий в случае расхождения эталона реального действия и его продукта

Ответы на вопросы по теме урока, и запись их в технологическую карту

РУУД (целеполагание): постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися;

(оценка): выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и то, что еще подлежит усвоению;

(коррекция): внесение необходимых дополнений и корректив в план

Заполнение карточки рефлексии

ЛУУД (нравственно – этическое оценивание): оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор, исходя из социальных и личностных ценностей


 СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

Стадия вызова

На предыдущем уроке мы установили, что все тела могут двигаться равномерно или неравномерно. Причем, они могут двигаться в разных направлениях, быстро и медленно, замедляя или ускоряя свое движение, проделывая разный путь.

Проверим, усвоен ли материал прошлого урока. У вас на столах лежат карточки с цифрой 1. переверните их. На проверочную работу вам даётся  5 минут, отмечаем ответы в карточках, подпишите свои работы.

Итак, 5 минут истекли. Поменяйтесь карточкой с соседом по парте. На слайде вы видите ответы. Проверьте, карточку своего одноклассника и поставьте ему оценку. Сколько правильных ответов такая и оценка. Даю на это минуту.

Справились? Верните карточки своим владельцам. После урока я соберу их и выставлю оценки в журнал. А пока отложите их.

Обратите  внимание на слайд (Рассматривают движение поезда, лисицы и бабочки. Время одинаковое, а расстояние? Как вы думаете почему?).

Правильно, в природе и технике мы постоянно  видим примеры, как механическое движение совершается по-разному. Кто-то едет или идет быстрее, а кто-то медленнее. Поэтому еще одной характеристикой механического движения, связывающей путь и время, является физическая величина, которая называется скорость.

Тема нашего сегодняшнего урока «Скорость. Единицы скорости»

Я подготовила для вас технологическую карту. Она лежит у вас на партах под номером 2, мы будем заполнять её в течение урока. В конце урока  вы сдадите её мне на проверку.

Учащиеся записывают тему урока.

План урока:

1.Что такое скорость?

2. Формула расчета скорости.

3.Единица измерения скорости.

Начнём заполнение технологической карты.

Скорость - величина, характеризующая быстроту движения тел.

Если велосипедист за 1 час проедет 20 километров, то говорят, что его скорость двадцать километров в час. Если 120 км/ч, то говорят, что за час мотоцикл проезжает 120 км. Давайте потренируемся (слайд 3).

        Посмотрим на слайд, за сколько машина проехала 1 участок?2?3? Какие участки по длине проехала машина? Какое получается это движение равномерное или не равномерное? И как вы думаете, какая скорость была у машины на протяжении всего пути? Правильно!

При равномерном движении скорость тела остается постоянной.

Стадия осмысления

Введем обозначения: Скорость обозначается буквой V

Как любая физическая величина скорость имеет свою размерность. В системе  СИ плотность  измеряется в [м/с]. Какие мы уже знаем еще единицы измерения в СИ?

Запишем определение из учебника в наши карты:

Формула для вычисления скорости:

Существует  специальный прибор для измерения скорости. Как он называется? Спидометр.

Скорость – это векторная величина. Важно знать в каком направлении движется тело. Для того, чтобы узнать, где будет находиться  отчаливший от пристани катер через 10 минут, потребуется знать не только числовое значение скорости, но и направление движения катера. Поэтому на рисунке скорость изображают стрелкой, которая показывает направление  движения тела. И над скоростью тоже рисуют стрелку. Которая и называется вектор.

Путь и время характеризуются только своим числовым значением. Такие величины называются скалярными.

Подумайте, как едет поезд из Москвы? С одинаковой скоростью? Нет, например, у поезда есть остановки. Такое движение называется неравномерным. Для характеристики неравномерного движения ввели понятие средней скорости. Она находится из отношения суммы всех участков пути к сумме всех отрезков времени.

Важно понимать, что средняя скорость – всего лишь усредненное значение скорости всего пути за весь промежуток времени, и принципиально отличается от точной скорости тела в данной точки траектории.

В чём обычно измеряется скорость на спидометре? А в СИ? Научимся же переводить из одних единиц в другие.

Чтобы перевести из км/ч в м/с надо умножить на 1000 и разделить на 3600. А если нам нужно наоборот из м/с в км/ч?

Например, скорость моторной лодки 43 км/ч, что надо сделать, чтобы перевести скорость в м/с? Записываю на доске.

Стадия рефлексии

Потренируемся. Переводят несколько человек на доске из км/ч в м/с и наоборот.

Учащиеся отвечают на вопросы для закрепления пройденного материала:

1)        С какой физической величиной вы сегодня познакомились?

2)        Какой буквой обозначается?

3)        Единица измерения скорости?

5)        По какой формуле находится?

6)   Чем путь и время отличается от скорости?

Рефлексия (раздатка) Я прошу вас ответить не пару вопросов и продолжить предложения.

Какую цель ставили в начале урока?

______________________________________________________________________________

Достигли ли мы её?

_____________________________________________________________________________

Закончите предложения

Сегодня на уроке я  узнал(а) ______________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Мне было интересно ____________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Мне было трудно_______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Теперь я могу _________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

        

Домашнее задание

§ 22,23  упр. 8 № 1

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

  1. Арьяева Л.В. Информационное взаимодействие в современной школе: опыт диалога. Монография. – СПб.: ИПК СПО, 2012. – 244 с.
  2. Асмолов А.Г. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2011. – 152 с.
  3. Иванов Д.А. «Критическое мышление» - технология для любого урока. Краткий практический курс. // Первое сентября, 2012. - №17 – с. 40-41; № 18 – с. 36-37; № 19 – с.35–36.
  4. Колбанов В.В. Валеологический практикум: Учебное пособие для педагогов. – СПб.: СПбАППО, 2007. – 198 с.
  5. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя. – СПб.: КАРО, 2009. – 144 с.
  6. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Изд. Центр «Академия», 2007. – 368 с.  
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / под ред. И.А.  Сафроновой. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с.
  8. http://www.kmspb.narod.ru


Тема урока « __________________________________________________»

  1. Скорость – это физическая величина, характеризующая  ______________________________________

_______________________________________________________________________________________

  1. При равномерном движении скорость тела остается        _________________________________________

_______________________________________________________________________________________                   

  1. ________________обозначается буквой. Единица измерения:         __________________________________
  2. Определение: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Формула: ______________________________________________________________________________
  3. Прибор для измерения скорости___________________________________________________________
  4. Скорость – это ___________________величина. Потому что у скорости есть _____________________
  5. Обозначение вектора скорости –  __________________________________________________________
  6. ___________________________ - скалярные величины. Потому что у них нет ____________________
  7. Формула средней скорости_______________________________________________________________
  8. Чтобы перевести из км/ч в м/с надо умножить на__________ и разделить на _____________________
  9. Чтобы перевести из м/ч в км/с надо умножить на__________ и разделить на _____________________

Максимально развиваемая скорость

км/ч

м/с

1.Гепард

120

2.Вилорогая антилопа

28

3.Лев

80

4.Лось

20

                             

                             

Я прошу вас ответить не пару вопросов и продолжить предложения.

Какую цель ставили в начале урока?

______________________________________________________________________________

Достигли ли мы её?

_____________________________________________________________________________

Закончите предложения

Сегодня на уроке я  узнал(а) ______________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Мне было интересно ____________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Мне было трудно_______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Теперь я могу _________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Я прошу вас ответить не пару вопросов и продолжить предложения.

Какую цель ставили в начале урока?

______________________________________________________________________________

Достигли ли мы её?

_____________________________________________________________________________

Закончите предложения

Сегодня на уроке я  узнал(а) ______________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Мне было интересно ____________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Мне было трудно_______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Теперь я могу _________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Я прошу вас ответить не пару вопросов и продолжить предложения.

Какую цель ставили в начале урока?

______________________________________________________________________________

Достигли ли мы её?

_____________________________________________________________________________

Закончите предложения

Сегодня на уроке я  узнал(а) ______________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Мне было интересно ____________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Мне было трудно_______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Теперь я могу _________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________


[1] Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / под ред. И.А.Сафроновой. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по физики в 7 классе. Тема "Скорость. Единицы скорости"

Презентация к уроку по физике в 7 классе. Тема " Скорость. Единицы скорости" позволяет решитьосновные задачи урока. Поможет учащимся освоить материал.....

Урок физики в 7 классе "Скорость. Единицы скорости"

Что означают слова, взятые эпиграфом нашего урока?  «Жить – значит непрерывно двигаться вперед».  О каком движении идет речь?...

"Скорость.Единица скорости"

Коспект занятия по физике 7 класс...

Разработка урока физики по теме "Скорость. Единицы скорости"

Разработка урока физики по теме "Скорость. Единицы скорости"...

Конспект урока "Скорость. Единицы скорости" с презентацией.

Направлен на то, чтобы хорошо усвоить понятие скорости и единиц ее измерения....

Скорость.Единицы скорости.

https://vk.com/wall555604454_1361ссылка на презентацию Ловцовой А.Ф.Скорость, которую движущийся объект имеет относительно одного объекта, может быть совершенно другой от скорости, которую он имеет от...