Статья "Интерактивные формы проведения занятий по подготовке к ГИА-9"
статья по физике (9 класс)

Введение в практику новой модели экзамена для выпускников основной школы продиктовано необходимостью совершенствования форм итогового контроля знаний с учетом дифференцированного подхода к оценке качества образования. Задача создания новой модели экзамена особенно актуальна в связи с введением в средней школе профильного обучения, позволяющего  учитывать индивидуальные интересы, склонности и способности учащихся и требующих объективных оснований для зачисления учащихся в различные по профилю классы.

          Целью системы оценки качества образования является - получение объективной информации о степени соответствия образовательных результатов и условий их достижения требованиям, определяемым государственным и социальным стандартами.

          Свою работу по организации проведения занятий по подготовке к успешной сдаче экзамена я планирую на один учебный год – полностью 9 класс. Идеальный вариант- проведение факультатива по физике в 8 классе. В таком случае быстрей производится отбор учащихся с явным интересом к углубленному изучению физики, ребят способных к этому и просто тех, кто желает заниматься физикой по разным причинам. Не критично, если это даже слабые ученики. В запасе целый год на оценивание своих возможностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья 37.28 КБ
Office presentation icon Презентация к статье 2.1 МБ

Предварительный просмотр:

        Краснодарский край Каневской район ст. Стародеревянковская

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

      Средняя общеобразовательная школа №5 им. В. И. Данильченко

Муниципального образования Каневской район

                                                      Автор статьи: учитель физики

                                                      Высшей категории

                                                       Иванова Лариса Анатольевна

   Интерактивные методы обучения при подготовке учащихся

к сдаче экзамена по физике

                  Введение в практику новой модели экзамена для выпускников основной школы продиктовано необходимостью совершенствования форм итогового контроля знаний с учетом дифференцированного подхода к оценке качества образования. Задача создания новой модели экзамена особенно актуальна в связи с введением в средней школе профильного обучения, позволяющего  учитывать индивидуальные интересы, склонности и способности учащихся и требующих объективных оснований для зачисления учащихся в различные по профилю классы.

          Целью системы оценки качества образования является - получение объективной информации о степени соответствия образовательных результатов и условий их достижения требованиям, определяемым государственным и социальным стандартами.

          Свою работу по организации проведения занятий по подготовке к успешной сдаче экзамена я планирую на один учебный год – полностью 9 класс. Идеальный вариант- проведение факультатива по физике в 8 классе. В таком случае быстрей производится отбор учащихся с явным интересом к углубленному изучению физики, ребят способных к этому и просто тех, кто желает заниматься физикой по разным причинам. Не критично, если это даже слабые ученики. В запасе целый год на оценивание своих возможностей.

          Основные проблемы, с которыми я сталкиваюсь ежегодно  скрыты в сложности  грамотно систематизировать  повторение пройденного материала. Причиной является разный уровень подготовки учащихся одного класса, которые так же отличаются от своих предшественников. В частности, он может зависеть от того, намерен ли ученик продолжать обучение, и будет ли его обучение связано с физикой. Кроме того, готовность ученика к экзамену включает не только собственно умение выполнять предложенные задания, но и умение выбрать задания, которые решить под силу, и наличие навыков самоконтроля, и умение правильно распорядиться отведенным на экзамен временем, и способность настроить себя психологически, сконцентрировать внимание, управлять своими эмоциями.

          Планируя занятия  по подготовке к экзамену, я опираюсь следующие учебные задачи:

  • ликвидация пробелов по основным темам курса физики;
  • отработка физических навыков в соответствии с требованием стандартов образования;
  • формирование навыка оформления экзаменационных работ;
  • выработка у школьников умения концентрироваться и продуктивно работать в условиях экзамена;
  • разработка  средств диагностики усвоения старшеклассниками составляющих учебно-познавательной компетенции по физике.

          Подготовка для учителей и учеников начинается с изучения структуры  ОГЭ, в ней содержится указание на то, как можно выстроить подготовку: существующий кодификатор позволяет разбить материал на несколько крупных тематических блоков, выстроив повторение по содержательным (механика, электричество, оптика, атомная физика и т.д.) линиям. Такой подход будет способствовать формированию более прочных знаний и, как следствие, более уверенному поведению выпускника на экзамене вне зависимости от того, в какой форме экзамен будет проводиться.

Анализ работ учащихся прошлых лет, указывает на следующие  проблемы:

  • неумение выполнять операции с переводом единиц  измерения;
  • низкий процент верно решивших количественные и качественные задачи, а большинство вообще не приступали к решению этих задач;
  •  большое затруднение в выполнении практических заданий ;
  • проблемы оформления решений в заданиях с развернутым ответом: многословность пояснения очевидных фактов, небрежность работы с формулами, ошибки при математических расчетах.

     Подготовка к итоговому контролю, как правило, предполагает повторение большого объема предметного материала. Это необходимо учитывать при планировании повторения, обобщения учебного материала и подготовке учащихся к контрольной проверке. Такая работа должна проводиться в несколько этапов.

I этап – выявление дефицита в знаниях школьников и составление своеобразной индивидуальной программы повторения.

II этап – работа над ошибками, закрепление пройденного материала.

             Ученики, которые выбрали для сдачи ГИА предмет физика, это, зачастую  дети с выраженным интересом к познавательной деятельности в области техники, математики, расчета и эксперимента. Задача учителя- не дать погаснуть этому огоньку, побудить данного ученика к активной работе, заразить решением задачи, постановкой опыта, разработкой проекта. Занятия для таких ребят должны стать поощрением их выбора в пользу вашего предмета.

         Чтобы  занятия по подготовке к итоговой аттестации не были скучной и однообразной обязанность для учителя и учеников, я стараюсь сделать их более интересными, продуктивными, насыщенными. Для этого использую различные методы  и формы организации интерактивного обучения . При этом при изучении каждой конкретной темы или предмета можно использовать разные интерактивные формы обучения и методы или их комбинацию:

  • Мастер-классы — интерактивные занятия, на которых ученик получает знания и навыки в формате практической работы.
  • Интерактивные вебинары — тип занятия, который соединяет в себе традиционную лекцию и такие способы взаимодействия, как дискуссия, разбор, демонстрация слайдов или фильмов.
  • Решение кейсов — в этом методе интерактивного обучения берётся конкретная ситуация, и ученики коллективно разрабатывают модель её решения.
  • Голосования, опросы — обсуждения, в ходе которых ученики активно включаются в поиск истины, открыто делятся мнениями и учатся аргументировать свою точку зрения.
  • Мозговой штурм — метод совместного генерирования идей и поиска нестандартных творческих решений

       Цель интерактивного обучения - создание условий, в которых учащийся сам будет открывать, приобретать и конструировать задания.

                 Рассмотрим наиболее интересные из них:

  • Интерактивный урок. 

Главная цель интерактивного урока  - приобретение знаний учащимися при непосредственном действенном их участии. Выполнение интерактивного задания побуждает учащихся к активной мыслительной деятельности, к попытке самостоятельно ответить на поставленный вопрос, вызывает интерес к излагаемому материалу, активизирует внимание обучаемых.

Применяю при выполнении экспериментального задания (17). Например: ролевая игра «Научная лаборатория»

  • Метод дискуссий 

           Применяются при анализе проблемных ситуаций, когда необходимо дать простой и однозначный ответ на вопрос, при этом предполагаются альтернативные ответы. С целью вовлечения в дискуссию всех учащихся используется методика учебного сотрудничества. Данная методика основывается на взаимном обучении при совместной работе учащихся в малых группах. Основная идея учебного сотрудничества проста: учащиеся объединяют свои интеллектуальные усилия и энергию для того, чтобы выполнять общее задание или достичь общей цели (например, найти варианты решения проблемы.

Применяю на занятиях, где решаем задачи с кратким ответом, умение работать с текстом физического содержания

 

  • Групповое обучение 

           Работа в группах и парах  применяется при решении задач, отработки алгоритма решения задач различного типа: анализ задачи;  осмысление содержания задачи, Плюс этой работы заключается в том, что более «слабый» ученик чувствует поддержку товарища, в том, что все дети имеют возможность высказаться, обменяться идеями со своим напарником, а только потом огласить их всему классу.

Применяю при решении задач с развернутым ответом, в которых необходимо представить решение задач или ответ в виде объяснений с опорой на изученные явления или законы (задания 23-25)

  • Метод проектов 

         Метод проектов ориентирован на творческую самореализацию личности учащегося путем развития его интеллектуальных возможностей, волевых качеств и творческих способностей.

Использую при решении качественных и расчетных задач  (16, 17, 18, 19). Однотипные задания выбираю из разных вариантов, предлагаю выполнить их ребятам заранее, Итоговое занятие: «научно-практическая конференция»,где каждый ученик защищает свое решение задачи, отстаивает свою точку зрения, в дискуссии, спорах определяем истинное решение.

  • Метод погружения

Используется на основе погружения в среду, приближенную или виртуально, напоминающую среду, где возможно использование конкретных знаний

Использую на занятии где выполняем задание на понимание принципа действия технического устройства. Заранее готовлю «ситуации», решение которых приводит к изучению технического устройства: например ситуация с взвешиванием и расчетом за покупку в магазине, имитация «короткого замыкания», причиной которого стало незнание правил включения измерительного прибора в электрическую цепь.

  Можно использовать при решении задач на определение К.П.Д. Если в качестве опорных величин показать масштабное представление затраченной и полезной работы, в которых дети часто «путаются», они быстрей начнут запоминать эти соотношения.

 применение ИКТ:

  • компьютерные тесты, предназначенные для контроля уровня усвоения знаний обучающихся и использование на этапе закрепления и повторения;
  • электронные учебники и электронные конспекты уроков, снабженные гиперссылками, анимацией, речью диктора, интересными заданиями, мультимедийными эффектами;
  • создание слайдов с текстовым изображением. Работа с использованием Интернет-сайтов.

Анализ обстановки в процессе подготовки к экзамену остается прежним: мониторинг результатов входного промежуточного и итогового среза знаний.  Срезовые проверочные работы я провожу не менее четырех раз за время подготовки. На начальном этапе задания отбираются по темам следующий этап это решение групп заданий по виду.  И последние две работы желательно провести в полном объеме после изучения на уроках физики тем входящих в содержание ГИА-9.

Ожидаемый результат :

- создание  условий для повышения уровня обученности;

- повышение качества знаний, умений и навыков, необходимых для успешного прохождения итоговой аттестации;

- повышение уровня мотивации учащихся к учебной работе;

- снижение уровня психологической напряжённости ученика и учителя;

- создание эффективной системы работы учителя по подготовке учащихся  к итоговой  аттестации по физике;

- появление возможности для профессиональной самореализации.

Современный девятиклассник относится к государственной итоговой аттестации как к серьезному жизненному испытанию и связывает с его результатами перспективы поступления в учебные заведения.

Таким образом, результативность сдачи ОГЭ во многом определяется тем, насколько эффектно организован процесс подготовки на всех ступенях обучения, со всеми категориями обучающихся. А если мы сумеем сформировать у обучающихся самостоятельность, ответственность и готовность к продолжению обучения в течение всей последующей жизни, то мы не только выполним заказ государства и общества, но и повысим собственную самооценку.

А каждый ученик должен помнить слова известного швейцарского математика Джорджа Полиа: «Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их».

Список литературы

  1. Википедия: свободная энциклопедия. URL: http://ru.wikipedia.org
  2. Громцева  О.И. Тесты по физике. 9 класс: к учебнику А.В. Перышкина, Е.М. Гутник "Физика. 9 класс". - М.:  Экзамен, 2014. - 176 с.
  3. ОГЭ. Физика: типовые экзаменационные варианты /под.ред.

Е.Е. Камзеевой.-М.:Издательство «Национальное образование», 2021.-352с.: ил. – ОГЭ. ФИПИ-школе).

  1. Государственное казенное учреждение краснодарского края: центр

оценки качества образования. URL:http://www.gas.kubannet.ru

  1. Официальный информационный портал единого государственного экзамена: ОГЭ выпускников 9-х классов. URL:  http://www.1.ege.edu.ru 
  2. Подготовка к ГИА в учебном центре "Резольвента": Демонстрационные варианты  ОГЭ по физике. URL: http://www.resolventa.ru
  3. Психологос: энциклопедия практической психологии. URL:http://www.psychologos.ru.
  4. Словопедия: толковый словарь Ушакова. URL: http://www.slovopedia.com
  5. Федеральный институт педагогических измерений: ОГЭ г. URL:  http://fipi.ru
  6. Яндекс словари: Большая советская энциклопедия.  URL: http://slovari.yandex.ru.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

" Интерактивные методы обучения при подготовке учащихся к сдаче экзамена по физике в формате ОГЭ "

Слайд 2

Можно смело утверждать: идеальной методики подготовки учащихся к огэ – нет. Если учитель стремится к успеху своих учеников на экзамене, то он обязательно выработает свою систему подготовки учащихся к ОГЭ .

Слайд 3

Результативность сдачи ОГЭ во многом определяется тем, насколько эффектно организован процесс подготовки на всех ступенях обучения, со всеми категориями обучающихся. А если мы сумеем сформировать у обучающихся самостоятельность, ответственность и готовность к продолжению обучения в течение всей последующей жизни, то мы не только выполним заказ государства и общества, но и повысим собственную самооценку.

Слайд 4

работа с учащимися работа с родителями администрация самообразование и самоподготовка учителя урок внеурочная деятельность тести- рование в формате ЕГЭ самоподготовка «массив заданий» индивидуальные консультации и план работы с детьми, консультирование родителей работа с интернет- ресурсами выступление на родительских собраниях согласование мероприятий по подготовке к ЕГЭ курсовая переподготовка совершенствование дидактической базы учителя е жегодный мониторинг результатов сдачи ЕГЭ обмен опыта, выступление на семинарах, ШМО работа с учащимися в рамках предметной недели оформление информационных стендов к ЕГЭ

Слайд 5

В материалах ФГОС ООО отмечается, что основными результатами обучения и воспитания в отношении личностного развития учащихся являются «развитие готовности и способности учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности»

Слайд 6

В связи с этим актуализируется проблема интерактивного обучения. Главной отличительной чертой интерактивных технологий обучения является инициативность учащихся в учебном процессе, которую стимулирует педагог.

Слайд 7

Интерактивные методы обучения можно использовать при подготовке учащихся к сдаче экзамена по физике в формате ОГЭ Методов интерактивного обучения существует огромное количество. Каждый учитель может самостоятельно придумать новые формы работы с классом.

Слайд 8

Методы интерактивного обучения Групповые дискуссии (мозговой штурм, круглый стол, дебаты) Упражнения - энергизаторы Работа в группах, парах Кооперативное обучение Ролевая (деловая) игра Аквариум Карусель Дерево решений Броуновское движение Синквейн

Слайд 9

Основными формами, методами, средствами реализации технологий интерактивного обучения выступают: 1) интерактивный урок; 2) обучение методом игры; 3) обучение методом дискуссий; 4) групповое обучение; 5) метод проектов; 6) применение интерактивной доски.

Слайд 10

Интерактивный урок. Главная цель интерактивного занятия - приобретение знаний учащимися при непосредственном действенном их участии. Выполнение интерактивного задания побуждает учащихся к активной мыслительной деятельности, к попытке самостоятельно ответить на поставленный вопрос, вызывает интерес к излагаемому материалу, активизирует внимание обучаемых .

Слайд 11

Метод дискуссий Применяются при анализе проблемных ситуаций, когда необходимо дать простой и однозначный ответ на вопрос, при этом предполагаются альтернативные ответы. С целью вовлечения в дискуссию всех учащихся используется методика учебного сотрудничества. Данная методика основывается на взаимном обучении при совместной работе учащихся в малых группах. Основная идея учебного сотрудничества проста: учащиеся объединяют свои интеллектуальные усилия и энергию для того, чтобы выполнять общее задание или достичь общей цели (например, найти варианты решения проблемы.

Слайд 12

Групповое обучение работа в группах и парах применяется при решении задач, отработки алгоритма решения задач различного типа: анализ задачи; осмысление содержания задачи, Плюс этой работы заключается в том, что более “ слабый” ученик чувствует поддержку товарища, в том, что все дети имеют возможность высказаться, обменяться идеями со своим напарником, а только потом огласить их всему классу.

Слайд 13

большое внимание уделяется проведению опытов, экспериментов, лабораторных работ. В данном случае оправдана пословица «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Способствует эффективному использованию имеющегося оборудования его систематизация. При отсутствии необходимого оборудования в кабинете использую виртуальные лаборатории. Кроме этого для изучения нового материала, обобщения ранее изученного и контроля уровня обученности использую информационные технологии.

Слайд 14

Метод проектов Позволяет в полной мере реализовать принцип саморазвития, так как для педагога основным содержанием применения метода проектов является изменение учащегося (новые знания, умения, навыки, отношения), а для учащегося – самостоятельная реализация учебного проекта. Таким образом, преобразовательный эффект от применения метода проектов распространяется не только на получаемый совместный результат, но и на непосредственных участников проектирования. Метод проектов ориентирован на творческую самореализацию личности учащегося путем развития его интеллектуальных возможностей, волевых качеств и творческих способностей.

Слайд 15

Интерактивная доска Лучшее, что существует сегодня из технических средств обучения для взаимодействия учителя с классом, для реализации технологии интерактивного обучения. Интерактивное компьютерное оборудование соответствует тому способу восприятия информации, которым отличается новое поколение школьников, выросшее на ТВ, компьютерах и мобильных телефонах, у которого гораздо выше потребность в темпераментной визуальной информации и зрительной стимуляции. В интерактивной доске объединяются проекционные технологии с сенсорным устройством, поэтому такая доска не просто отображает то, что происходит на компьютере, а позволяет управлять процессом презентации (двустороннее движение), вносить поправки и коррективы, делать цветом пометки и комментарии, сохранять материалы занятия для дальнейшего использования и редактирования.

Слайд 16

Интерактивная доска позволяет сделать любое занятие динамичным, благодаря чему можно заинтересовать учеников на начальном этапе занятия и поддерживать этот интерес на протяжении всего занятия. С использованием доски без увеличения объема образовательной информации дети глубже «погружаются» в предмет изучения и обсуждения. Резко повышается эмоциональность изложения и восприятия материала, информационная ёмкостьзанятия, экономится драгоценное время.

Слайд 17

Другим направлением является использование в интерактивном метода обучении информационно-коммуникационных технологий, это компьютерные средства обучения, использование телекоммуникационных сетей глобального масштаба. Для самостоятельной подготовки дома рекомендую сайты с онлайн-тестами, показываю как зайти на сайт, если нужно зарегистрироваться на данном сайте, как выполнять тест. роль учителя сводиться к тому, чтобы верно направлять самостоятельную работу учащихся, помогать им в этой работе и контролировать .

Слайд 18

Интерактивные программы для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Слайд 21

В настоящее время уже имеется значительный список всевозможных обучающих программ, к тому же сопровождаемых и методическим материалом, необходимым учителю. Естественно, каждая программа имеет свои недостатки, однако сам факт их существования свидетельствует о том, что они востребованы и имеют несомненную ценность. Сегодня я могу сделать вывод о том, что применение интерактивных технологий, интерактивных методов, форм, средств обучения при подготовке учащихся к сдаче экзамена по физике в формате ОГЭ позволяет модернизировать процесс обучения и делает возможным:

Слайд 22

- повысить у обучающихся уровень мотивации к изучению физики; - учить обучающихся самостоятельно овладевать конкретными знаниями, необходимыми для применения их в практической деятельности; - сформировать у обучающихся практические навыки учащихся, необходимые для самостоятельного выполнения творческих заданий. - актуализировать предметные знания с целью решения личностно-значимых проблем на деятельностной основе; вырабатывать партнерские отношения между учащимися и педагогом. При умелом использовании современных интерактивных средств обучения детям легко и интересно учиться и каждый день они готовы узнавать новое, потому что они хотят этого сами!

Слайд 23

Результативность сдачи ГИА во многом определяется тем, насколько эффектно организован процесс подготовки на всех ступенях обучения, со всеми категориями обучающихся. А если мы сумеем сформировать у обучающихся самостоятельность, ответственность и готовность к продолжению обучения в течение всей последующей жизни, то мы не только выполним заказ государства и общества, но и повысим собственную самооценку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: Использование активных форм проведения занятий

Краткое описание:1. Формы проведения занятий2. Уроки мыслительной деятельности студентов3. Признаки методов активного обучения4. Формы работы, повышающие уровень активности обучения...

Использование активных форм проведения занятий с воспитанниками в системе дополнительного образования.

Активные формы проведения занятий – это такие формы организации образовательного процесса, которые способствуют разнообразному изучению учебных вопросов, активному взаимодействию воспитанников и препо...

«Особенности использования активных форм проведения занятий для формирования и развития общих компетенций обучающихся».

Выбор метода проекта закономерен, он дает возможность последовательно реализовать основное направление деятельности нашего учебного заведения – патриотическое воспитание молодежи. Так, учебный материа...

Нетрадиционные формы проведения занятий

Из нетрадиционных форм проведения занятий чаще всего можно применять уроки- исследования.Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по внедрению интерактивной формы проведения занятий, методическое обеспечение занятий в интерактивных формах

Интерактивные формы обучения используются преподавателем в объеме не меньшем, чем предусмотрено учебным планом, а также в соответствии с  программой учебной дисциплины. Преподаватель может и...

Система работы по формированию социально-правовой компетентности через активные формы проведения занятий на элективном курсе «Подросток и закон».

Аннотация к статье «Система работы по формированию социально-правовой компетентности через активные формы проведения занятий на элективном курсе «Подросток и закон». В  статье  представ...

Нестандартная форма проведения занятия на тему: «Проблема отходов и ресурсосбережения в проектной деятельности»

Работая над экологическим образованием и воспитанием подрастающего поколения, целесообразно обсудить некоторые экологические проблемы планеты, возникшие в результате развития общества, роста промышлен...