урок по физике в 7 классе " Решение задач по теме "Воздухоплавание"
план-конспект урока по физике (7 класс)

Сальникова Нина Николаевна

план- конспект урока по физике в 7 классе по теме " решение задач на воздухоплавание". Учебник А.В. Перышкин

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл f_7_vozd_plav.docx19.46 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока физики в 7 классе

Тема урока: «Решение задач на тему «Воздухоплавание»

Учитель физики «Шишкеевская СОШ» Сальникова Н.Н.

Цель урока: рассмотреть условия воздухоплавания,
ознакомить учащихся с историей развития воздухоплавания, понятиями аэростат, стратостат, подъемная сила; научиться применять закон Архимеда.

Задачи:

- обучающие: учить различать типы аэростатов, рассчитывать подъемную силу

- развивающие: развивать умение применять закон Архимеда, интерес к предмету

- трудолюбие, стремление к достижению результата.

Тип урока: комбинированный - изучение нового материала и закрепление знаний

Формы работы: беседа, комментированное решение задач, решение кроссворда

УМК: учебник « Физика» 7 класс под редакцией А.В.Перышкина

Оборудование к уроку: компьютер,  интерактивный курс «Физика, 7-11»

Ход урока.

1.Оргмомент: настраивание на урок, раздача листков самоконтроля.

2.Проверка домашнего задания

Фронтальный опрос:

  1. Какую тему изучали на прошлом уроке? (плавание судов)
  2. Благодаря чему судно держится на воде? (вес воды, вытесняемой подводной частью судна, равен весу судна с грузом в воздухе )
  3. Что называют осадкой судна? (глубину, на которую судно погружается)
  4. Что называют ватерлинией? (наибольшая допустимая осадка судна)
  5. Что называют водоизмещением судна? (вес воды, вытесняемой судном, при погружении до ватерлинии).

Часто физические явления бывают описаны в литературе.

Послушайте внимательно отрывок из рассказа А. П. Чехова “Степь”.

“Егорушка… разбежался и полетел с полуторасаженной вышины. Описав в воздухе дугу, он упал в воду, глубоко погрузился, но дна не достал; какая–то сила , холодная, и приятная на ощупь, подхватила его и понесла обратно наверх. Он нырнул и … опять нырнул… Опять та же сила, не давая ему коснуться дна и побыть в прохладе, понесла его на вверх”.

6) О какой силе идет речь в этом отрывке?

7) Сформулируйте закон Архимеда.

Б.С. Житков. Под водой

Подводная лодка не может всплыть со дна залива. “Лейтенант вздрогнул. Минер вопросительно на него взглянул.

– Сели на мель? Так ведь ?– спросил он лейтенанта.

Рули были поставлены на подъем, винт работал, приборы показывали, что лодка на той же глубине. Лейтенант вспомнил, что в порту глинистое, липкое дно”.

8) Почему подводной лодке иногда бывает трудно оторваться от глинистого дна? Всегда ли на тело, погруженное в жидкость, действует Архимедова сила?

(Между дном и лодкой нет воды, поэтому в этом случае Архимедова сила не действует).

9) Чтение отрывка из романа Жюля Верна «Пять недель на воздушном шаре»

« Воздух был чист, ветер умерен, и «Виктория» поднялась почти вертикально на высоту тысячи пятисот футов, что было отмечено падением барометра… На этой высоте быстрое воздушное течение понесло шар к юго-западу. Какая чудная картина развернулась перед глазами наших воздухоплавателей! Остров Занзибар был весь как на ладони. Расстилались зеленые поля всевозможных оттенков, кудрявились рощи и леса… Жители острова казались какими-то насекомыми.»

Итак, какова же тема урока? Ответы учащихся.

Итак, тема сегодняшнего урока «Воздухоплавание».

-Воздухоплавание - управляемые или неуправляемые полеты в атмосфере Земли на летательных аппаратах легче воздуха.

-Сегодня мы будем рассматривать особенности поведения тел, погруженных в газ.

-Fa действует не только в жидкостях, но и в газах. Тогда, по аналогии с водным транспортом можно, используя Fa, сконструировать воздушный транспорт, например воздушный шар, для того, чтобы «плавать», «парить в воздухе».

-Давайте вспомним, как может вести себя тело, погруженное в жидкость?

(на доске заранее написана первая половина записей.

-Откройте учебник и сравните плотности гелия и воздуха, запишите на доске. Итак, плотность гелия меньше плотности воздуха, сила тяжести шарика с гелием меньше силы Архимеда и шарик, наполненный гелием поднимается вверх.

 -Проделаем эксперимент: (к шарику прикрепляют небольшой груз, шарик поднимается вверх с грузом.) Значит, по аналогии с водным транспортом, можно сконструировать воздушный транспорт.

Воздушный шар не только сам поднимается вверх, но может поднять и некоторый груз: кабину, людей, приборы.

Поэтому, для того чтобы узнать, какой груз может поднять воздушный шар, необходимо определить его подъемную силу.

Fп = Fа - Fт; Fт = Роболочки +Fгаза

-Немного истории.

С давних времен люди мечтали о возможности летать над облаками, плавать в воздушном океане, как они плавали по морю.

5 июня 1783 года на базарной площади французского города Анноне состоялась демонстрация воздушного шара в присутствии большого числа зрителей. Воздушный шар, наполненный дымом, устремился вверх, поднялся на высоту до 500 метров и продержался в воздухе около 10 минут, пролетев при этом 2 километра. Специальный протокол, скрепленный подписями должностных лиц, засвидетельствовал все подробности опыта. Так впервые официально было заверено изобретение, открывшее путь воздухоплаванию.

Эта демонстрация была подготовлена изобретателями братьями Монгольфье.

21 ноября 1783 г. в Париже был осуществлен первый полет людей (Пилатр де Розье и Д'Арланд). Баллон имел диаметр 15 м, вес 675 кг и пробыл в воздухе с двумя пассажирами 20 мин, покрыв расстояние около 9 км.

В горизонтальном направлении воздушный шар перемещается только под действием ветра, поэтому он называется неуправляемымаэростатом (от греч.аэр – воздух , стато – стоящий)

Для перевозки по воздуху пассажиров и грузов применяютуправляемые аэростаты – дирижабли. Они имеют удлиненную форму, под корпусом подвешивается гондола для пассажиров и гондола с двигателем, который приводит в движение пропеллер.

- Для того чтобы шар поднялся в воздух, необходимо чтобы архимедова сила (выталкивающая), действующая на шар, была больше силы тяжести.

По мере поднятия шара вверх архимедова сила, действующая на него, уменьшается, так как плотность верхних слоев атмосферы меньше, чем у поверхности Земли. Чтобы подняться выше, с шара сбрасывают специально взятый для этой цели груз (балласт) и этим облегчают шар. Для спуска шара из его оболочки при помощи специального клапана выпускают часть газа.

Для шаров, наполненных горячим воздухом регулируют величину пламени горелки.

Воздушные шары наполняют: гелием, водородом, неоном, нагретым воздухом, аммиаком. Чаще используют гелий, так как он не горит и поэтому безопаснее. Водород же горючий газ.

Для исследования верхних слоев атмосферы, стратосферы применяютзонды и огромные воздушные шары – стратостаты. Подъемная сила стратостатов должна быть достаточно велика. Поэтому их наполняют водородом, у которого она максимальна

3.Закрепление учебного материала

Задача 1. Предположим, в воздух запущен шар объемом 50 м, заполнен водородом. Рассчитать подъемную силу шара.

Как рассчитать вес такого шара?

P= mg=p V g; т.е. P=0,09 кг\м* 50 м3*9,8 Н\кг = 44,1 Н.

А как рассчитать выталкивающую силу?

Правильно, выталкивающая сила действующая на этот шар в воздухе, равна весу воздуха объемом 50м3, т.е.:

F= p g V, F= 9,8 Н\кг * 50 м3 * 1,3 кг\м3 = 637 Н

Значение какой силы больше? О чем это говорит?

Так вот, разность значений выталкивающей силы и веса покажет вес груза, который может поднять шар. Это и есть его подъемная сила. В нашем случае ее значение равно: F=637 Н–44,1 Н=592,9 Н.

Задачи 1-3 ( стр 70 мет.)

Домашнее задание. & 52, задача: Совершите путешествие на воздушном шаре с вашим другом. Рассчитайте объем шара, на котором вы будете путешествовать. Шар наполнен гелием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План конспект урока по физике 7 класс Решение задач по теме: «Давление в жидкостях и газах. Сообщающиеся сосуды».

План конспект урока по  физике в 7 классе.Тема урока:  Решение задач по теме: «Давление в жидкостях и газах. Сообщающиеся сосуды».Формы организации детей: индивидуальная и групповая ра...

Конспект урока по физике 7 класс. "Решение задач по определению давления".

Урок-обобщение по теме "Давление". Презентация к уроку....

Проект урока физики 8 класс Решение задач по теме «Тепловые явления. Агрегатные состояния вещества»

Проект урока физики 8 класс Решение задач по теме «Тепловые явления. Агрегатные состояния вещества»...

План-конспект урока физики 9 класс"Решение задач по теме"Законы взаимодействия и движения тел

краткий план урока по физике 9 класс по теме "Решение задач по теме "Законы взаимодействия и движения тел"...

План-конспект урока физики 7 класс "Решение задач по теме "Механическое движение", "Масса", "Плотность"""

План урока по физике 7 класса к учебнику Перышкина по теме "Решение задач"...