Конспект урока "Сила трения"
план-конспект урока по физике (7 класс)

Таборская Виктория Владимировна

конспект урока "Сила трения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_sila_treniya.doc175.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема урока: Сила трения

Автор урока: Таборская Виктория Владимировна

Школа: МБОУ СОШ №27 г. Архангельска

Предмет

Физика

Класс

7

УМК

А.В.Перышкин «Физика 7 класс»

Изучаемый раздел

«Взаимодействие тел»

Тема урока

«Сила трения»

Цель урока

  сформировать  систему  знаний  по  теме,  познакомить  учащихся  с  явлением  трения;  сформировать  понятие

«сила трения»; экспериментально установить, от чего зависит эта сила; показать связь изучаемого материала с реальной жизнью

на примерах применения трения в природе и технике;  выяснить  причины появления силы трения и виды трения.

Задачи урока

Личностный результат

  формирование умений управлять своей учебной деятельностью, формирование интереса к физике при

анализе физических явлений, формирование мотивации постановкой познавательных задач, раскрытием связи теории и опыта,

развитие внимания, памяти, логического и творческого мышления

Метапредметный результат

развитие умения генерировать идеи, выявлять причинно-следственные связи, работать в группе,

пользоваться  альтернативными  источниками  информации,    формировать  умение  анализировать  факты  при  наблюдении  и

объяснении явлений, при работе с текстом учебника

Предметный результат

 формирование  представлений  о силе трения,  организация  усвоения  основных  понятий  по  данной  теме,

формирование научного мировоззрения учащихся.

Тип учебного занятия

изучение нового материала с использованием технологии критического мышления

Методы и приемы

Кластер, исследовательский

Оборудование

Мультимедийный проектор.

ПК.

Лабораторное оборудование: динамометры, деревянные бруски, круглые карандаши, лист бумаги, бархатная бумага, кусок материи, набор грузов.

Формы работы

Парная, групповая, фронтальная

Методы

Проблемное изложение, Частично-поисковый, Исследовательский

Место проведения

Компьютерный класс

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

познавательные

коммуникативные

регулятивные

Мотивация к учебной деятельности

На данном этапе урока  идет формулирование проблемной ситуации. Мотивом для создания проблемной ситуации служит исторический документ.

Дорогие друзья! Мне в руки попал один  исторический документ, в котором описана удивительная история. Интрига моего рассказа будет в том, что я прочитаю только начало документа, а остальное мы прочтем в конце урока. А пока вы готовы слушать?

На Сенатской площади в Санкт-Петербурге установлен памятник Петру I. Но, что интересно!?
Для пьедестала памятника Петру I была использована монолитная гранитная глыба весом 80 тыс. пудов (более тысяч тонн)!
Обнаружена эта глыба была местным крестьянином Вишняковым. Глыбу называли Гром-камнем, так как в него однажды ударила молния, отбив большой осколок. Доставили ее в Петербург из деревни Лахти, расположенной на берегу Финского залива.

Как же в 18 веке, не имея ни мощных тягачей, ни подъемных кранов, люди могли доставить гранитную глыбу весом 80 тыс. пудов (1280 тонн)?  Около 9 км пропутешествовал Гром-камень по суше, а потом по Неве на плотах был доставлен в Петербург. Это событие было отмечено особой медалью, на которой была вычеканена надпись: «Дерзновению подобно, 1770 год». Как же это было сделано?

Смелый, остроумный проект передвижения Гром-камня дал кузнец из казенных мужиков, оставшийся, к сожалению, неизвестным. Он предложил….

 И на этом отрывке текста я остановлюсь.

 Как вы думаете, какой проект перемещения постамента мог предложить простой русский кузнец, что бы позволило в целости и сохранности доставить камень на Сенатскую площадь, ведь девять километров пропутешествовал Гром - камень по суше?

(обсуждение ответов)

Слушают учителя.

Предлагают варианты, отвечают на вопрос.

Выделить существенную информацию из слов учителя

Слушать собеседника. Участвовать в диалоге, отвечать на вопросы, слушать и понимать речь собеседника

Умение слушать в соответствии с целевой установкой. Уточнять высказанные мнения по существу полученного задания.

2. Постановка проблемы

Пресс-конференция и вопрос к тексту. (учащиеся в парах составляют вопросы к документу)

Ребята, давайте поиграем в пресс-конференцию. Составьте вопросы к данному отрывку из документа.

(выслушивает вопросы. Учитель не комментирует и не критикует вопросы)

И какой же главный вопрос мы зададим?

И так, вы сформулировали проблемный вопрос: Какой проект был предложен кузнецом для перемещения глыбы?

На этот вопрос нам необходимо будет ответить.

Слушают. Составляют вопросы в парах.

Задают вопросы.

Строят речевые высказывания в устной форме. Выделяют существенную информацию.

Умение достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Умение слушать принимать и сохранять учебную цель.

Скажите, пожалуйста, с каким основным понятием мы познакомились на прошлых уроках?

Давайте вспомним все, что мы знаем о силе, и оформим на доске в виде кластера.

(Опрос ведется по цепочке)

Учащиеся называют все, что знают о силе. После обсуждения вопросов, учитель выписывает на доску понятия (ответы). 

Это графический способ организации материала, который позволяет наглядно его представить.

Создание кластера:

  1. Посередине урочной доски учитель записывает ключевое слово СИЛА.
  2. Вокруг написать слова, которые подходят к данному понятию.
  3. По мере записи на доске, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием.

В итоге получается структура, которая графически отображает размышления по данной теме.

Демонстрация: движение на столе игрушечного автомобиля с наклонной плоскости.

Почему машинка остановилась?

Какая сила препятствуют движению?

(выслушивает варианты)

Правильно! Тема нашего урока «Сила трения». А как вы понимаете слово «Трение»?

Подпишите в тетрадях дату и тему урока.

Скажите, пожалуйста, исходя из темы нашего урока, на какие вопросы вы бы хотели получить сегодня ответы?

Отвечают:

Сила

По цепочке заполняют кластер. (Пример в приложении 1.)

Отвечают:

машинка останавливается, потому что скорость ее уменьшается, значит, на нее действует сила.

Отвечают:

тереть одно тело перемещать относительно другого.

Подписывают в тетрадях тему.

Примерные вопросы:

-Что такое сила трения?

-Виды сил трения?

-куда она направлена?

-от чего она зависит?

Определение основной и второстепенной информации.

Самостоятельное выделение и формирование познавательной цели

Умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы. Умение достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Целеполагание как постановка учебной задачи, планирование.

3.Осмысление 

Господа научные сотрудники, перед нами стоит задача: исследовать силу трения. Вам предстоит  провести эксперимент в группах и представить результат нам.

(выдается задание группам)

1 группа:

«Исследовать зависимость трения скольжения от рода поверхностей»

Оборудование: динамометр, деревянный брусок, 2 круглых карандаша (палочки)

2 группа:

«Исследовать зависимость силы трения скольжения от рада поверхностей»

Оборудование: динамометр, деревянный  брусок, лист бумаги, кусок материи.

3 группа:

«Исследовать зависимости силы трения скольжения от силы давления»

Оборудование: динамометр, деревянный брусок, 2 груза.

4 группа:

«Исследовать зависимость силы трения от площади трущихся поверхностей »

Оборудование: динамометр, деревянный брусок.

Помогает учащимся в ходе выполнения экспериментов

Предлагает учащимся выступить с результатами исследования.

После представления результатов исследования приходят к выводу:

1.Сила трения - сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого, приложенная к движущемуся телу и направленная против движения.

2). Причины возникновения трения:

1. Шероховатости, неровности поверхности.

2. Взаимное притяжение молекул соприкасающихся тел.

3) Виды трения:

1. Сила трения качения.

2. Сила трения скольжения.

4). При равных нагрузках сила трения качения меньше силы трения скольжения.

Выполняют исследовательскую работу в группах и делают вывод.

Поиск и выделение полезной информации. Смысловое чтение.

Построение логической цепи рассуждения. Моделирование

Умение осознано строить высказывания.

Планирование учебного сотрудничества определение цели, функции участников, способов взаимодействия.

Умение структурировать знания.

Планирование прогнозирование контроль коррекция

Контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и полученного результата.

Скрытая физкультминутка

Проверим, как вы внимательно слушали друг друга.

Я буду задавать вопросы, а вы отвечаете только «Да» или «Нет». Если «Да» - хлопаем в ладоши, если «нет» - опускаем руки.

(Примерные вопросы.)

  1. Сила трения направлена в сторону движения?
  2. При равных нагрузках сила трения качения меньше силы трения скольжения.
  3. силы трения не зависит от площади трущихся поверхностей.

Отвечают на вопросы, хлопают в ладоши, опускают руки.

Анализируют усвоенный материал

Умение сравнивать, анализировать степень усвоения нового учебного материала

Закрепление

Учитель предлагает найти в интернете ответ на вопрос «Трение – друг или враг?»

обсуждают

Поиск информации, обсуждение вопросов.

Выделение существенной информации. Поиск информации. Осуществление актуализации личного жизненного опыта.

Получать необходимую информацию

Вы сегодня многое узнали о силе трения. Давайте вернемся к нашему историческому документу. Вы, наверное, уже догадались «Какой проект для передвижения камня был предложен кузнецом?»

Учитель выслушивает все ответы.

Я предлагаю вам посмотреть подсказку видеоролик: «Сила трения качения  и ее применение». (Приложение 3)

А знаете ли вы?

Изобретение колеса имело огромное значение для развития цивилизации. Колесо применялось в конструкциях транспортных средств уже в IV в. до н.э. В Месопотамии.

Около 200 г. до н.э. Для уменьшения веса колеса были применены радиальные спицы.

Теперь мы можем ответить на наш главный вопрос:

«Какой проект для передвижения камня был предложен кузнецом?»

А теперь я вам прочту оставшуюся часть документа. Слушаем внимательно.

Невиданный  проект передвижения Гром-камня дал кузнец из казенных  мужиков, оставшийся, к сожалению, неизвестным.
    Он предложил перекатить камень на специально отлитых бронзовых шарах, заключенных в салазки. Салазки представляли собой большие бревна с выдолбленными вдоль них желобами, обитыми внутри медью. Гранитную глыбу поместили на помост из нескольких рядов плотно уложенных бревен, под которым находились желоба с шарами. Согнанные из ближайших деревень крестьяне при помощи канатов и воротов двигали камень к берегу. Несколько мужиков должны были все время смазывать шары
 говяжьим салом и переставлять их вперед. 120 дней путешествовал так по суше Гром-камень. Доставленный в Петербург и обработанный мастерами-каменотесами, он стал прекрасным пьедесталом памятника Петру.

Предлагает составить кластер по данному уроку.

По середине доски записывает «Сила трения». Учащиеся по цепочке называют понятия.

Ребята предлагают идеи, отвечают на вопросы.

Смотрят видеоролик.

Слушают.

Отвечают.

Составляют кластер. Записывают его в тетрадь. Обсуждают. Пример кластера в приложении 2.

Выделение существенной информации.

Умение структурировать знания. Слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания.

Умение структурировать знания.

Умение слушать, смотреть. Умение анализировать.

Контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и полученного результата.

Саморегуляция.

Домашнее задание

Изучить п.30-32. Проверить себя отвечая на вопросы после параграфа.

Творческое задание: Написать фантастический рассказ (Сказку): «В мире без трения»        

Записывают домашнее задание

Получать необходимую информацию

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Ребята, проанализируем сегодня нашу деятельность на уроке.

Что нового вы сегодня узнали?

Ребята, составьте синквейн, отражающий вашу деятельность на уроке (предполагается, что обучающиеся уже знают правила составления синквейна)

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Заслушивание синквейнов  2 – 3 учащихся.

Отвечают, составляют синквейн.

Пример:

1. Трение.

2. Полезное и вредное.

3. Удерживает, помогает, изнашивает.

4. Без трения нет движения, благодаря нему мы ходим.

5. Необходимо.

Умение осознанно и произвольно строить высказывания. Построение логической цепи рассуждения

Умения структурировать знания

прогнозирование

Приложение 1


Приложение 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок физики в 7 классе по теме: «Сила трения. Трение скольжения. Трение качения».

Урок физики в 7 классе по теме: «Сила трения. Трение скольжения. Трение качения».Цели урока:1. Обучающая- познакомить учащихся с силой трения, выяснить какие  виды силы трения существуют; в...

Конспект урока физики в 7 классе по теме: «Явление трения. Сила трения».

Конспект содержит экспериментальное задание по определению силы трения....

Урок в 7 классе по теме: «Сила трения. Трение покоя, скольжения, качения. Трение в природе и технике»

Цель: ознакомить учащихся с явлением трения, сформулировать понятие сила трения, экспериментально установить, от чего зависит эта сила.Задачи урока: Познавательные: формировать умений систематизироват...

Конспект урока в 7 классе "Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя."

Цель: сила трения, причины возникновения силы трения, трение скольжения, трение качения, зависимость силы трения от веса тела, сравнение сил трения скольжения и трения качения....

конспект урока по теме: "Сила трения. Трение в природе и технике"

Конспект урока физики для 7 класса по теме: "Сила трения. Трение в природе и технике"...