Масса как мера инертности тела
план-конспект урока по физике

Ур 15. Масса как мера инертности тела

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ur_15._massa_kak_mera_inertnosti_tela.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ур-15. Масса как мера инертности тела. Физика 7

Цели урока: - Сформировать представление об инертности как свойстве тел, сформировать понятие о массе, как о физической величине, которая характеризует инертность, раскрыть зависимость результата взаимодействия тел от их свойств - инертности.

 - развивать логическое мышление учеников, умения анализировать и сравнивать результаты исследований,  

 - сформировать научное мировоззрение.

Оборудование: две тележки с упругой стальной пластиной, желоб, штатив, два шарика разной массы, стакан, картон, монета.

Тип урока : комбинированный.               

План урока

Этап урока

Время

Методы и приемы

1

Проверка дом. задания. Актуализация опорных знаний.

  8 мин.

Устный опрос

2

Демонстрации

5мин.

Наблюдение и анализ опытов, записи на доске, в тетради, создание проблемной ситуации

3

Изучение нового материала

15 -20 мин.

Беседа, записи на доске, в тетрадях, анализ опыта, объяснения опыта

4

Закрепление нового материала

10 - 15 мин.

Беседа, решение задач, записи на доске, в тетрадях

5

Домашнее задание

1 - 2 мин.

Записи на доске и в дневниках

ХОД УРОКА

  1. Актуализация опорных знаний

После проверки домашнего задания проводится устный опрос учащихся    по следующим вопросам:

  • ремень безопасности в автомобиле удерживает человека от наклона вперед. В каких аварийных ситуациях помогает этот ремень?
  • Вы забиваете гвоздь в стену. Какие тела взаимодействуют при этом?
  • Птица, которая сидела на ветке, вспорхнула и улетела, куда, в какой момент и почему отклонится ветка?
  • Приведите примеры инерции в природе и технике?
  • Приведите примеры, которые показывают, что в результате взаимодействия происходит деформация тел?
  • Выберите взаимодействия в результате которых изменяется скорость: а) при падении камня? б) при полёте птицы? в) при полёте стрелы? г) при движении автомобиля?
  • Спортсмен прыгает на батуте. По каким признакам можно утверждать, что между батутом и спортсменом происходит взаимодействие?

  1. Демонстрации

- на столе расположены две одинаковые тележки, соединенные упругой металлической пластиной, которая перевязана нитью. Нить пережигают. Тележки отталкиваются и начинают двигаться в разные стороны.

Результат: скорости тележек одинаковы.

 - желоб устанавливают горизонтально. По нему пускают два шарика разной массы.

Результат: скорость более легкого шарика после столкновения изменяется больше.

Вывод: при взаимодействии разные тела по разному изменяют свою скорость.

Вопрос к классу : Почему так происходит?

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Проведение демонстрации

наблюдение

Вопрос относительно результатов опытов

анализ результатов опытов, вывод

Запись вывода на доске

запись вывода в тетради

Создание проблемной ситуации

попытка объясить проблемную ситуацию

3. Изучение нового материала

Это происходит, потому что одни тела более инертны (с большей массой) и им больше времени требуется на изменение своей скорости, а другие легче и значит быстрее изменяют свою скорость, то есть они менее инертны.

Вопрос к классу : А от чего зависит инертность тел? (от массы тела)

Запись в тетради: Масса - мера инертности тела.

Во Вселенной всё имеет свою массу! Масса неотъемлемая характеристика любого тела. Чтобы не происходило с телом - двигается оно, покоится ли, находится на Земле, в космическом пространстве, его масса не изменяется, он сохраняет свою целостность.

Вводится условное единица массы  измерения в СИ, и закон отношения масс тел и их скоростей :

m1/m22 ∕ υ1

Опыт: стакан накрывается сверху картоном, на который кладется монета. Резко выбиваем картонку.

Результат: монета падает в стакан.

Вопрос: объясните опыт.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Решение проблемной ситуации

Роль слушателей, ответа на вопрос учителя, записи в тетради

Изложение нового материала (записи на доске)

Записи в тетрадях

Проведение опыта

Анализ опыта и его результатов

4. Закрепление нового материала

Решение задач

Задача 1. Из неподвижной лодки массой 30 кг на берег прыгает мальчик массой 45 кг. При этом лодка приобрела скорость 2 м ∕с. Какой была скорость мальчика?

Задача 2.  Из пушки массой 3т выстрелили в горизонтальном направлении ядром массой 20 кг. При этом ядро приобрело скорость 300 м ∕с. Какую скорость приобрела пушка при отдаче?

Вопрос на закрепление материала :

  • Почему мы можем стряхнути грязь и снег с обуви?
  • Почему боксеров объединяют в весовые категории?
  • Может ли водитель автомобиля использовать явление инерции для экономии топлива? Каким образом?

5. Домашнее задание

§ 20    упр.6  № 1-3

Творческое задание: Инертность свойственна всем телам. Приведите примеры позитивных и негативных сторон этого свойства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку в 7 классе по теме "Масса тела.Измерение массы тела с помощью весов"

Открытый урок по теме "Масса тела. Измерение массы тела с помощью весов"...

Масса тела. Измерение массы тела на весах.

Конспект урока и презентация предназначены для проведения урока физики в 7 классе....

Масса как мера инертности тела

- Сформировать представление об инертности как свойстве тел, сформировать понятие о массе, как о физической величине, которая характеризует инертность, раскрыть зависимость результата взаимодействия т...

Масса как мера инертности тела

Урок физики в 7 классе...

Инерция. Масса -мера инертности и гравитационного взаимодействия.

Презентация по теме"Инерция. Масса -мера инертности и гравитационного взаимодействия."Ловцовой А.Ф.  расположена по ссылке -https://vk.com/wall555604454_1587...