Рабочая программа по физике для 7-9 класса
рабочая программа по физике (7, 8, 9 класс)

Колещатова Наталья Васильевна

Рабочая программа по физике для основной школы. Разработана в соотвествии с ФГОС ООО. Является составной частью ООП ООО МБОУ Кыштовской СОШ №1. Разработана на основе авторской программы по физике к линии УМК Перышкина А.В. и Гутника Е.М., созданной Н.В.Филоновичем и Е.М.Гутником.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fizika_7-9.docx263.37 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Физика\Desktop\2021-06-22 сканыдок\сканыдок 008.jpg

Содержание курса физики 7- 9 класса

(на основе УМК Перышкина А.В., Е.М. Гутника)

7 класс (70 ч, 2 ч в неделю)

1. Введение (4 ч)

Что изучает физика. Физические явления. Наблюдения, опыты, измерения. Погрешности измерений. Физика и техника.

Фронтальная  лабораторная работа

1. Измерение физических величин с учетом абсолютной погрешности.

2. Первоначальные сведения о строении вещества (6 ч)

Молекулы. Диффузия. Движение молекул. Броуновское движение. Притяжение и отталкивание молекул. Различные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений.

Фронтальная лабораторная работа

  1. Измерение размеров малых тел.
  1. Взаимодействие тел (23 ч)

Механическое движение. Равномерное движение. Скорость. Инерция. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела с помощью весов. Плотность вещества. Явление тяготения. Сила тяжести. Сила, возникающая при деформации. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой.

Упругая деформация. Закон Гука.

Динамометр. Графическое изображение силы. Сложение сил, действующих по одной прямой.

Центр тяжести тела.

Трение. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Подшипники.

Фронтальные  лабораторные работы

  1. Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости.
  1. Измерение массы тела на рычажных весах.
  2. Измерение объема твердого тела.
  3. Измерение плотности твердого тела.
  4. Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины.
  5. Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления.

Определение центра тяжести плоской пластины.

4. Давление твердых тел, жидкостей и газов (21 ч)

Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно-кинетических представлений. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды. Шлюзы. Гидравлический пресс. Гидравлический тормоз.

Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Изменение атмосферного давления с высотой. Манометр. Насос.

Архимедова сила. Условия плавания тел. Водный транспорт. Воздухоплавание.

Фронтальные  лабораторные работы

9.Измерение давления твердого тела на опору.

  1. Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.
  2. Выяснение условий плавания тела в жидкости.

5.        Работа и мощность. Энергия (13 ч)

Работа силы, действующей по направлению движения тела. Мощность. Простые механизмы. Условия равновесия рычага. Момент силы. Равновесие тела с закрепленной осью вращения. Виды равновесия.

«Золотое правило» механики. КПД механизма.

Потенциальная энергия поднятого тела, сжатой пружины. Кинетическая энергия движущегося тела. Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии. Энергия рек и ветра.

Фронтальные  лабораторные работы

12.Выяснение условия равновесия рычага.

  1. Измерение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.

Резервное время (3 ч)

8 класс (72 ч, 2 ч в неделю)

1. Тепловые явления (12 ч)

Тепловое движение. Термометр. Связь температуры тела со скоростью движения его молекул. Внутренняя энергия. Два способа изменения внутренней энергии: работа и теплопередача. Виды теплопередачи.

Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества. Удельная теплота сгорания топлива.

Закон сохранения энергии в механических и тепловых процессах.

Фронтальные  лабораторные работы

  1. Исследование изменения со временем температуры остывающей воды.
  2. Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры.
  3. Измерение удельной теплоемкости твердого тела.

2.        Изменение агрегатных состояний вещества (11 ч)

Плавление и отвердевание тел. Температура плавления. Удельная теплота плавления.

Испарение и конденсация. Относительная влажность воздуха и ее измерение. Психрометр.

Кипение. Температура кипения. Зависимость температуры кипения от давления. Удельная теплота парообразования.

Объяснение изменений агрегатных состояний вещества на основе молекулярно-кинетических представлений.

Преобразования энергии в тепловых машинах. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. Холодильник. Экологические проблемы использования тепловых машин.

Фронтальная  лабораторная работа

4.        Измерение относительной влажности воздуха.

3.        Электрические явления (29 ч)

Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Взаимодействие заряженных тел. Электрическое поле. Закон сохранения электрического заряда.

Дискретность электрического заряда. Электрон. Строение атомов.

Электрический ток. Гальванические элементы. Аккумуляторы. Электрическая цепь. Электрический ток в металлах. Носители электрических зарядов в полупроводниках, газах и растворах электролитов. Полупроводниковые приборы. Сила тока. Амперметр.

Электрическое напряжение. Вольтметр.

Электрическое сопротивление.

Закон Ома для участка электрической цепи.

Удельное сопротивление. Реостаты. Последовательное и параллельное соединения проводников.

Работа и мощность тока. Количество теплоты, выделяемое проводником с током. Счетчик электрической энергии. Лампа накаливания. Электронагревательные приборы. Расчет электроэнергии, потребляемой бытовыми электроприборами. Короткое замыкание. Плавкие предохранители.

Фронтальные  лабораторные работы

  1. Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках.
  2. Измерение напряжения на различных участках электрической цепи.
  3. Регулирование силы тока реостатом.
  4. Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении. Измерение сопротивления проводника.
  5. Измерение работы и мощности электрического тока.

4. Электромагнитные явления (5 ч)

Магнитное поле тока. Электромагниты и их применение. Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель. Динамик и микрофон.

Фронтальные  лабораторные работы

10.        Сборка электромагнита и испытание его действия.

11.        Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели).

5. Световые явления (10 ч)

Источники света. Прямолинейное распространение света.

Отражения света. Закон отражения. Плоское зеркало.

Преломление света.

Линза. Фокусное расстояние линзы. Построение изображений, даваемых тонкой линзой. Оптическая сила линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы.

Фронтальные  лабораторные работы

  1. Исследование зависимости угла отражения от угла падения света.
  2. Исследование зависимости угла преломления от угла падения света.
  3. Измерение фокусного расстояния собирающей линзы. Получение изображений.

Резервное время (5 ч)

9 класс ( 102 ч, 3 ч в неделю)

1. Законы взаимодействия и движения тел (34 ч)

Материальная точка. Система отсчета.

Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения.

Прямолинейное равноускоренное движение: мгновенная скорость, ускорение, перемещение.

Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении.

Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира.

Инерциальная система отсчета. Первый, второй и третий законы Ньютона.

Свободное падение. Невесомость. Закон всемирного тяготения. [Искусственные спутники Земли.] Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

Фронтальные  лабораторные работы

  1. Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.
  1. Измерение ускорения свободного падения.

[Практикум по решению теоретических и экспериментальных задач по теме 1.]

2.        Механические колебания и волны. Звук (15 ч)

Колебательное движение. Колебания груза на пружине. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник. Амплитуда, период, частота колебаний. [Гармонические колебания.]

Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс.

Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные и продольные волны. Длина волны. Связь длины волны со скоростью ее распространения и периодом (частотой).

Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука. [Эхо.] Звуковой резонанс. [Интерференция звука.]

Фронтальные  лабораторные работы

  1. Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины.
  2. Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити.

[Практикум по решению теоретических и экспериментальных задач по теме 2.]

3. Электромагнитное поле (25ч)

Однородное и неоднородное магнитное поле.

Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика.

Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки.

Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции.

Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние.

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.

Конденсатор. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения.

[Интерференция света.] Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель преломления. Дисперсия света. [Цвета тел. Спектрограф и спектроскоп.] Типы оптических спектров. [Спектральный анализ.] Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.

Фронтальные  лабораторные работы

  1. Изучение явления электромагнитной индукции.
  2. Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания.

[Практикум по решению теоретических и экспериментальных задач по теме 3.]

4. Строение атома и атомного ядра (20 ч)

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета- и гамма-излучения.

Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома.

Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях.

Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике.

Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. [Изотопы. Правило смещения для альфа- и бета-распада.] Энергия связи частиц в ядре. Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций.

Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы.

Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звезд. [Элементарные частицы. Античастицы.]

Фронтальные  лабораторные работы

  1. Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков.
  2. Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям.
  3. Измерение естественного радиационного фона дозиметром.

[Практикум по решению задач по теме 4.]

5.Строение и эволюция вселенной (5ч)

Состав Солнечной системы: Солнце, восемь больших планет (шесть из которых имеют спутники), пять планет-карликов, астероиды, кометы, метеорные тела. Формирование Солнечной системы. Земля и планеты земной группы. Общность характеристик планет земной группы. Планеты-гиганты. Спутники и кольца планет-гигантов. Малые тела Солнечной системы: астероиды, кометы, метеорные тела. Образование хвостов комет. Радиант. Метеорит. Болид. Солнце и звезды: слоистая (зонная) структура, магнитное поле. Источник энергии Солнца и звезд — тепло, выделяемое при протекании в их недрах термоядерных реакций. Стадии эволюции Солнца.

Галактики. Метагалактика. Три возможные модели нестационарной Вселенной, предложенные А. А. Фридманом. Экспериментальное подтверж-

дение Хабблом расширения Вселенной. Закон Хаббла.

Резервное время (3ч)

Примечание: 

Курсивом в тексте выделены:

  1. те же вопросы, что и в обязательном минимуме;
  2. некоторые вопросы, включенные в программу сверх указанных в обязательном минимуме и необходимые для изучения материала стандарта.

Вопросы, выделенные курсивом, подлежат изучению, но не включаются в Требования к уровню подготовки выпускников и, соответственно, не выносятся на итоговый контроль.

Материал, включенный в программу сверх указанного в обязательном минимуме и не являющийся необходимым для изучения материала стандарта, заключен в квадратные скобки.

Перечень демонстраций.

7 класс

Механические явления

1.Равномерное прямолинейное движение.

2.Относительность движения.

 3.Явление инерции.

4.Взаимодействие тел.

5.Зависимость силы упругости от деформации пружины.

 6.Сложение сил.

7.Сила трения.

8.Изменение энергии тела при совершении работы.

9.Превращения механической энергии из одной формы в другую.

10.Зависимость давления твердого тела на опору от действующей силы и площади опоры.

11.Обнаружение атмосферного давления.

12.Измерение атмосферного давления барометром-анероидом.

13.Закон Паскаля.

14.Гидравлический пресс.

15.Закон Архимеда.

16.Простые механизмы.

Тепловые явления 

1. Сжимаемость газов.
2. Диффузия газов, жидкостей.
3. Модель хаотического движения молекул.
4. Механическая модель броуновского движения.
5. Объем и форма твердого тела, жидкости.
6. Свойство газа занимать весь предоставленный ему объем.
7. Способы измерения плотности вещества.
8. Сцепление свинцовых цилиндров.


8 класс

Тепловые явления.

1. Изменение внутренней энергии тела при совершении работы и при теплопередаче.
2. Сравнение теплоемкостей тел одинаковой массы.
3. Испарение различных жидкостей.
4. Охлаждение жидкостей при испарении.
5. Постоянство температуры кипения жидкости.
6. Плавление и отвердевание кристаллических тел.
7. Измерение влажности воздуха психрометром или  гигрометром.
8. Устройство и действие четырехтактного двигателя внутреннего сгорания.
9. Устройство первой турбины.

Электрические и электромагнитные явления.
1. Электризация различных тел.
2. Взаимодействие наэлектризованных тел. Два рода зарядов. Определение заряда наэлектризованного тела.
3. Электрическое поле заряженных шариков.
4. Составление электрической цепи.
5. Измерение силы тока амперметром.
6. Измерение напряжения вольтметром.
7. Зависимость силы тока от напряжения на участке цепи и от сопротивления этого участка.
8. Измерение сопротивлений.
9.Нагревание проводников током.
10. Взаимодействие постоянных магнитов.
11. Расположение магнитных стрелок вокруг прямого проводника и катушки с током.
Световые явления.

1. Прямолинейное распространение света.
2. Отражение света.
3. Законы отражения света.
4. Изображение в плоском зеркале.
5. Преломление света.
6. Ход лучей в линзах.
7. Получение изображений с помощью линз.

9 класс

Механика

1. Равномерное движение.
2. Относительность движения.
3. Прямолинейное и криволинейное движение.
4. Направление скорости при движении по окружности.
5. Падение тел в разреженном пространстве (в трубке Ньютона).

6. Свободные колебания груза на нити и груза на пружине.
7. Образование и распространение поперечных и продольных волн.
8. Колеблющееся тело как источник звука.
9. Опыты, иллюстрирующие явления инерции и взаимодействия тел.
10. Силы трения покоя, скольжения, вязкого трения.

11. Зависимость силы упругости от деформации пружины.
12. Второй закон Ньютона.
13. Третий закон Ньютона
14. Закон сохранения импульса.
15. Реактивное движение.
16. Модель ракеты.
17. Изменение энергии тела при совершении работы.
18. Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно.

19. Зависимость давления твердого тела на опору от действующей силы и площади опоры.
20. Обнаружение атмосферного давления.
21. Измерение атмосферного давления барометром-анероидом.
22. Передача давления жидкостями и газами.
23. Устройство и действие гидравлического пресса.
24. Стробоскопический метод изучения движения тела.
25. Запись колебательного движения.

Электрические и электромагнитные явления.
1. Взаимодействие параллельных токов.
2. Действие магнитного поля на ток.
3. Движение прямого проводника и рамки с током в магнитном поле.
4. Устройство и действие электрического двигателя постоянного тока.
5. Электромагнитная индукция.
6. Получение переменного тока при вращении витка в магнитном поле.

Предметные результаты обучения   физики для 7-9 класса.

7 класс

8 класс

9 класс

Ученик научится:

  • соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием;
  • понимать смысл основных физических терминов: физическое тело, физическое явление, физическая величина, единицы измерения;
  • ставить опыты по исследованию физических явлений или физических свойств тел без использования прямых измерений; при этом формулировать проблему/задачу учебного эксперимента; собирать установку из предложенного оборудования; проводить опыт и формулировать выводы.
  • понимать роль эксперимента в получении научной информации;
  • проводить прямые измерения физических величин: время, расстояние, масса тела, объем, сила,  атмосферное давление; при этом выбирать оптимальный способ измерения и использовать простейшие методы оценки погрешностей измерений.
  • проводить исследование зависимостей физических величин с использованием прямых измерений: при этом конструировать установку, фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в виде таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования;
  • проводить косвенные измерения физических величин: при выполнении измерений собирать экспериментальную установку, следуя предложенной инструкции, вычислять значение величины и анализировать полученные результаты с учетом заданной точности измерений; анализировать ситуации практико-ориентированного характера, узнавать в них проявление изученных физических явлений или закономерностей и применять имеющиеся знания для их объяснения;
  • понимать принципы действия машин, приборов и технических устройств, условия их безопасного использования в повседневной жизни;
  • использовать при выполнении учебных задач научно-популярную литературу о физических явлениях, справочные материалы, ресурсы Интернет.

Ученик  получит возможность научиться:

  • осознавать ценность научных исследований, роль физики в расширении представлений об окружающем мире и ее вклад в улучшение качества жизни;
  • сравнивать точность измерения физических величин по величине их относительной погрешности при проведении прямых измерений;
  • самостоятельно проводить косвенные измерения и исследования физических величин с использованием различных способов измерения физических величин, выбирать средства измерения с учетом необходимой точности измерений, обосновывать выбор способа измерения, адекватного поставленной задаче, проводить оценку достоверности полученных результатов;
  • воспринимать информацию физического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;
  • создавать собственные письменные и устные сообщения о физических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.

Механические явления

Ученик научится:

  • распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: инерция, взаимодействие тел, передача давления твёрдыми телами, жидкостями и газами, атмосферное давление, плавание тел, равновесие твердых тел
  • описывать изученные свойства тел и механические явления,  используя физические величины: путь, скорость, масса тела, плотность вещества, сила, давление, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения;

при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы связывающие данную физическую величину с другими величинами;

  • анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические законы и принципы: закон сохранения энергии, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;
  • решать задачи, используя физические законы (закон сохранения энергии, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда) и формулы связывающие физические величины (путь, скорость, масса тела, плотность вещества, сила, давление, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения скольжения): на основе анализа условия задачи выделять физические величины и формулы, необходимые для её решения, и проводить расчёты.

Ученик получит возможность научиться:

  • использовать знания

о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении  с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения окружающей среде;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и физических законах; использования возобновляемых источников энергии;
  • различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментального  закона  и ограниченней по использования частных законов (закон Гука, закон Архимеда, закона Паскаля);
  • приёмам поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
  •  разрешать проблему на основе имеющихся знаний по механике с использованием математического аппарата, оценивать реальность полученного значения физической величины.

Ученик научится:

  • соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием;
  • распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов; анализировать отдельные этапы проведения исследований и интерпретировать результаты наблюдений и опытов;
  • ставить опыты по исследованию физических явлений или физических свойств тел без использования прямых измерений; при этом формулировать проблему/задачу учебного эксперимента; собирать установку из предложенного оборудования; проводить опыт и формулировать выводы.
  • понимать роль эксперимента в получении научной информации;
  • проводить прямые измерения физических величин: температура, масса, влажность воздуха, напряжение, сила тока; при этом выбирать оптимальный способ измерения и использовать простейшие методы оценки погрешностей измерений.
  • проводить исследование зависимостей физических величин с использованием прямых измерений: при этом конструировать установку, фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в виде таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования;
  • проводить косвенные измерения физических величин: при выполнении измерений собирать экспериментальную установку, следуя предложенной инструкции, вычислять значение величины и анализировать полученные результаты с учетом заданной точности измерений; анализировать ситуации практико-ориентированного характера, узнавать в них проявление изученных физических явлений или закономерностей и применять имеющиеся знания для их объяснения;
  • понимать принципы действия машин, приборов и технических устройств, условия их безопасного использования в повседневной жизни;
  • использовать при выполнении учебных задач научно-популярную литературу о физических явлениях, справочные материалы, ресурсы Интернет.

Ученик  получит возможность научиться:

  • осознавать ценность научных исследований, роль физики в расширении представлений об окружающем мире и ее вклад в улучшение качества жизни;
  • использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
  • сравнивать точность измерения физических величин по величине их относительной погрешности при проведении прямых измерений;
  • самостоятельно проводить косвенные измерения и исследования физических величин с использованием различных способов измерения физических величин, выбирать средства измерения с учетом необходимой точности измерений, обосновывать выбор способа измерения, адекватного поставленной задаче, проводить оценку достоверности полученных результатов;
  • воспринимать информацию физического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;
  • создавать собственные письменные и устные сообщения о физических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.

Тепловые явления

Ученик научится:

  • распознавать тепловые явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: диффузия, изменение объёма тел при нагревании (охлаждении), большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твёрдых тел; тепловое равновесие, испарение, конденсация, плавление, кристаллизация, кипение, влажность воздуха, различные способы теплопередачи;
  • описывать изученные свойства тел и тепловые явлении используя физические величины: количество теплоты, внутренняя энергия, температура, удельная теплоёмкость вещества, удельная теплота плавления и парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действии теплового двигателя; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами;
  • анализировать свойства тел, тепловые явления и процессы, используя закон сохранения энергии; различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;
  • различать основные признаки моделей строения газов, жидкостей и твёрдых тел;
  • решать задачи, используя закон сохранения энергии в тепловых процессах, формулы, связывающие физические вели чины (количество теплоты, внутренняя энергия, температура удельная теплоёмкость вещества, удельная теплота плавления и парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя): на основе анализа условия задачи выделять физические величины и формулы, необходимые для её решения, и проводить расчёты.

Ученик  получит возможность научиться:

  • использовать знания

 о тепловых явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры экологических последствий работы двигателей внутреннего сгорания (ДВС), тепловых и гидроэлектростанций;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых явлениях;
  • различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных физических законов (закон сохранения энергии в тепловых процессах) и ограниченность использования частных законов;
  • приёмам поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
  • находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему на основе имеющихся знаний о тепловых явлениях с использованием математического аппарата и оценивать реальность полученного значения физической величины.

Электрические и магнитные явления

Ученик научится:

  • распознавать электромагнитные явления и объяснять основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: электризация тел, взаимодействие ядов, нагревание проводника с током, взаимодействие магнитов, электромагнитная индукция, действие магнитного поля проводник с током, прямолинейное распространение света, отражение и преломление света, дисперсия света;
  • описывать изученные свойства тел и электромагнитные явления, используя физические величины: электрический заряд, сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа тока, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы; при описании правильно трактовать физический смысл пользуемых величин, их обозначения и единицы измерения; указывать формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами;
  • анализировать свойства тел, электромагнитные явления процессы, используя физические законы: закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля - Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;
  • решать задачи, используя физические законы (закон Ома участка цепи, закон Джоуля - Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света) и формулы, связывающие физические величины (сила тока, электрическое напряжение, электрическое противление, удельное сопротивление вещества, работа тока, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы).

Ученик  получит возможность научиться:

  • приводить примеры практического использования физических знаний об электромагнитных явлениях;
  • различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных т конов (закон сохранения электрического заряда) и ограниченность использования частных законов (закон Ом и для участка цепи, закон Джоуля - Ленца и др.);
  • приёмам построения физических моделей, поиски и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установление фактов;
  • находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему на основе имеющихся знаний об электромагнитных явлениях с использованием математического аппарата и оценивать реальность полученного значения физической величины.

Ученик научится:

  • соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием;
  • распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов; анализировать отдельные этапы проведения исследований и интерпретировать результаты наблюдений и опытов;
  • ставить опыты по исследованию физических явлений или физических свойств тел без использования прямых измерений; при этом формулировать проблему/задачу учебного эксперимента; собирать установку из предложенного оборудования; проводить опыт и формулировать выводы.
  • понимать роль эксперимента в получении научной информации;
  • проводить прямые измерения физических величин: время, расстояние, масса тела, сила, напряжение, сила тока, радиационный фон (с использованием дозиметра); при этом выбирать оптимальный способ измерения и использовать простейшие методы оценки погрешностей измерений.
  • проводить исследование зависимостей физических величин с использованием прямых измерений: при этом конструировать установку, фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в виде таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования;
  • проводить косвенные измерения физических величин: при выполнении измерений собирать экспериментальную установку, следуя предложенной инструкции, вычислять значение величины и анализировать полученные результаты с учетом заданной точности измерений; анализировать ситуации практико-ориентированного характера, узнавать в них проявление изученных физических явлений или закономерностей и применять имеющиеся знания для их объяснения;
  • понимать принципы действия машин, приборов и технических устройств, условия их безопасного использования в повседневной жизни;
  • использовать при выполнении учебных задач научно-популярную литературу о физических явлениях, справочные материалы, ресурсы Интернет.

Ученик получит возможность научиться:

  • осознавать ценность научных исследований, роль физики в расширении представлений об окружающем мире и ее вклад в улучшение качества жизни;
  • использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
  • сравнивать точность измерения физических величин по величине их относительной погрешности при проведении прямых измерений;
  • самостоятельно проводить косвенные измерения и исследования физических величин с использованием различных способов измерения физических величин, выбирать средства измерения с учетом необходимой точности измерений, обосновывать выбор способа измерения, адекватного поставленной задаче, проводить оценку достоверности полученных результатов;
  • воспринимать информацию физического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;
  • создавать собственные письменные и устные сообщения о физических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.

Механические явления

Ученик научится:

  • распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: равномерное и равноускоренное прямолинейное движение, свободное падение тел, невесомость, равномерное движение по окружности, инерция, взаимодействие тел, равновесие твердых тел, колебательное движение, резонанс, волновое движение
  • описывать изученные свойства тел и механические явления,  используя физические величины: путь, скорость, ускорение, масса тела, плотность вещества, сила, импульс, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения, амплитуда, период и частота колебаний, волны и скорость её распространения;

при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы связывающие данную физическую величину с другими величинами;

  • анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические законы и принципы: закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, равнодействующая сила, I, II и III законы Ньютона, закон сохранения импульса, закон Гука; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;
  • различать основные признаки изученных физических моделей: материальная точка, инерциальная система отсчёта;
  • решать задачи, используя физические законы (закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил, I, II и III законы Ньютона, закон сохранения импульса, закон Гука) и формулы связывающие физические величины (путь, скорость, ускорение, масса тела, плотность вещества, сила, импульс, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения скольжения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость её распространения): на основе анализа условия задачи выделять физические величины и формы, необходимые для её решения, и проводить расчёты.

Ученик получит возможность научиться:

  • использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении  с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения окружающей среде;
  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и физических законах; использования возобновляемых источников энергии; логических последствий исследования космического пространства;
  • различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов кон сохранения механической энергии, закон сохранения импульса, закон всемирного тяготения) и ограниченней по использования частных законов (закон Гука);
  • приёмам поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
  • находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему на основе имеющихся знаний по механике с использованием математического аппарата, оценивать реальность полученного значения физической величины.

Электрические и магнитные явления

Ученик научится:

  • распознавать электромагнитные явления и объяснять основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: взаимодействие токов, взаимодействие магнитов, электромагнитная индукция, действие магнитного поля проводник с током, дисперсия света;
  • описывать изученные свойства тел и электромагнитные явления, используя физические величины: электрический заряд, сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа тока, мощность тока; при описании правильно трактовать физический смысл пользуемых величин, их обозначения и единицы измерения; указывать формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами;
  • анализировать свойства тел, электромагнитные явления и процессы, используя физические законы: закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля - Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;
  • решать задачи, используя физические законы (закон Ома участка цепи, закон Джоуля - Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света) и формулы, связывающие физические величины (сила тока, электрическое напряжение, электрическое противление, удельное сопротивление вещества, работа тока, мощность тока, формулы расчёта электрического сопротивления при последовательном и параллельном соединении проводников, на основе анализа условия задачи выделять физические вели чины и формулы, необходимые для её решения, и проводить расчёты.

Ученик получит возможность научиться:

  • использовать знания об электромагнитных явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
  • приводить примеры практического использования физических знаний об электромагнитных явлениях;
  • различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных т конов (закон сохранения электрического заряда) и ограниченность использования частных законов (закон Ом и для участка цепи, закон Джоуля - Ленца и др.);
  • приёмам построения физических моделей, поиски и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установление фактов;
  • находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему на основе имеющихся знаний об электромагнитных явлениях с использованием математического аппарата и оценивать реальность полученного значения физической величины.

Квантовые явления

Выпускник научится:

  • распознавать квантовые явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: естественная и искусственная радиоактивность, возникновение линейчатого спектра излучения;
  • описывать изученные квантовые явления, используя физические величины: скорость электромагнитных волн, длина волны и частота света, период полураспада; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; указывать формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;
  • анализировать квантовые явления, используя физические законы и постулаты: закон сохранения энергии, закон сохранения электрического заряда, закон сохранения массового числа, закономерности излучения и поглощения сигм атомом;
  • различать основные признаки планетарной модели атома, нуклонной модели атомного ядра;
  • приводить примеры проявления в природе и практического использования радиоактивности, ядерных и термоядерных реакций, линейчатых спектров.

Ученик получит возможность научиться:

  • использовать полученные знания в повседневной жизни обращении с приборами (счётчик ионизирующих частиц, дозиметр), для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
  • соотносить энергию связи атомных ядер с дефектом массы;
  • приводить примеры влияния радиоактивных излучений на живые организмы; понимать принцип действия дозиметра;
  • понимать экологические проблемы, возникающие использовании атомных электростанций, и пути решения этих проблем, перспективы использования управляемого термомоядерного синтеза.

Элементы астрономии

Ученик научится:

  • различать основные признаки суточного вращения звёзд неба, движения Луны, Солнца и планет относительно звёзд;
  • понимать различия между гелиоцентрической и геоцентрической системами мира.

Ученик  получит возможность научиться:

  • указывать общие свойства и отличия планет земной группы и планет-гигантов; малых тел Солнечной системы и больших планет; пользоваться картой звёздного неба наблюдениях звёздного неба;
  • различать основные характеристики звёзд (размер, масса, температура), соотносить цвет звезды с её температурой;
  • различать гипотезы о происхождении Солнечной системы.

Личностные результаты:

Сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;

  • Убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
  • Самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
  • Готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
  • Мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
  • Формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
  • Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
  • Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях

Метапредметные результаты: 

Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель деятельности на уроке. Проговаривать последовательность действий на уроке. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. Учиться работать по предложенному учителем плану. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)

Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять физические рассказы и задачи на основе простейших физических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем). Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.

Коммуникативные УУД: Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. Читать и пересказывать текст. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог). Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.

Тематическое планирование

7 класс

№ урока

Тема учебного занятия

Количество часов

Введение (4 ч.)

1

Первичный инструктаж по ТБ.

Что изучает физика. Наблюдения и опыты.

1

2

Физические величины. Погрешность измерений.

1

3

Лабораторная работа№ 1

,,Определение цены деления измерительного прибора».

1

4

Физика и техника.

1

Первоначальные сведения о строении вещества (6 ч)

1

Строение вещества. Молекулы.

1

2

Лабораторная работа№ 2

,, Измерение размеров малых тел,,

1

3

Диффузия  в газах, жидкостях и твердых телах

1

4

Взаимное притяжение и отталкивание молекул

1

5

Смачивание и несмачивание

1

6

Агрегатные состояния вещества. Различия в строении веществ.

1

Взаимодействие тел (23 ч)

1

Механическое движение.

Равномерное и неравномерное движение.

1

2

Скорость. Единицы скорости. Лабораторная работа № 3 «Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости».

1

3

Расчет пути и времени движения. Решение задач.

1

4

Явление инерции. Решение задач.

1

5

Взаимодействие тел.

1

6

Масса тела. Единицы массы. Измерение массы.

1

7

Лабораторная работа № 4

,,Измерение массы тела на рычажных весах,,

1

8

Лабораторная работа № 5

,,Измерение объема тел,,

1

9

Плотность вещества.

1

10

Решение задач на расчет плотности вещества

1

11

Лабораторная работа № 6

,,Определение плотности твердого тела,,

1

12

Расчет массы и объема тела по его плотности

1

13

Контрольная работа №1

 ,,Механическое движение. Плотность,,

1

14

Сила. Явление тяготения. Сила тяжести.

1

15

Сила упругости. Закон Гука.

1

16

Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела.

1

17

Решение задач на расчет силы

1

18

Промежуточная контрольная работа  №2

1

19

Динамометр.            Лабораторная работа № 7

 ,,Градуирование пружины и измерение сил динамометром,,

1

20

Сложение двух сил, направленных вдоль одной прямой.

1

21

Сила трения. Трение в природе и технике.

1

22

Лабораторная работа № 8 «Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления».

1

23

Контрольная работа №3

 «Взаимодействие тел»

1

Давление твердых тел, жидкостей и газов (21 ч)

1

Давление. Единицы давления. Способы изменения давления

1

2

Расчет давления твердых тел.  Лабораторная работа №9 «Измерение давления твердого тела на опору».

1

3

Давление газа.

1

4

Закон Паскаля.

1

5

Давление в жидкости и газе.

1

6

Расчет давления на дно и стенки сосуда

1

7

Сообщающие сосуды

1

8

Вес воздуха. Атмосферное давление. Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли.

1

9

Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах.

1

10

Манометры.

1

11

Контрольная работа №4

,,Гидростатическое и атмосферное давление,,

1

12

Поршневой жидкостной насос.

1

13

Гидравлический пресс

1

14

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.

1

15

Закон Архимеда.

1

16

Совершенствование навыков расчета силы Архимеда

1

17

Лабораторная работа№ 10

,,Измерение  выталкивающей  силы, действующей на погруженное в жидкость тело,,

1

18

Плавание тел.

1

19

Лабораторная работа № 11

,,Выяснение условий плавания тел,,

1

20

Плавание судов, водный транспорт.  Воздухоплавание

1

21

Контрольная работа №5

 ,,Архимедова сила,,

1

Работа и мощность. Энергия (13 ч)

1

Механическая работа. Мощность.

1

2

Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге.

1

3

Момент силы. Рычаги в технике, быту и природе

1

4

Решение задач на применение условия равновесия рычага и правила моментов.

1

5

Лабораторная работа № 12

 ,,Выяснение условия равновесия рычага,,

1

6

«Золотое» правило механики

1

7

Коэффициент полезного действия.

1

8

Решение задач на КПД простых механизмов

1

9

Лабораторная работа № 13

,,Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости,,

1

10

Энергия.

1

11

Совершенствование навыков расчета энергии, работы и мощности

1

12

Превращение энергии. Закон сохранения энергии.

1

13

Контрольная работа №6

  « Механическая работа и мощность. Простые механизмы»

1

1

Итоговая контрольная работа

1

Резерв (2ч.)

                                                        8 класс

           

№ урока

Тема учебного занятия

Количество часов

Тепловые явления (23ч)

1

Тепловое движение. Температура.

1

2

Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии тела.

1

3

Теплопроводность.

1

4

Конвекция. Излучение.

1

5

Применение различных видов теплопроводности.

1

6

Количество теплоты. Единицы количества теплоты. Лабораторная работа №1 «Исследование изменения со временем температуры остывающей воды»

1

7

Удельная теплоёмкость.

1

8

Лабораторная работа № 2. «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры».

1

9

Лабораторная работа № 3. «Измерение удельной теплоёмкости твёрдого тела».

1

10

Энергия топлива. Удельная теплота сгорания.

1

11

Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах.

1

12

Проверочная работа по теме  «Тепловые явления».        

1

Изменение агрегатных состояний вещества (11ч.)

13

Агрегатные состояния вещества.

1

14

Плавление и отвердевание кристаллических тел.  График плавления и отвердевания кристаллических тел.

1

15

Удельная теплота плавления.

1

16

Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар.

1

17

Кипение.

1

18

Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха. Лабораторная работа № 4 «Измерение влажности воздуха»

1

19

Удельная теплота парообразования и конденсации.

1

20

Работа газа и пара при расширении.

1

21

Двигатель внутреннего сгорания.

1

22

КПД теплового двигателя.

1

23

Контрольная работа № 1. «Тепловые явления. Изменение агрегатных состояний вещества».

1

Электрические явления (29 ч)

24

Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов.

1

25

Электроскоп. Проводники и непроводники электричества.

1

26

Электрическое поле. Делимость электрического заряда. Электрон.

1

27

Строение атомов.

1

28

Объяснение электрических явлений.

1

29

Электрический ток. Источники электрического тока. Электрическая цепь и её составные части.

1

30

Электрический ток в металлах. Действия электрического тока.

1

31

Направление электрического тока. Сила тока.

1

32

Сила тока.  Амперметр. Измерение силы тока. Решение задач.

1

33

Лабораторная работа №5. «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в её различных участках».

1

34

Электрическое напряжение. Единицы напряжения.

1

35

Вольтметр. Измерение напряжения.

Лабораторная работа № 6 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи».

1

36

Зависимость силы тока от напряжения. Электрическое сопротивление проводников. Единицы сопротивления.

1

37

Закон Ома для участка цепи. Решение задач.

1

38

Решение задач на закон Ома для участка цепи

1

39

Лабораторная работа № 7. «Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра».

1

40

Расчёт сопротивления проводника, силы тока и напряжения.

1

41

Примеры на расчёт сопротивления проводника, силы тока и напряжения.

1

42

Реостаты.

Лабораторная работа №8. «Регулирование силы тока реостатом».

1

43

Последовательное соединение проводников.

1

44

Параллельное соединение проводников.

1

45

Решение задач на соединение проводников

1

46

Работа электрического тока.

1

47

Мощность электрического тока.

1

48

Единицы работы электрического тока, применяемые на практике.

Лабораторная работа № 9.  «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе».

1

49

Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца.

1

50

Конденсатор. Энергия электрического поля.

1

51

Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы. Короткое замыкание. Предохранители.

1

52

Контрольная работа № 2. «Электрический ток».

1

Электромагнитные  явления (5 ч)

53

Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии. Магнитное поле катушки с током.

1

54

Электромагниты и их применение.

Лабораторная работа № 10 «Сборка электромагнита и испытание его действия».

1

55

Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли.

1

56

Действие магнитного поля на проводник с током. Динамик и микрофон.

1

57

Электрический двигатель.

Лабораторная работа № 11. «Изучение электрического двигателя постоянного тока» (на модели).

1

Световые явления (10ч)

58

Источники света. Распространение света.

1

59

Отражение света. Законы отражения света. Лабораторная работа №12 «Исследование зависимости угла отражения от угла падения света».

1

60

Плоское зеркало.

1

61

Преломление света. Лабораторная работа №13 «Исследование зависимости угла преломления от угла падения света».

1

62

Линзы. Оптическая сила линзы.

1

63

Изображения, даваемые линзой.

1

64

Решение задач на оптические явления

1

65

Лабораторная работа № 14. «Получение изображения при помощи линзы».

1

66

Оптические приборы. Глаз как оптическая система.

1

67

Контрольная работа № 3. «Световые явления»

1

68

Итоговая контрольная работа

1

69-72

Резерв (4ч)

9 класс

Тема учебного занятия

Количество

часов

1. Законы взаимодействия и движения тел (34 часа)

1

Механическое движение. Материальная точка. Система отчета. Перемещение.

1

2

Траектория. Путь. Перемещение.

1

3

Равномерное прямолинейное движение

1

4

Графическое представление прямолинейного равномерного движения.

1

5

Решение задач на прямолинейное равномерное движение.

1

6

Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение.

1

7

Скорость равноускоренного прямолинейного движения. График скорости.

1

8

Путь и перемещение при прямолинейном равноускоренном движении

1

9

Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости.

1

10

Графический метод решения задач на равноускоренное движение.

1

11

Лабораторная работа №1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости»

1

12

Относительность движения.

1

13

Решение задач

1

14

Контрольная работа №1 по теме «Кинематика»

1

15

Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона

1

16

Второй закон Ньютона

1

17

Решение задач

1

18

Третий закон Ньютона

1

19

Свободное падение тел. Движение тела, брошенного вертикально вверх

1

20

Решение задач

1

21

Лабораторная работа №2 «Измерение ускорения свободного падания»

1

22

Закон всемирного тяготения

1

23

Решение задач по теме «Силы в природе» (сила упругости, сила тяжести)

1

24

Решение задач по теме «Гравитационные силы»

1

25

Решение задач по теме «Силы трения. Коэффициент трения»

1

26

Криволинейное движение

1

27

ИСЗ

1

28

Импульс тела

1

29

Закон сохранения импульса

1

30

Реактивное движение

1

31

Решение задач по теме «Импульс тема. Закон сохранения импульса»

1

32

Решение задач по теме «Импульс тема. Закон сохранения импульса»

1

33

Повторение тем «Законы Ньютона», «Импульс тела. Закон сохранения импульса тела»

1

34

Контрольная работа №2 по теме «Законы Ньютона», «Импульс тела. Закон сохранения импульса тела»

1

2. Механические колебания и волны. Звук (15 часов)

1

Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы

1

2

Маятник. Величины, характеризующие колебательные движения

1

3

Лабораторная работа №3 «Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины».

1

4

Лабораторная работа №4 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины»

1

5

Превращение энергии при колебательном движении

1

6

Решение задач

1

7

Затухающие колебания. Вынужденные колебания

1

8

Распространение колебаний в среде. Волны. Длина волны. Скорость распространения волн

1

9

Решение задач

1

10

Звуковые волны. Свойства звука. Звуковые явления

1

11

Распространение звука. Скорость звука. Отражение звука

1

12

Решение задач

1

13

Скорость звука. Отражение звука

1

14

Повторение темы «Механические колебания и волны. Звук»

1

15

Контрольная работа №3 по теме «Механические колебания и волны. Звук»

1

3. Электромагнитное поле (25 часов)

1

Магнитное поле. Неоднородное и однородное магнитное поле

1

2

Направление тока и направление линий его магнитного поля

1

3

Решение задач на правила правой руки и буравчика

1

4

Сила, действующая на проводник с током в магнитном поле

1

5

Индукция магнитного поля

1

6

Магнитный поток

1

7

Явление электромагнитной индукции

1

8

Лабораторная работа №5 «Изучение явления электромагнитной индукции»

1

9

Правило Ленца. Направление индукционного тока.

1

10

Явление самоиндукции

1

11

Получение и передача переменного тока. Трансформатор.

1

12

Электромагнитное поле

1

13

Электромагнитные волны

1

14

Конденсаторы

1

15

Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний.

1

16

Принципы радиосвязи и телевидения.

1

17

Электромагнитная природа света

1

18

Преломление света. Физический смысл показателя преломления.

1

19

Дисперсия света. Цвета тел.

1

20

Спектроскоп и спектрограф

1

21

Типы оптических спектров

1

22

Лабораторная работа №6 «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров испускания»

1

23

Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.

1

24

Повторение темы «Электромагнитные явления»

1

25

Контрольная работа №4 по теме «Электромагнитные явления»

1

4. Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер (20 часов)

1

Радиоактивность

1

2

Модели атомов

1

3

Радиоактивные превращения атомных ядер

1

4

Экспериментальные методы исследования частиц. Лабораторная работа №7 «Измерение естественного радиационного фона дозиметром»

1

5

Открытие протона. Открытие нейтрона

1

6

Состав атомного ядра. Массовое число. Зарядовое число

1

7

Решение задач на массовое и зарядовое числа

1

8

Ядерные силы. Энергия связи. Дефект масс

1

9

Решение задач

1

10

Ядерные реакции. Деление ядер урана

1

11

Решение задач

1

12

Цепная реакция

1

13

Лабораторная работа №8 «Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков»

1

14

Лабораторная работа № 9 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям»

1

15

Ядерный реактор.  Атомная энергетика

1

16

Биологическое действие радиации

1

17

Термоядерная реакция

1

18

Решение задач

1

19

Повторение и обобщение темы «Физика атома и атомного ядра»

1

20

Контрольная работа №5 по теме «Строение атома и атомного ядра»

1

  1. Строение и эволюция Вселенной (5ч)

1

Состав, строение и происхождение Солнечной системы

1

2

Большие планеты Солнечной системы

1

3

Малые тела солнечной системы

1

4

Строение, излучение и эволюция Солнца и звезд

1

5

Строение и эволюция Вселенной

1

1

Итоговая контрольная работа

1

Резерв (2ч)

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике для 7-9 классов

Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования, программы для общеобразовательных учреждений по физике 7 – 9 кл....

Рабочие программы по физике 7, 8, 9 классы (Пёрышкин, Гутник, 68 ч)

Учебных недель - 34Количество часов в неделю - 2...

Рабочая программа по физике для 7-9 классов.

Рабочая программа по физике для 7-9 классов на 2011-2012 учебный год...

Рабочая программа по физике для 7-9 класс

Планирование по физике кучебнику А.В.Перышкин...

Рабочая программа курса "Физика. Химия." 5-6 класс

Программа рассчитана на раннее изучение физики и химии.  При составлении программы раннего пропедевтического изучения физики и химии использовалась программа «Физика. Хим...

Рабочая программа по физике для 7-9 класса

Рабочая программа по физике для 7-9 класса содержит пояснительную записку и развернутое календарно-тематическое планирование для работы по учебникам С.В.Громова, Н.А.Родиной .(Базовый уровень)...

Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...