НАУЧНО-ИСЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ ПО ФИЗИКЕ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
статья по физике

Трофимова Анна Анатольевна

Федеральные Государственные образовательные стандарты (ФГОС) обеспечивают не только единство образовательного пространства Российской Федерации, но и преемственность основных образовательных программ, начиная с начального общего  и заканчивая программами высшего профессионального образования. Зачастую требования и знания, полученные в школе, отличаются от тех, что предъявляются при поступлении в ВУЗ. Появляется необходимость создавать условия обучения на старшей ступени средней школы, которые были бы максимально приближены к вузовской системе образования. ВУЗы и общеобразовательные школы должны быть взаимно заинтересованы в подготовке к поступлению школьников в высшие учебные заведения и проводить необходимую  подготовительную работу. B ФГОС прописаны основные образовательные компетенции, которыми должен овладеть обучающийся. Один из путей их формирования является вовлечение обучающихся в учебно-исследовательскую деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zeeva_a.a.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 378

 НАУЧНО-ИСЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ ПО ФИЗИКЕ

В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

А.А. Зеева, Т.А. Меределина

Благовещенский государственный педагогический университет (г. Благовещенск)

biofirm@mail.ru

Федеральные Государственные образовательные стандарты (ФГОС) обеспечивают не только единство образовательного пространства Российской Федерации, но и преемственность основных образовательных программ, начиная с начального общего  и заканчивая программами высшего профессионального образования. Зачастую требования и знания, полученные в школе, отличаются от тех, что предъявляются при поступлении в ВУЗ. Появляется необходимость создавать условия обучения на старшей ступени средней школы, которые были бы максимально приближены к вузовской системе образования. ВУЗы и общеобразовательные школы должны быть взаимно заинтересованы в подготовке к поступлению школьников в высшие учебные заведения и проводить необходимую  подготовительную работу. B ФГОС прописаны основные образовательные компетенции, которыми должен овладеть обучающийся. Один из путей их формирования является вовлечение обучающихся в учебно-исследовательскую деятельность [1]. Этот аспект функций и целей образования, общий для школы и вуза, является важным фактором их интеграции, условием оптимизации их преемственности. Подобная преемственность способствует развитию не только познавательных и коммуникативных возможностей ученика, но и качественной подготовке студентов – будущих учителей [2,3].

Сотрудниками лаборатории спектрального анализа и студентами физико-математического факультета БГПУ был разработан и реализуется в течение последних трех лет проект «Организация научно-исследовательской работы по физике в системе непрерывного образования». Целью проекта является создание условий успешного взаимодействия студентов физико-математического факультета и учащихся 8-10 классов средней школы в научно-исследовательской деятельности. В процессе реализации проекта решается проблема дефицита  преемственности средней и высшей школы. Проект имеет четыре направления деятельности: учебно-методическое, научно-методическое, кадровое, проф. ориентационное. В основе лежит совместная работа учителей средних образовательных учреждений с преподавателями вузов по обмену опытом в научно-исследовательской работе. Научно-методическое направление включает в себя работу факультативов и кружков на базе вуза и средних образовательных учреждений. Совместное проведение предметных недель, олимпиад, семинаров и конференций со средними образовательными учреждениями. Разработка основных образовательных программ и технологий, обеспечивающих непрерывность и преемственность образования на границе школа-вуз. Оказание методической помощи преподавателями вузов при разработке учебных программ средних образовательных учреждений по профильным дисциплинам, осуществление экспертной оценки. Совместное проведение научно-практических конференций учителей и учащихся средних образовательных учреждений со студентами и преподавателями вузов. В проекте предусмотрено решение кадрового вопроса, предлагается прохождение учащимися средних образовательных учреждений практических занятий по физике на базе педагогического университета. Направление студентов и специалистов вуза в средние образовательные учреждения для обеспечения учебного процесса и участия в учебно-методической работе. Результатом работы проекта станет самоопределение каждого ученика на будущую профессию, поэтому одно из направлений проекта посвящено пропаганде профессий, по которым готовят взаимодействующие образовательные учреждения. Информирование о правилах приема и условиях обучения вузе, демонстрация фильмов и рекламных роликов о профильных вузах в средних образовательных учреждениях,  выступления представителей университета в средних образовательных учреждениях с лекциями о специальностях, по которым готовят вузы. Проведение дней открытых дверей во взаимодействующих образовательных учреждениях.

Ежегодно работа проходит в четыре этапа (таб.1), подготовительный этап начинается в октябре месяце, в апреле подводятся итоги, анализируется деятельность и проводится  творческий отчет.

Таблица 1. Этапы реализации проекта

Цели

Задачи

Мероприятия

Результаты

Подготовительный этап

Изучение индивидуальных особенностей ребят. Определение уровня профильной подготовки учащихся и проф. ориентационная диагностика.

Обсудить и скоординировать действия по реализации проекта с участниками.

Встречи с участниками проекта, анкетирование и тестирование учащихся. Формирование «карты развития » учащихся.

Мониторинг, диагностическая карта.

Организационный этап

Организация системы взаимодействия "Школа-ВУЗ".

Наладить связи с лицеем и школами.

Получение задания каждой группой учеников. Составление планов по каждому конкретному заданию.

Наличие договора о сотрудничестве со школами.

Планы работы.

Основной этап

Организовать формы работы по обучению учеников и студентов  профессиональному взаимодействию.

Проведение физического эксперимента. Подготовка докладов и презентаций для выступления на ученических конференциях.

Совместное проведение научно-практических конференций учителей и учащихся средних образовательных учреждений со студентами и преподавателями вузов. Работа факультативов и кружков на базах вузов и средних образовательных учреждений с учетом профилизации.

Выступления учащихся, студентов и преподавателей на конференциях различного уровня.

Аналитический этап

Рефлексивный анализ, планирование дальнейшего развития.

Проанализировать выполнение целей и задач проекта.

 Анализ проведенных работ. Анализ руководителями и учителями нового опыта.

Проектирование дальнейших действий.

Аналитическая справка. Презентация и творческий отчет по реализации проекта.

Если отличительной особенностью личности младшего школьника является повышенная впечатлительность и внушаемость, а также слабо развитые способности принимать самостоятельные решения, то в подростковом и старшем подростковом возрасте ярко проявляется самостоятельность. Учащиеся все чаще отказываются от посторонней помощи, таким образом, они удовлетворяют главную потребность этого периода – потребность считаться взрослыми [4]. Прежде всего, это проявляется в стремлении старшеклассника приобщиться к жизни и деятельности взрослых. При этом в первую очередь перенимаются более доступные, чувственно воспринимаемые стороны взрослости – внешний облик и манера поведения. Для его самосознания важно ощущать себя взрослым, но еще важнее осознание его взрослости окружающими. Такая взрослость приобретается путем подражания, и здесь она делится на внешнюю «женскую» и «мужскую». Индивидуальные особенности являются важной частью при обучении, и познаются в процессе работы с учащимся. Физическое состояние и здоровье влияют на работоспособность и внимание. Важно знать особенности познавательной деятельности учащихся, свойства их памяти, склонности и интересы. Существенным является знание типологии характера каждого ученика, которое поможет учитывать ее при организации коллективной деятельности. Всестороннее знакомство с ребятами происходит на подготовительном этапе проекта, по итогам анкетирования, индивидуальным беседам, наблюдениям составляются диагностические карты учащихся, по которым отслеживается развитие ученика в течение нескольких лет.

На организационном и основном этапах необходимо постоянно поддерживать интерес учащихся к исследовательской деятельности. Для этого необходима эффективная работа по формированию у школьников мотивации к исследовательской деятельности, поддержание и развитие познавательного интереса учащихся. Организаторы проекта выделяют следующие педагогические условия формирования исследовательских умений школьников:

- Целенаправленность и систематичность.

- Мотивированность. Ребенок должен увидеть смысл своей исследовательской деятельности, рассматривать свою работу как возможность реализации собственных талантов и возможностей.

- Творческая атмосфера. Педагогу необходимо способствовать созданию творческой, рабочей атмосферы, поддерживать интерес учащихся к исследовательской работе.

- Личность педагога.  Необходимо, что бы команда преподавателей и студентов состояла из творчески работающих людей, стремящихся к созданию креативной рабочей обстановки, обладающих определёнными знаниями.

- Учет возрастных особенностей школьников. Обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для учащихся уровне, само исследование быть посильным, интересным и полезным.

Последний этап реализации проекта предусматривает мониторинг результативности проекта, проектирование дальнейших действий.

Работа по проекту ведется три последних года, содержание и результаты педагогического эксперимента по организации научно-исследовательской деятельности группы студентов и учащихся постоянно корректируются и меняются. Положительные результаты деятельности участников проекта послужат началом дальнейшего развития взаимодействий общеобразовательной школы и ВУЗа на более высоком уровне.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/ М. : Просвещение.  – 2017. – 61 с.
  2. Филатова, Л.О. Развитие преемственности школьного и вузовского образования в условиях профильного обучения в старшем звене средней школы/ Л. О. Филатова // М.: Лаборатория базовых знаний. – 2005. – 192 с. 
  3. Васильева, Г. Н. Исследовательская деятельность учащихся по физике / Г. Н. Васильева // Актуальные задачи педагогики: материалы III Международной научной конференции. Чита : Молодой ученый. – 2013. – С. 91-93.
  4. Мачулис, В.В. Роль новых информационных технологий в обеспечении преемственности естественнонаучного образования в средней и высшей школе/ В.В. Мачулис //Тюмень. – 2002. – 137с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Иностранный язык в системе непрерывного образования.

В статье раскрывается понятие непрерывного образования; владение иностранным языком рассматривается как фактор, обеспечивающий возможность непрерывного образования личности, в связи с чем обращае...

Формирование ИКТ-компетентности учащихся и преподавателей в системе непрерывного образования

Формирование системы знаний и навыков в информационной сфере относится к важнейшей составляющей совершенствования образования на всех ступенях образовательной системы России. Федеральная целевая прогр...

Роль заведующего в системе непрерывного образования педагогов

Одной из важных задач в деятельности руководителя ДОУ по организации методической работы является мобилизация всех членов педагогического коллектива на активное участие в повышении квалификации ...

Разработка дистанционного курса по татарскому языку «Татар теле - 5» для развития системы непрерывного образования в условиях внедрения ФГОС.

Статья посвящена разработке дистанционного курса  по татарскому языку для учащихся 5 классов на базе открытой платформы для дистанционного обучения Moodle.  Такого рода ресурсы позволят разв...

Научно-иследовательская деятельностьучащихся и учителей в условиях развития современного образования

Особое внимание в научно-исследовательской деятельности уделяется учителю. Исследовательская деятельность учителя современной школы является основным элементом и фактором педагогического творчества, и...