Формирование ИКТ-компетентности учащихся и преподавателей в системе непрерывного образования
статья по теме

Ларионова Ирина Михайловна

Формирование системы знаний и навыков в информационной сфере относится к важнейшей составляющей совершенствования образования на всех ступенях образовательной системы России. Федеральная целевая программа развития образования на 2008 – 2014гг. среди важнейших целевых индикаторов и показателей содержит несколько прямо относящихся к указанной сфере. В разработанной в 2003 году классификации компетенций, компьютерная грамотность отнесена к важнейшим инструментальным компетенциям, также как и «навыки управления информацией», иначе говоря, ИКТ-компетентность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc121 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование ИКТ-компетентности учащихся и преподавателей             в системе непрерывного образования

Содержание

1. Введение ………………………………………………………………………………….3 стр.

2. Анализ уровня сформированности системы непрерывного образования

    по информатике и информационно-коммуникационным технологиям ……………..4 стр.

3. Требования к компетентности выпускников на различных ступенях

    образовательной области «Информатика и ИКТ» в системе

     непрерывного образования ……………………………………………………………..5 стр.

4. Формы контроля уровня ИКТ-компетентности ученика …………………………...6-7 стр.

5. Информационно-коммуникационная компетентность учителя:

    структура, требования ………………………………………………………………...8-9 стр.

6. Повышение квалификации педагогов по информационно-

    коммуникационным технологиям как составляющая процесса

    информатизации образования ……………………………………………………...10-11 стр.

7. Системное формирование программ повышения квалификации

    учителей по использованию информационных и коммуникационных

    технологий в предметном обучении …………………………………………………12 стр.

8. Заключение ………………………………………………………………………….13-14 стр.

Введение

        Формирование системы знаний и навыков в информационной сфере относится к важнейшей составляющей совершенствования образования на всех ступенях образовательной системы России. Федеральная целевая программа развития образования на 2008 – 2014 гг. среди важнейших целевых индикаторов и показателей содержит несколько прямо относящихся к указанной сфере. В разработанной в 2003 году классификации компетенций, компьютерная грамотность отнесена к важнейшим инструментальным компетенциям, также как и «навыки управления информацией», иначе говоря, ИКТ-компетентность.

        ИКТ-компетентность включает:

  1. конкретные знания и умения по предмету;
  2. умение самостоятельно искать, собирать, анализировать, представлять, передавать информацию;
  3. умение моделировать и проектировать работу коллектива;
  4. умение моделировать и проектировать объекты и процессы, в том числе собственную индивидуальную деятельность;
  5. умение принимать правильные решения, творчески и эффективно решать задачи, которые возникают в процессе продуктивной деятельности;
  6. ответственно реализовывать свои планы, квалифицированно используя современные средства информационных и коммуникационных технологий;
  7. использовать в своей практической профессиональной деятельности информационные и коммуникационные технологии.

Большая часть позиций в этом списке увязывает ИКТ-компетентность со знаниями и навыками в сфере информатики и информационно-коммуникационных технологий. Эти знания и навыки формируются, в значительной мере, при изучении информатики.

2. Анализ уровня сформированности системы непрерывного образования по информатике и информационно-коммуникационным технологиям

Новая образовательная область – информатика – начала формироваться в нашей стране более двадцати лет назад. Её востребованность стала очевидной сразу; тем не менее, высокая скорость развития, большая ресурсоёмкость, быстрая изменчивость соответствующей предметной области и ряд других факторов не позволили к настоящему моменту решить все связанные с ней проблемы.

Одна из таких проблем – уровень преемственности существующего в стране информатического образования на разных ступенях образовательной системы, т.е. того, насколько реально сложилась система непрерывного образовании по информатике. (Непрерывное образование есть «всесторонняя учебная деятельность, осуществляемая на постоянной основе с целью улучшения знаний, навыков и профессиональной компетенции»)

Важнейший фактор реальной системы непрерывного образования в конкретной образовательной области – продвижение вверх по шкале формируемой компетентности от одной образовательной ступени к другой. Признаки указанного продвижения:

  1. Наличие нового содержания: на следующей ступени образования изучаются разделы, отсутствовавшие (или лишь номинально обозначенные) на предыдущих ступенях.
  2. Углубление теоретического изучения: некоторые разделы, присутствовавшие на предыдущей ступени, изучаются на следующей, но на качественно более глубоком уровне.
  3. Приобретение новых навыков и умений: на базе освоенного на предыдущих ступенях теоретического материала реализуются практикумы с существенно более широким спектром возможностей.

В настоящее время в Москве, в связи с переходом на новые учебные программы (издание новых более современных учебников, компьютеризация школы) практически все признаки присутствуют, но действия, которые они характеризуют, выполняются не всегда из-за несогласованности в нормативной базе на разных ступенях образования.

3.  Требования к компетентности выпускников на различных ступенях образовательной области «Информатика и ИКТ» в системе непрерывного образования

        Одна из целей данного доклада – анализ преемственности изучения образовательной области «Информатика» на разных ступенях непрерывного образования. Эта преемственность отражается, разумеется, в содержании образовательных программ, но и в ещё большей мере – в обязательных результатах обучения.

          В этой сфере анализ, базирующийся на нормативных документах, сталкивается с существенными трудностями. Требования к результатам обучения информатике на ступенях СПО и ВПО сформулированы гораздо более общим образом и гораздо лаконичнее, чем весьма детализированные требования, приведённые в ГОС общего образования. Рассуждая формально, требования для ВПО по ряду позиций ниже, чем для школы. Например, выпускник ВУЗа должен «иметь представление об информации», в то время как выпускник 9 класса должен достаточно много о ней знать и уметь производить ряд манипуляций по её обработке. Однако в настоящее время дело обстоит не в пользу высшей школы - информатика в школе преподаётся практически повсеместно, оснащение школ средствами вычислительной техники в среднем не хуже чем ВУЗов, а методическое – гораздо лучше (теория и методика обучения информатике в школе детально разработаны, изданы несколько развёрнутых учебно-методических комплексов). Введение процедуры сдачи единого государственного экзамена по информатике тоже выявило ряд несоответствий к требованиям компетенции выпускников полной школы, эти разногласия идут уже на уровне примерных программ по информатике и ИКТ и разработчиками тестов, которые исходят при составлении тестов явно не из этих программ.

4. Формы контроля уровня ИКТ-компетентности ученика        

Одна из целей данного доклада – описание требований к компетентности выпускников на различных ступенях образовательной области «Информатика и ИКТ» в системе непрерывного образования. Уровень ИКТ-компетентности учащихся в системе непрерывного образования должен в целом определяться требованиями к содержанию и уровню обучения, задаваемыми нормативными документами (образовательными стандартами и дополняющими их документами).

Естественные этапы контроля информационно-коммуникационной компетентности выпускников – по завершению соответствующих образовательных программ. При этом наряду с вопросами о способах контроля, его формах и т.д., возникает вопрос: кто буде проводить такой контроль? На данный момент эту функцию осуществляет – ЕГЭ (реже центральное тестирование), но в ближайшее время планируется создать Центр Мониторинга и сертификации компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности в системе образования Российской Федерации. Чем же будут различаться эти виды государственного контроля?

Этап: окончание средней школы

ЕГЭ по информатике

Сертификат Национального Центра

Участие – добровольное

Участие – добровольное

Назначение – поступление в ВУЗ на одну из специальностей/направлений подготовки по информатике и ИКТ

Назначение – удостоверение уровня компетентности для самого широкого круга лиц, включая работодателей

Охват – очень ограниченный

Охват – массовый, для всех желающих

Уровень требований – завышенный по отношению к среднему школьному уровню

Уровень требований – дифференцированный, от сертификации на компьютерную грамотность до сертификации на ИКТ-компетентность

Возможность дифференциации – отсутствует

Возможность дифференциации – отсутствует

Выбор момента проведения - невозможен

Выбор момента проведения - возможен

Среди различных используемых в настоящее время форм контроля знаний и умений в сфере ИКТ доминируют те, которые допускают формализованную (компьютерную) проверку результатов. Утверждается что, будучи основанными на измерениях и математической обработке их результатов, они являются объективными, научно и методически обоснованными и эффективным средством педагогического контроля. Во введении были перечислены деятельностные индивидуальные способности и качества, входящие в понятие «ИКТ-компетентность»: умение собирать и анализировать информацию, моделировать и проектировать объекты и процессы и т.д. Очевидно, что уровень сформированности большей части указанных качеств замерить формализованными тестами невозможно.

Тестирование как педагогическое измерение позволяет получать количественные характеристики и на их основе оценивать и сопоставлять:

  • уровень и качество подготовки обучаемых в рамках одной образовательной программы;
  • качество разных образовательных проектов и программ в одной предметной области.

Методики педагогического тестирования позволяют реализовать основные преимущества тестовых технологий перед традиционными методами контроля уровня обученности. К этим преимуществам относятся возможности:

  • более полного охвата содержания дисциплины;
  • проведения контроля без непосредственного контакта преподавателя и обучаемого;
  • получение более точных, достоверных и дифференцированных оценок;
  • оценки знаний значительного количества испытуемых за короткое время;
  • выявление структуры знаний обучаемых (пробелов в усвоении учебного материала);
  • оценки качества преподавания.

Таким образом, в деле формирования непрерывного информатического образования есть немало нерешённых задач. Это утверждение относится и к такой важной составляющей образования, как контроль уровня сформированности элементов информационно-коммуникационной компетентности.

5.  Информационно-коммуникационная компетентность учителя: структура, требования

        Существуют определенные квалификационные характеристики учителя, общие требования к специалисту, должностные и функциональные обязанности педагога и т.д. А какие качества учителя могут указывать на то, что педагог является профессионально компетентным и уровень его компетентности соответствует требованиям инновационной педагогики. Какой труд учителя можно считать профессионально компетентным? Профессионально-компетентным является такой труд учителя, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность учителя, достигаются хорошие результаты в обучении и воспитании учащихся.

Развитие профессиональной компетентности - это развитие творческой индивидуальности учителя, формирование готовности к принятию нового, развитие и восприимчивости к педагогическим инновациям. От уровня профессионализма педагогов, их способности к непрерывному образованию напрямую зависят результаты социально-экономического и духовного развития общества.

Формирование информационно-коммуникационной компетентности (ИКК) учителя является в настоящее время одной из наиболее актуальных задач системы непрерывного педагогического образования. Вопросы о том, в чём состоит указанная компетентность, на каких принципах базировать соответствующие утверждения, как фиксировать уровень достижения этой компетентности, требуют обсуждения. При этом необходимо исходить из того, что требования к ИКК  учителя должны стать элементом нормативной базы педагогического образования, увязанным с другими её элементами. Кроме того, необходима система диагностирования ИКК учителя, которая должна быть технологичной и позволяющей производить объективный анализ.

        Основными способами формирования ИКК учителя являются:

  • теоретическое и практическое изучение компьютерных технологий обработки информации;
  • изучение программного обеспечения различного назначения (общего, специального, учебного) и анализ возможности его применения в процессе обучения;
  • Выработка приемов практического применения, обоснования и доказательства эффективности использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в обучении предмету;
  • Модификация методики обучения предмету с учётом возможности использования ИКТ, привитие культуры обмена опытом применения ИКТ на уроке посредством телекоммуникаций.

Успешность и эффективность применения ИКТ в преподавании общеобразовательных предметов можно гарантировать только в том случае, когда учитель в достаточной мере мотивирован на использование ИКТ, имеет широкий кругозор, владеет программными средствами и как общего, так и учебного назначения, может определить место ИКТ в методической системе преподавания предмета.

        Принципы формирования требований к информационно-коммуникационной компетентности учителя:

  1. Информационно-коммуникационная компетентность учителя понимается как совокупность знаний, навыков и умений, формируемых в процессе обучения и самообучения информатике и информационным технологиям, а также способность к выполнению педагогической деятельности с помощью информационных технологий. В соответствии с этим, ИКК складывается из трёх компонентов:
  • знать;
  • уметь пользоваться;
  • уметь применять в учебной деятельности.
  1. ИКК учителя формируется:
  • в период, предшествующий учёбе в ВУЗе;
  • в ходе обучения в ВУЗе;
  • в процессе повышения квалификации;
  • в ходе самообразования.
  1. Нормативной базой для выработки требований к ИКК учителей являются в настоящее время:
  • государственные образовательные стандарты общеобразовательной школы по информатике и информационным технологиям (Минобразование РФ, 2003 г.);
  • государственные образовательные стандарты по направлениям и специальностям высшего педагогического образования;
  • учебники и учебные пособия, рекомендованные Минобразования РФ или соответствующими УМО.
  1. Поскольку требования к ИКК учителя, выработанные на основании документов, указанных в п. 3, а также реальный средний уровень сформированности ИКК не соответствуют современному уровню информатизации образования, следует также выработать те требования, выполнения которых предстоит достичь в ближайшем будущем. Базой для этих требований могут служить:
  • методические материалы, вырабатываемые в процессе подготовки нового поколения ГОС;
  • современные учебники и учебные пособия;
  • опыт использования информационных технологий в образовании;
  • мнение экспертов, авторитетных в данной сфере.
  1. Требования к ИКК учителя должны носить диагностируемый характер, т.е. быть относительно быстро и объективно измеряемыми.
  2. Возможные этапы применения требований к ИКК учителя:
  • по завершению курсов повышения квалификации;
  • текущий контроль;
  • в ходе аттестации и переаттестации учителей;
  • при аттестации и лицензировании образовательного учреждения.

Диагностирование информационно-коммуникационной компетентности учителя будет осуществляться с помощью следующей системы контрольно-измерительных материалов.

  1. Система тестов для измерения уровня сформированности элементов ИКК учителей.
  2. Система заданий для определения совокупного уровня сформированности навыков учителей в сфере прикладных технологий общего назначения.
  3. Система вопросов для получения ответов в свободной форме для дополнительного измерения уровня сформированности элементов ИКК учителей.

6. Повышение квалификации педагогов по информационно-  коммуникационным технологиям как составляющая процесса информатизации образования

В ситуации изменений, происходящих в образовании, все более значимым для педагога становится повышение квалификации и профессиональной переподготовки. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. подчеркивается, что «основная задача современного образования состоит в достижении соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовке разносторонне развитой личности гражданина, ориентированной в традициях отечественной и мировой культуры, современной системе ценностей и потребностей современной жизни, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному выбору, началу трудовой деятельности и продолжению образования, самообразованию и самосовершенствованию».

Реформирование современного образования предъявляет новые требования к педагогическим кадрам. Свободно и активно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и соответственно моделирующий воспитательно-образовательный процесс педагог является гарантом решения поставленных задач. Приоритетной задачей системы повышения квалификации на современном этапе, согласно Концепции модернизации российского образования, становится повышение профессионального уровня педагогов и формирование педагогического коллектива, соответствующего запросам современной жизни. Сегодня повысился спрос на высококвалифицированную, творчески работающую, социально активную и конкурентоспособную личность педагога, способную воспитывать социализированную личность в быстроменяющемся мире.

Подготовка и повышение квалификации работников образования по информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ) является одной из важнейших задач информатизации образования. Без достижения учителями должной квалификации по использованию ИКТ в образовательном процессе усилия и средства, вкладываемые в техническое оснащение школ, подключение их к компьютерным сетям, создание электронных учебных материалов и т.д. не приносят должной отдачи.

        Данная проблема имеет нормативные, организационные, научно-методические аспекты.

Нормативная база педагогического образования должна в значительно большей степени, нежели в настоящее время, отражать современные тенденции развития образования. Сюда же должны были бы примыкать единые государственные требования к информационно-коммуникационной компетентности учителей и студентов педагогических ВУЗов, которых в настоящее время не существует.

        В организационном плане необходимо создать такие условия, чтобы

  • студент, получающий в ВУЗе педагогическое образование, имел возможность и был обязан получить знания и навыки в использовании ИКТ – как общие, так и профессиональные, связанные с педагогической деятельностью;
  • действующий учитель имел возможность (и был должен) пройти в той или иной форме повышение квалификации по ИКТ, уровень которого соответствует потребностям современной школы.

Научно-методический аспект данной проблемы связан с определением того уровня компетенции в сфере ИКТ, который необходим современному учителю, и проектированием основных и дополнительных образовательных программ, которые могут наиболее эффективным образом содействовать достижению указанного уровня.

Очень важно, чтобы работа по повышению квалификации работников образования в сфере ИКТ была гармонично интегрирована в деятельность по информатизации образования в целом. Без оснащения школ компьютерной техникой и специализированным программным обеспечением, подключения к Интернет, создания информационных систем образования и иных работ по реализации целостной инфраструктуры информатизации, повышение квалификации учителей малопродуктивно и может, парадоксальным образом, привести к отторжению ими педагогических возможностей ИКТ.

7. Системное формирование программ повышения квалификации

    учителей по использованию информационных и коммуникационных

    технологий в предметном обучении

        

        В работе по повышению квалификации учителей по ИКТ можно выделить несколько этапов – первый – это овладение основами компьютерной грамотности, завершающий – формирование ИКТ-компетентности применительно к предметной сфере учителя.

        Подготовка учителей должна включать овладение современными методами обучения, базирующимися на ИКТ: методикой и методологией дистанционного обучения, методикой и технологией разработки создания цифровых учебно-методических материалов для открытой образовательной системы и др. Учитель должен обучиться новому мышлению в области образовательных технологий.

Построение дидактических моделей, разработка новых обучающих средств, проектирование образовательных программ, основанных на компьютерных технологиях, должны стать частью программы повышения квалификации учителей. Педагог должен ознакомиться с современным состоянием применения ИКТ в предметной области, безотносительно вопросов методики. Учитель математики должен знать возможности применения компьютеров в решении математических задач и уметь пользоваться соответствующими пакетами программ, учитель химии, физики, биологии – знать о компьютерном моделировании соответствующих процессов, географии – о геоинформационных системах и т.д.

На данный момент можно определить основные подходы к развитию профессионализма педагога:

1 подход. Непрерывное научно-методическое сопровождение развития профессионализма через оказание помощи методическим объединениям, отдельным педагогам в организации деятельности на уровне школы, с учетом педагогического стажа, уровня профессионализма и индивидуальных запросов личности педагога. Главной целью методической работы является – непрерывное совершенствование квалификации педагога, непрерывное содействие повышению его эрудиции и компетентности в области методики преподавания, в связи с корректировкой учебно–воспитательной работы для перспективного развития процессов обучения и воспитания их постоянного саморазвития и самосовершенствования. Этот вариант развития профессионализма реализуется через следующие формы работы:

1. Повышение профессионального и культурного уровня педагога;
2. Стимулирование его служебной и общественной активности;
3. Обновление и совершенствование знаний в области художественной педагогики;
4. Совершенствование педагогического и методического мастерства на основе идей педагогов новаторов и творческих работ педагогов;
5. Совершенствование методов и стиля взаимодействия с учащимися на принципах гуманизации, демократизации, гласности;
6. Формирование умений и навыков анализа образовательного процесса в целом и самоанализа своей учебно – воспитательной деятельности в частности ;
7. Приобщение педагогов к исследовательской деятельности на основе доступных и понятных ему методик;

2 подход. Развитие профессионализма через курсы повышения квалификации без отрыва от производства с получением документа государственного образца.

На данный момент работают очные и заочные курсы повышения квалификации по договору с образовательным учреждением. На таких курсах без отрыва от производства педагог может повысить свою квалификацию. Также существуют  Интернет - курсы, например, на сайте «1 сентября» фестиваль «Открытый урок».

Заключение

Формирование системы знаний и навыков в информационной сфере относится к важнейшей составляющей совершенствования образования на всех ступенях образовательной системы России.

Уровень ИКТ-компетентности учащихся в системе непрерывного образования в целом определяется требованиями к содержанию и уровню обучения, задаваемыми нормативными документами (образовательными стандартами и дополняющими их документами). Среди различных используемых в настоящее время форм контроля знаний и умений учеников в сфере ИКТ доминируют те, которые допускают формализованную (компьютерную) проверку результатов. Во введении были перечислены деятельностные индивидуальные способности и качества, входящие в понятие «ИКТ-компетентность»: умение собирать и анализировать информацию, моделировать и проектировать объекты и процессы и т.д. Очевидно, что уровень сформированности большей части указанных качеств у учеников замерить формализованными тестами невозможно. Однако, постепенно разрабатываемые методики педагогического тестирования позволяют реализовать основные преимущества тестовых технологий перед традиционными методами контроля уровня обученности.

Таким образом, в деле формирования непрерывного информатического образования среди школьников есть немало нерешённых задач.

        Формирование информационно-коммуникационной компетентности (ИКК) учителя является в настоящее время одной из наиболее актуальных задач системы непрерывного педагогического образования. Основными способами формирования ИКК учителя являются:

  • теоретическое и практическое изучение компьютерных технологий обработки информации;
  • изучение программного обеспечения различного назначения (общего, специального, учебного) и анализ возможности его применения в процессе обучения;
  • Выработка приемов практического применения, обоснования и доказательства эффективности использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в обучении предмету;
  • Модификация методики обучения предмету с учётом возможности использования ИКТ, привитие культуры обмена опытом применения ИКТ на уроке посредством телекоммуникаций.

Необходимо подчеркнуть, что сами по себе информационно-коммуникационные технологии не оптимизируют обучение, а также ни в коей мере не вытесняют традиционные методы и приемы. Они лишь позволяют приблизить школьную методику к требованиям сегодняшнего дня. В настоящее время одной из наиболее актуальных задач системы непрерывного педагогического образования является формирование информационно-коммуникационной компетентности (ИКК) учителя. Информационные технологии эффективны лишь в сочетании с соответствующими педагогическими технологиями: если учитель мыслит прежними категориями, то использование технических средств не меняет сути образовательного процесса и традиционного репродуктивного метода подачи материала. Интеграция информационных технологий может осуществляться в трех основных аспектах:

  • использование уроков информатики для закрепления знаний по другим предметам;
  • проведение занятий по предметам в компьютерном кабинете;
  • свободный доступ школьников и педагогов во внеурочное время для самостоятельного поиска и обработки значимой для них информации.

Участники образовательного процесса должны получить доступ к информационным ресурсам на различных носителях, в том числе и к сети Интернет. В связи с этим в каждой школе необходимо создать условия для повышения квалификации учителей, обеспечить их индивидуальную творческую деятельность, организовать работу по методической поддержке в области использования информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе. Таким образом, необходимо сначала определить:

  • задачи внутришкольной подготовки педагогических кадров в области применения средств ИКТ в профессиональной деятельности;
  • типологии целей обучения в условиях внутришкольной подготовки педкадров в области информатизации образования: получение новых знаний, новой информации; овладение информацией на новом уровне; выработка ИКТ-компетентности педкадров; удовлетворение познавательных интересов педкадров в области информатизации образования;
  • цели внутришкольного обучения в области информатизации образования: консультирование, подготовка и переподготовка педкадров в области целенаправленного и осознанного использования средств ИКТ в профессиональной деятельности в условиях информационной образовательной среды школы для повышения эффективности образовательного процесса.

         В Моральном кодексе Российского педагога записано: «педагог должен быть самокритичным и одновременно оптимистом в своей профессиональной деятельности, должен постоянно расширять свою эрудицию, развивать профессиональную культуру и мастерство, стремиться к профессиональному совершенствованию и творческой самореализации, заботиться как о своем авторитете, так и об авторитете коллег», поэтому педагогу необходимо постоянно самообразовываться.

Список использованной литературы

  1. Е. К. Хеннер, Формирование ИКТ-компетентности учащихся и преподавателей в системе непрерывного образования, Изд. «Бином. Лаборатория знаний», 2008 г.
  2.  А. К. Скуратов, К. Е. Хеннер, М. Ю. Богданов,  Национальный центр мониторинга и сертификации компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности в системе образования Российской Федерации//Научно-практический журнал «Открытое образование», 2007 г., № 5(64)
  3. Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования. Образовательная область математика (математика, информатика). Приложение к приказу Минобразования России от 30.06.99. № 56
  4. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. Приложение к приказу Минобразования России от 18.07.2002 3 2783
  5. Кодификатор элементов содержания по информатике для составления КИМ единого государственного экзамена 2009 г. – М.: ФИПИ, 2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая система учителя русского языка и литературы.«Формирование основных компетентностей учащихся при подготовке к ЕГЭ по русскому языку и литературе »

Виды, способы и методы формирования компетентостей учащихся при подготовке к ЕГЭ по русскому языку и литературе и их результаты ....

Формирование ключевых компетентностей учащихся на допредметном уровне естественно-научного образования

Использование занятий в кружке "Мир вокруг нас и мы в этом мире" с целью создания комфортных условий для выбора индивидуальных траекторий учащимися 5 класса...

Система работы по формированию коммуникативной компетентности учащихся с ограниченными возможностями здоровья

В данной работе я описала свою работу по развитию речи и коммуникативной компетентности детей с ограниченными возможностями здоровья....

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ф79 Формирование здоровья детей и подростков в системе непрерывного образования: коллективная научная монография; [под ред. Т.Н. Ле-ван]. — Новосибирск: Изд. «СибАК», 2013. — 176 с.В коллективной науч...

Формирование экологической компетентности учащихся в результате реализации творческого интегрированного проекта "Капля жизни" на занятиях по внеурочной деятельности в системе требований ФГОС.

  Проект направлен на реализацию инновационной образовательной программы по формированию экологической компетентности учащихся. На современном этапе развития цивилизации стало совершенно о...