Рабочая программа по предмету «Физика» 7 класс к линии учебно-методического комплекса по физике издательства «БИНОМ. Лаборатория знаний» Генденштейн Л.Э., Булатова А.А., Корнильев И.Н., Кошкина А.В., под ред. Орлова В.А.
календарно-тематическое планирование по физике (7 класс)

akukobako

Данная ​рабочая программа по физике для 7 класса по учебнику Генденштейн Л.Э., Булатова А.А., Корнильев И.Н., Кошкина А.В., под редакцией Орлова В.А. содержит: 

  1. пояснительную записку;
  2. ​планируемые результаты;
  3. ​цели и задачи обучения предмета «Физика»;
  4. ​содержание учебного предмета «Физика» 7 класс (68 часов);
  5. ​формы учебной работы;
  6. ​виды учебной деятельности по предмету «Физика»​;
  7. учебно-тематический план по предмету «Физика» 7 класс (68 часов)​;
  8. календарно-тематическое планирование по предмету «Физика»​ для 7 класса (68 часов)​.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_fizika_7_kl.docx50.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя школа № 58

с углубленным изучением предметов естественно-математического цикла»

РАССМОТРЕНА НА ЗАСЕДАНИИ МО

Протокол № 1 от __.__.____ г.

УТВЕРЖДЕНА

Приказ № 01-18 /255   от __.__.____ г.

Рабочая программа по физике для 7 класс

Учитель: Кукобако А.В.

2020 - 2021 учебный год

г. Ярославль


Оглавление

Пояснительная записка        3

Промежуточная аттестация        3

Планируемые результаты        4

Личностными результатами освоения программы по физике в основной школе является:        5

Метапредметные результаты        6

Регулятивные УУД:        7

Познавательные УУД:        9

Коммуникативные УДД:        11

Цель изучения предмета «Физика»        13

Задачи обучения предмета «Физика»        14

Содержание учебного предмета «Физика» 7 класс (68 часов)        15

Формы учебной работы        18

Виды учебной деятельности по предмету «Физика» 7 класс (68 часов)        19

Учебно-тематический план по предмету «Физика» 7 класс (68 часов)        22

Календарно-тематическое планирование по физике для 7 класса        23

(34 учебные недели, 2 часа в неделю, 68 часов в год)        23


Пояснительная записка

   Рабочая программа по «Физике» разработана на основе следующих нормативных документов и методических материалов:

  1. Приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 01.02.2011 № 19644).
  2. Примерная основная образовательная программа основного общего образования. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).
  3. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
  4. Примерной программы основного общего образования по физике.
  5. Авторской программы к линии учебно-методического комплекса (УМК) по физике издательства «БИНОМ. Лаборатория знаний», в который входят:
  • Физика. 7 класс. В 2 ч. учебник для общеобразовательных организаций. Генденштейн Л.Э., Булатова А.А., Корнильев И.Н., Кошкина А.В., под ред. Орлова В.А.
  • Физика. Тетрадь для лабораторных работ. 7 класс. Генденштейн Л.Э., Булатова А.А., Корнильев И. Н., Кошкина А. В.
  • Физика. Методическое пособие с указаниями по решению олимпиадных задач. 7 класс. Генденштейн Л. Э., Булатова А.А., Кошкина А.В., Корнильев И.Н. Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Физика» в общеобразовательных организациях Ярославской области в 2020 - 2021 учебном году.
  1. Учебный план школы на 2020 - 2021 учебный год (Приказ директора № от 31.08. 2016г).
  2. Приказ директора о годовом календарном графике на 2020 -2021 учебный год №__-__/___ от __.__. 2021г.

В учебном плане средней школы №58 с углубленным изучением предметов естественно-математического цикла продолжительность учебного года составляет 34 учебные недели, поэтому на изучение учебного предмета «Физика» для 7 класса рабочая программа составлена на 68 часов (2 часа в неделю).

Промежуточная аттестация

Достижение требований к уровню подготовки учебного курса «Физика» в 7 классе будет осуществляться в рамках промежуточной аттестации обучающихся. Форма промежуточной аттестации: контрольная работа. Будут использованы контрольно-измерительные материалы.

Количество контрольных работ: 5.


Планируемые результаты

Выпускник научится:

  • соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием;
  • понимать смысл основных физических терминов: физическое тело, физическое явление, физическая величина, единицы измерения;
  • распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов; анализировать отдельные этапы проведения исследований и интерпретировать результаты наблюдений и опытов;
  • ставить опыты по исследованию физических явлений или физических свойств тел без использования прямых измерений; при этом формулировать проблему (задачу)
  • учебного эксперимента; собирать установку из предложенного оборудования; проводить опыт и формулировать выводы;
  • понимать роль эксперимента в получении научной информации;
  • проводить прямые измерения физических величин: время, расстояние, масса тела, объём, сила, температура, атмосферное давление, влажность воздуха, напряжение, сила тока, радиационный фон (с использованием дозиметра); при этом выбирать оптимальный способ измерения и использовать простейшие методы оценки погрешностей измерений;
  • проводить исследование зависимостей физических величин с использованием прямых измерений: при этом конструировать установку, фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в виде таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования;
  • проводить косвенные измерения физических величин: при выполнении измерений собирать экспериментальную установку, следуя предложенной инструкции, вычислять значение величины и анализировать полученные результаты с учетом заданной точности измерений;
  • анализировать ситуации практико-ориентированного характера, узнавать в них проявление изученных физических явлений или закономерностей и применять имеющиеся знания для их объяснения;
  • понимать принципы действия машин, приборов и технических устройств, условия их безопасного использования в повседневной жизни;
  • использовать при выполнении учебных задач научно–популярную литературу о физических явлениях, справочные материалы, ресурсы Интернет.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осознавать ценность научных исследований, роль физики в расширении представлений об окружающем мире и её вклад в улучшение качества жизни;
  • использовать приёмы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически
  • установленных фактов;
  • сравнивать точность измерения физических величин по величине их относительной погрешности при проведении прямых измерений;
  • самостоятельно проводить косвенные измерения и исследования физических величин с использованием различных способов измерения физических величин, выбирать средства измерения с учетом необходимой точности измерений, обосновывать выбор способа измерения, адекватного поставленной задаче, проводить оценку достоверности полученных результатов;
  • воспринимать информацию физического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации, критически оценивать полученную информацию, анализируя её содержание и данные об источнике информации;
  • создавать собственные письменные и устные сообщения о физических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.

Личностными результатами освоения программы по физике в основной школе является:

  1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа).
  2. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
  3. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
  4. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию).
  5. Сформированность ответственного отношения к учению, уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде.
  6. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
  7. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнёра по диалогу, образа допустимых способов диалога, процесса диалога как конвенционирования интересов и процедур, готовность и способность к ведению переговоров).
  8. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; формирование ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнёра, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).
  9. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
  10. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).

Метапредметные результаты освоения программы включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).

Условием формирования межпредметных понятий, таких как система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтез является овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие в проектной деятельности. В основной школе при изучении физики будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции.

При изучении физики, обучающиеся усовершенствуют приобретенные на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:

  • систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
  • выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий - концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
  • заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.

В ходе изучения физики, обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.

В соответствии с ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Регулятивные УУД:

1) умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебной и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:

  • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
  • идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
  • выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
  • ставить цель деятельности на основе определённой проблемы и существующих возможностей;
  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
  • обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

2) Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

  • определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
  • обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
  • определять (находить), в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
  • выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства (ресурсы) для решения задачи (достижения цели);
  • составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
  • определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
  • описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определённого класса;
  • планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

3) Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:

  • определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
  • систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
  • отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
  • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
  • находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и (или) при отсутствии планируемого результата;
  • работать по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта (результата);
  • устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
  • сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

4) Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения. Обучающийся сможет:

  • определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
  • анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
  • оценивать продукт своей деятельности по заданным и (или) самостоятельно определённым критериям в соответствии с целью деятельности;
  • обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
  • фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

5) Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Обучающийся сможет:

  • наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
  • соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
  • принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
  • самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
  • ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности.

Познавательные УУД:

1) Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:

  • выделять общий признак двух или нескольких предметов, или явлений и объяснять их сходство;
  • объединять предметы и явления в группы по определённым признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
  • выделять явление из общего ряда других явлений;
  • определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
  • строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
  • строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
  • излагать полученную информацию, интерпретируя её в контексте решаемой задачи;
  • самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
  • выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные (наиболее вероятные) причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
  • делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

2) Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

  • обозначать символом и знаком предмет и (или) явление;
  • определять логические связи между предметами и (или) явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
  • создавать абстрактный или реальный образ предмета и (или) явления;
  • строить модель (схему) на основе условий задачи и (или) способа её решения;
  • создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
  • преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
  • переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое и наоборот;
  • строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
  • строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
  • анализировать (рефлексировать) опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и (или) заданных критериев оценки продукта/результата.

3) Смысловое чтение. Обучающийся сможет:

  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст; • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
  • резюмировать главную идею текста;
  • преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст;
  • критически оценивать содержание и форму текста.

4) Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:

  • определять своё отношение к природной среде;
  • анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
  • проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
  • прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;
  • распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;
  • выражать своё отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.

5) Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:

  • определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
  • осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
  • формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
  • соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Коммуникативные УДД:

1) Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. Обучающийся сможет:

  • определять возможные роли в совместной деятельности;
  • играть определённую роль в совместной деятельности;
  • принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты, гипотезы, аксиомы, теории;
  • определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
  • строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
  • корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
  • критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
  • предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
  • выделять общую точку зрения в дискуссии;
  • договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
  • организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
  • устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием (неприятием) со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.

2) Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:

  • определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
  • отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
  • представлять в устной или письменной форме развёрнутый план собственной деятельности;
  • соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
  • высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнёра в рамках диалога;
  • принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
  • создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
  • использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
  • использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные (отобранные) под руководством учителя;
  • делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

3) Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ). Обучающийся сможет:

  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
  • выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
  • выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
  • использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
  • использовать информацию с учётом этических и правовых норм;
  • создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

Цель изучения предмета «Физика»

  1. формирование у обучающихся представлений:
  • научной картине мира - важного ресурса научно-технического прогресса;
  • ознакомление обучающихся с физическими и астрономическими явлениями;
  • основными принципами работы механизмов, высокотехнологичных устройств и приборов;
  • развитие компетенций в решении инженерно-технических и научно-исследовательских задач;
  1. достижение выпускниками планируемых результатов: знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося старшего школьного возраста, индивидуальной образовательной траектории его развития и состояния здоровья.

Задачи обучения предмета «Физика»

  1. развитие у обучающихся представлений о строении, свойствах, законах существования и движения материи, освоение обучающимися общих законов и закономерностей природных явлений, создание условий для формирования интеллектуальных, творческих, гражданских, коммуникационных, информационных компетенций;
  2. овладение научными методами решения различных теоретических и практических задач, умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять их с объективными реалиями жизни;
  3. формирование у обучающихся умений безопасно использовать лабораторное оборудование, проводить естественнонаучные исследования и эксперименты, анализировать полученные результаты, представлять и научно аргументировать полученные выводы;
  4. формирование у обучающихся научного мировоззрения, освоение общенаучных методов (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), освоение практического применения научных знаний физики в жизни, формирование межпредметных связей с такими предметами, как математика, информатика, химия, биология, география, экология, литература и др.

Содержание учебного предмета «Физика» 7 класс (68 часов)

Физика и физические методы изучения природы (6ч)

Физика — наука о природе. Физические тела и явления. Наблюдение и описание физических явлений. Физический эксперимент. Моделирование явлений и объектов природы. Материальная точка как модель физического тела. Физические величины и их измерение. Точность и погрешность измерений. Международная система единиц. Физические законы и закономерности. Физика и техника. Научный метод познания. Роль физики в формировании естественнонаучной грамотности.

Лабораторные работы:

№ 1 «Измерение времени протекания физического процесса».

№ 2 «Определение цены деления шкалы измерительного прибора и измерительного инструмента. Конструирование измерительного прибора».

Демонстрации:

Наблюдение физических явлений: свободного падения тел, колебаний маятника, притяжения стального шара магнитом, свечения нити электрической лампы, электрической искры.

Строение вещества (4ч)

Строение вещества. Атомы и молекулы. Тепловое движение атомов и молекул. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Броуновское движение. Взаимодействие (притяжение и отталкивание) молекул. Агрегатные состояния вещества. Различие в строении твердых тел, жидкостей и газов.

Лабораторные работы:

№ 3 «Измерение линейных размеров тел и площади их поверхности».

Демонстрации:

  1. Диффузия в растворах и газах, в воде.
  2. Модель хаотического движения молекул газа.
  3. Модель броуновского движения.
  4. Сцепление твёрдых тел.
  5. Повышение давления воздуха при нагревании.
  6. Демонстрация образцов кристаллических тел.
  7. Демонстрация моделей строения кристаллических тел.
  8. Демонстрация расширения твердого тела при нагревании.

Движение и взаимодействие тел (22 ч)

Механическое движение. Относительность механического движения. Физические величины, необходимые для описания движения и взаимосвязь между ними (путь, скорость, время движения). Равномерное и неравномерное прямолинейное движение. Инерция. Масса тела. Плотность вещества. Сила. Единицы силы. Сила тяжести. Связь между силой тяжести и массой тела. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Невесомость. Связь между силой тяжести и массой тела. Динамометр. Равнодействующая сила. Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя. Трение в природе и технике.

Лабораторные работы:

№ 4 «Измерение скорости движения тела».

№ 5 «Измерение массы тел».

№ 6 «Измерение объёма и плотности твёрдых тел и жидкостей».

№ 7 «Конструирование динамометра и измерение сил».

№ 8 «Измерение коэффициента трения скольжения».

Давление. Закон Архимеда и плавание тел (19ч)

Давление твердых тел. Единицы измерения давления. Способы изменения давления. Давление жидкостей и газов. Закон Паскаля. Давление жидкости на дно и стенки сосуда. Сообщающиеся сосуды. Вес воздуха. Атмосферное давление. Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. Барометр–анероид. Атмосферное давление на различных высотах. Гидравлические механизмы (пресс, насос). Давление жидкости и газа на погружённое в них тело. Архимедова сила. Плавание тел и судов Воздухоплавание.

Лабораторные работы:

№ 9 «Изучение выталкивающей силы (силы Архимеда)».

№ 10 «Условия плавания тел в жидкости».

Демонстрации:

  1. Барометр.
  2. Опыт с шаром Паскаля.
  3. Гидравлический пресс.
  4. Опыты с ведерком Архимеда.

Работа и энергия (13 ч)

Механическая работа. Мощность. Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии. Простые механизмы. Условия равновесия твёрдого тела, имеющего закрепленную ось движения. Момент силы. Центр тяжести тела. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Рычаги в технике, быту и природе. Подвижные и неподвижные блоки. Равенство работ при использовании простых механизмов («Золотое правило механики»). Коэффициент полезного действия механизма.

Лабораторные работы:

№ 11 «Условие равновесия рычага. Нахождение и сравнение моментов сил».

№ 12 «Нахождение центра тяжести плоского тела».

№ 13 «КПД наклонной плоскости».

Демонстрации:

Простые механизмы.

Подведение итогов учебного года (3 ч)

Промежуточная аттестация (1 ч)


Формы учебной работы

Формы обучения

Приемы обучения

Содержание наблюдения

Фронтальная форма обучения

Словесная и наглядная передача учебной (проектно-корректирующей) информации одновременно всем учащимся, обмен информацией между учителем и детьми

Произвольное внимание учащихся в процессе объяснения учителя, фронтального опроса; корректирующая информация со стороны учителя, правильные ответы детей

Групповая (парная) форма обучения; группы сменного состава

Организация парной работы или выполнение дифференцированных заданий группой школьников (с помощью учебника, карточек, классной доски)

Учебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности); соревнование между группами

Индивидуальная форма обучения (организация самостоятельной работы)

Работа с учебником, выполнение самостоятельных и контрольных заданий, устный ответ у доски, индивидуальное сообщение новой для класса информации (доклад на заседании школьного клуба)

Высокая степень самостоятельности при работе с учебником, при выполнении самостоятельных или контрольных работ, при устном сообщении; результативность индивидуальной помощи со стороны учителя или учащихся; опосредованное оказание индивидуальной помощи с помощью источников информации

Коллективная форма организации обучения

Частичная или полная передача организации учебного занятия учащимся класса

Создание условий, при которых учащиеся самостоятельно организуют и проводят фрагменты уроков или весь урок


Виды учебной деятельности по предмету «Физика» 7 класс (68 часов)

Основное содержание по темам

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне общеучебных действий)

Физика и физические методы изучения природы

Физические явления. Физика-наука о природе. Физические свойства тел.

Физические величины и их измерение. Физические приборы.

Измерение длины. Время как характеристика физических процессов. Измерение времени. Международная система единиц. Погрешности измерений. Среднее арифметическое значение.

Научный метод познания. Наблюдение, гипотеза и опыт по проверке гипотезы. Физический эксперимент.

Физические методы изучения природы.

Моделирование явлений и объектов природы. Научные гипотезы. Физические законы. Физическая картина мира.

Наука и техника. Физика и техника

Объясняет смысл основных физических терминов: физическое тело, физическое явление, физическая величина, единицы измерения;

• распознаёт проблемы, которые можно решить при помощи физических методов; анализирует отдельные этапы проведения исследований и интерпретирует результаты наблюдений и опытов;

• объясняет роль эксперимента в получении научной информации;

• проводит прямые измерения физических величин: времени, расстояния, массы тела, объема, температуры, использует простейшие методы оценки

погрешностей измерений.

Строение вещества

Атомное строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Диффузия. Броуновское движение.

Взаимодействие частиц вещества. Строение газов, жидкостей и твердых тел. Агрегатные состояния вещества. Свойства газов. Свойства жидкостей и твердых тел

• Объясняет на базе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания явлений: диффузия, изменение объёма тел при нагревании (охлаждении), большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твёрдых тел;

• проводит косвенные измерения физических величин: линейных размеров тел и площади поверхности

Движение и взаимодействие тел

Механическое движение. Описание механического движения тел. Система отсчета. Траектория движения и путь.

Равномерное прямолинейное движение. Скорость равномерного прямолинейного движения. Графики зависимости модуля скорости и пути равномерного движения от времени.

Неравномерное движение. Средняя скорость.

Явление инерции. Инертность тел.

Масса. Масса-мера инертности.

Методы измерения массы тел. Килограмм. Плотность вещества. Методы измерения плотности.

Сила как мера взаимодействия тел. Сила - векторная величина.

Единица силы - ньютон. Измерение силы по деформации пружины. Сила упругости. Правило сложения сил.

• Распознаёт и объясняет на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания таких

явлений как: равномерное и неравномерное движение, относительность механического движения;

• описывает изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины: путь, скорость, масса тела, плотность вещества, сила

(сила тяжести, сила упругости, сила

трения);

• анализирует свойства тел, механические явления и процессы, используя физические законы: принцип суперпозиции сил (нахождение равнодействующей силы), закон Гука;

• решает задачи: на основе анализа условия задачи записывает краткое условие, выделяет физические величины, законы и формулы, необходимые для её решения, проводит расчеты и оценивает реальность полученного значения физической величины;

• проводит исследование зависимостей физических величин с использованием прямых и косвенных измерений: при этом конструирует установку,

фиксирует результаты полученной зависимости физических величин в виде таблиц и графиков, делает выводы по результатам исследования

Давление. Закон Архимеда и плавание тел

Давление. Атмосферное давление. Методы измерения давления.

Закон Паскаля. Гидравлические машины.

Закон Архимеда. Условия плавания

тел

• Распознает и объясняет на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания явлений: передача давления твёрдыми телами, жидкостями и газами, атмосферное давление, плавание тел;

• описывает изученные свойства тел и явления, используя физические величины: давление, плотность, сила;

• анализирует свойства тел, механические явления и процессы, используя физические законы: закон Паскаля, закон Архимеда, решает задачи, используя эти законы;

• объясняет принципы действия машин, приборов и технических устройств, условия их безопасного использования в повседневной жизни;

• проводит косвенные измерения физических величин (силу Архимеда, плотность): при выполнении измерений собирает экспериментальную установку, следуя предложенной инструкции вычисляет значение величины и анализирует полученные результаты с учётом заданной точности измерений

Работа и энергия

Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия взаимодействующих тел. Работа как мера изменения энергии. Мощность. Простые механизмы. Коэффициент полезного действия. Методы измерения работы и мощности.

Закон сохранения механической энергии

• На основе имеющихся знаний объясняет и применяет для решения задач условия равновесия твёрдых тел, имеющих закреплённую ось вращения;

• решает задачи, используя формулы, связывающие физические величины (кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа,

механическая мощность, КПД простого механизма);

• анализирует ситуации практико–ориентированного характера, узнаёт в них проявление изученных физических явлений или закономерностей и применяет имеющиеся знания для их объяснения;

• проводит косвенные измерения физических величин: при выполнении измерений собирает экспериментальную установку, вычисляет значение

величины и анализирует полученные результаты с учётом заданной точности измерений


Учебно-тематический план по предмету «Физика» 7 класс (68 часов)

Наименование разделов и тем

Всего часов

Количество часов

Теоретические

Лабораторные

Контрольные

1

Физика и физические методы изучения природы

6

4

2

-

2

Строение вещества

4

2

1

1

3

Движение и взаимодействие тел

22

15

5

2

4

Давление. Закон Архимеда. Плавание тел

19

16

2

1

5

Работа и энергия

14

9

3

1

+ пром. аттест.

Повторение

3

3

Итог

68

50

13

5


Календарно-тематическое планирование по физике для 7 класса

(34 учебные недели, 2 часа в неделю, 68 часов в год)

№ урока

Тема урока

Количество часов

Физика и физические методы изучения природы

(6 часов)

1

Физика – наука о природе.

1

2

Физика и окружающий мир.

1

3

Наблюдения и опыты. Научный метод.

1

4

Лабораторная работа №1 «Измерение времени протекания физического процесса».

1

5

Физические величины и их измерение.

1

6

Лабораторная работа №2 «Изучение измерительных приборов и инструментов. Проведение измерений. Конструирование измерительного прибора».

1

Строение вещества

(4 часа)

7

Атомы и молекулы.

1

8

Лабораторная работа №3 «Измерение размеров малых тел и длины кривой».

1

9

Движение и взаимодействие молекул.

1

10

Три состояния вещества.

1

11

Контрольная работа №1 по теме «Физика и физические методы изучения природы. Первоначальные сведения о строении вещества».

1

Движение и взаимодействие тел

(22 часа)

12

Механическое движение.

1

13

Прямолинейное равномерное движение.

1

14

Графики прямолинейного равномерного движения.

1

15

Лабораторная работа №4 по теме «Исследование равномерного движения тела».

1

16

Неравномерное движение.

1

17

Контрольная работа №3 по теме «Механическое движение».

1

18

Закон инерции. Масса тела.

1

19

Лабораторная работа №5 по теме «Измерение массы тела».

1

20

Плотность вещества.

1

21

Решение задач по теме «Плотность вещества».

1

22

Лабораторная работа №6 по теме «Измерение плотности твёрдых тел и жидкостей».

1

23

Сила упругости.

1

24

Сила тяжести. Вес тела.

1

25

Равнодействующая. Закон Гука.

1

26

Решение задач по теме «Равнодействующая. Закон Гука».

1

27

Лабораторная работа №7 по теме «Конструирование динамометра и измерение сил».

1

28

Силы трения.

1

29

Решение задач по теме «Силы трения».

1

30

Лабораторная работа №8 по теме «Исследование трения скольжения».

1

31-32

Обобщающий урок по теме «Движение и взаимодействие тел».

2

33

Контрольная работа №4 по теме «Взаимодействие тел».

1

Давление. Закон Архимеда. Плавание тел

(19 часов)

34

Давление твёрдого тела.

1

35

Решение задач по теме «Давление твёрдых тел».

1

36

Давление жидкостей и газов. Закон Паскаля.

1

37

Зависимость давления в жидкости и газе от глубины или высоты.

1

38 - 39

Решение задач по теме «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов».

2

40

Закон сообщающихся сосудов.

1

41

Решение задач по теме «Зависимость давления в жидкости от глубины. Сообщающиеся сосуды».

1

42

Атмосферное давление.

1

43

Решение задач по теме «Атмосферное давление».

44

Выталкивающая сила. Закон Архимеда.

1

45

Лабораторная работа №9 по теме «Изучение выталкивающей силы (силы Архимеда)».

1

46

Решение задач по теме «Выталкивающая сила. Сила Архимеда».

1

47

Плавание тел.

1

48

Лабораторная работа №10 по теме «Условие плавания тел в жидкости».

1

49

Решение задач по теме «Плавание тел».

1

50

Плавание судов. Воздухоплавание.

1

51

Обобщающий урок по теме «Давление. Сила Архимеда. Плавание тел».

1

52

Контрольная работа №5 по теме «Давление. Закон Архимеда и плавание тел».

1

Работа и энергия

(14 часов)

53

Механическая работа. Мощность.

1

54

Простые механизмы. Рычаг.

1

55

Решение задач по теме «Механическая работа. Мощность. Простые механизмы».

1

56

Лабораторная работа №11 по теме «Правило равновесия рычага. Нахождение и сравнение моментов сил».

1

57

Блоки. Наклонная плоскость.

1

58

«Золотое правило» механики. Коэффициент полезного действия механизмов.

1

59 - 60

Решение задач по теме «Коэффициент полезного действия механизмов».

2

61

Промежуточная аттестация.

1

62

Механическая энергия.

1

63

Закон сохранения энергии в механике.

1

64

Решение задач по теме «Механическая энергия».

1

65

Обобщающий урок по теме «Работа и энергия».

1

66

Контрольная работа № 6 по теме «Работа и энергия».

1

67

Обобщающее повторение.

1

68

Подведение итогов учебного года.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 8 класс по линии Пономарёва издательство "Вентана-Граф"

Рабочая программа по биологии включает пояснительную записку, тематическое планирование....

Рабочая программа по биологии 9 класс по линии Пономарёва издательство "Вентана-Граф"

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование...

Рабочая программа по истории 8 класс по линии учебно- методических комплексов "Сферы"

Данная рабочая программа разработана с учетом требований ФГОС...

Рабочая программа 7 и 9 класса для использования учебно-методического комплекта по алгебре авторов Г.В.Дорофеева и др. и УМК по геометрии Л.С.Атанасяна и др.

Рабочая программа 7 и 9  класса на 2017/2018 учебный год для использования учебно-методического комплекта по алгебре авторов Г.В.Дорофеева и др. и УМК по геометрии Л.С.Атанасяна и др....

Рабочая программа 9 класса по физике учебник Л.Э. Генденштейн, А.А. Булатова, И.Н. Корнильев, А.В. Кошкина

Программа соответствует образовательному минимуму содержания основных образовательных программ и требованиям к уровню подготовки учащихся, позволяет работать без  перегрузок в классе с детьми раз...