Статья об организации работы с одаренными детьми по физике
статья по физике (7, 8, 9, 10, 11 класс)

Витько Наталья Петровна

Данная статья раскрывает основные принципы работы с одаренным детьми в школе и содержит примерную программу организации данного вида  деятельности в школе  в течении учебного года.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Витько Наталья Петровна, учитель физики, ГБОУ №310, г. Санкт-Петербург

Статья о стратегии работы с одаренными и талантливыми детьми по физике в школе

Анализ осуществляемой работы с одаренными и талантливыми школьниками по физике в школе свидетельствует о необходимости и открывающихся возможностях её дальнейшего совершенствования.

Современный этап развития образования характеризуется появлением новых образовательных технологий. Сейчас особенно важным является широкое использование возможностей современных информационных технологий в качестве инструмента изучения школьных общеобразовательных дисциплин.

Потребность в высококвалифицированных, творчески одаренных специалистах постоянно возрастает во всех промышленно развитых странах. В российском образовании, стремясь обеспечить возможности роста и развития для подрастающего поколения, идет модернизация общего образования, появляются новые идеи и методы в педагогической практике.

Необходимым является поиск и внедрение новых форм обучения и развития одаренных детей и талантливой молодежи. Разработка предметного подхода в работе с этой категорией школьников – актуальная задача.

Такая система работы существенно влияет как на одаренных и талантливых школьников, раскрывая их способности, таланты, уникальные качества, так и на социальное окружение, обогащает образовательное пространство для всех детей:

  • подкрепление творческой жизненной стратегии, социальная защита одаренности, развитие способностей и таланта создают главное богатство – деятельную творческую личность.
  • Проведение олимпиад, интеллектуальных и творческих состязаний, творческие конкурсы. Это привлекает широкую аудиторию школьников, оказывает многим помощь в саморазвитии, самоопределении и раскрытии способностей.
  • Признание ценности развития индивидуальности, одаренности, таланта порождает новое отношение учителей, родителей, ученых, специалистов, работающих с детьми, общества в целом к процессу взросления личности.

В развертываемой работе в первую очередь требует решений главная проблема – выявление одарённости и создание благоприятных условий для развития интеллекта, исследовательских и конструкторских навыков, творческих способностей и личностного роста одаренных и талантливых

Важно удовлетворять специфические образовательные запросы одаренных детей, обеспечивать соответствующую подготовку в классах с профильным изучением предмета, оказывать поддержку в развитии склонностей и интересов школьников в различных формах дополнительного образования, помогать в выборе будущей профессиональной деятельности.

Организация работы с одаренными детьми по физике

Важной особенностью одаренных детей является их познавательная потребность. Одаренные дети охотно и легко учатся, отличаются остротой мышления, наблюдательностью, исключительной памятью, проявляют разностороннюю любознательность, часто уходят с головой в то или иное дело. Выделяются умением четко излагать свои мысли, демонстрируют способности к практическому приложению знаний, проявляют исключительные способности к решению разнообразных задач. Именно поэтому необычные способности ребенка, чтобы развиваться, должны найти применение в какой-либо деятельности.

Данная программа направлена на развитие умственных и творческих способностей ученика, формирование и развитие навыков самостоятельной работы, самообучения и самоконтроля.

Цель:

Создать благоприятные условия для развития интеллекта, исследовательских навыков, творческих способностей и личностного роста одарённых детей.

Задачи:

  • Выявление одарённых детей с использованием различных диагностик;
  • Использование на уроке дифференциации на основе индивидуальных особенностей детей;
  • Отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной деятельности; активное внедрение в образовательный процесс новых образовательных технологий;
  • Организация разнообразной внеурочной и внешкольной деятельности;
  • Организация индивидуальной работы с одарёнными детьми;
  • Подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям различного уровня;

Принципы работы с одаренными детьми:

• принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

• принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

• принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

• принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

• принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Этапы работы:

№ п/п

Содержание мероприятия

Форма работы

Сроки реализации

1. Подготови-тельный

1. Составление плана работы с одаренными детьми по физике.

2. Изучение интересов и склонностей учащихся: уточнение критериев всех видов одаренности.

3. Формирование списков обучающихся.

Заседание ШМО

Анкетирование

Собеседование

До

15 сентября

2Развивающий

  • Развитие умений и навыков самостоятельного приобретения знаний
  • Совершенствование навыков научной организации труда
  • Развитие информационной культуры учащихся
  • Формирование исследовательских навыков
  • Обобщение и систематизация знаний
  • Содействие в профессиональной ориентации

Работа с научно-популярной литературой,

учебной и справочной литературой, ресурсами Интернета

В течение

 года

Подготовка и участие в школьном и муниципальном этапах Всероссийской олимпиады школьников

I – II

четверть

Подготовка и участие в конкурсах

В течение года

«Смотр знаний»

май

Индивидуальные занятия, консультации

По мере необходимости в течение года

3. Творческий

  • Развитие творческих способностей учащихся, самореализация учащихся
  • Выполнение творческих работ, сообщений к уроку
  • Участие в предметных неделях
  • Внеклассные мероприятия по физике

В течение

года

4Исследовательский

  • Совершенствование исследовательских навыков
  • Формирование аналитического и критического мышления
  • Самостоятельное применение учащимися знаний, умений и навыков
  • Привлечение учащихся к проектной деятельности
  • Выполнение исследовательских работ

В течение

 года

План работы с одарёнными детьми

Содержание работы

Сроки

Проекты:

  1.  Выбор тем к Научно- практической конференции (НПК)

Сентябрь – октябрь

  1. Подготовка к НПК, создание индивидуальных проектов по темам курса физики.

Октябрь - февраль

  1. Участие в научно-практической конференции в школе и на муниципальном уровне.

Март - апрель

Подготовка к конкурсам и олимпиадам:

  1. Школьный тур Всероссийской олимпиады школьников по физике.
  2. Неделя физики в школе
  3. НПК
  4. Другие конкурсы.

 Сентябрь- октябрь

Октябрь- декабрь     Октябрь-январь

В течении года

Участие в конкурсах и олимпиадах:

  1. Школьный этап олимпиады.
  2. Неделя физики в школе.
  3. Муниципальный этап олимпиады.
  4. Научно- практическая конференция
  5.  Другие конкурсы

В течении года

Материальная база и оснащенность кабинета физики:

  • наличие современного мультимедийного оборудования в классе с доступом в ИНТЕРНЕТ;
  • возможность обновления устаревающего оборудования (комплектующих);
  • возможность обновления программного обеспечения, отвечающего современным требованиям, предъявляемых развивающими информационными технологиями;
  • курсовая подготовка и переподготовка учителей;
  • создание школьной сети, объединяющей кабинеты естественных наук, библиотеку.

Ожидаемые результаты:

Для учащихся:

  • Творческая самореализация выпускника школы;
  • Высокие показатели выпускников на ГИА и ЕГЭ;
  • Повышение результативности участия в предметных олимпиадах, конкурсах, конференциях и т.д.;

Для учителя:

  • Формирование системы работы с одарёнными учащимися;
  • Обеспечение преемственности в работе средней и старшей школы;
  • Повышение собственной квалификации как учителя в связи с работой по новым образовательным стандартам.

Общие:

Реализация мероприятий программы позволит:

  • создать условия для сохранения и преумножения интеллектуального и творческого потенциала трудовых ресурсов страны, усилить внимание к Человеку и его развитию;
  • создать возможности для проявления одарённости и таланта; обеспечить условия для профессиональной ориентации, творчества и образования повышенного уровня школьникам;
  • создать условия для адаптации детей в постиндустриальном обществе;
  • внедрить методические разработки и информационные технологии в систему работы учителей- предметников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья «МИТ: Мыслить. Искать. Творить» (организация работы с одаренными детьми в условиях общеобразовательного учреждения)

Стратегия работы с одаренными детьми заключается в необходимости создания условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не прояви...

Организация работы с одаренными детьми: опыт работы преподавателя информатики

Работа с одарёнными обучающимися еще несколько лет назад не была в числе приоритетных видов педагогической деятельности в системе начального профессионального образования. С введением...

Организация работы с одаренными детьми. Индивидуализация работы с одаренными детьми.

       Практика развития творческого потенциала одаренных учащихся предполагает разработку и реализацию специальных образовательных  программ, учебного плана и учебных ...

Статья "Организация работы с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы"

В статье рассматриваются  признаки поведения одаренных детей и основные направления деятельности педагогов по работе с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы...

Статья "Организация работы с одаренными детьми"

Опыт работы показывает, что чем раньше начата работа с одаренным ребенком,тем полнее, шире раскрывается его талант....

Методическая разработка на тему: «Выявления одаренных детей и организация работы с одаренными детьми на уроках физической культуры».

Социально-экономические условия в современном мире вызывают необходимость поиска эффективных способов деятельности образовательной системы для решении новых задач. Вопрос одаренности человека актуален...

Методическая разработка на тему: Выявление одаренных детей и организация работы с одаренными детьми на уроках физической культуры

Методическая разработка на тему: Выявление одаренных детей и организация работы с одаренными детьми на уроках физической культуры....