Проектирование заданий, ориентированных на оценку и формирование естественно-научной грамотности
методическая разработка по физике (8 класс)

Аганова Елена Геннадьевна

В исследование PISA включены задания разного типа. Почти половину из них составляют вопросы, предполагающие свободные ответы. А есть вопросы с определённым, нерасширяемым списком ответов. Это значит, что ученик должен выдать самостоятельный ответ, который будет ограничен конкретными словами или числами. Почти треть всех заданий в тесте составляют вопросы с готовыми вариантами ответов. Главное отличие программы PISA от ЕГЭ, ОГЭ и других российских тестов заключается в том, что она, в первую очередь, оценивает возможность школьников руководствоваться здравым смыслом и логикой при выполнении нестандартных задач. В этом отношении можно сказать, что PISA следует современным образовательным трендам, ведь способность учеников применять школьные знания в жизни — это важнейший аспект функциональной грамотности и навыков XXI века. Задания PISA проверяют не заученный материал по  физике , а владение учеников компетенциями в различных контекстах этих предметов и межпредметного взаимодействия: здоровье человека, природные ресурсы, окружающая среда, экология, открытия в области науки и технологии. Существуют интерактивные задания, направленные на наблюдение за каким-то объектом, в которых нужно сделать вывод о том, как функционирует этот объект. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГАОУ ДПО «ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН»

КАФЕДРА МАТЕМАТИЧЕСКОГО И ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Итоговая работа

Проектирование заданий, ориентированных  на оценку и формирование

естественно-научной грамотности

 8 класс

Выполнил: 

Учитель физики-Аганова Е.Г.

ГАОУ «Адымнар - Казань»

Ново-Савиновского района г.Казани    

                                                                         

Казань 2020

https://gdzbest.ru/online/physics/peryshkin82/images/picture/drawing/000/003/053/fXzpjrf.pnghttps://gdzbest.ru/online/physics/peryshkin82/images/picture/drawing/000/003/053/fXzpjrf.png   8 класс.

ПАРУСНЫЕ КОРАБЛИ

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0778/0005e75f-e442be0f/1/img11.jpg 

Разработанный немецкой фирмой SkySails, парусный движитель больше похож не на традиционные паруса, крепящиеся на мачтах, а на воздушный змей. Парус, по форме похожий на параплан, закреплен на длинном канате и может легко менять положение в пространстве. Благодаря этому парус максимально эффективно использует энергию ветра, а кроме того, не происходит значительного крена судна при боковом ветре, характерного для обычных парусников.

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0778/0005e75f-e442be0f/1/img11.jpg  Вопрос 1. https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0778/0005e75f-e442be0f/1/img11.jpg

Одно из преимуществ использования кайта заключается в том, что он летает на высоте в 150 м. Там скорость ветра примерно на 25% больше, чем на уровне палубы корабля.

С какой примерно скоростью дует ветер на кайт, когда скорость ветра, измеренная на палубе корабля, равна 24 км/ч?

  1. 6 км/ч
  2. 18 км/ч
  3. 25 км/ч
  4. 30 км/ч
  5. 49 км/ч

            Характеристика вопроса 1.1

Тип вопроса: с выбором ответа

Компетенция: научное объяснение явлений

Содержание: естественнонаучные исследования

Область применения: новые знания в области науки

Контекст: глобальный

Уровень сложности: низкий

Оценка выполнения задания

1 балл  - ответ принимается полностью

 D. 30 км/ч

0 баллов - другие ответы.  или ответ отсутствует

Вопрос 2

Чему примерно должна быть равна длина каната у кайта, чтобы он тянул корабль под углом в 45° и находился на высоте в 150 м по вертикали.

  1. 173 м
  2. 212 м
  3. 285 м  
  4. 300 м

Характеристика вопроса 1.2

Тип вопроса: с выбором ответа

Компетенция: интерпретация данных

Содержание: естественнонаучные исследования

Область применения: новые знания в области науки

Контекст: глобальный

Уровень сложности: средний

Оценка выполнения задания

 1 балл  - ответ принимается полностью

 B.212м

 0 баллов - другие ответы или ответ отсутствует.

Вопрос 3.

Рассчитать момент силы, действующий на кайт, если масса кайта  110 кг.     Выполнить чертеж.

Характеристика вопроса 1.3

Тип вопроса: с закрытым свободно-конструируемым ответом

Компетенция: распознавание и постановка научных вопросов

Содержание: естественнонаучные исследования

Область применения: связь естествознания и технологии

            Контекст: глобальный

            Уровень сложности: высокий

Оценка выполнения задания

2 балла  - ответ принимается полностью

1 балл – ответ, верен, не выполнен чертеж

0 – ответ не верный, неправильно сделан чертеж

Ответ: М= 149,8 *110*10= 164780 Н*м

Вопрос 4.

Как измениться выталкивающая сила на корабль с использованием кайта?

Запишите свой ответ и объясните его.

Характеристики вопроса 1.4

Тип вопроса: с закрытым свободно-конструируемым ответом

Компетенция: распознавание и постановка научных вопросов

Содержание: естественнонаучные исследования

Область применения: связь естествознания и технологии

Контекст: глобальный

Формат ответа: задание с развернутым ответом (в виде текста, рисунка или и рисунка, и текста).

Уровень сложности: высокий

Оценка выполнения задания

2 балла  - ответ принимается полностью

1 балл – ответ, верен, не выполнен чертеж

0 – ответ не верный, неправильно сделан чертеж

Ответ: выталкивающая сила на судно не измениться

сила Архимеда зависит лишь от g, плотности жидкости и объёма тела. Сила Архимеда постоянна при постоянных g.р и V


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование заданий, ориентированных на оценку и формирование естественнонаучной функциональной грамотности обучающихся.

Итоговая работа: Проектирование заданий, ориентированных на оценку и формирование естественнонаучной грамотности...

Примеры заданий по физике направленные на формирование естественно - научной грамотности.

Приведены примеры заданий, которые можно применять на уроках  физики по формированию естественно- научной грамотности....

Задания на формирование естественно-научной функциональной грамотности 8 класс

Задания на формирование естественно-научной функциональной грамотности 8 класс...

Задания по формированию естественно-научной грамотности для учеников 6 класса

  Естественнонаучная грамотность – это способность учащихся использовать естественнонаучные знания для отбора в реальных жизненных ситуациях тех проблем, которые могут быть исследова...

Примеры заданий по формированию естественно-научной грамотности на уроках химии

В работе представлены задания, которые помогут учителю на уроке, для формирования навыков естественно-научной грамотности...

«Интеграция курсов естественно-научных дисциплин для формирования естественно-научной грамотности обучающихся»

Интеграция – это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области. Понятие «интеграция» может иметь д...