Современные методы и приемы формирования естественно-научной грамотности в рамках предметов естественно-научного цикла
презентация к уроку по физике

Новикова Наталья Викторовна

Современные методы и приемы формирования естественно-научной грамотности в рамках предметов естественно-научного цикла 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Добрый день, уважаемые коллеги!

Эпиграфом к моему  выступлению будут замечательные слова Яна Амоса Коменского, которые как нельзя лучше отражают суть функциональной грамотности: «Для жизни, а не для школы мы учимся»

Особенностью современного образования является его ориентация на развитие личности учащегося, на достижение таких образовательных результатов, которые помогут вырабатывать эффективные жизненные стратегии, принимать верные решения в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Время перед нами, педагогами, ставит всё более сложные задачи. От  нас требуется, чтобы мы воспитывали детей грамотными, творческими, конкурентоспособными в современном мире, то есть личностями функционально грамотными.

Естественно-научная грамотность является составной частью функциональной грамотности, которая оценивается в международном исследовании образовательных достижений 15-летних школьников

Под естественно-научной грамотностью в исследовании PISA понимают способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с развитием естественных наук и применением их достижений, его готовность интересоваться естественно-научными идеями.  

Человек, обладающий естественно-научной грамотностью, должен проявлять следующие компетенции:

 _ научно объяснять явления; (т.е. распознавать, предлагать и оценивать объяснения некоторого круга природных и технологических явлений)

−  понимать особенности естественно-научного исследования; (описывать и оценивать научные исследования, а также предлагать научные способы решения проблем)

−  интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов. (анализировать и оценивать данные, утверждения и аргументы, представленные в различных формах и получать на основании этого обоснованные выводы)

Эти умения позволят обучающимся повысить уровень естественно-научной грамотности.

Описание естественно-научной грамотности в международных сравнительных исследованиях полностью пересекается с требованиями ФГОС ООО к предметным (предметы естественнонаучного цикла) и метапредметным результатам освоения основных образовательных программ.

Введение в сферу образования стандартов нового поколения ориентирует учителя искать новые эффективные приемы и методы передачи информации обучающимся на уроках, активизировать их учебно-познавательную деятельность, развивать опыт творческой деятельности.

Рассмотрим современные методы и приёмы обучения ЕН грамотности на уроках предметов ЕНЦ:

         Практико-ориентированные задачи

Задачи, основанные на реальных жизненных ситуациях, помогают ученикам увидеть практическое применение физических знаний. Например, при обобщении раздела Тепловые явления в 8 классе можно предложить задание «Физика за чашкой чая», в котором учащиеся ответят на вопросы опираясь на свои знания…

Такие задачи развивают критическое мышление и учат применять теоретические знания к конкретным ситуациям.

Использование интерактивных методов, таких как дискуссии, ролевые игры и групповые обсуждения, способствует активному участию учеников в учебном процессе. Например, можно организовать дискуссию о влиянии электромагнитного излучения на здоровье людей или провести ролевую игру, где ученики будут играть роли учёных, обсуждающих новые открытия в физике.

Цифровые технологии

Использование цифровых технологий, таких как симуляторы, виртуальные лаборатории и образовательные платформы, расширяет возможности для изучения физики. Симуляции позволяют моделировать сложные процессы, а виртуальные лаборатории дают возможность проводить эксперименты без необходимости использования дорогостоящего оборудования.

 эффективен метод «Ассоциации» - для запоминания определений новых понятий. Результаты можно фиксировать с помощью интеллект-карты, на которой изображены слова, идеи, задачи или понятия, связанные ветвями, отходящими от центрального понятия или идеи.

Например: какие ассоциации у вас возникают с понятием «электрический ток»? Ребята называют свои образы, а затем на доске записываются все их версии.

                   гудящие провода        розетка

                                   разряд                                          молния

                                 эл заряд                                   опасность

На этапе проверки домашнего задания: прием «Найди ошибку»

  • Универсальный приём, активизирующий внимание учащихся.
  • Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой, в парах или индивидуально, спорят, совещаются.

slide_23.jpg

 

Прием «Корзина идей» -  Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока.

Задание 1

В каком случае быстрее остынет кастрюля с горячим компотом. Налитым доверху: если поставить кастрюлю на лед или лед на крышку кастрюли?

1)остынут за одно и то же время;

2)в первом случае;

3)во втором случае;

4)однозначно ответить нельзя

Большую роль в развитии естественно-научной грамотности умелое   использование разнообразных заданий, относящихся к методу Проблемное обучение

         Метод проблемного обучения заключается в постановке перед учениками проблемы, которую они должны решить, используя свои знания и умения. Проблемные ситуации могут быть связаны с реальными жизненными задачами, такими как расчёт стоимости электроэнергии бытовых приборов или выбор наиболее энергоэффективного способа освещения помещения.

Практическая работа

«Расчет стоимости электроэнергии бытовых приборов»

Цель - научиться пользоваться паспортом электрического прибора, определять с его помощью мощность бытовых электроприборов и вычислять затраченную им электроэнергию и ее стоимость.

Приборы и материалы: технические паспорта приборов, различные электробытовые приборы.

Задания

1.Найдите в технических паспортах или на корпусе прибора мощность предложенных вам электрических приборов.

2.Определите работу, совершенную током в этих приборах за указанное время, за сутки и за месяц (30 дней).

3.Рассчитайте стоимость затраченной электроэнергии за месяц по формуле: С=А* Тариф

Полученные данные занесите в таблицу.

Практическая работа 2

«Замер затрат электроэнергии, когда техника находится в режиме ожидания»

Цель работы: определить затраты электроэнергии прибора режиме ожидания

Указания к работе

1. Отключите от сети холодильник и выключите свет.

2. Остальные приборы оставим в режиме ожидания (телевизор, компьютер, стиральная машина, микроволновая печь, зарядное устройство для телефона).

3. Пронаблюдать за показанием счетчика за время одного оборота.

4. Используя табличные данные рассчитайте затраты электроэнергии приборами в режиме ожидания за 1 час, 1 день,1месяц.

5. Сделайте вывод

Самое главное, чтобы наши ученики из урока в урок получали подтверждение тому, что естествознание – это наука, которая сказки делает былью

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных учебных действий в преподавании предметов естественно - научного цикла.

Важнейшей задачей современной школы является формирование совокупности “универсальных учебных действий”, обеспечивающих компетенцию “научить учиться”, а не только освоение учащимися конкретных предмет...

Организация проектной деятельности с обучающимися в рамках предметов естественно-научного цикла.

Материал содержит рекомендации по организации проектной деятельности с обучающимися на уроках биологии и химии, учитель описывает последовательные этапы межпредметного проекта....

Семинар «Проектно – исследовательская деятельность как инструмент успешного формирования УУД в рамках предметов естественно – научного цикла ».

Семинар посвящен  применению проектно- исследовательской деятельносьти на предметах естественно- научного цикла. На семинаре был представлен интегрированный урок по предметам политехнического цик...

Особенности формирования функциональной грамотности обучающихся по предметам естественно-научного цикла

Сегодня на рынке труда каждый должен демонстрировать максимальную гибкость, адаптивность к меняющимся требованиям. Мы не можем рассчитывать на раз и навсегда полученные профессиональные навыки: м...

Презентация к семинару" Формирование естественно-научной грамотности в рамках изучения английского языка"

Использование экстенсивного чтения на английском языке для формирования естественнонаучной грамотности Слайд 1Современное общество сегодня делает запрос не на таких специалистов, которые хранят в голо...

Игра по станциям «Новое путешествие Колумба» - формирование функциональной грамотности по предметам естественно-научного цикла для учащихся 5 классов.

Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянные приобретаемые знания, умения, навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сфер...