Открытый урок по физике (7 класс)- Давление твердых тел. Единицы давления.
план-конспект урока по физике (7 класс)

Открытый урок по физике (7 класс)- Давление твердых тел. Единицы давления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon Презентация к уроку2.62 МБ
Файл Конспект урока22.26 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Давление твердых тел 1 2 3 4 5 6 8 7 Домашнее задание Цели и задачи Знать смысл физических величин: Уметь применять Оборудование Этапы урока для самооценки Методы и технологии Виды работ обучающихся ИКТ объяснительно - иллюстрированный творческий проблемный решение проблемной задачи экспериментальное определение зависимости давления от силы и площади установление способов изменение давления рефлексия ученический эксперимент объяснение нового материала создание проблемной ситуации тетрадь учащегося компьютер компьютерная презентация линейка введение понятия о давлении повторить «Сила» выяснить зависимость результата действия силы от F и S научиться вычислять давление тела на опору установить, как можно изменять давление давление сила выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях

Слайд 3

Как- то раз спросили розу, Отчего, чаруя око, Ты колючими шипами, Нас царапаешь жестоко? Что «ответила» роза? Проблемный вопрос:

Слайд 4

ДАВЛЕНИЕ ТВЕРДЫХ ТЕЛ. ЕДИНИЦЫ ДАВЛЕНИЯ. 7 КЛАСС

Слайд 5

Давление – это физическая величина, равная отношению силы, действующей перпендикулярно поверхности, к площади этой поверхности. p - давление F - сила S - площадь Давление

Слайд 6

ЕДИНИЦЫ ДАВЛЕНИЯ За единицу давления в СИ принят Паскаль (Па). Если на поверхность с площадью 1 м 2 перпендикулярно действует равномерно распределенная сила в 1 Н, то давление в этом случае 1П а. Блез Паскаль (1623—1662) , французский математик, физик 1 гПа=100 Па 1 кПа= 1000 Па 1 МПа= 1000000 Па 1 мПа = 0,001 Па

Слайд 7

ЧЕМ МЕНЬШЕ ПЛОЩАДЬ, ТЕМ БОЛЬШАЯ СИЛА ДЕЙСТВУЕТ НА ЕДИНИЦУ ПЛОЩАДИ.

Слайд 8

Слайд 9

УВЕЛИЧЕНИЕ ДАВЛЕНИЯ В ПРИРОДЕ Жало насекомого

Слайд 10

УВЕЛИЧЕНИЕ ДАВЛЕНИЯ В ПРИРОД Е Коготь животного

Слайд 11

УВЕЛИЧЕНИЕ ДАВЛЕНИЯ В ПРИРОДЕ Зубы у крокодила

Слайд 12

УВЕЛИЧЕНИЕ ДАВЛЕНИЯ В ПРИРОДЕ Клюв птицы

Слайд 13

УМЕНЬШЕНИЕ ДАВЛЕНИЯ В ТЕХНИКЕ Железная дорога

Слайд 14

Уменьшение давления в технике

Слайд 15

Дано : F 1 = 5 0 H S = 4 00 мм 2 = 0,0 4 м 2 Решение: F= F 1 = 50Н ; р - ? Ответ: 1,25 кПа. Сила тяжести, действующая на штатив, 50 Н, а площадь подставки 400 мм 2 . Каково давление штатива на стол? Задача (решение у доски)

Слайд 16

РЕШЕНИЕ КАЧЕСТВЕННЫХ ЗАДАЧ ПО ГРУППАМ: 1 группа Почему топкое болото перейти легче, если под ноги положить хворост? Каково назначение широких копыт у верблюда? Объясните физический смысл пословицы «шила в мешке не утаишь». Почему по скошенному лугу трудно идти босиком? 2 группа Почему режущие и колющие инструменты оказывают на тела очень большое давление? Объясните назначение напёрстка, надеваемого на палец при шитье? Вам даны два бруска, как их следует расположить, чтобы давление, оказываемое ими на стол, было максимальным? Какой иглой лучше шить: тупой или острой?

Слайд 17

ТЕСТ 1. В каких единицах измеряется давление? А. Н. Б. Па. В. М 2 .2.Чем…площадь опоры, тем… давление, производимое одной и той же силой на эту опору? А.больше; меньше. Б. больше; больше. В. меньше; меньше. 3. Давление тела на поверхность зависит … А.от модуля силы и площади поверхности, перпендикулярно которой он действует; Б.от модуля силы и не зависит от площади поверхности, на которую действует сила; В.площади поверхности, перпендикулярно которой действует сила. 4. Выразите в Па давление 10 кПа? А.10000Па. Б.100Па. В.1000Па. 5. Величина, равная отношению силы, действующей перпендикулярно поверхности, к площади этой поверхности называется… А.силой давления. Б.давлением. В. весом тела. 6.Станок весом 12000 Н имеет площадь опоры 2,5 М 2 . Определите давление станка на фундамент? А) 48Па. Б) 25000 Па. В) 4800 Па. 7. Как изменится давление на стол, если поставить ее на ребро? А) не изменится. Б) уменьшится. В) увеличится. 8 Ящик весом 960 Н оказывает на опору давление 5кПа. Какую площадь опоры имеет ящик? А) 0,192 М 2 Б) 19,2 М 2 В) 1,92 М 2 1. А 2. А 3. В 4. Б 5. В 6. А 7. В 8. А Проверка

Слайд 18

Домашнее задание. Практическое задание на стр 105 учебника (Зная свой вес, определить площадь ботинка и рассчитать давление). Приготовить рассказ о физической величине по обобщенному плану. Домашнее задание

Слайд 19

Рефлексия заполнить анонимную карточку - довольны ли Вы тем, как прошёл урок? - было ли Вам интересно? - сумели ли Вы получить новые знания? - Вы с интересом будете выполнять домашнее задание? (+) – положительный ответ; (-) – отрицательный ответ



Предварительный просмотр:

Конспект урока в 7 классе по теме «Давление. Единицы давления. Способы уменьшения и увеличения давления»

Тип урока:  комбинированный (урок-исследование). Урок изучения и первичного закрепления знаний

Оборудование: Компьютер, интерактивная доска, дощечка с вбитыми гвоздями,  емкость  с  песком, набор грузов, картон, кнопки  (Как  вариант: кукла  типа  Барби  с  обувью  на  плоской  подошве  и  туфельками  на  каблучках,   кусочек  ткани  с  острой  и  тупой (гобеленовой) иглами,  детские  машинки  с  разной  шириной  колес).

Цели урока:  Дидактическая: Создание условий для осознанного изучения нового материала и включение знаний учащихся в процесс познания.

Учебная: Сформировать знания обучающихся о давлении, необходимости его увеличения и уменьшения,  зависимости  от силы давления и площади опоры.

Развивающие:  создать условия для развития коммуникативных (взаимодействие с людьми) и мыслительных (умение анализировать, обобщать, делать выводы) качеств учащихся,

Воспитательные: формирование у учащихся интереса  к научным знаниям, объясняющим явления и свойства окружающего мира; способствовать формированию культуры межличностного общения через организацию работы в группах.

Приобретаемые учащимися знания и умения

  • определение давления, формулу давления, единицы измерения давления, обозначение физических величин, способы увеличения и уменьшения давления.
  • работать с приборами, наблюдать, анализировать и сравнивать результаты опытов, делать выводы.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная и групповая.

Методы работы – словесно-иллюстративный, проблемный, репродуктивный, частично-поисковый.

Презентация  к  уроку

Ход урока:

I. Организационный момент ( Приветствие обучающихся, вовлечение их в совместную деятельность)

II. Актуализация опорных знаний (Составление кластера,  ключевые слова: сила и площадь;

Организовываем  работу в группе.

Для обобщения на интерактивной доске в центре записываются ключевые понятия, вокруг располагаются 5 – 6 пустых квадратов. Предложенные группами учащихся ассоциации записываются в пустые квадраты, перемещаются, при помощи функции доски, окрашиваются, таким образом, производится их систематизация. (Слайд 2)

III. Изучение нового материала

Учитель: Составляя кластер, мы ещё раз вспомнили, что результат действия силы зависит от абсолютного значения силы, точки приложения и  направления, а сегодня на уроке  мы попытаемся выяснить, только ли от этих факторов зависит результат действия силы.

Отгадайте загадку  (слайд 3) - Создание проблемной ситуации через постановку проблемного вопроса:

Как-то раз спросили розу,

Отчего, чаруя око,

Ты колючими шипами

Нас царапаешь жестоко? 

Как вы думаете, «что ответит» роза?

Учащиеся:  затрудняются дать обоснованный ответ, но мысли верные: царапает, т.к. шипы острые или шипы очень тонкие и сильно вонзаются в кожу человека.

Учитель: Ребята, я думаю ответить точно и правильно на этот вопрос, нам поможет эксперимент (у  разных  групп разные  наборы).  

Примените вещи  по  назначению  и  сделайте  вывод.  Что замечаем?

Учащийся: В первом случае гвозди немного углубятся в песок, а во втором  почти полностью вошли в песок, (обувь  на  шпильке  проваливается  в  песок,  а  на  плоской  подошве – нет)

Учитель: Возникает вопрос: Почему так происходит? Ведь модуль силы, не изменился. Остались прежними направление и точка ее приложения.

Учитель: Теперь вы выполните простое практическое задание:

У вас на столе лежит картон и кнопка  (иглы  и  ткань). Надавите на картон пальцем. Что наблюдаем? (На картоне не остается никаких следов). При той же силе давления надавите на кнопку. (Кнопка легко входит в картон).

Какую гипотезу можно высказать о причине различия результатов?  (Выслушиваются различные версии). Учащиеся приходят к выводу, что в рассмотренных примерах была разной площадь, на которую действовала сила.  Вывод: результат действия силы зависит и от самой силы,  и от площади её воздействия.

IV.Этап получения и обработки информации  (работа  с  учебником)

Учитель: Таким образом, нам необходимо ввести новую физическую величину, которая показывает зависимость результата действия силы от площади поверхности, на которую распределяется это действие. Эта величина называется давлением. (Слайд 4)

Откройте тетради запишите тему урока  «Давление. Единицы давления. Способы уменьшения и увеличения давления».  Давайте выясним, что мы должны знать о давлении?  (вспоминаем обобщенный план ответа о физической величине).

Вместе с учащимися определяем цели урока: знакомство с физической величиной «давление», с единицами измерения давления, формулой для вычисления давления, способами уменьшения и увеличения давления.

Учащиеся  работают  с параграфом учебника,  составляют  краткий  конспект  в  соответствии  с  обобщенным  планом.  Быстро  проверяем. (Слайд 5-6)

Учитель:  Сейчас  вы  работали  с  текстом  учебника,  скажите  мне,  пожалуйста, описание  каких  опытов  вам  встретилось?  И  как  соответствует  описание  опытов  в  учебнике  с  опытами  проведенными  вами? Сравнивают  и  делают  вывод: Чтобы увеличить давление, нужно увеличить силу или уменьшить площадь её приложения. (Слайд 7)

(учащиеся записывают в тетрадь).

Вопросы классу:

- Если сила увеличится в 2 раза, что произойдёт с давлением? (то давление тоже увеличится в 2 раза).

- Если площадь увеличится  в 4 раза? (то давление уменьшится в 4 раза).

Учитель: Любая поверхность выдерживает  только определённое давление. Если это давление будет больше предельного, то опора разрушается. Человеческая кожа выдерживает давление 3000 кПа.  Поэтому в зависимости от того, какой результат хотят получить, давление можно увеличивать или уменьшать.

Учитель: Приведите  примеры  (из  жизни) увеличения давления :топор, нож, гвозди, когти, клювы зверей, шипы). (слайды 8-14)

Учитель: Примеры уменьшения давления: шины автомобилей, шасси самолётов, гусеницы вездеходов.

V. Закрепление изученного материала   (Этап применения знаний)

А.   Решение расчётных  задач:  (слайд 15)

1. Сила тяжести, действующая на штатив, 50 Н, а площадь подставки 400мм2. Каково давление штатива на стол? (у доски)

Б.  Решение качественных задач по группам. (Слайд 16)

1 группа

  • Почему топкое болото перейти легче, если под ноги положить хворост?
  • Каково назначение широких копыт у верблюда?
  • Объясните физический смысл пословицы «шила в мешке не утаишь».
  • Почему по скошенному лугу трудно идти босиком?

2 группа

  • Почему режущие и колющие инструменты оказывают на тела очень большое давление?
  • Объясните назначение напёрстка, надеваемого на палец при шитье?
  • Вам даны два бруска, как их следует расположить, чтобы давление, оказываемое ими на стол, было максимальным?
  • Какой иглой лучше шить: тупой или острой?

VI. Итоги урока

 Сегодня на уроке мы познакомились с новой физической величиной – давление. Узнали, в каких единицах выражают давление, как можно увеличить и уменьшить давление.

 Можете ли вы теперь дать точный ответ на загадку про розу?

Ученик:  Остриё шипов розы имеет очень маленькую площадь, а чем меньше площадь, тем больше давление, производимое шипами.

Домашнее задание. Практическое  задание  на  стр 105 учебника (Зная  свой  вес, определить площадь  ботинка  и  рассчитать  давление).  Приготовить рассказ  о  физической  величине  по  обобщенному  плану. (Слайд 18)

VII. Рефлексия (слайд 19)

Каждому ученику предлагается заполнить анонимную карточку, содержащую следующие вопросы:

- довольны ли Вы тем, как прошёл урок?

- было ли Вам интересно?

- сумели  ли Вы получить новые знания?

- Вы с интересом будете выполнять домашнее задание?

(+) – положительный ответ;  (-) – отрицательный ответ. По количеству плюсов учитель может подвести итог своей работы.

Можно  использовать  прием  «Светофор».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок физики в 7 классе по теме "Давление. Единицы давления. Способы изменения давления"

Урок изучения нового материала, на котором вводится понятие давления, исследуется результат действия силы давления, учащиеся учатся рассчитывать давление, рассматриваются способы изменения давления...

Урок физики в седьмом классе по теме "Давление. Давление твёрдых тел. Единицы давления. Способы уменьшения и увеличения давления"

Данный материал предназначен для учителей физики, преподающих физику в седьмом классе. Разработка урока составлена по учебнику А.В. Перышкина. Может быть использована при изучении нового материала....

План конспект урока по физике 7 класс Решение задач по теме: «Давление в жидкостях и газах. Сообщающиеся сосуды».

План конспект урока по  физике в 7 классе.Тема урока:  Решение задач по теме: «Давление в жидкостях и газах. Сообщающиеся сосуды».Формы организации детей: индивидуальная и групповая ра...

Конспект урока по физике 7 класс. "Решение задач по определению давления".

Урок-обобщение по теме "Давление". Презентация к уроку....

Технологическая карта урока ФГОС. Физика 7 класс тема «Механическая работа. Единицы работы»

Технологическая карта урока ФГОС. Физика 7 класс тема «Механическая работа. Единицы работы»...

Презентация к технологической карте урока ФГОС. Физика 7 класс тема «Механическая работа. Единицы работы»

Презентация к технологической карте урока ФГОС. Физика 7 класс тема «Механическая работа. Единицы работы»...

Урок физики 7 класс - "Решение задач на вычисление давления твердых тел"

Урок  "Решение задач на вычисление давления твердых тел" направлен на отработку понятия давления, умения вычислять давление твердых тел, анализировать физические ситуации и давать им об...