Технологическая карта урока ФГОС. Физика 7 класс тема «Механическая работа. Единицы работы»
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему

Комагоров Иван Львович

Технологическая карта урока ФГОС. Физика 7 класс тема «Механическая работа. Единицы работы»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Проект урока по теме «Механическая работа. Единицы работы»

Предмет: физика

Класс: 7

Тип урока: «открытие» нового знания.

Цель урока: учащийся использует план изучения физической величины, формулирует понятие механическая работа для решения задач.

Планируемые достижения учащихся на уроке:

Метапредметные УУД:

             Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи изучения физической величины, использовать знания о механической работе в повседневной жизни, приводить примеры практического использования физических знаний.

        Коммуникативные: деятельность в рамках сотрудничества, формировать способность выслушивать собеседника, понимать его точку зрения; развивать монологическую и диалогическую речь.

      Регулятивные: осуществлять действия по плану изучения физической величины.

Предметные: знает понятие механическая работа и формулу A = Fs для расчёта механической работы, единицы измерения работы; решает задачи с использованием формулы A = Fs нахождения механической работы.

Источники информации: учебник «Физика». 7 класс./ А.В. Перышкин; электронная форма учебника «Физика». 7 класс./ А.В. Перышкин (демоверсия).

Оборудование: ноутбук,  проектор, раздаточный материал (тест,  карточки для рефлексии и оценки деятельности на уроке), презентация.

Ход урока:

  1. Этап мотивации к учебной деятельности.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Все готовы  к новым открытиям. Нас ждет интересная работа. А что означает для вас слово «работа»? 

Внимание на экран, прокомментируйте увиденное.

Слайд 1 (фотографии работающих людей).

Включение детей в учебную деятельность.

Методический комментарий. Учитель  создает условия для возникновения  внутренней потребности включения учащихся в учебный процесс.

Коммуникативные: формирование умения слушать и слышать.

Личностные: интерес к учебному материалу;

  1. Этап актуализации знаний и пробного учебного действия.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- Догадались, о чем пойдет речь на уроке?

- В жизни вы встречались с понятием « работа »?

Понятие работы в физике несколько иное. В физике изучают механическую работу. Сформулируйте тему урока?

Слайд 2.

- о работе.

- полезный труд, работа ученика, учителя, рабочего, водителя, тракториста и т.д.

- Механическая работа. Единицы работы. (Записывают в тетрадь).

Методические комментарии. Учитель актуализирует мыслительные операции, необходимые для изложения нового знания . 

Коммуникативные: высказывать своё мнение; 

Познавательные: актуализация имеющегося знания.

  1.  Этап постановки проблемы.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Просмотр видео (без звука) примеры и условия совершения механической работы. Внимание на экран, прокомментируйте увиденное.

- Когда совершается механическая работа?

- Где мы можем узнать, что такое механическая работа?

Работая с текстом учебника, сформулируйте условия совершения механической работы.

- механическая работа -  физическая величина, что мы должны узнать о физической величине механическая работа?

Просмотр видео.

комментарии (если они есть).

- для ответа на поставленный вопрос  недостаточно имеющихся  знаний.

- посмотреть в учебнике, словаре, спросить   учителя, в сети интернет, в энциклопедии.

- работа с текстом:

механическая работа совершается, только когда на тело действует сила и оно движется.  

- есть план изучения физической величины.

Методический комментарий. Учитель организует фиксацию затруднения, фиксацию   во внешней речи  причины затруднения, знания которых недостаёт.

 Регулятивные: принимать учебную задачу;

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог;

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний.

  1. Этап построения проекта выхода из затруднения.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- Сформулируйте цель нашего урока?

Записывает этапы построения плана на  доске за учащимся (Слайд 3).

ПЛАН

изучения физической величины.

1.Понятие механическая работа.

2. Формула расчёта механической работы.

3. Единицы измерения механической  работы.

4.  Применение  формулы расчёта механической работы при  решении задач.

- Цель урока: используя план изучения физической величины, формулируем понятие механическая работа  для решения задач.

 - надо узнать, что такое механическая работа и отчего она зависит.

-получить формулу для расчета  механической работы.  

-определить единицы механической работы.

- научиться применять формулу при решении задач.  

Методический комментарий. Учитель актуализирует мыслительные операции необходимые для формулирования и согласования цели урока и плана выхода из затруднения, через проблемный диалог

 Регулятивные: постановка целей, планирование работы с помощью учителя;

Коммуникативные: деятельность в рамках сотрудничества;

Познавательные: актуализировать имеющиеся знания.

  1. Этап реализации построенного проекта.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

 Найдите в учебнике ответы к  пунктам плана.

Достаточно ли у вас знаний физической  величине механическая работа?

Работа с учебником.

Да, мы  сформировали понятие механическая работа и узнали единицы измерения работы, формулу, необходимую  для решения задач.

Методические комментарии. Учитель организует использование плана изучения физической величины и фиксацию преодоления затруднения.

Личностные: развитие познавательного интереса;

Коммуникативные: умение работать в паре ,слушать и слышать партнёра, договариваться;

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации;

Регулятивные: умение действовать по плану изучения физической величины.

  1. Этап первичного закрепления во внешней речи.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- Условия совершения механической работы?

- Как определить механическую работу?

- Формула расчёта  механической работы?

- Что принимается за единицу механической работы?

Кто такой Джеймс Джоуль? Почему  единицу работы назвали в его честь. Предлагаю вам подготовить сообщение об этом человеке.

Механическая работа может быть (слайд 4):

1. А  > 0,

2. А < 0,

3. А = 0,

Вернемся к просмотру видео (без звука, внимание на экран, прокомментируйте увиденное) и с комментарием.

- Механическая работа совершается, только когда на тело действует сила и оно движется.

- Механическая  работа  прямо пропорциональна приложенной силе и прямо пропорциональна пройденному пути. А – работа.

A = F ∙s

- За единицу работы  принимают работу, совершаемую силой 1Н, на пути, равном 1м.

     Единица работы – джоуль (Дж)

1Дж = 1 Н ∙м

- английский учёный.

Используются также килоджоули (кДж).

 1кДж = 1000 Дж

1 Дж = 0,001 кДж

- если направление силы совпадает с направлением движения тела, то сила совершает положительную работу.

- если движение тела происходит в направлении, противоположном направлению приложенной силы, то сила совершает отрицательную работу.

- при движении тела по инерции;

- если под действием силы тело не движется;

-  если направление силы, действующей на тело, перпендикулярно направлению движения, то эта сила не совершает работы, работа равна нулю.

- теперь мы можем прокомментировать видео:

- правильные  ответы (выше).

- сравнивают с образцом.

Методические комментарии. Учитель организует усвоение нового знания с проговариванием во внешней речи.

Личностные: умение фиксировать изменения в уже имеющихся знаниях;

Коммуникативные: развивать монологическую и диалогическую речь.

Познавательные: актуализация нового знания;

  1. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Закройте учебники и запишите в тетради ответы на  вопросы:

- Определение механической работы?

  - Формула расчёта  механической работы?

 Что принимается за единицу механической работы?

Оценим результативность работы.

Проверка по образцу на    доске (слайд 5).

Решите задачу упр.28 (3)

Проверка по образцу на   доске (слайд 6).

- Записывают в тетрадь ответы.

- Механическая  работа  прямо пропорциональна приложенной силе и прямо пропорциональна пройденному пути. А – работа.

A = F ∙s

- За единицу работы  принимают работу, совершаемую силой 1Н, на пути, равном 1м.

     Единица работы – джоуль (Дж)

- Работа в парах (обмениваются тетрадями, оценивание работы напарника).

-   проверяют по образцу, исправляют ошибки.

Дано:                        Решение:

m = 2500  кг  A =Fs

 g = 10 Н/кг     F= mg

h = 12 м            s=h

A-?                    A = mgh

А = 2500 кг  ∙ 10∙12м=300 000Дж

Ответ: А= 300 000 Дж

-   проверяют по образцу, исправляют ошибки.

Методические комментарии. Учитель организует выполнение самостоятельной работы, самопроверку  в парах и исправление ошибок по образцу.

Коммуникативные: умение работать в паре, формировать способность выслушивать собеседника, понимать его точку зрения;

 Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи изучения физической величины;

Регулятивные: осуществлять действия по образцу.

  1. Этап первичного включения нового знания в систему знаний и повторение нового знания.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

    Решите задачи:

Перышкин А.В.  № 414 (слайд 7).

  1. На какую высоту можно равномерно поднять груз массой

5 кг, совершив работу 120 Дж?

   2.  Вычислите механическую работу, которую вы совершаете, равномерно поднимаясь с первого на второй этаж здания школы. Необходимые данные получите сами (слайд 8).

Выполните тест (приложение 1).

Слайд. Ответы вам предлагаются, и вы сами можете оценить свою работу (слайд 9):

  •  0 ошибок – 5
  • 1-2 ошибки - 4
  • 3-4 ошибки – 3
  • 5 -6 ошибок – 2

  Дано:                     Решение:

m = 5 кг          А = F∙s

g = 10 Н/кг         F = m ∙ g ; s = h

A =120 Дж       A= m ∙ g ∙ h            

h-?                      

h =

Ответ: h= 2,4 м

Дано:                          Решение:

m = 40 кг                 А = F ∙ s

g= 10 H/кг          F= m ∙ g;  s = h

h = 3 м                       A= m∙g∙h

    А - ?                         А= 40 кг∙10 ∙ 3м=

   = 1 200 Дж.       

Ответ: А=  1 200 Дж.

Выполняют тест, (обмениваются работами,  оценивают по образцу)

Методические комментарии. Учитель организует выявление типов заданий, где возможно использование нового знания.

Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Коммуникативные: высказывать своё мнение, приводя аргументы;

Регулятивные: принимать учебную задачу.

  1. Этап фиксации нового знания и оценки собственной деятельности.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Наш урок подходит к концу.  

- Вспомним, какую цель мы ставили в начале урока?

План изучения физической величины, который мы построили в начале урока, выполнен?

 - Что  такое механическая работа?

  - Формула расчёта  механической работы?

 - Что принимается за единицу механической работы?

- Проанализируйте свою деятельность на уроке, заполнив карточку рефлексии  

 Продолжите фразу:

1.  Сегодня я узнал …

2.  Было трудно …

3.  Было интересно …

4.  Я понял, что …

5.  Теперь я могу …

- узнать, что такое механическая работа и отчего она зависит.

- получить формулу для расчета  механической  работы.  

- определить единицы механической работы.

- научиться применять формулу при решении задач  

- Мы составили план работы и выполняли каждый его пункт.

- Механическая  работа  прямо пропорциональна приложенной силе и прямо пропорциональна пройденному пути.  А – работа.

A = F ∙s

- За единицу работы  принимают работу, совершаемую силой 1Н, на пути, равном 1м.

     Единица работы – джоуль (Дж)

 

Учащиеся заполняют лист рефлексии.

Методические комментарии. Учитель организует фиксацию нового знания, соответствия результатов деятельности на уроке поставленной цели, самооценку учениками работы на уроке «продолжаю фразу».

Личностные: формирование адекватной, позитивной самооценки, необходимости саморазвития;

Коммуникативные: высказывать своё мнение, приводя аргументы; уважительно относиться к позиции другого;

Познавательные: использовать знания о механической работе в повседневной жизни, приводить примеры практического использования физических знаний;

Регулятивные: оценивают результат действий на уроке с помощью учителя.

  1. Этап домашнего задания.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

-     домашнее задание: п. 53, упр.28(4),  подготовить сообщение  о Джеймсе  Джоуле. Возникают ли вопросы по домашнему заданию?

 Поднимаясь по ступеням на 2 этаж, шагом и бегом, вы совершаете одинаковую работу? Быстрота выполнения работы характеризуется особой величиной.  Ответ на этот вопрос мы узнаем на следующем уроке.

- Урок окончен. Благодарю вас всех за работу.

Записывают задание в дневник.

Выявляют затруднения в домашнем задании (если они есть).

- одинаковую, но бегом быстрее.

Методические комментарии. Учитель дает комментарий к домашнему заданию, фиксирует направления будущей деятельности. 

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний;

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог.

Приложение 1.

ТЕСТ.

  1. Какую работу изучают в физике?
    А) труд рабочего; 
    Б) труд инженера; 
    В) механическую работу
  2. Дополните предложение "Механическая работа совершается только тогда, когда
    А) ... на тело действует сила. 
    Б) ... тело движется. 
    В) ... на тело действует сила и оно движется под действием этой силы.
  3. В каком из перечисленных случаев совершается механическая работа?
    А) Шарик катится по гладкому горизонтальному столу равномерно.
    Б) Автопогрузчик поднимает груз 
    В) Кирпич лежит на земле
  4. Как обозначается механическая работа?
    А)
     F
    Б)
     S 
    В
    ) A
  5. Для того, чтобы вычислить механическую работу, надо...
    А)
     силу умножить на путь
    Б) сложить силу и путь 
    В) 
    путь поделить на силу.
  6. В каких единицах измеряется механическая работа?
    А) 
    Н 
    Б) Па 
    В) 
    Дж
  7. В каком случае сила совершает положительную работу? 
    А) 
    Если направление действия силы совпадает с направлением движения тела
    Б) 
    Если направление действия силы противоположно направлению движения тела 
    В) 
    Работа всегда имеет положительное значение.
  8. Может ли сила совершать отрицательную работу? 
    А) 
    Не может. 
    Б) Может, если направление силы, действующей на тело, противоположно направлению движения
    В) 
    Может, если тело не двигается
  9. Может ли механическая работа равняться нулю?
    А) 
    Не может 
    Б) 
    Может, если направление силы, действующей на тело, противоположно направлению движения
    В) 
    Может, если направление силы, действующей на тело, перпендикулярно направлению движения
  10. Вычислите работу, которая совершается при перемещении тела на 4 м под действием силы 12 Н
    А)
    16 Н. 
    Б)48 Н 
    В)
     4 Н

Запишите  свои результаты в таблицу:

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

Продолжите фразу:

1.  Сегодня я узнал__________________________________________________

____________________________________________________________________ 

2.  Было трудно ______________________________________________________

____________________________________________________________________

3.  Было интересно ___________________________________________________

____________________________________________________________________

4.  Я понял, что ______________________________________________________

____________________________________________________________________

5.  Теперь я могу _____________________________________________________

____________________________________________________________________

Самоанализ урока

Тема  урока: Механическая работа. Единицы работы

Предмет: физика

Класс: 7

Тип урока: «открытие» нового знания.

    Цель моего самоанализа – раскрытие сущности и механизма осуществления урока, выявление причин выхода на конечный результат и его соответствие целям урока. Представленный урок рассчитан на  учащихся 7 класса с различными показателями знаний и уровня познавательного интереса.  

    Данный урок является «открытием» новых знаний и опирается на знания, полученные ранее.

    Цель урока: учащийся использует план изучения физической величины, формулирует понятие механическая работа  для решения задач.

К обучающим задачам урока я отнес  создание условий для развития умения:

  • знает понятие механическая работа и формулу A = Fs для расчёта механической работы, единицы измерения работы;
  • решает задачи с использованием формулы A = Fs, нахождения механической работы.  

     Чтобы достичь цели урока, я подобрал содержание материала соответствующее задачам урока, рабочей программы и учебника. Использовались  программные мультимедиасредства на различных этапах урока, видеоролик, учебник и электронные формы учебников, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе. На этапе мотивации учебной деятельности удалось быстро включить учащихся в деловой ритм, предложив объяснить демонстрацию слайда 1 (фотографии работающих людей).

Просмотр видео ( без звука) примеры и условия совершения механической работы, на этапе постановки проблемы, внёс элемент занимательности, заставил учащихся мобилизовать свои силы и все имеющиеся в арсенале знания, умения и навыки. Это позволило эффективно организовать работу по активизации имеющихся знаний и выявлению    затруднения, фиксацию   во внешней речи  причины затруднения, знания которых недостаёт.

    Учащиеся самостоятельно сформулировали тему, цель урока как собственную учебную задачу и построили план работы по самостоятельному открытию знания.  На последующих этапах урока я применял интерактивные методы обучения.

-  эвристический (частично-поисковый), когда учащиеся на основе полученной информации делали выводы, приходили к определенному мнению, устанавливали причинно-следственные связи понятия механическая работа и формулу A = Fs , для расчёта механической работы, единицы измерения работы;

  - исследовательский метод – когда учащиеся справлялись с решением учебно-познавательной проблемы, решения задач с использованием формулы A = Fs, нахождения необходимых данных,  самопроверку  в парах и исправление ошибок по образцу.

          В ходе урока для организации учебной деятельности учащихся мной применялись парная и индивидуальная  формы работы,  которые целесообразны для выполнения предложенных заданий.

       Урок прошел в темпоритме, необходимом для оптимальной организации активной познавательной деятельности учащихся. Имело место интерактивная составляющая самостоятельной работы на уроке,  высокий уровень самостоятельности  и носила творческий характер.  

На уроке формировались следующие универсальные учебные действия:

       Личностные: развитие познавательного интереса, умение фиксировать изменения в уже имеющихся знаниях, формирование адекватной, позитивной самооценки, необходимости саморазвития.

       Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи изучения физической величины,   использовать знания о механической работе в повседневной жизни, приводить примеры практического использования физических знаний.

        Коммуникативные: деятельность в рамках сотрудничества, формировать способность выслушивать собеседника, понимать его точку зрения; развивать монологическую и диалогическую речь.

      Регулятивные: осуществлять действия по плану изучения физической величины.

  Выстроенная структура урока и логика подачи учебного материала позволяли учащимся, достичь основной дидактической задачи -  учащийся формулирует понятие механической работы для решения задач. Успешно осваивает  содержание учебного материла, который оказался для них познавательным, интересным, имеющим применение в повседневной жизни.

     В течение урока я развивал умение учащихся самостоятельно оценивать результат своих действий, самоконтроль, находить и исправлять собственные ошибки. Также я мотивировал  учащихся на успех, что является  непременным залогом развития творческой активности.

     Мне было легко вести урок, так как дети с удовольствием включались в работу, были сосредоточены на достижение конечного результата. В классе установлено учебное сотрудничество, учащиеся работали слаженно, с взаимопониманием, их поведение на уроке естественное, уверенное, непосредственное. Я спокойно реагирую на ответы учащихся,  даю возможность высказать свою точку зрения каждому, поддерживаю, одобряю.

               Считаю, что заявленной цели и поставленных задач прошедший урок достиг.

     Полагаю, что домашнее задание не вызовет затруднения, потому что основано на выработанном умении оперировать полученными  знаниями. В целом, урок можно считать деятельностным, познавательным, развивающим и позитивным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока технологии 5 класс Тема урока: «Лоскутная техника»

Планируемые результаты:·         Личностные: осознание личностной и практической значимости  учебного материала, умение мотивировать свою деятельность, осо...

Технологическая карта урока по физике по теме "Давление. Единицы давления" для 7 класса

Технологическая карта урока по физике по теме "Давление. Единицы давления" для 7 класса с ЭОР....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ГЕОГРАФИИ 6 КЛАСС. ТЕМА УРОКА «РЕКИ»

1.      ФИО учителя (полностью)Кравченко Алексей Евгеньевич2.      Место работыМБОУ СОШ №2 г. Сураж, Брянской области3.      ...

Презентация к технологической карте урока ФГОС. Физика 7 класс тема «Механическая работа. Единицы работы»

Презентация к технологической карте урока ФГОС. Физика 7 класс тема «Механическая работа. Единицы работы»...

Технологическая карта урока ФГОС. Физика 7 класс тема «Давление. Единицы давления»

Технологическая карта урока ФГОС. Физика 7 класс  тема «Давление. Единицы давления»...

Технологическая карта урока по физике по теме "Дефект масс.Энергия связи"

Технологическая карта урока  по теме "Дефект масс.Энергия связи" для подготовке к уроку в 9 классе....