Принципы дифференциации и индивидуализации, их реализация на учебных занятиях
методическая разработка по физике

Выступление на семинаре учителей физики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx22.42 КБ

Предварительный просмотр:

«Принципы дифференциации и индивидуализации, их реализация на учебных занятиях по физике»

На сегодняшний день основной функцией учебного заведения является подготовка выпускников, обладающих достаточным запасом знаний, а также моральными и деловыми качествами, что позволит им самостоятельно принимать ответственные решения в различных ситуациях.

Федеральный государственный образовательный стандарт установил требования к результатам освоения основных образовательных программ, которые сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

«Новые образовательные стандарты – это переход от освоения обязательного минимума содержания образования к достижению индивидуального максимума результатов». В то же время различные научные публикации акцентируют внимание на определенные затруднения в достижении поставленных целей: заметное ухудшение общего и психического здоровья обучающихся; значительное снижение желания учиться у многих школьников (у отдельных – полное отсутствие такового); наличие в общеобразовательных учреждениях обучающихся, испытывающих затруднения в освоении образовательных программ; увеличение количества детей, имеющих отклонения в поведении и относящихся к группе риска.

Преодоление перечисленных трудностей немыслимо без установления их первопричин, без широкой образовательной практики, призванной предупредить и преодолеть неуспеваемость учащихся и их трудности в обучении. Увеличение эффективности школьного обучения выступает одним из определяющих моментов в изучении современной психолого-педагогической науки.

Основная часть нагрузки в реализации упомянутых задач ложится на плечи учителя. Немаловажную роль играет умение педагога вовлечь в активную работу на занятии всех учеников класса. Достичь этого может лишь учитель, детально изучивший каждый конкретный ученический коллектив (класс) в целом и каждого ученика в отдельности, знающий их индивидуальные особенности и учитывающий все это при построении стратегии и тактики подхода к школьникам.

Данная концепция весьма существенна для учителей физики, поскольку преподаваемый ими предмет относится к числу сложных для усвоения. Поэтому на самом начальном этапе изучения учитель обязан вселить в учеников веру, что каждый из них способен овладеть предметом. Далее, учитывая индивидуальные особенности (способности и возможности) каждого ученика, давать ему выполнимые задания, предъявлять адекватные его знаниям и возможностям требования, предусматривающие разрешение им преодолимых, но ощутимых трудностей, т.е. осуществлять индивидуальный подход в обучении школьников.

В этой связи при совершенствовании нынешнего школьного образования пристальное внимание уделяется обеспечению свободного и гармоничного развития личности ученика, предоставлению ему возможности реализации своих индивидуальных способностей, получению полноценного и качественного образования.

Следовательно, одной из важнейших задач школы является задача индивидуализации образования.

Что же такое индивидуализация?

Индивидуализация обучения – это организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, позволяющая создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика. В процессе изучения особенностей школьника стоит обращать внимание на характеристики его познавательных возможностей и способностей к учению, а также тип восприятия и тип деятельности. Таким образом, индивидуализированный подход предполагает раскрытие индивидуальности ученика, а затем выбор для него наиболее благоприятных условий обучения и развития.

С целью реализации эффективного образовательного процесса нужна современная методика организации индивидуализированного подхода в обучении на базе применения разнообразных технологий обучения, которые обеспечивают внедрение этого подхода.

Индивидуальные особенности могут быть приняты во внимание с тем, чтобы сделать обучение более эффективным и максимально раскрыть индивидуальность ученика.

Главная цель индивидуализации обучения – не допустить появления пробелов в знаниях обучающихся, обеспечить максимально продуктивную работу каждого из них, полнее мобилизировать их способности, склонности и интересы.

На практике индивидуальное обучение в чистом виде применяется достаточно редко. Зачастую индивидуальное обучение объединяется с дифференцированным обучением, то есть реализуется на основе дифференциации.

И здесь можно выделить различные определения данного процесса обучения. Но все эти определения сводятся к тому, что дифференциация – это учет индивидуальных особенностей учащихся в той или иной форме, когда обучающиеся группируются на основании каких-либо особенностей для раздельного обучения.

Процедура обучения в условиях дифференциации делается наиболее близкой к познавательным потребностям учеников, их индивидуальным особенностям.

Главной целью дифференциации является обеспечение наиболее удобных условий образовательного процесса для развития способностей и склонностей учеников, успешного освоения содержания образования.

Индивидуализация и дифференциация обучения помогают ребёнку познавать себя, преодолевать трудности, способствует саморазвитию. Данные способы обучения взаимнодополняют друг друга.

Но не нужно забывать, что индивидуализация обучения – это не самоцель. Она должна присутствовать на каждом уроке. Оправданность и степень ее использования связаны с уровнем подготовки учеников того или иного класса, сложности материала и этапа изучения каждой темы.

Индивидуальный подход  нужен ко всем учащимся класса (или группы): и к слабоуспевающему, недисциплинированному ученику, и к школьникам с высоким уровнем развития способностей. Однако сущность данного подхода заключается не в приспособлении содержания обучения к особенностям подготовки и развития отдельных учеников.

Главная цель индивидуализации обучения  заключается в том, чтобы не допустить появления пробелов в знаниях обучающихся, обеспечить максимальную продуктивную работу каждого из них, полнее мобилизировать их способности, склонности и интересы.

Каким образом осуществить индивидуализированный подход, используя современные технологии обучения физике, для повышения качества образования и развития личности обучающегося в процессе обучения?

Любой педагог, избравший дифференцированный и индивидуализированный подход, неизбежно натолкнется на целый ряд довольно непростых вопросов. Как дифференцировать учеников? По каким критериям выделять их особенности? Каким образом определять тот начальный, стартовый уровень развития, от которого необходимо отталкиваться в организации процесса обучения? Какие направления в работе с определёнными обучающимися будут наиболее важны?

Несомненно, всякий учитель подбирает себе наиболее подходящий способ работы. Надо продумать такую стратегию, чтобы вовлечь ученика в процесс обучения в самом начале, и чтобы этот потенциал не иссяк у него в конце учебного года.

Наиболее популярный и, как мне кажется, вполне рабочий метод – это разделить обучающихся на три группы. В первую группу входят ученики с высоким начальным уровнем подготовки, высокими способностями и стремлением к обучению, во вторую – ученики со средними способностями и средней мотивацией, и, наконец, в третью группу – те ученики, кто по тем или иным причинам не показывают даже среднего уровня знаний. Групповая учебная деятельность обучающихся выступает как одно из средств дифференциации и индивидуализации обучения физике.

Стоит сказать, что перед всеми учениками класса стоит одна цель, но виды и приёмы работы с каждой группой обучающихся разные.

Ученики первой группы вполне могут работать самостоятельно, поэтому они получают особые задания для творческой самостоятельной работы. Содержание таких заданий вполне может выходить за пределы материала учебника и даже за пределы, предусмотренные программой. Это может быть работа и с дополнительной литературой. Другим видом самостоятельной работы для первой группы является выполнение упражнений учебника или упражнений, подготовленных учителем, но с элементами творчества.

Ученики третьей группы должны выполнять задания более конкретные, практически направленные. Для них движение вперед осуществляется на основе постоянного возврата к ранее изученному и более тщательному закреплению нового за счет выполнения большого количества упражнений. Позитивное отношение к обучению у ребят третьей группы формируется за счет доступности материала, объёма и темпа работы, попутно повышается работоспособность.

Ученики же второй группы занимают промежуточное положение. Их задания должны включать элементы упражнений из первой и второй групп, т.е. они должны быть конкретными, но более сложными, чем у третьей группы, в то же время, творческими, но более простыми, чем у первой.

Таким образом, каждый ученик продвигается вперёд в зависимости от уровня своих способностей. Следует отметить, что данное деление на группы не является фиксированным, вполне может варьироваться в зависимости от сложности изучаемой темы, степени и уровня усвоения материала каждым учеником, стремления обучающегося повысить свой уровень. Например, в восьмом классе некоторые ученики, не показавшие высоких результатов при изучении предыдущих разделов, добиваются значительных успехов в составлении и анализе электрических схем, сборке электрических цепей, решении задач на законы постоянного тока. Примечательно, что сказанное в большей мере относится именно к мальчикам.

Но для устранения перегрузки обучаемых учитель должен руководствоваться критериями ограничения объема учебных заданий, которые рекомендованы технологией индивидуально-ориентированной системы обучения.

Таблица 1.

Оценка

Количество заданий к параграфу

Количество заданий к разделу или теме

Удовлетвори-тельно

Не более четырех устных и трех письменных заданий

Не более десяти устных и восьми письменных заданий

Хорошо

Не более трех устных и двух письменных заданий

Не более восьми устных и шести письменных заданий

Отлично

Не более двух устных и одного письменного задания

Не более шести устных и четырех письменных заданий

В своей практике я использую данные методы обучения на разных этапах и видах урока. Использую как индивидуальный, так и групповой методы работы. Причем класс делю на группы либо равные по знаниям, либо смешанные. Такие приемы не допускают однообразия в процессе обучения, что зачастую приводит к снижению мотивации к обучению школьников.

Рассмотрим приемы использования методов дифференциации и индивидуализации на различных видах уроков.

На уроках изучения нового материала групповая деятельность используется только на этапе закрепления учебного материала, решения разного рода упражнений и заданий на применение новых знаний. Здесь я считаю целесообразным объединять учеников в группы с разным уровнем знаний. В таких группах более сильные учащиеся помогают более слабым проработать изученный материал. Параллельно они сами закрепляют полученные на уроке знания.

При проверке степени усвоения ранее изученного материала, где ответы предполагаются развернутыми, я использую метод опроса – опрос по цепочке. При таком опросе ответ ученика прерывается и передается другому ученику. Данный способ опроса не дает возможности учащимся отвлекаться, все участвуют в работе. Например, в 10 классе такой вид работы можно использовать при проверке знаний по темам: «Электрический ток в полупроводниках», «Насыщенный пар, влажность воздуха», «Кристаллические и аморфные тела», в 11 классе «Виды излучений. Источники света», «Производство, передача и потребление электроэнергии».

На занятиях посвященных решению задач я применяю различные методы работы, где есть свои плюсы и минусы.

В своей работе я использую такие виды домашних заданий как:

  • составление опорного конспекта;
  • составление кроссворда по теме;
  • составление вопросов для взаимоопроса;
  • творческие задания;
  • практические задания.

Обобщая вышесказанное, можно сделать краткий анализ приемов индивидуализации и дифференциации.

Приёмы индивидуализации и дифференциации:

  • блочная подача материала;
  • дидактический материал с разноуровневыми заданиями;
  • индивидуальные учебные задания для самостоятельной работы;
  • работа с тетрадями на печатной основе;
  • опережающие задания;
  • дифференциация объема и сложности задания;
  • индивидуальные домашние задания.

Положительные аспекты дифференцированного и индивидуализированного подхода:

  • значительное уменьшение в классе отстающих учащихся;
  • создание щадящих условий для слабых учащихся;
  • полная занятость всех учащихся, самостоятельно переходящая от уровня к уровню;
  • формирование личностных качеств: самостоятельности, трудолюбия, уверенности в себе, творчества;
  • повышение познавательного интереса и мотивации к обучению;
  • развитие способностей учащихся.

Положительные стороны дифференциации. Учитель получает возможность:

  • помогать слабому ученику, уделять большее внимание сильному;
  • не снижать общий уровень преподавания;
  • эффективно работать с обучающимися, плохо адаптирующимися к общественным нормам;
  • создать оптимальные условия для более сильных учащихся.

Трудности в реализации индивидуализированного и дифференцированного подхода:

1. Большая подготовительная работа при разработке урока:

  • разработка разноуровневых заданий;
  • разработка частично-поисковых, творческих заданий;
  • составление и заполнение листов учета;
  • планирование объема домашнего задания;
  • поиск новых форм и методов проведения занятий.

2. Подготовка учащихся к данной форме работы:

  • проведение индивидуальных консультаций с обучающимися первой группы для продуктивной работы в роли консультантов;
  • привитие обучающимся навыков делового общения, умения работать в коллективе;
  • проведение индивидуальных консультаций со слабоуспевающими учениками.

Заключение.

Традиционный урок физики уже не удовлетворяет требованиям современной практики. Сегодняшняя школа нуждается в новых, нетрадиционных методах обучения, производительных подходах, основанных на коллективном творчестве во время поиска решения проблемной задачи, делового общения учеников, что основывается на принципах демократии, ведения умного диалога, альтернативности.

Помочь реализовать названные требования на уроке физики, призваны индивидуализация и дифференциация обучения. В результате индивидуализация обучения становится неотъемлемой частью учебного процесса, она должна быть направлена на каждого ученика в классе, независимо от уровня его успеваемости.

Групповая работа во многом соответствует тенденциям современного урока, в том числе, таким, как отказ от авторитарного стиля обучения, курс на инициативу учеников, внимание к выработке умений принимать свои решения обоснованно.

Несомненно, индивидуализация и дифференциация являются неотъемлемой частью современной методики преподавания физики в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет по теме "Дифференциация и индивидуализация учебно-воспитательного процесса необходимое условие обеспечения успеваемости всех обучающихся"

Педагогический совет по теме "Дифференциация и индивидуализация учебно-воспитательного процесса необходимое условие обеспечения успеваемости всех обучающихся"...

Доклад на тему "Виды дифференциации и способы её реализации в учебном процессе"

Среди проблем, над которыми работают педагогические коллективы школ, ведущее место занимают дифференциация индивидуализация и гуманизация обучения. Важность и социальная обусловленность проблематики о...

Принципы дифференциации и индивидуализации, их реализация на учебных занятиях

Как используются мною на уроках принципы дифференциации и индивидуализации (из выступления на районном МО)...

Дифференциация и индивидуализация учебного процесса на уроках труда.

Анализ работ педагогов — практиков в периодической литературе, и собственный опыт работы позволили мне выделить и проанализировать основные проблемы, возникающие перед учителями в процессе рефор...

Выступление на районном методическом объединении учителей на тему: "Использование приемов дифференциации и индивидуализации учебной деятельности учащихся"

Дифференцированный подход в обучении и воспитании - один из способов решения педагогических задач с учётом социально-психологических особенностей групп воспитания, которые существуют в сообществе дете...