Доклад на тему "Виды дифференциации и способы её реализации в учебном процессе"
методическая разработка на тему

Сариогло Надежда Николаевна

Среди проблем, над которыми работают педагогические коллективы школ, ведущее место занимают дифференциация индивидуализация и гуманизация обучения. Важность и социальная обусловленность проблематики определяются резко возросшей ролью школы как института удовлетворения образовательных потребностей личности, а не только запросов общества и государства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vidy_differentsiatsii_i_puti.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Липецкая основная школа»

Доклад

На тему

 «Виды дифференциации и способы ее реализации в учебном процессе»

Выступление на педагогическом совете

Сариогло Н.Н.

2017 – 2018 у.г.

Среди проблем, над которыми работают педагогические коллективы школ, ведущее место занимают дифференциация индивидуализация и гуманизация обучения. Важность и социальная обусловленность проблематики определяются резко возросшей ролью школы как института удовлетворения образовательных потребностей личности, а не только запросов общества и государства.

При этом дифференциация чаще всего ограничивается уровнем содержания обучения, связывается с ориентацией на потребности практикуемой профессии, познавательными возможностями и способностями учащихся. Ведь дифференциация – это учёт индивидуальных особенностей учащихся в такой форме, когда учащиеся группируются на основании каких- либо особенностей для отдельного обучения. Дифференцированное обучение должно прежде всего обеспечивать раскрытие индивидуальных возможностей ученика и планировать реальные пути их раскрытия.

Проблема способностей сложна, ведь даже не очень хорошо успевающие в школе учащиеся позже успешно решают жизненные, социальные и профессиональные задачи. В любом классе обучаются дети с различными качествами. Но типичный учебный процесс ориентирован на ту группу учащихся, учить которых легко. Их называют способными, их стиль познавательной деятельности считают образцом, под который стараются подогнать других школьников. Те, в свою очередь, теряют интерес к учению, ибо испытывают насилие над собой. Тем самым теряется и познавательный интерес, основанный на успешной деятельности. Нет мотива, нет и деятельности. Нет деятельности, нет и результатов усвоения.

Гуманным считается такое обучение, при котором создаётся не облегчённый вариант учебного процесса за счёт редукции содержания или усвоения его только через игру, но и такое, в котором ученик усваивает одно и то же содержание на одном и том же уровне сложности, но в условиях комфортной для него ситуации. С каждым учащимся или однородной группой ребят следует работать с помощью удобного для них инструментария, который развивает присущие им качества.

Дифференциация обучения – это создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учёта особенностей их контингента.

Технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организованных решений, средств и методов обучения, охватывающих определённую часть учебного процесса.

По характерным индивидуально- психологическим особенностям детей, различают дифференциацию:

- по возрастному составу (школьные классы, параллели);

- по полу (мужские, женские, смешанные классы, команды);

- по области интересов (гуманитарные).

Положительные аспекты дифференциации:

- появляется возможность более эффективно работать с трудными учащимися, плохо адаптирующимся к общественным нормам;

- реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании;

- сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности;

- повышается уровень мотивации учения в сильных группах,

- в группе, где собраны одинаковые дети, ребёнку легче учиться.

Отрицательные аспекты:

- деление детей по уровню развития негуманно;

- высвечивается социально- экономическое неравенство;

- слабые лишаются возможности тянуться за более сильными, получать от них помощь, соревноваться с ними;

- перевод в слабые группы воспринимается детьми как унижение их достоинства;

- несовершенство диагностики приводит порой к тому, что в разряд слабых переводятся неординарные дети;

- в элитных группах появляется иллюзия исключительности, эгоистический комплекс, в слабых группах снижается уровень самооценки, появляется установка на фатальность своей слабости;

- понижается уровень мотивации учения в слабых группах;

- перекомплектование разрушает классные коллективы.

По организационному уровню выделяют дифференциацию:

- региональную – по пути школ;

- внутришкольную (уровни, профили, отделения);

- в параллели (группы и классы различных уровней);

- межклассную (факультативные, разновозрастные группы);

- внутриклассную или внутрипредметную.

Внутриклассную дифференциацию называют ещё внутренней. В силу неравномерности развития личностных качеств в классе появляются и отличники, и хорошисты, и отстающие. Поэтому необходимо организовать уровневую дифференциацию работы этих учащихся на уроке, на всех его этапах. Выделяются три этапа дифференцированных программ: «А», «В» и «С», разной степени сложности.

Дифференцированные программы предусматривают два важнейших аспекта:

- обеспечение определенной степени самостоятельности детей в учении;

- обеспечение определенного уровня овладения знаниями, умениями и навыками.

Задания программы «С» зафиксированы как базовый стандарт. Выполняя их, ученик овладевает конкретным материалом по предмету на уровне его воспроизведения. Работа по первичному усвоению материала на этом уровне имеет свои особенности. Она требует многократного его повторения, умения выделять смысловые группы, вычленять главное, знания приемов запоминания. Поэтому в содержание программы «С» вводится инструктаж о том, как учить, на что обратить внимание, какой из этого следует вывод.

Задания программы «С» должен уметь выполнять каждый ученик, прежде чем приступить к работе по более сложной программе.

Программа «В» обеспечивает овладение учащимися теми общими и специфическими приемами учебной и умственной деятельности, которые необходимы для решения задач на применение. Поэтому помимо конкретных знаний, в эту программу вводятся дополнительные сведения, которые расширяют материал первого уровня, иллюстрируют и конкретизируют основные знания. Этот уровень несколько увеличивает объем сведений, помогает глубже понять основной материал.

Выполнение программы «А» поднимает учащихся на уровень осознанного, творческого применения знаний. Эта программа предусматривает свободное владение фактическим материалом, приемами учебной работы и умственных действий, вводит ученика в суть проблем, которые можно решить на основе полученных в школе знаний, дает развивающие сведения, углубляющие материал, его логическое физико-математические, биолого-химические и другие направления:

- по уровню умственного развития;

- по личностно-психологическим типам (типу мышления, темпераменту, и др.)

- по уровню здоровья (физкультурные группы, больничные классы и др.).

В любой системе обучения в той или иной мере присутствует дифференцированный подход и осуществляется более или менее разветвленная дифференциация. Поэтому сама технология дифференцированного обучения как применение разнообразных методических средств является включенной, проникающей технологией.

Дифференциация по уровню умственного развития не получает в современной педагогике однозначной оценки; в ней имеются наряду с положительными и некоторые отрицательные аспекты.

Положительные аспекты:

- исключаются неоправданные уравниловка и усреднение детей;

- у учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному;

- отсутствие в классе отстающих снимает необходимость в снижении общего уровня преподавания.

Выбор программы изучения каждого из предметов предоставляется самому школьнику. Так обеспечивается общий для всех минимум, позволяющий развивать индивидуальность каждой личности.

Сочетания общеклассной, групповой и индивидуальной работы позволяет на фоне уровня базового стандарта выявить различия в знаниях учащихся. Для этого используется работа по группам, работа в режиме диалога, семинарско-зачетная система, модульное обучение, внеурочные дополнительные занятия, индивидуальное консультирование и помощь на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно-исследовательская деятельность учащихся как способ решения задачи гуманизации учебного процесса в школе.

Метод проектов в изучении иностранного языкаИстория и современностьАнализ использования проектной методики в зарубежной и отечественной системе образованияПроектная методика обучения иностранным языка...

Доклад "Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации учебного процесса на уроке английского языка."

Одна из главных задач при обучении иностранному языку- научить пользоваться языком, как средством общения. В новых стандартах по иностранному языку говорится, что основное назначение обучения иностран...

Доклад "Наглядность на уроках немецкого языка с целью оптимизации учебного процесса"

Доклад "Наглядность на уроках немецкого языка с целью оптимизации учебного процесса"...

Презентация к лекции по теме "Закономерности усвоения родного языка, вытекающие из них принципы и их реализация в учебном процессе"

Цель разработки: сформировать у будующих педагов профессиональный подход к отбору методов, приёмов и средств обучения и их реализации в обучении родному (русскому) языку и речи....

Принципы дифференциации и индивидуализации, их реализация на учебных занятиях

Как используются мною на уроках принципы дифференциации и индивидуализации (из выступления на районном МО)...