Решение задач высокого уровня сложности
презентация к уроку по физике (11 класс)

Лукьяненко Людмила Васильевна

Мой мастер-класс посвящен проблеме обучения учащихся решению задач высокого уровня сложности из разных разделов физики

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon reshenie_zadach_vysokogo_urovnya_slozhnosti.ppt1.46 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Решение задач высокого уровня сложности Мастер-класс учителя физики МБОУ Красногорской СОШ №2 Лукьяненко Л .В. Подготовка к ЕГЭ по физике

Слайд 2

Мой мастер-класс посвящен проблеме обучения учащихся решению задач высокого уровня сложности из разных разделов физики. Решение физических задач в старших классах позволяет учащимся не только лучше понять законы природы, но и постоянно тренировать мышление, что является одной из главных задач средней школы. Уметь решать трудные задачи очень важно для нынешних выпускников школ, сдающих ЕГЭ по физике, ведь 2 часть КИМов содержит задачи( №27-32) , за выполнение которых можно получить 2-3 балла.

Слайд 3

Примеры решения задач высокого уровня сложности из ЕГЭ по физике (часть 2) )

Слайд 4

Качественная задача На рисунке приведена электрическая цепь, состоящая из гальванического элемента, реостата, трансформатора, амперметра и вольтметра. В начальный момент времени ползунок реостата установлен посередине и неподвижен. Опираясь на законы электродинамики, объясните, как будут изменяться показания приборов в процессе перемещения ползунка реостата влево. ЭДС самоиндукции пренебречь по сравнению с ε. 1. Во время перемещения движка реостата показания амперметра будут плавно увеличиваться, а вольтметр будет регистрировать напряжение на концах вторичной обмотки. Примечание: Для полного ответа не требуется объяснения показаний приборов в крайнем левом положении. (Когда движок придет в крайнее левое положение и движение его прекратится, амперметр будет показывать постоянную силу тока в цепи, а напряжение, измеряемое вольтметром, окажется равным нулю.) 2. При перемещении ползунка влево сопротивление цепи уменьшается, а сила тока увеличивается в соответствии с законом Ома для полной цепи I= ε /( R+r) , где R – сопротивление внешней цепи. 3 . Изменение тока, текущего в первичной обмотке реостата вызывает изменение индукции магнитного поля, создаваемого этой обмоткой. Это приводит к изменению магнитного потока через вторичную обмотку трансформатора. 4. В соответствии с законом индукции Фарадея возникает ЭДС индукции ε инд =- ΔΦ / Δ t во вторичной обмотке, а следовательно, напряжение U на ее концах, регистрируемое вольтметром.

Слайд 5

№ 27 (ЕГЭ-20г) Две параллельные металлические пластины, расположенные горизонтально, подключены к электрической схеме, приведённой на рисунке. Между пластинами находится в равновесии маленькое заряженное тело массой m и зарядом q. Электростатическое поле между пластинами считать однородным. Опираясь на законы механики и электродинамики, объясните, как и в какую сторону начнёт двигаться тело, если сдвинуть ползунок реостата влево .

Слайд 7

Качественная задача

Слайд 8

№ 27 (демовариант 2021г .) Лёгкая нить, привязанная к грузу массой m = 0,4 кг, перекинута через идеальный неподвижный блок. К правому концу нити приложена постоянная сила F. Левая часть нити вертикальна, а правая наклонена под углом 30° к горизонту (см. рисунок). Постройте график зависимости модуля силы реакции стола N от F на отрезке 0 ≤ F ≤10 Н. Ответ поясните, указав, какие физические явления и закономерности Вы использовали для объяснения. Сделайте рисунок с указанием сил, приложенных к грузу.

Слайд 9

1 . Если сила F достаточно мала, груз покоится относительно стола (эту систему отсчёта будем считать инерциальной). На груз при этом действуют сила тяжести mg, сила реакции со стороны стола N и сила натяжения нити T. Запишем второй закон Ньютона для груза в проекциях на ось y введённой системы отсчёта: N + T - mg = 0. Поскольку нить лёгкая, а блок идеальный, модуль силы натяжения нити во всех точках одинаков, поэтому Т = F. Отсюда получаем : N = mg – F ≥ 0 при F≤ mg = 4Н. 2. При F > mg = 4Н груз отрывается от стола и движется вдоль оси y с ускорением. На груз при этом действуют только сила тяжести mg и сила натяжения нити T', а модуль силы реакции стола N = 0. Таким образом: а) при F≤ mg = 4Н N = mg - F; б) при F > mg = 4Н N = 0. 3. График этой зависимости представляет собой ломаную линию.

Слайд 10

№ 28 (демовариант -21г) В калориметре находятся в тепловом равновесии вода и лёд. После опускания в калориметр болта, имеющего массу 165 г и температуру –40 °С, 20% воды превратилось в лёд. Удельная теплоёмкость материала болта равна 500 Дж/(кг · К). Какая масса воды первоначально находилась в калориметре? Теплоёмкостью калориметра пренебречь. Так как вода и лёд находятся в тепловом равновесии, то и до опускания болта, и после его нагревания температура в сосуде t0 = 0 °С. Согласно уравнению теплового баланса количество теплоты, выделившееся при замерзании воды, было затрачено на нагревание болта: 0,2m r = cm1(t0_ - t) , где m — масса воды в сосуде, m1 — масса болта, с — удельная теплоёмкость болта, r — удельная теплота плавления льда, t — начальная температура болта. Получим: m = 0,05 кг. Ответ: m = 0,05 кг

Слайд 11

№ 29 (демовариант-21г) Невесомый стержень АВ с двумя малыми грузиками массами m1 = 200 г и m2 = 100 г, расположенными в точках C и B соответственно, шарнирно закреплён в точке А. Груз массой M = 100 г подвешен к невесомому блоку за невесомую и нерастяжимую нить, другой конец которой соединён с нижним концом стержня, как показано на рисунке. Вся система находится в равновесии, если стержень отклонён от вертикали на угол α = 30° , а нить составляет угол с вертикалью, равный β = 30° . Расстояние АС = b = 25 см. Определите длину l стержня АВ. Сделайте рисунок с указанием сил, действующих на груз M и стержень .

Слайд 12

1. Систему отсчёта, связанную с Землёй, считаем инерциальной. Введём декартову систему координат хОу, как показано на рисунке. Поскольку груз находится в равновесии, согласно второму закону Ньютона T_1 - Mg = 0 (1). 2. На стержень с грузами m1 и m2 действуют силы m_1g и m_2g, а также сила натяжения нити Т. Поскольку нить невесома, то T_1 = T_2 =T. Кроме того, на стержень действует сила F со стороны шарнира. Запишем условие равенства нулю суммы моментов этих сил относительно оси вращения, проходящей через точку А — точку шарнирного закрепления стержня: m 1qbsinα + m2qlsinα -T AD =0 (2) Решая систему уравнений (1) и (2), с учётом AD=l sin ϕ = l sin( α+β) , получим L=68 ,3см

Слайд 13

Задача №30 (демовариант – 21г) В вертикальном цилиндре, закрытом лёгким поршнем, находится бензол (С6H6) при температуре кипения t = 80 °C. При сообщении бензолу некоторого количества теплоты часть его превращается в пар, который при изобарном расширении совершает работу, поднимая поршень. Удельная теплота парообразования бензола L = 396·103 Дж/кг, его молярная масса M = 78·10−3 кг/моль. Какая часть подводимого к бензолу количества теплоты идёт на увеличение внутренней энергии системы? Объёмом жидкого бензола и трением между поршнем и цилиндром пренебречь.

Слайд 14

Решение задачи №30 Состояние идеального газа описывается уравнение Менделеева — Клапейрона pV = mRT / M . При кипении масса пара увеличивается, температура пара равна температуре кипения и остаётся постоянной пока весь бензол не выкипит, давление по условию также постоянно. Значит, выполняется соотношение: p V= RT ∆ m / M . При передаче газу теплоты Q испаряется ∆ m = Q / L бензола. Найдём работу, которую совершает пар: A=p ∆ V= RT ∆ m / M = RTQ /( ML ) И по первому началу термодинамики Q = ∆ U + A ; ∆ U = Q - A = Q - 0,095Q = 0,905Q увеличение внутренней энергии составляет 90,5% от подводимого количества теплоты. Ответ: 90,5%.

Слайд 17

Нижняя грань BC прозрачного клина посеребрена и представляет собой плоское зеркало. Угол при основании клина α =60° . Луч света падает из воздуха на клин перпендикулярно грани AC, преломляется и выходит в воздух через другую грань под углом ϒ =45° к её нормали. Определите показатель преломления материала клина. Сделайте рисунок, поясняющий ход луча в клине. № 32 (ЕГЭ -2020)

Слайд 18

Решение №32 (ЕГЭ-20) 1. Поскольку луч падает на грань AC перпендикулярно, он на ней не преломляется, а, падая на грань BC, согласно закону отражения света отражается под тем же углом α . Следовательно, β = 90- α 2. Закон преломления света на грани AB: n sin β = sin γ, n sin(90– α) = sin γ. п = sin γ/ cos α ≈1,4. Ответ: п = 1,4

Слайд 19

Часть С

Слайд 20

Часть С

Слайд 21

Часть С

Слайд 22

Задания С

Слайд 23

Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа спецкурса « Решение задач повышенного уровня сложности» для учащихся 9 класса. Подготовка к ЕГЭ» (68 часов)

Решение задач занимает в химическом образовании важнейшее место, т.к это один из приемов обучения, посредством которого обеспечивается более глубокое и полное усвоение м...

Решение задач высокого уровня сложности по физике

Пояснительная запискаОбщая характеристика курсаСодержание курсаКалендарно-тематическое планированиеПеречень учебно-методических средств обучения...

Методика решения задач повышенного уровня сложности по планиметрии (на примере №18 - С4 ЕГЭ)"

Материал предназначен для оказания практической помощи учителям математики в решении геометрических задач повышенного уровня сложности и для обмена педагогическим опытом....

Теория и практика решения задач высокого уровня сложности в процессе обучения химии (на материале темы «Генетическая связь органических соединений»)

В курсе изучения органической химии часто применяются задания по выполнению цепочек превращений. Они используются в 9 классе на первом этапе изучения органических веществ, в 10 классе при изучении фак...

Дополнительная образовательная программа «Решение задач повышенного уровня сложности» научного общества учащихся ( секция химии)

Дополнительная образовательная программа «Решение задач повышенного уровня сложности» научного общества учащихся для учащихся 10 -11 классов , рассчитана на 1 год обучения ...

Элективный курс по химии "Решение задач повышенного уровня сложности"

Курс предназначен для 10 профильного класса, рассчитан на 34 часа. В программе курса рассматриваются расчетные и экспериментальные задачи, задания №30-34 из ЕГЭ....

Конспект открытого занятия курса внеурочной деятельности ««Решение задач повышенного уровня сложности»» по теме «Решение задач на работу»

Задачи повышенного уровня сложности традиционно представлены во второй части модуля «Алгебра» на государственной аттестации по математике. Задачи на совместную работу являются наиболее сложными для п...