Мониторинг качества знаний по физике в профильном классе
методическая разработка по физике

Береснева Наталья Евгеньевна

Медодическая разработка для учителя

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon monitoring_kachestva_znaniy.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете

учителя физики

Бересневой Н.Е.

Мониторинг качества знаний по физике в профильном классе

«Человек должен образовываться всю жизнь, школа должна дать ключи к образованию, показать, как это надо делать».      

        Луначарский А.В. 

Введение профильного обучения на старшей ступени средней школы является одним из приоритетных направлений развития общего образования. Главная цель профилизации заключается не только в формировании специально-научных знаний учащихся, целостности их представлений об окружающем мире, но и в обеспечении полноценной реализации школьниками индивидуальных склонностей и способностей, их профессионального самоопределения. Создание условий для перехода от человека знающего к человеку, умеющему применять знания в нестандартных ситуациях, т. е. развитие у учащихся способностей неординарно мыслить, критически анализировать ситуацию и формулировать перспективные задачи, планировать, т. е.  организовывать свою деятельность.

В связи с этим важную роль играет мониторинг качества знаний учащихся, позволяющий своевременно получать полную и объективную информацию о результатах работы.

Полноценность информации о качестве профильного образования в значительной мере обеспечивается системой критериев. Основу для её создания составляют требования федеральных и региональных образовательных стандартов.

Мониторинг за качеством учебного процесса, результатов обучения школьников становится особенно актуальным. Он является важнейшим инструментом проверки и оценки эффективности содержания образования, используемых методик, служит основой для основных путей устранения недостатков учебного процесса. Чтобы определить степень обученности и качество знаний, полученных учащимися школы, а также выявить недоработки, скорректировать процесс  в соответствии с нормативными требованиями, необходимо создавать эффективную систему мониторинга в профильных классах.

 Рассмотрим создание системы мониторинга в профильном классе по физике (т.к. в этом учебном году в нашей школе открыт профильный класс физико-химического профиля).

В связи с этим необходимо решать следующие задачи:

1. Своевременно выявить способных и творчески мыслящих детей с первых уроков изучения физики.

2. Определить необходимый уровень усвоения и сформированности  соответствующих умений и навыков для успешного поступления в ВУЗ и дальнейшего обучения в нём.

2. Выявить общие тенденции и закономерности усвоения обязательного (базового) материала по профильному предмету.

3. Научить ребёнка самостоятельно применять и развивать свои способности в учебной деятельности.

4.  Выявить  методические проблемы, связанные с результативностью обучения.

5. Выявить типичные и индивидуальные ошибки учащихся на каждом этапе обучения и выработать рекомендации по их устранению.

6. Создать банк данных успеваемости учащихся и класса в целом.

7. Поощрять инициативу детей, их желание к творческому росту, самореализации и самоопределению.

Мониторинговое исследование запланировано осуществить в 3 этапа.

1 этап – подготовительный:

  • Постановка цели: провести мониторинг качества знания в профильном классе, опираясь на выше сказанные задачи
  • Определение объекта: учащиеся 10 класса
  • Установка сроков проведения: 2 года
  • Изучение соответствующей литературы
  • Изучение имеющегося педагогического опыта
  • Разработка инструментария для проведения мониторинга:

Для осуществления 1 этапа, я использую в своей работе следующую литературу:

  1. «Программы общеобразовательных учреждений. Физика 10- 11 классы» Просвещение, 2006г.
  2. «Сборник нормативных документов по физике», Дрофа, 2007г.
  3. Журнал «Физика в школе», №8, 2005г., где даётся описание первых итогов и перспектив профильного обучения, а также статья «Концепция преподавания физики в старших классах на базовом и профильном уровне», автора В. А. Орлова.
  4.  «Методические рекомендации для учителя», физика 10-11 классы, под редакцией М. Ю. Демидова, В.А. Коровина, 2007 года издания.

 Данная книга содержит программу и примерное поурочное планирование курса физики для организации занятий в профильной школе естественно – научного профиля. Программой предусмотрено 2 уровня обучения:

  • 1 уровень – обязательный материал для всех учащихся;
  • 2 уровень – материал повышенной трудности.

Материал здесь изучается более глубоко и с большим привлечением математического аппарата. Кроме того, учащиеся знакомятся более подробно с новыми представлениями о пространстве и времени, структуре материи. Двухуровневое построение программы позволяет использовать её в классе, не имеющего единого для всех учащихся профиля обучения. В этом случае приходится организовывать работу двух групп учащихся, изучающих физику на различных уровнях: в соответствии с обязательной частью курса физики и в соответствии с повышенным уровнем. Изучение материала осуществляется крупными блоками. Блок представляет собой дозу учебного материала, обеспечивающую знания учащихся по логически законченному вопросу, а также более крупную структуру по сравнению с традиционными вопросами (параграфами учебника). Блочное построение учебного материала позволяет показать роль и место отдельных понятий в изучаемой области знаний, обобщить тот материал, который уже изучен, и применять к изучению нового материала. В этом случае понимание общих принципов стимулирует познавательную активность школьников.

  1. «Настольная книга учителя физики», в которой содержатся нормативные документы, методические рекомендации и справочные материалы для организации работы учителя, в том числе и по профильному обучению.
  2. «Дидактические материалы для 10 класса» авторов Марон А.Е. и Е.А.

Пособие включает тренировочные задания, тесты для самоконтроля, самостоятельные работы и контрольные работы разных уровней сложности. 1 и 2 уровень соответствует требованиям к уровню подготовки выпускников средней школы, а 3 уровень предусматривает углублённое изучение физики.

 Самостоятельные и разноуровневые контрольные работы, тесты для самоконтроля, включённые в общую систему организации активной учебно-познавательной деятельности учащихся, позволяют сформировать такие важные качества личности, как активность, самостоятельность, самодиагностика и самооценка учебных достижений. Аналогичные дидактические материалы имеются и для 11 класса, которые можно будет использовать для углублённого изучения физики.

  1. «Тематический контроль по физике», 10-11 классы, под редакцией Ильиной Н.В., 2005 года издания.  В данном издании содержатся два уровня контроля и проверки знаний учащихся: стандарт общеобразовательной подготовки (уровень, который должен достичь каждый учащийся) и уровень, который школа должна обеспечить способному, трудолюбивому ученику (дополнительный уровень).

Задания обязательного уровня проверяют знание учащимися основных физических понятий, явлений, физических величин и единиц их измерения, формулировок физических законов, формул для вычисления физических величин. За выполнение заданий обязательного уровня выставляется оценка «3». После выполнения заданий обязательного уровня учащиеся переходят к выполнению дополнительных заданий. Эти задания разбиты на две части – задания без звёздочки, за выполнение которых выставляется оценка «4», и задания со звёздочкой, за выполнение которых выставляется оценка «5». Тематические зачёты включают задания тестового характера на выбор ответа, а также задачи, для которых необходимы дополнительные вычисления и подробное оформление в тетради.

  1. «Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля», авторов Орлов В.А., Татур А.О., 2006 года. Структура содержащихся проверочных работ и сами задания подобны тем, которые используются в контрольно-измерительных материалах ЕГЭ по физике. Контрольные работы состоят из 3 частей:
  1. Часть А – задания с выбором ответа;
  2. Часть В – задания с кратким ответом;
  3. Часть С – задания с развёрнутым ответом.

Физика – наука экспериментальная. В связи с наличием двух уровней  обучения предусматривается два уровня обработки учащимися экспериментальных данных при выполнении лабораторных работ и решении экспериментальных задач. Для повышенного уровня рекомендуется проводить расчёты с учётом погрешностей измерений.

Кроме методической литературы по профильному обучению, стараюсь изучать уже имеющийся педагогический опыт по данному вопросу. В частности опыт работы Ворониной Тамары Георгиевны, учителя физики лицея № 1 г. Южно - Сахалинска, победителя в номинации «Учитель – исследователь» городского конкурса «Учитель года -2002 года». Опыт её работы с одарёнными детьми в условиях профильной школы взят из Интернета.

2 этап – практическая часть мониторинга:

  • Сбор информации, а именно проводить наблюдения, собеседования, тестирования, анкетирование;
  • Посещение уроков (математики, химии), для осуществления межпредметных связей;
  • Проведение контрольных работ.

При отслеживании результативности  контрольных работ наблюдаю за работой «сильных» учащихся, что позволяет определить уровень усвоения учебного материала, стараюсь фиксировать ошибки индивидуально каждого ученика, отмечаю слабоусвоенные темы, организую работу по ликвидации пробелов в знаниях учащихся, стараюсь добиваться полного усвоения пройденного материала каждым учеником. Мониторинг качества знаний позволяет составлять индивидуальные образовательные траектории, которые способствуют ликвидации пробелов в знаниях и обеспечивают продвижение вперёд, пробуждают творчество учащихся.

3 этап – аналитический:

  • Систематизация полученной информации
  • Анализ имеющихся данных
  • Разработка рекомендаций и предложений на последующий период
  • Вывод

3 этап будет проводиться после подведения итогов успеваемости за 1 полугодие и за год. Сравнивая результаты 1 полугодия и годовые оценки, можно отметить улучшение или снижение процента успеваемости, СОУ, качества знаний, выяснить результативность системы работы с неуспевающими.

      Аналитическая работа по изучению, систематизации и прогнозированию учебного процесса, выявила, что современная школа испытывает потребность в учителе, не только знающем свой предмет, и способным объяснить учащимся новый материал, но и умеющим управлять учебной деятельностью учащихся. Чтобы процесс обеспечения качественного обучения физики был контролирующим и управляемым необходимо осуществлять мониторинг качества знаний учащихся. Мониторинг и анализ качества знаний учащихся осуществляется через систему традиционного контроля.

При проведении мониторинга необходимо осуществлять следующие принципы:

  • Системность и продолжительность во времени
  • Сравнимость (со стартовыми результатами)
  • Объективность
  • Комфортность
  • Гласность
  • Научность
  • Учёт индивидуальных особенностей учащихся
  • Перспективность

Одним из основных показателей работы являются результаты итоговой аттестации учащихся, участие их в школьных, городских, областных  олимпиадах, успешное поступление в ВУЗы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мониторинг качества знаний по русскому языку в 5 классе за 2011-2012 уч. г.

Мониторинг качества знаний в 5 классе по русскому языку за 2011 - 2012 учебный год.   1. Запишите слова по их транскрипции. [буквар\'] - … , [дач\'н\'ик] - … , [кам\'эн\'щ\'ик] - … , [проз\'ба] - … ,...

ОЦЕНКА МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МОДУЛЯ «МНОГОУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ» АСУ РСО

Оценка мониторинга качества знаний с использованием модуля «Многоуровневая система оценки качества образования» АСУ РСО  ( из опыта работы)...

Оценка результатов мониторинга качества знаний учащихся 11"Б" класса профильный уровень

Оценка результатов мониторинга качества знаний учащихся 11"Б" класса профильный уровень...

Мониторинг качества знаний и умений обучающихся 5 класса по теме "Орфография"

Мониторинг качества знаний и умений  по определенной теме дает возможность педагогу зафиксировать вовремя пробелы в знаний обучающихся и наметить рациональные пути их устранения с учетом индивиду...

Внутренний мониторинг качества знаний по физике и информатике (2 четверть 2018г)

Анализ качества знаний за 2 четверть 2018-2019 учебный год...

Мониторинг качества знаний уч-ся в 8В классе 1 группа по английскому языку 2019-2020 гг Учитель иностранного языка Сухова Т.Л.

Мониторинг качества знаний уч-ся в 8В классе 1 группа по английскому языку 2019-2020 гг Учитель иностранного языка Сухова Т.Л....