Материалы к мониторингу качества знаний по русскому языку учащихся 5 класса по теме "Имя прилагательное"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Гиниятова Наталья Аркадьевна

Мониторинг качества знаний учащихся 5 класса по теме "Имя прилагательное"  включает различные формы деятельности, которые позволят учителю оперативно отслеживать продвижение каждого ученика, проводить индивидуальную работу по коррекции знаний. . Сами ученики получают навыки самоанализа и самооценки.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon materialy_k_monitoringu_kachestva_znaniy_v_5_klasse.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Материалы к мониторингу качества знаний учащихся по теме «Имя прилагательное» в 5 классе

Контрольный диктант с грамматическим заданием

      Бабье лето прошло. Стояли  ясные дни золотой осени… Осень уже резко обозначила в лесу границу хвойного и лиственного мира.  Первый сумрачно, почти черною стеною щетинился в глубине, второй огненными пятнами светился в промежутках, точно древний городок  с златоверхими теремами, срубленный в гуще леса из его бревен.

     Земля… была густо засыпана и забита сухим, мелким, как бы стриженым, в трубку свернувшимся листом опавшей ивы. Осень пахла этим горьким коричневым листом и еще множеством других приправ. (Б.Пастернак.)

Грамматическое задание

Определить падеж имен прилагательных в 4 предложении (1 вариант), в 5 предложении (2 вариант).

Произвести морфологический разбор прилагательного хвойного (1 вариант), горьким (2 вариант).

Сделать синтаксический разбор второго предложения.

Окончания прилагательных

      Под ветром яростным на судне парусном хочу я плыть. И землю неизвестную, но очень интересную хочу открыть! Страну чудесную и неизвестную хочу найти. И с ветром яростным и с судном парусным мне по пути!

Считалочка

Ночью видел я во сне,

Будто еду на слоне.

На каком? На таком!

На огромнейшем слоне.

Со слоном, со слоном

Я давно уже знаком.

А с каким? А с таким!

С преогромнейшим слоном!

Если ты не веришь мне,

Сам катайся на слоне.

Работа с текстом

     Лягушка смотрела в зеркало и рассуждала вслух: «Конечно, я немного толста, слишком зелена, не особенно молода и немного прыщава. Зато я мила, сообразительна, интересна, и весьма симпатична. Глаза мои выразительны, ресницы длинны, наряды разнообразны. Несомненно, я хороша. Кого же из женихов предпочесть? Крокодила не считаем: он глуп, ленив и зол. Съест еще! Черный уж приятен, ловок, изворотлив, тонок, весел, внимателен и, прямо скажем, красив. Зато бобр богат, умен, знатен, настроение его всегда ровно, спокойно. Доходы его велики. Пожалуй, я выйду за бобра.                   (Г.Александрова)

Задания

Прочитайте сказку. Определите, к какому типу речи относится текст. Докажите.

 Озаглавьте текст.

 Найдите в тексте краткие прилагательные. Выпишите в первую графу краткие прилагательные мужского рода, во вторую - женского рода, в третью - среднего рода, в четвертую – краткие прилагательные множественного числа.

 Перепишите предложения: первое предложение ! вариант), восьмое предложение (2 вариант), образуйте от кратких прилагательных полные.

 Сделайте синтаксический разбор второго предложения (1 вариант), третьего предложения (2вариант).

Произведите морфологический разбор одного из прилагательных шестого предложения.

Охарактеризуйте с помощью полных прилагательных одного из сказочных героев (Баба-Яги, Золушки, Буратино и др.)

Письмо по памяти

На солнце темный лес зардел,

В долине пар белеет тонкий,

И песню раннюю запел

 В лазури жаворонок звонкий.

                       В.Жуковский

Дымятся черные бугры,

И утром, в воздухе нагретом,

Густые белые пары

Напоены теплом и светом.

                           И.Бунин

Согласуйте существительные с прилагательными, данными в скобках. Укажите род, падеж, число. Произведите морфологический разбор выделенного прилагательного.

С  (синий) птицей,  (розовый) стволом, о (чистый) листе, (веселый) утра, по (зеркальная) воде, (росистая) тропинку,  (легкая) волной, у (лесные) полянок.

Работа по карточкам

Карточка № 1

Спишите, подчеркивая как члены предложения выделенные слова, укажите род, число, падеж. Произведите синтаксический разбор третьего предложения.

    Голубой месяц март. На небе снега голубые. На снегу лежат синие тени. Даль голубая, льдины голубые. Голубые на снегу следы. Голубые перелески, голубые канавки.

Первые голубые лыжи и последние голубые сосульки. А на горизонте виднеется полоска дальнего леса. Весь мир голубой. По Н.Сладкову.)

Карточка № 2

Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните имена прилагательные как члены предложения.

      Зимой сад белый, сонный. Но под весенним со…нцем (з,с)бегут снега и тогда вспыхнет сад розовым огнем. Пч…лы зажужжат в цветоч…ной глуши. К лету закружит…ся  цветоч…ный снегопад, чтоб к осени на каждой ветк… появилось чудо! (А.Васильева-Гангнус).

Разберите по составу слово розовым.

Выпишите из текста прилагательное с таким же составом. Выпишите однокоренные слова и разные формы одного слова.

Составьте схемы второго и последнего предложений.

Тест

Имя прилагательное - это часть речи, которая обозначает:

а) предмет, б) признак, в) действие.

  2. В предложении полное прилагательное чаще всего является:

       а) обстоятельством;

       б) подлежащим;

          в) сказуемым;

          г) определением;

          д) дополнением.

    3.  Имя прилагательное отвечает на вопросы:

    а) кто?  что?

     б) какой? чей?

     в) что делать? что сделать?

       4.Найдите строку, в которой даны только имена прилагательные:

а) медленный, верное, желтизна, белеть;

б) медленный, верное, желтый, белый;

в) медленный, верность, желтый, белый;

г) медлительность, белый, верность, желтый.

5. Укажите род прилагательных в предложении В весеннем лесу песню раннюю запел жаворонок звонкий.  Выберите подходящую строку: а), б) или в):

а) весеннем (ср.), раннюю (ж), звонкий (м);

б) весеннем (м), раннюю (ср.), звонкий (м);

в) весеннем (м), раннюю (ж), звонкий (м).

6. Определите падеж прилагательных в предложении  На зеленой полянке мы увидели небольшой куст с необычной листвою.  Выберите подходящий ответ: а), б) или в):

а) зеленой (т), небольшой (и), необычной (т);

б) зеленой (п), небольшой (и), необычной (т);

в) зеленой (п), небольшой (в), необычной (т).

7. Выберите пункт а), б) или в), где указаны словосочетания, в которых прилагательное  не является лишним (учитывайте значение определяемого существительного):

а) тонкий аромат, холодная вода, ледяной айсберг, памятный сувенир;

б) тонкий аромат, холодная вода, ледяной айсберг, красивый сувенир;

в) душистый аромат, мокрая вода, ледяной айсберг, памятный сувенир.

    8. Установите соответствие:

а) ж.р.,ед.ч.,И.п.       большую

б) м.р.,ед.ч.,Р.п.        умная

в) м.р.,ед.ч.,Т.п.        глубокого

г) ж.р.,ед.ч.,В.п         утренним

        9.   Прилагательное белого находится в форме:

     а). И.п.

     б). Р.п.

     в). ж.р.

                   г). м.р.

         10. Прилагательные мужского и среднего рода в предложном   падеже имеют окончания:

     а)  –ом,-ем

     б) –им,-ом

     в) –ым,-ем

     г) –им,-ым

Список литературы

Кленицкая И.Я. Веселые горошины.  М.: Новая школа, 1995.

Малюшкин А.Б. Тестовые задания по русскому языку. 5 класс. М.: Творческий центр, 2010.

Материалы к мониторингу качества знаний учащихся по русскому языку в 5 классе. Казань, 2010.

Шакирова Л.З., Андреева Л.С. Русская речь. Казань: Магариф, 1993.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мониторинг качества знаний по русскому языку в 5 классе за 2011-2012 уч. г.

Мониторинг качества знаний в 5 классе по русскому языку за 2011 - 2012 учебный год.   1. Запишите слова по их транскрипции. [буквар\'] - … , [дач\'н\'ик] - … , [кам\'эн\'щ\'ик] - … , [проз\'ба] - … ,...

Мониторинг качества знаний по русскому языку за I-II четверти 2012-2013 уч.г. в 5 классе

Задания для пятиклассников строятся на повторении изученного (учебник В.В. Бабайцевой)...

Контрольно-измерительные материалы для проверки качества знаний по английскому языку для учащихся 6 класса, обучающихся по УМК "Enjoy English". издательство "Титул" - 2011 г., автор М. З. Биболетова. Unit 5 - "Faces of London".

Пояснительная записка к контрольно-измерительным материалам для проверки качества знаний по английскому языку для учащихся 6 класса, обучающихся по УМК “Enjoy English”, издательство «Титул» - 20...

мониторинг качества знаний по русскому языку за 9 класс

Итоговый тест по русскому языку за курс 9 класса...

Контрольно-измерительные материалы для проверки качества знаний по английскому языку для учащихся 7 класса, обучающихся по УМК "Enjoy English" 7 класс, автор М. З. Биболетова. 1 четверть, Unit "The World Teenagers\' Competition".

Пояснительная записка к контрольно-измерительным материалам для проверки качества знаний по английскому языку для учащихся 7 класса, обучающихся по УМК “Enjoy English”, издательство «Титул» - 20...

«Мониторинг качества знаний по русскому языку учащихся 8 класса по разделу «Односоставные предложения»

«Мониторинг качества знаний по русскому языку учащихся 8 класса по разделу «Односоставные предложения»...

Мониторинг качества знаний по русскому языку в 8 классе

Мониторинг позволяет проследить успеваемость, качество знаний и СОУ за учебный год. Прилагаются диаграмма и текстовый анализ....