Современные проблемы в преподавании физики
статья по физике (7, 8, 9 класс)

Ульяницкая Олеся Петровна

Актуальные проблемы преподавания Физики.

 

Сегодня в школе возможности обучения физике реализуется не полностью. Наряду с другими предметами, физика до сих пор преподается заучиваниями определений и решением типовых задач по данным формулам. Физическим опытам и лабораторным работам почти не уделяется нужного внимания. Все занятие строится на том, что написано в учебнике.  Главная задача учителя сегодня – не набить головы учеников информацией, которая якобы понадобится им в дальнейшей жизни, а научить их добывать нужную информацию самостоятельно, научить их осознанному чтению учебной литературы. 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon problemy_v_prepodavanii_fiziki.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальные проблемы преподавания Физики.

Сегодня в школе возможности обучения физике реализуется не полностью. Наряду с другими предметами, физика до сих пор преподается заучиваниями определений и решением типовых задач по данным формулам. Физическим опытам и лабораторным работам почти не уделяется нужного внимания. Все занятие строится на том, что написано в учебнике. В сегодняшних социально-экономических условиях актуальны проблемы развития познавательных интересов учащихся, их творческого мышления и навыков самостоятельного умственного труда. В связи с этим учителю часто приходится задаваться вопросом «Как нужно организовать учебный процесс, чтобы каждый урок для ученика был сродни научному открытию, был значим для него?! »

В целом, перед педагогом встает задача создать необходимые условия для развития у детей познавательных интересов, умения самостоятельно решать проблемы в разных сферах деятельности, навыков исследовательской деятельности. Кроме того, учитель должен сформировать у детей научные знания по физике. Одним из наиболее эффективных методов обучения физике является лабораторный метод. Он часто используется на уроке физике и, как показывает опыт, лучше всего развивает практические и трудовые умения. Его можно реализовывать как индивидуально, так и в малых группах. Например, при выполнении лабораторной работы, сопровождающей изучении темы «Определение выталкивающей силы», ученики должны выяснить, как зависит выталкивающая сила от рода жидкости, куда погружено тело, и объема тела. Итог лабораторной работы они представляют в виде подробного отчета, где представлены их рассуждения, используемые приборы, план действий и выводы к лабораторной работе. Это приучает школьников не только к механическому выполнению некоторой последовательности действий, но и вдумчивому отношению к результатам работы, к развитию исследовательских навыков.

Но при этом минимальное количество школ оснащено должным образом хотя бы минимальными комплектами лабораторного оборудования для уроков физики.

В школьном образовании сегодня можно выделить три проблемы.  Решение должно быть нацелено на издание современных учебников, удовлетворяющих современным стандартам образования:

1)  не все школьники научены самостоятельно добывать информацию, читать учебную литературу;

2) выбирая между обучением и развитием, отдают предпочтение более легкому – обучению;

Решение первой проблемы возможно лишь при условии доступного и подробного изложения материала в учебнике, это поможет приучить школьников к чтению учебной литературы и к самостоятельному добыванию информации. Главная задача учителя сегодня – не набить головы учеников информацией, которая якобы понадобится им в дальнейшей жизни, а научить их добывать нужную информацию самостоятельно, научить их осознанному чтению учебной литературы. Для того чтобы они могли самостоятельно читать учебник, нужно, чтобы учебник был написан в первую очередь для них, для учеников, а не для учителя. Не секрет, что большинство школьных учебников по Физике, начиная с 1968 года писались для учителя, потому-то дети их и не читали. И только в последние годы ситуация начинает меняться к лучшему: многие новые авторские коллективы стараются ориентироваться в первую очередь на учащихся. В наше время владение хотя бы азами физического языка — непременный атрибут культурного человека. Поэтому, на мой взгляд, заниматься изучением физического языка и физических моделей надо сегодня в школе как можно раньше, если не в начальной школе, то уж в курсе физики 7-8 классов.

    Есть три подхода к обучению физики, в той или иной степени ассоциирующихся с проблемным обучением: метод обучения с помощью задач, метод обучения с помощью создания проблемных ситуаций и собственно проблемное обучение. Метод обучения с помощью задач заключается в следующем: учитель предлагает ученикам задачу, решить которую они пока не в состоянии. Он кое-что объясняет, вводит новые элементы теории, затем возвращается к исходной задаче и доводит ее до конца. В принципе это вполне пригодный метод обучения, но у него есть один крупный недостаток –  он не является личностно-ориентированным. Задача, которая разбирается на уроке, нужна не ученику, а учителю. Учитель навязывает ее ученикам, ведь это делает процесс объяснения нового материала более комфортным. Примерно так же обстоит дело и с методом создания проблемных ситуаций. В проблемную ситуацию учащегося загоняет учитель, и сам его из нее и выводит, причем, как правило, на том же уроке. При использовании указанных двух методов учащиеся, как правило, пассивны. Я думаю, что правильный подход к проблемному обучению базируется на двух положениях: 1) с проблемой должен непосредственно столкнуться сам учащийся; решая задачу или проводя какие-то рассуждения, он должен лично убедиться в том, что что-то ему не по силам, поскольку он, видимо, чего-то не знает; 2) решение проблемы должно быть отсрочено по времени, проблема должна “отлежаться”. Только при этих условиях, добравшись до решения проблемы, учащийся поймет, что он продвинулся в своем развитии и получит определенные положительные эмоции.

Школьный курс Физики — это синтез пяти содержательно-методических разделов: Механика, молекулярная физика, квантовая физика, оптика и электродинамика, я убедилась, что приоритетной является Механика. Это выражается прежде всего в том, что какой бы класс физики не изучался, построение материала практически всегда следует осуществлять по жесткой схеме: формула -  уравнения – преобразования.

Из своей работы я могу сделать вывод о том, что для понимания учащимися курса Физики в целом важно прежде всего, чтобы они полноценно усвоили первичные модели. Это значит, что нужно организовать их деятельность по изучению той или иной темы так, чтобы рассмотреть новый объект (конкретную физическая модель –  формула) системно, с разных сторон, в разных ситуациях. В то же время эта системность не должна носить характер набора случайных сюжетов, различных для разных классов формула — это приведет к дискомфорту в обучении. Возникает методическая проблема выделения в системе упражнений по изучению того или иного класса формулсостоящее из шести направлений:

1)                            графическое решение задач;

2)                            решение на подстановку в формулу;

3)                            преобразование графиков;

4)                            вывод неизвестных;

5)                            кусочные задачи, объединяющих единое целое;

6)                            чтение графика.

Гуманитарный потенциал школьного курса физики состоит, на мой  взгляд, во-первых, в том, что владение математическим языком и математическим моделированием позволит учащемуся лучше ориентироваться в природе  и обществе; во-вторых, в том, что математика по своей внутренней природе имеет богатые возможности для воспитания мышления и характера учащихся; в-третьих, в том, что уроки математики  способствуют развитию речи обучаемого не в меньшей степени, чем уроки русского языка и литературы; в-четвертых, в реализации процесса  преподавания идей развивающего и проблемного обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные проблемы преподавания математики и информатики

Статья помогает понять наиболее актуальные проблемы преподавания математики и информатики. Данный материал можно использовать как методическую тему в работе, по решению создавшихся проблем в преподава...

Современные проблемы преподавания матиматики в школе и вузе

Модернизация школьного образования, реализуемая в настоящее время в рамках апробации и внедрения Федеральных государственных стандартов общего образования, на первое место выдвигает требования к резул...

Статья "Современные проблемы в преподавании информатики в школе"

 В последние годы школьный курс «Основы информатики и вычислитель-ной техники» вышел на качественно новый этап его развития. Более или менее единый набор школьных вычислений. С...

Доклад «Современные проблемы в преподавании информатики и других предметов»

Учитель информатики вынужден напряженно следить за развитием средств вычислительной техники, за появлением новых программ и за изменяющимися приемами и методами работы с ними. Перед учителем информати...

Современные проблемы методики преподавания и подходы к обучению иностранным языкам.

Проблемы, препятствующие успешному овладению иностранными языками, и возможные способы их решения....

Методическая разработка по теме : "Актуальные проблемы преподавания физики и пути повышения качества преподавания физики в условиях реализации ГИА"

В современных условиях предъявляются высокие требования не только к уровню знаний учащихся, но и к умению работать самостоятельно. Внедрение новых образовательных технологий в учебный процесс меняет м...