Тема урока: "Электрические явления в живой и неживой природе"
план-конспект урока по физике (8 класс)

Цель: сформировать представление об общих законах живой  и неживой природы – как основу научного мировоззрения

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок   разработан   учителем   физики

гимназии №7 г.  Красноярска Щаповой Т. И.

Электрические явления в живой и неживой природе

Цель: сформировать представление об общих законах живой  и неживой природы – как основу научного мировоззрения

Задачи: образовательные:

  1. Показать жизненную значимость явления  электризации
  2. Способствовать  усвоению  учащимися идей  единства строения материи  и понимания роли  практики в научных  методах  познания  - через  проведение практических исследований
  3. Показать  связь между  физикой и биологией  через исследование электрических явлений в живой и неживой природе
  4. Рассмотреть явление  «электризация » в экологическом аспекте

развивающие:

  1. Развитие обобщенных знаний и целостного представления о физических законах;
  2. Развитие исследовательской деятельности учащихся через индивидуальные экспериментальные задачи;
  3. Формировать  умение вести диалог

Воспитательные

  1. Приучать  к  соблюдению    техники безопасности  на прогулке, дома, в школе
  2. Формирование значимости взаимосвязи физики и других наук в познаваемости окружающего мира.
  3. формирование навыков коллективной работы в сочетании с самостоятельностью учащихся;

Оборудование:  гальванометр, электроды, яблоко, картофелина, аквариум с рыбками, «Разряд-1», 2 круглые металлические пластины, полиэтиленовый пакет, «Вольтов столб» из монет, электрометр Броуна, эбонитовая палочка

 

Ход урока

 «Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением»

М.В. Ломоносов

Этап урока

Содержание

Разминка

Из истории грозы – эвристическая беседа

  1. Что такое электрический  ток? Условия протекания
  2. Что такое молния?
  3. Какие ученые занимались изучением атмосферного электричества7
  4.  Почему возникла необходимость  защиты  домов от молний7
  5. Как церковь  объясняла  грозовые явления7
  6. Как защититься от поражения молнией7
  7. Когда и где был установлен первый молниеотвод?
  8. Как  оказать первую помощь   при поражении  электрическим током и молнией?

Игра

Класс разбивается на 3 группы и каждая группа  выбирает

№  вопроса:

  1. Электризация и растения
  2. Электрические рыбы

3.   Электризация в жизни (применение, учет)

Задача: увидеть применимость  законов неживой природы  к живым организмам

Подведение итогов

 1 группа   Сообщение   «Электризация и растения»

Понятия:          Условия существования электрического тока

                   1. Наличие носителей  электрического заряда

Опыты на уроке с раствором поваренной соли

+/- ионы в растворе  NaCl

ионы – внешний раздражитель

Вольтов столб – источник тока

(используем гальванометр )

Яблоко, картофель +  два  из различного материала  электрода

Неживое

Понятия

Живое

Растворение NaCl в воде /опыты в классе/

1. Электролитическая диссоциация

Растворы  солей в корнях растений

Трение поверхностей

2.  Электризация

Сообщение заряда  растению

Электрический ток  в технике

/ опыт на уроке/

Латунную и цинковую пластину соединяют с гальванометром и опускают в сосуд с водой. Гальванометр обнаруживает ток. После этого расстояние между пластинами уменьшают, а затем увеличивают. Наблюдают, что при увеличении расстояния между пластинами сила тока уменьшается, а при уменьшении – увеличивается. При изменении площади погружения пластинок сила тока изменяется. В воде растворяют немного поваренной соли, сила тока в цепи увеличивается.
Возможное объяснение: вода всегда содержит в растворённом состоянии минеральные соли. При опускании двух разнородных пластин получается гальванический элемент.

3 Электрический ток

 Токи повреждения /яблоко/, нервный импульс

Опыт на уроке

К клеммам гальванометра демонстрационного амперметра присоединяют медные провода. К концу одного из них прикрепляют железный провод. Втыкают медный и железный провод в картофелину – стрелка гальванометра отклоняется.
Возможное объяснение: в картофелине содержится раствор минеральных солей, являющийся электролитом. Разнородные проволоки образуют гальванический элемент.

Опыт на уроке

4. Электрическое поле

 Рост растений  / движение ионов к вершине дерева/

Вывод: Электрические явления  наблюдаются и   важны для растений

Рост растений зависит  от скорости движения  ионов, которая определяется величиной электрического поля, которое в свою очередь, зависит от процессов  в растениях

2 группа   Сообщение   «Электрические рыбы»

Неживое

Понятия

Живое

Электризация

Электрическое поле

Электрическое поле

Морская вода проводник

Специальные органы

 Сопротивление тканей

 Опыт  с аквариумом: аквариум с плавающими рыбками  помещаем между  двумя  металлическими пластинами, на которые подается разность потенциалов  25 кВ от «Разряд-1». Через некоторое время  рыбки  перемещаются в основном  к пластине, на которую подается положительный потенциал

Вывод: Электрическое поле играет важную роль в жизни рыб: защита, ориентация, охота

3 группа   Сообщение   «Электризация  человека  и животных»

Отчет о проделанной работе  «Электризация   животных»

Вид животного             Условия             Результат

                Сухое

       Влажное

Вывод: электризация  животных зависит от

  1. влажности воздуха
  2. качества шерсти животных
  3. животным это не нравится   /разряды неприятны/

Отчет о проделанной работе  «Электризация   человека»

Вид  ткани                         Условия                       Результат

 Синтетическая ткань     Сухой воздух

 Натуральная ткань         Влажный воздух

Вывод: электризация   человека зависит от ….

Как проблема  для человека может возникнуть  при длительном использовании наэлектризованной одежды?

Как проявляется электризация  в живой и неживой природе?

  1. Электризация кусочков  ваты, кусочков бумаги
  2. Просмотр видеофильма «Тайна пылинки» /электризация в технике/
  3. Практическое использование   электризации / заполнение таблицы  после просмотра и обсуждения  фильма/


Законы физики  одинаково описывают живое и неживое,  следовательно, мир един.

Мир познаваем и этот процесс познания бесконечен

 

        

Список литературы

  1. Кац Ц.Б. Биофизика на уроках физики .М. Просвещение, 1984
  2. Билимивич Б.Ф. Физические викторины М. Просвещение, 1977
  3. Зорин Н.И. Элективный курс «Элементы биофизики» 9 класс , М. «ВАКО » 2007
  4. Генденштейн Л.Э. Кирик Л.А. Гельфрат И.М. Физика  8 класс. Задачник  М. «Мнемозина», 2017


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Световые явления в живой и неживой природе

презентация -сопровождение урока природоведения 5 класс по учебнику Сухова т.А., Строганов В.И....

Световые явления в живой и неживой природе

В данной презентации по теме урока в 5 классе "Световые явления в живой и неживой природе" представлен весь необходимый материал для работы учителя на уроке....

Физические явления в живой и неживой природе

Тест по теме "Физические явления в живой и неживой природе" к учебнику Суховой, Строганова...

Световые явления в живой и неживой природе

Источниками света называют тела, которые сами светятся – испускают свет. Солнце и звезды  природные ( естественные) источники света....

Экскурсия: «Живая и неживая природа. Наблюдение за живыми объектами»

Экскурсия: "Живая и неживая природа. Наблюдение за живыми объектами"Обучающая цель: создать условия для закрепления представлений о признаках живых организмов и тел неживой природы, явлениях...