Технологическая карта фрагментов урока " Температура и тепловое равновесие. Измерение температуры. Термометр." связанных с формированием готовности к решению задач «PISA»
план-конспект урока по физике (8 класс)

Урок с применением заданий из банка «PISA»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_zakharova_i.v.docx25.35 КБ

Предварительный просмотр:

Захарова И.В., учитель физики ГАОУ МО «Балашихинский лицей» г.о. Балашиха

Технологическая карта

фрагментов урока " Температура и тепловое равновесие. Измерение температуры. Термометр."

связанных с формированием готовности к решению задач «PISA»

Температура и тепловое равновесие. Измерение температуры. Термометр. 

(тема урока)

ФИО (полностью)

Захарова Ирина Валентиновна

Место работы

ГАОУ МО «Балашихинский лицей» г.о. Балашиха

Должность

учитель физики

Предмет

Физика

Класс

8

Тема и номер урока в теме 

Основы термодинамики, Урок №6

Предметная программа и её автор

Физика : программы :7-9 классы, 10-11 классы/ А.В.Грачёв, Погожев В.А.,Боков П.Ю. и др.- М. : Вентана-Граф, 2014,-112с.

Цель   урока

-сформировать понятие о температуре, рассмотреть температуру как характеристику состояния теплового равновесия термодинамической системы;

-способствовать развитию учебных действий: работать с учебником, выбирать главное, анализировать, делать выводы, а также производить измерения термометром, выражать температуру в других температурных шкалах;

- формирование метапредметных результатов, нравственных норм поведения, дисциплины, организованности, творческого подхода к учебному процессу, умений общаться с одноклассниками.

Тип урока

Комбинированный

Модель организации УПД учащихся

Фронтальная, парная, групповая

Необходимое оборудование

Компьютер, проектор, интерактивная доска, учебник по физике, раздаточный материал (карточки с дополнительным заданием) электронная презентация, выполненная в программе Power Point

Структура и ход  урока

Предмет Физика

Класс 8

Тема (раздел) курса Основы термодинамики

Тема урока Температура и тепловое равновесие. Измерение температуры. Термометр.

Цель урока: -сформировать понятие о температуре, рассмотреть температуру как характеристику состояния теплового равновесия термодинамической системы;

-способствовать развитию учебных действий: работать с учебником, выбирать главное, анализировать, делать выводы, а также производить измерения термометром, выражать температуру в других температурных шкалах;

- формирование метапредметных результатов, нравственных норм поведения, дисциплины, организованности, творческого подхода к учебному процессу, умений общаться с одноклассниками.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

 

Этап урока

Решаемая задача

(для учителя)

Деятельность ученика

Деятельность учителя

1

Адаптационный этап

  1. Выявить и актуализировать знания, необходимые для решения задания «PISA». 
  2. Мотивировать учащихся к выполнению  задания «PISA».

1.Отвечают на вопросы учителя.

Виды теплообмена –

Теплопроводность –

Механизм теплопроводности -

2. Выполняют задания учителя.

3. Выдвигают гипотезы.

Правой рукой он почувствовал тепло, а левой прохладу.

4. Предлагают варианты решений.

 -Воспользоваться прибором.

- Необходимо «придумать» физическую величину, характеризующую степень нагретости тел – температуру и создать прибор для измерения температуры - термометр

Фронтально задает вопросы учащимся. 

Какие виды теплообмена вы знаете?

Что такое теплопроводность?

В чём состоит механизм теплопроводности     с точки зрения молекулярной теории?

Учитель предлагает метапредметную задачу используя средства ИКТ и текст-инструкции.

Текст инструкции: Проанализируйте ситуацию и предложите варианты ее решения. Каждый из них обоснуйте.

Ученик взял три сосуда, наполненных холодной, горячей и тёплой водой. Опустил кисть правой руки в холодную воду, а левой - в горячую. Подождал 30 с, а затем одновременно перенёс обе руки в тёплую воду.

Какие ощущения, связанные со степенью нагретости воды, возникли у ученика?

Как ученику объективно определить степень нагретости воды?

     

5. Отвечают на вопросы в ходе беседы:

Тепло передаётся от одного тела к другому в результате теплопроводности.

6. Проводят поиск информации о видах существующих термометров, используя различные средства обучения включая ИКТ и способах их применения.

Организует беседу:

Что происходит с правой и левой кистью руки при опускании их в холодную и горячую воду?

Что происходит кистями руки при последующем опускании их в тёплую воду?

Можно ли опираться на ощущения человека при определении степени нагретости тел?

Задает вопрос. Как же измерить температуру?

Организует работу в парах по поиску информации о видах существующих термометров, используя различные средства обучения включая ИКТ и способах их применения.

2

Основной

этап

  1. Организовать деятельность учащихся по планированию, решению, контролю и коррекции способов достижения результата.

  1. Объясняют принципы действия основных видов термометров: жидкостного, газового и т.п.
  2. Рассматривают различные температурные шкалы.
  3. Обсуждают правила работы с прибором.
  4.  Отвечают на вопросы учителя.
  5. Записывают в тетрадь основные понятия.
  6. Предлагают варианты решений задания «PISA» «Температура» на основе общей ориентации в содержании текста и понимания его целостного смысла.
  7. Отбирают способ (способы) решения задания «PISA».
  8. Оценивают необходимые средства для решения задания «PISA».
  9. Распределяют роли и задачи для каждого участника группы.
  10. Осуществляют поиск решения задания «PISA».
  11. Контролируют полученный результат и вносят необходимые изменения (коррекция).

Обращает внимание на особенности того или иного вида термометра.

Знакомит с разными температурными шкалами.

Отмечает общее в применении основных видов термометров – контакт с телом, температуру которого измеряем.

Задаёт вопросы:

В каком направлении переходит передача тепла в ходе теплообмена?

До каких пор будет происходить такая передача тепла между телами?

Вводит понятия: теплового равновесия, теплоизолированная система.

Учитель, используя средства ИКТ (ПК, интерактивная доска, проектор) предлагает метапредметную задачу «Температура» по естественнонаучной грамотности  на основе несплошного текста содержащую интерактивные изображения.

Организует работу в группах.

Учитель озвучивает текст "Температура" задание 1 используя ИКТ.

Петр работает над ремонтом старого дома. Он оставил бутылку воды, несколько металлических гвоздей и кусок древесины в багажнике машины. После того, как машина пробыла на солнце 3 часа, температура внутри машины достигла 40ºC. Что произошло с предметами в машине? Обведите «Да» или «Нет» для каждого случая. Это могло произойти с предметами?

  • У них у всех одинаковая температура. Да / Нет
  • Через какое-то время вода начинает закипать. Да / Нет
  • Через какое-то время металлические гвозди начинают накаляться. Да / Нет

 Учитель озвучивает текст "Температура" задание 2.

У Петра есть чашка горячего кофе (температура 90 ºC) и чашка холодной минеральной воды (температура 5 ºC). Чашки одинакового типа, размера и объема. Петр оставляет чашки в комнате с температурой 20 ºC. После 10-минутного нахождения в комнате, какая будет температура кофе и минеральной воды? 

A. 70 ºC и 10 ºC

B. 90 ºC и 5 ºC

C. 70 ºC и 25 ºC

D. 20 ºC и 20 ºC

Учитель озвучивает текст "Температура" задание 3.

Для ответа на вопрос отметьте нужный вариант ответа.

Насколько вам интересна следующая информация? Отметьте только один вариант ответа в каждом ряду.

Очень интересно

Средний интерес

Почти не интересно

Неинтересно

А. Понимание влияния формы чашки на процесс охлаждения кофе

В. Знание разного расположения атомов в дереве, воде и металле С. Лучшее понимание того, почему разные твердые частицы обладают разной теплопроводимостью.

3.

Творческий этап

  1. Оценка и рефлексия достижений учащихся при решении задания «PISA».
  2. Развитие навыков переноса предметных знаний на решение жизненных проблем
  1. Предъявляют результат решения задания «PISA» по естественнонаучной грамотности "Температура" в группах.
  2. Предлагают жизненную ситуацию, в которой потребуется умение решать задачи, подобные заданию «PISA».
  3. Приводят свои примеры подобных жизненных ситуаций.
  4. Составляют аналогичные задачи.

Организует беседу:

  1. Какая информация помогла вам точно ответить на вопрос задания?
  2. Сталкивались ли вы с ситуациями, описанными в задании в своей жизни?
  3. Что необходимо учитывать в таких ситуациях?

Список используемых источников

  • Физика : программы :7-9 классы, 10-11 классы/ А.В.Грачёв, Погожев В.А.,Боков П.Ю. и др.- М. : Вентана-Граф, 2014,-112с.
  • Грачев А.В., Погожев В.А., Вишнякова Е.А. Физика -8. Учебник.- М.Просвещение, 2021.
  • Примеры открытых заданий по естествознанию PISA 2020 (По материалам исследований) https://rikc.by/ru/PISA/3-ex__pisa.pdf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по физике 10 класс Температура и тепловое равновесие. Определение температуры. Абсолютная температура- мера средней кинетической энергии молекул.

Презентация по физике 10 класс по теме "Температура и тепловое равновесие. Определение температуры. Абсолютная температура- мера средней кинетической энергии молекул". Учебник Г,Я, Мякишев, Б.Б....

Методическая разработка урока физики в 10 классе по теме: « Температура и тепловое равновесие. Определение температуры».

Цель урока – формирование современных представлений о температуре как мере равновесного состояния системы Задачи: Образовательная – дать представление о тепловом равновесии системы, сформировать ...

урок по физике Температура и тепловое равновесие 10 класс

урок изучения новых знаний на тему "Температура и тепловое равновесие"...

Конспект урока по физике в 10 классе «Температура и тепловое равновесие»

Любой газ состоит из огромного числа молекул. Невозможно быстро определить положение и скорость каждой молекулы в отдельности, да и смысла в этом нет. Физики воспользовались статистическим (обобщенным...

Урок физики в 10 классе по теме " Температура. Тепловое равновесие. Определение температуры"

Урок изучения нового материала. Цель урока: формирование навыков самостоятельной работы; дать понятие о термодинамических параметрах; рассмотреть температуру как характеристику состояния теплового рав...

«Температура и тепловое равновесие. Определение температуры»

Методическая разработка урока в 10 классе...