Элементы игровых технологий на уроках физики
статья по физике

Видинеева Полина Николаевна

В период преобразования нашего общества одной из главных задач обучения становится развитие творческого мышления учащихся.  При этом нужно учитывать  одно хорошо известное обстоятельство: сегодняшние дети получают информацию из различных источников. Это приводит к тому, что учащихся бывает трудно удивить, сообщая им какие-то сведения, не являющиеся для них новыми. Поэтому, что бы уроки были интересными, непохожими друг на друга в своей работе я использую игровые ситуации. Ведь игру можно назвать – «восьмым» чудом света, так как в ней заложены огромные воспитательные и образовательные возможности. Игра, учение и труд являются основными видами деятельности человека. Игра – активнейшая форма человеческой деятельности редко встретишь ребенка, не участвующего в определенный момент в какой-либо игре. Гибкая система учебных игр позволяет учащемуся обучаться с интересом, а от возможности выбора игр этот интерес только возрастает. Игровой момент на уроке может быть связан не только с проблемой обучения школьников, но и их воспитания. Познавательные игры в старших классах быстро превращаются в серьезный учебный труд, в процессе которого развиваются такие черты, как выдержка, самостоятельность, воля к преодолению трудностей, настойчивость. Через увлекательную игру учитель вводит ученика в мир природы, приучает его ценить глубину и обширность знаний для реального познания его законов. В процессе включения игровых моментов в учебный труд ученика учитель получает возможность глубже изучить своих воспитанников, наблюдая их в нестандартных ситуациях. Это позволяет ему улучить качество индивидуальной работы, усилить воспитательное воздействие урока на каждого ученика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_tehnologii.docx123.31 КБ

Предварительный просмотр:

Роль игры в учебном процессе.

В период преобразования нашего общества одной из главных задач обучения становится развитие творческого мышления учащихся.  При этом нужно учитывать  одно хорошо известное обстоятельство: сегодняшние дети получают информацию из различных источников. Это приводит к тому, что учащихся бывает трудно удивить, сообщая им какие-то сведения, не являющиеся для них новыми. Поэтому, что бы уроки были интересными, непохожими друг на друга в своей работе я использую игровые ситуации. Ведь игру можно назвать – «восьмым» чудом света, так как в ней заложены огромные воспитательные и образовательные возможности. Игра, учение и труд являются основными видами деятельности человека. Игра – активнейшая форма человеческой деятельности редко встретишь ребенка, не участвующего в определенный момент в какой-либо игре. Гибкая система учебных игр позволяет учащемуся обучаться с интересом, а от возможности выбора игр этот интерес только возрастает. Игровой момент на уроке может быть связан не только с проблемой обучения школьников, но и их воспитания. Познавательные игры в старших классах быстро превращаются в серьезный учебный труд, в процессе которого развиваются такие черты, как выдержка, самостоятельность, воля к преодолению трудностей, настойчивость. Через увлекательную игру учитель вводит ученика в мир природы, приучает его ценить глубину и обширность знаний для реального познания его законов. В процессе включения игровых моментов в учебный труд ученика учитель получает возможность глубже изучить своих воспитанников, наблюдая их в нестандартных ситуациях. Это позволяет ему улучить качество индивидуальной работы, усилить воспитательное воздействие урока на каждого ученика.

Многообразие существующих игр.

В повседневной жизни мы часто слышим «занимательный материал», «занимательная игра», «занимательная задача»… Какой в них вкладывается смысл?

Обычно занимательное понимается как увлекательное, интересное, притягивающее к себе. Почему это происходит? На мой взгляд, прежде всего благодаря необычайности, нетрадиционности сюжета, положительно влияющего на эмоциональный настрой аудитории, когда в качестве исходных данных и ситуаций используются вымышленные или реальные персонажи, определенными средствами достигающие заданной цели.

При этом под «материалом» подразумевается некая исходная или промежуточная станция, а также применяемые в ней физические средства. Количество трактовок слова «игра» исчисляется десятками; обобщая их, можно прийти к выводу, что игра – это совокупность действий, имитирующих реальность и направленных на достижение некой цели. Какова цель этой игры, в чем ее движущая пружина?

Общий анализ понятия «игра» затруднен огромным количеством знаний этого слова, часто игру определяют, как некоторую модель действительности, воспроизводящую, в той или иной степени, жизненную ситуацию, причем игра строится с учетом ограничений, называемых правилами игры, это определение слишком широко и поэтому не очень продуктивна. Попытки же дать более конкретные определения сводятся к описанию того или иного класса игр. Поэтому анализ игр существенно зависит от критерия, по которому игры классифицируются.

Если ко множеству существующих классификаций добавить такое понятие, как мотивация участия в игре, тогда игры можно разделить на два широких класса. Первый – это игры, движущей силой которых является желание подражать некой жизненной ситуации, назову их «подражательными». Второй класс – это игры, стержнем которых является желание выиграть, назову их «выигрышными». Мотивации в «подражательных» и «выигрышных» играх могут быть  различными.

В «подражательных» играх – это осознанная или неосознанная подготовка себя к некоторой новой деятельности, сюда можно отнести деловые  игры.

Основным отличием «выигрышных» игр от «подражательных» (тренажерных), является наличие явного окончания и возможности выигрыша. В этих играх эмоциональный момент, связанный с предвкушением и достижением победного окончания, очень важен.

Эмоции, испытываемые в игре, могут оказать благоприятное воздействие на психику человека, развивая и образовывая его интеллект.

Виды игровых методик.

В моей педагогической деятельности накоплен определенный опыт использования игровых методик на уроках физики. Применять игровые методики можно при объяснении нового материала, при обобщении изученного, при проверке знаний, во внеклассной работе. В своей практике я использую следующие игровые методики.

Игровая методика уроков решения задач.

Уроки решения задач провожу в форме «Ну, погоди!»,  «Морской бой», «Цветик семицветик».

«Ну, погоди!» (см приложение №1)

В игре участвуют два  школьника или две команды. Один игрок выступает в роли- «зайца», другой в роли – «волка». Задача первого быстрее пройти по маршруту, задача второго настигнуть зайца. В начале игры волк и заяц помещаются в пункт 1, ребята решают первую задачу. Если задачи решены верно, то капитаны или учитель перемещает рисунки  волка и зайца в пункт 2. При этом «заяц» должен решить задачу первым, чтобы раньше волка перейти на второй пункт своего маршрута, так как зайцу надо пересекать «волчью тропу»













«Морской бой»  ( см приложение №2).

На игровом поле укрепляются «корабли» (по числу вопросов). Ответ, например «24» означает: 2-я клетка по горизонтали, 4-я по вертикали. Первый, решивший задачу «сбивает» корабль и оформляет решение задачи на доске.

«Цветик семицветик».

Заранее заготавливаются  жетоны семи цветов по 2-3 штуки каждого цвета (при наполняемости класса 14-21 человек). Ученики берут жетон и образуют 7 групп по 2-3 человека. Каждый решает свою задачу, но в группах можно помогать, обсуждать решение. Побеждает группа, которая быстрее и правильно решит все свои задачи.

Игровые методики форм контроля.

Одна из форм контроля – тест. Его можно провести стандартно, а можно использовать игровую ситуацию: тест – лото, «Зажги елочку», «Веришь - не веришь».

Тест-лото позволяет в интересной форме организовать обычно скучный процесс проверки знаний учащихся; у него есть еще одно преимущество: он дает возможность тут же на уроке и ученику, и учителю получить информацию о результате усвоения материала.

Для проведения теста-лото учитель готовит к уроку большую демонстрационную карту с рисунками в «клетках» по теме, карточки с вопросами к каждому рисунку, цветные без надписей фишки из плотной бумаги для каждого ученика по количеству вопросов. Ребята в своих тетрадях вычерчивают миникарту.

Правила игры.

Ведущий,  достает из мешочка карточки  одну за другой,  и громко читает их содержание.

  1. Каждый ученик вписывает в соответствующую клетку своей миникарты свой ответ в виде символа, буквы, числа, и закрывает его фишкой.
  2. Обмен тетрадями и взаимопроверка учащихся, если ответ дан верно – фишка остается на месте, если неверно – фишка убирается, а ответ зачеркивается, ученики ставят друг другу оценки и определяют победителя.

F2

F1

F3

F=3

R=8H

M=0,24

R=60H

2





вид миникарты                вид миникарты с ответами        миникарта с фишками

«Зажги елочку».

Ребята отвечают на вопросы, соединяют клемы номера вопроса и номера ответа, если ответ верный, то лампочка на елочке зажигается. Такую игру я использую при изучении электричества, а в последствии ребята сами разрабатывают модель елочки с вопросами.

Игра «Веришь - не веришь» . (См приложение №5)

Ученики получают жетоны двух цветов (красного и синего); красный жетон поднимается, если ученик согласен с высказыванием учителя; синий жетон поднимается, если ученик не согласен с высказыванием учителя. Игра помогает контролировать весь коллектив и одновременно выявить двух-трех лучших учеников (аргументирующих ответы).

        Проверку усвоения знаний можно провести с помощью игры «Ленточка» и зашифровать тему нового занятия.

На доске заготавливается «лента» их цифр. Количество клеток соответствует числу вопросов, которые задаются ребятам, а номер клетки – порядковому номеру буквы в слове-ответе.

Например.

1

5

3

2

2

2

8

8

14

4

5

7

2

5

Ключевое слово.

П

Р

Е

Д

О

Х

Р

А

Н

И

Т

Е

Л

Ь

См приложение №3

Урок – диспут.

        Как метод проблемного обучения диспут главным своим назначением имеет формирование у учащегося оценочных суждений, утверждение мировоззренческих позиций. Здесь уместно обострение противоречий, обнажение идей, противопоставление течений. В отличие от беседы при проведении диспута, заранее выявляются сторонники разных точек зрения и выделяются для выступления наиболее последовательные их представители. Познавательная самостоятельность ученика при определении своей позиции неизмеримо возрастает. Естественно, что диспут уместен в старших классах.

        Проведение диспута в средних классах «по-вузовски» терпит неудачу. Причины – недостаточный запас знаний, неумение аргументировано отстаивать свое мнение. Диспут в игровой форме позволяет избежать этих «препятствий». Организовать игру можно по следующим правилам: класс делят на команды; каждая команда выбирает себе «подзащитного» - физическое явление, закон, механизм; команда должна найти все «достоинства» своего и «недостатки» чужого «подзащитного».

        Например, по теме «Тепловые двигатели» первый ряд защищает ДВС, второй – паровую турбину, третий – газовую турбину. Направления поисков «плюсов» и «минусов»: значение КПД, размеры двигателя, экологичность, возможность работы в различных средах, используемый энергоноситель, диапазон мощностей и др.

        Члены команды  говорят  сначала о «плюсах» своего «подзащитного», потом выслушивают «соперников» о его «минусах».

        Побеждает та команда, которая найдет максимальное число преимуществ у «своего» «подзащитного» и максимум недостатков у «подзащитных» соперников.

Игровые методики уроков обобщающего повторения.

        

        Уроки обобщающего повторения провожу нестандартно, на этих уроках мы совершаем «Путешествия по стране ….», «Восхождение на пик…» (см. приложение №4), провожу уроки за чайным столом с тематикой «Давление за чайным столом», «Теплота за чайным столом».

Ребята садятся вокруг стола, могут во время урока попить чая, на столе стоят карточки с ответами на вопросы-загадки, кто первым разгадывает загадку, тот имеет право ответа на вопросы этой карточки. Вопросы в этой карточке помечены разными цветами, каждый цвет имеет свой уровень сложности, ответив на вопрос карточки, ученик передает право ответа любому ученику. Передача карточки идет до тех пор, пока не будут завершены вопросы. За ответы ученики получают жетоны, соответствующие цветовой гамме вопроса. В конце урока ребята подсчитывают баллы по набранным жетонам и получают оценку.

Игровые методические приемы.

1. Тему урока можно зашифровать в виде ребуса.

2. Для более быстрого запоминания формул можно использовать особые рамки, например

3. Также для более быстрого запоминания формул использую мнемонические правила, например, после вывода формулы скорости молекул, я произношу фразу, которая помогает запомнить ее.


















Для запоминания кратных приставок использую следующее правило:
Жили-были

Три барана.

Милли,        10-3(м)

Микро,        10-6(мк)

Нано.                10-9(н)

        Разнообразие применяемых приемов обучения – необходимое условие активной работы школьников. Один их новых для преподавания физики приемов – использование рифмованных вопросов. Чтобы привлечь к ним внимание, можно сказать, что вопросы сегодня будет задавать Василиса Премудрая, о которой «ни в сказке сказать, ни пером описать». См. приложение № 5.

Плюсы и минусы игровых методик.

Огромное значение в развитии творческих способностей учащихся имеют уроки с использованием игровых ситуаций, которые построены по закономерностям педагогических технологий разноуровневой дифференциации. Игра придает воспитывающий, обучающий и развивающий характер.

        Однако не следует преувеличивать образовательное значение игр, так как они не могут быть источником систематических и точных знаний. Дидактические игры хороши в системе с другими формами обучения, использование которых и должно в конечном итоге преследовать следующие цели: преподаватель должен дать учащимся знания, соответствующие развитию науки, научить приобретать знания самостоятельно.

        Игра возможна только при условии заинтересованности в ней и учеников, и учителя. Педагогическая наука предъявляет определенные требования к организации игр детей:

  1. Игра должна основываться на свободном творчестве и самодеятельности учащихся.
  2. Отличительным признаком игры является активная творческая форма деятельности учеников.
  3. Обязательным элементом каждой игры должна быть ее эмоциональность; игра должна вызывать удовольствие, веселое настроение, удовлетворение от удачного ответа.
  4. В играх должен использоваться элемент соревнования между командами или отдельными участниками игры.

Сильный мотив, побуждающий к деятельности, - завоевание победы или выигрыш. Не всегда победителями игры становятся хорошо успевающие учащиеся. Часто наиболее активны, настойчивы и терпеливы в игре те, у кого не хватает этих качеств для систематического приготовления уроков.

        Могу отметить, что качество усвоения материала с использованием игровых методик, в отличие от традиционных методов обучения выше на 25-30% и составляет около 85-90%.

        Урок – единица учебного процесса, значит в ней нужно видеть не только чисто внешние стороны, сопряженные с организацией труда учителя и ученика, а заглянуть в те внутренние процессы, на которые, собственно, и направлен процесс обучения.

        При проверке домашнего задания важно не только установить, учил или не учил урок ученик, а самое главное выявить, как он учил и,  как изменились в соответствии с этим его знания и умения.

        В процессе сообщения новых знаний важно видеть не только то, как преподносились идеи, факты, закономерности, но и как воспринимал их ученик,  и как их осмыслял,  приводился ли в движение прежний фон приобретенных им знаний и умений, напрягались ли  и развивались ли его умственные силы,  или прежние знания лежали мертвым грузом;  активная работа мысли подменялась  элементарными процессами механического заучивания.

        С использованием игровых методик эта тонкая и глубокая внутренняя сторона обучения на уроке не совершается спонтанно, она происходит во взаимосвязанной совместной деятельности учителя и учащегося, где наблюдается синхронность и адекватность замыслов учителя и откликов на них учащихся.

 

Литература

  1. Журнал «Физика в школе» № 4,5,6/1998
  2. Журнал «Физика в школе» № 6/1993
  3. Журнал «Физика в школе» № 2/1994
  4. Энциклопедия игр и развлечений: Книга для детей и взрослых. М.: АСТ – Пресс, 1999.
  5. Новые педагогические технологии в преподавании физики. - Воронеж: ВОИПКРО, 2003.
  6. Шмаков С.А. Игры учащихся – феномен культуры. М.: Новая школа, 1984.
  7. Лучшие игры  на бумаге. СПб.: Кристалл, 2000.
  8. Щукина Г.И. Педагогика школы: Учебное пособие для студентов и педагогов. М.: «Просвещение», 1977.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок«ХАРАКТЕРИСТИКА ХИМИЧЕСКОГО ЭЛЕМЕНТА ПО КИСЛОТНО-ОСНОВНЫМ СВОЙСТВАМ ЕГО СОЕДИНЕНИЙ. АМФОТЕРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ» с презентацией.

Урок   «ХАРАКТЕРИСТИКА ХИМИЧЕСКОГО ЭЛЕМЕНТА ПО КИСЛОТНО-ОСНОВНЫМ СВОЙСТВАМ ЕГО СОЕДИНЕНИЙ. АМФОТЕРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ» разработан для учащихся 9 класса. На этом уроке повторяются основные знания ...

Знаки (символы) химических элементов. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева

Разработка урока химии в 8 классе "Знаки химических элементов. Периодическая система Д.И.Менделеева" с применением образовательных технологий....

ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ВЯЗАНИЯ КРЮЧКОМ. ИНСТРУКТАЖ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ВЯЗАНИЯ КРЮЧКОМ. ИНСТРУКТАЖ ПО ОХРАНЕ ТРУДА Основные элементы вязания крючком.

Урок по технологии для 9 класса с применением метода интеллект – карт для  активизации  и развития информационно-познавательной и мыслительной деятельности обучающихся  по техноло...

Множество. Элементы множества. Число элементов множества.

Задания для интерактивной доски SmartBoard, которые познакомят учащихся с понятиями "множество", "элемент множества"; научат определять число элементов множества и принадлежность элементов заданному м...