Особенности пропедевтического обучения физике пятиклассников.
статья по физике

Физика, как учебный предмет, обладает большими возможностями в указанных направлениях. Но, поскольку курс физики начинается позже, только с 7 класса. его развивающие возможности в младшем подростковом возрасте оказываются нереализованными, и в немалой степени по этой причине в последующих классах наблюдается упадок успеваемости учащихся.

Решением данной проблемы является использование других учебных курсов в пропедевтических целях. Таким образом, необходимо найти такие предметы в учебном плане, которые могли бы послужить формированию метапредметных понятий и умений для последующего использования в физике. Очевидно предметом может быть курс «Природоведение». 5 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В психологических и педагогических исследованиях отмечается, что младший подростковый возраст (10-12 лет) очень важен для развития всех видов мышления ребенка, формирования интеллектуальном активности и познавательных интересов. Этот возрастной период обладает большими возможностями для знакомства учащихся с методом научного познания, для формирования современного научного мировоззрения и миропонимания, поэтому его нельзя упускать. Однако, реализация этих возможностей требует очень тщательного и аккуратного учета возрастных особенностей учащихся.

Возраст учащихся 5-того класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. Маленькому человеку необходимо находить множество решений в новой для него сфере деятельности: это и взаимоотношения с новыми учителями, и новый режим учебы, и другие, не привычные для него требования на уроках, и новые правила школьной жизни. Так. например, в начальной школе только один учитель помогал ребенку, выполняя функции и руководителя, и контролера, а в основной школе учителей-предметников много, что вызывает рассогласованность требований по различным предметам: один учитель требует подчеркивать только зеленой авторучкой, а другой просит записывать в конце тетради домашнее задание и т.д. И все эти требования нужно не только запомнить, но и соблюдать впоследствии. Многообразие требований создает у школьника впечатление, что на него на уроке могут не обратить внимания, и новый материал можно и не учить. По постепенно он понимает, что «много требовательность» - это норма вещей, и ребенок начинает моделировать новые для него социальные взаимоотношения и взаимодействия е разными людьми, становясь более гибким Кроме того, именно в этот период своего развития ребенок пытается найти свою уникальность, свое «Я», обрести себя как личность, демонстрирует чувство взрослости.

Физика, как учебный предмет, обладает большими возможностями в указанных направлениях. Но, поскольку курс физики начинается позже, только с 7 класса. его развивающие возможности в младшем подростковом возрасте оказываются нереализованными, и в немалой степени по этой причине в последующих классах наблюдается упадок успеваемости учащихся.

Решением данной проблемы является использование других учебных курсов в пропедевтических целях. Таким образом, необходимо найти такие предметы в учебном плане, которые могли бы послужить формированию метапредметных понятий и умений для последующего использования в физике. Очевидно предметом может быть курс «Природоведение». 5 класс.

Сформулируем некоторые условия работы с учащимися 5го класса, ориентированные на пропедевтику изучения физики в более старшем возрасте.

Во-первых, на уроках природоведения необходимо опираться на те умения, которыми уже владеют учащиеся этого возраста: они приучены к коллективному чтению, а это немаловажно. Поэтому на каждом уроке должно быть

запланировано время для последовательного чтения, что приучает детей получать информацию из текста, слушать и слышать своих товарищей по классу. Обязательно нужно похвалить за успехи в чтении материала тех детей, кому беглое чтение дается с трудом, и проверить с помощью вопросов, насколько осознали учащиеся содержание текста.

Во-вторых, высокая умственная активность пятиклассников лучше всего проявляется в активной деятельности при выполнении лабораторных работ, рисунков, наблюдении за Луной и ее фазами и др. Однако, например, дневник наблюдений за погодой им вести не очень нравится. Это можно объяснить тем, что дети этого возраста еще не могут выполнять работы длительного характера. Они ведь сами быстро растут, все время находятся в движении, не могут долго сидеть на одном месте, требуют переключения внимания с одного вида деятельности на другой, поэтому им хочется быстрого результата.

В-третьих, для школьника этого возраста очень важна успешность или неуспешность в учении, которую отражает не только внешняя оценка учителя, но и самооценка ученика. Только при совпадении оценки, поставленной учителем, с его самооценкой создаются условия для эмоционального благополучия и положитель-ного влияния на формирование учебной мотивации.

Рассмотрим реализацию этих условий на примере темы «Полезные ископаемые» из курса «Природоведение». Настоящей находкой в этой теме стало изучение кристаллов, которое началось с простой демонстрации кристалла медного купороса, выращенного для уроков физики в 10 классе. Дети засыпали вопросами: что это, как вырастить, бывают ли больших размеров и от чего это зависит, только ли из этого вещества можно вырастить и т.д. Сильная заинтересованность учащихся позволила организовать разные формы работы: это и сообщения о кристаллах и возможностях их выращивания, основанные на разных источниках, и демонстрация фотографий кристаллов, выполнение презентаций по выращенным самостоятельно кристаллам, выполнение работ, которые могут положить начало исследовательской деятельности учащихся: первые попытки проанализировать рост кристаллов (причины влияющие на чистоту, прозрачность, быстроту роста п т.д.).

Удивительным было то, что у каждого ребенка было сильное желание самому попробовать вырастить свой кристалл, а как результат деятельности - демонстрация своей успешности, соревнование с одноклассниками, у кого самый красивый и большой кристалл вырос, и, конечно же, оценка учителя.

 Материал для будущих кристаллов сейчас можно приобрести в магазинах для детей. В основном это разные по цвету порошки солей, хорошо растворяющиеся в воде. Кристаллы из таких растворов довольно быстро растут, но хранить их крайне неудобно: кристаллы не устойчивы к влажному помещению, быстро теряют прозрачность. Но некоторые из них можно сохранить, покрыв тонким слоем лака.

Выращивание кристаллов процесс интересный, требующий бережного и осторожного отношения к своей работе, поэтому многим детям потребовалось научиться терпению и самодисциплине. Большим достоинством такой работы явилось, то, что, пробуя выращивать кристаллы из разных веществ, учащиеся сами пытаются определить и сформулировать некоторые правила техники безопасности и рекомендации, соблюдение которых позволяет достигнуть хороших результатов.

  • Необходимо работать в перчатках и пользоваться емкостями, не предназначенными для продуктов питания;
  •  Чтобы получить кристаллы поваренной соли правильной кубической формы, требуется в чистом сосуде приготовить насыщенный раствор соли при комнатной температуре, дать отстояться в прохладном месте (холодильнике) раствору, профильтровать раствор от осадка и поставить снова в холодильник, предварительно накрыв марлей сосуд. В раствор помещается вертикальная нить, привязанная к карандашу, помещенного на края сосуда. Надо отметить, что такой кристалл будет расти более медленно, от нескольких дней до нескольких недель, чем медленнее растет кристалл, тем лучше будет его качество.
  • Кристаллы из разных веществ имеют разную скорость роста. Поваренная соль – самое доступное, но не лучшее вещество для этой цели. Менее капризным веществом является медный купорос. Подготовительные действия в этом случае выполняются так же, как и для поваренной соли, но процесс можно проводить при комнатной температуре. Тогда есть вероятность получить красивый и большой монокристалл.
  • Из материалов, приобретенных в магазине, получаются поликристаллы, не всегда прозрачные.

Подведение итогов такой деятельности можно провести в виде мини-выставки работ учащихся, составления фотоальбома и презентации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа пропедевтического курса "Физика - Химия 5-6 класс"автор Гуревич

Дано подробное поурочное планирование данного курса на основе программы под редакцией Гуревича....

Пропедевтический курс физики для 6 класса

Программа для 6 класса (1 ч/нед)...

«Модульная система экспериментов PROLog в пропедевтическом курсе физики «Я - исследователь»»

В качестве раннего, предварительного обу­чения физике (пропедевтический курс) можно  использовать такое эффективное педагогическое средство как внеурочные занятия с учащимися 2-4 классов с модуле...

Тьютерство, как один из способов реализации пропедевтического курса физики для младших школьников.

Опыт работы в школе показал, что в развитии интереса к предмету нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала. Если учащиеся не вовлечены в активную проектную деятельность, то любо...

Рабочая программа пропедевтического курса физики 6 класс

Учебно-тематическое  планирование пропедевтического курса «Физика» для 6 класса разработано  на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физи...

«Внеурочная деятельность ФГОС как пропедевтический курс физики»

Чтобы быть успешным, обучение в школе по мнению С. Френе должно отвечать законам природы. "Ребенок подобно растению, создает себя изнутри, и этот про­цесс строго индивидуален. Таков один из законов жи...

Использование оборудования кабинета физики для пропедевтического курса физики в начальной школе

Изучение основ физики в начальной школе является наиболее продуктивным методом обучения. В начальной школе учащиеся быстро усваивают информацию, обучаются навыкам проведения эксперимента....