Открытый урок физики 8 класс по теме"Плавление и отвердевание вещества"
методическая разработка по физике (8 класс)

Евсевлеева Ольга Владимировна

Открытый урок физики 8 класс по теме "Плавление и отвердевание"

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Класс: 8   Урок - практикум по физике

Тема урока: Плавление и отвердевание  вещества.

Цель:

  1. Расширение знаний учащихся по теме «Плавление тел» изучением  дополнительного  материала,  отработкой решения логических задач, выполнением учебных исследований;
  2. Реализация творческого потенциала учащихся на этапе проектирования, при  выполнении нестандартных графических и исследовательских заданий.
  3. Закрепление полученных знаний путем решения дифференцированных задач разного уровня.

Форма урока:  урок поисковой деятельности

Оборудование:  презентация, дидактические листы (закончи фразу), индивидуальные листы с заданиями.

ХОД УРОКА

Учитель:   

Позвольте  урок  сегодня начать такими словами:  

Есть в физике процесс  известный

Эффектный, очень интересный

В природе протекает он,

В его основу лег физический закон!

Процесс увидишь – если взглянешь на свечу,

Или на лужицу зимой у дома поутру.

Идешь ты в школу,  а на луже – лед!

Днем возвращаешься – нет льда, вода течёт!

Да, тает  лед  от солнечных лучей,

Металл  струится под  огнем  печей.

Свеча «заплачет» от дыхания огня,

Узором теплым след оставив для меня.

С затратами тепла всегда процесс идет,

Ребята! Как  -  процесс тот физик назовет?                   Ответ: процесс ПЛАВЛЕНИЯ

Учитель: Верно! Сформулируйте пожалуйста тему сегодняшнего урока.

Учащиеся: Плавление и отвердевание  вещества.

 Мы изучили основы процесса перехода вещества из твердого в жидкое агрегатное состояние,  поэтому сегодня  поговорим об особенностях протекания процесса в твердых веществах с различным  строением.

Актуализация знаний.

Чтобы раскрыть все секреты физического процесса плавления, вспомнить теорию, работая в режиме  «Закончи фразу…»           

На экране – начало фразы, которую вам нужно закончить.   Проверяем по образцу (на экране фраза полностью → кто быстрее ответит)

  1. Этап - Индивидуальная работа учащихся (закончи фразу, ответ по образцу- 5 мин)
  1. В физике тепловой процесс – это процесс… (изменения температуры тела или перехода вещества из одного агрегатного состояния в другое)
  2. Температура, при которой данное вещество переходит из твердой в жидкую фазу, называется… (температурой плавления).
  3. Любой  металл можно  расплавить  только при … (определенной температуре) 
  4. Температура вещества во время плавления… (не изменяется)
  5. Внутренняя энергия тела  при переходе из твердого в жидкое состояние …. (увеличивается)
  6. Можно ли расплавить металл, не используя горелку? – (да, например, цезий, его температура плавления равна 29 0С)
  7. Свинец плавится при температуре 2320 С. Если расплавленный свинец нагреть до 300 0С, а затем вынести на улицу, он станет твердым при температуре …   (232 0С, так как температура плавления и температура отвердевания для одного и того же вещества одинаковые.)
  8. Твердые вещества могут иметь строение … (кристаллическое и аморфное)

Учитель: на данный момент «ЛУЧШИЕ ТЕОРЕТИКИ» -…..

Учитель: Ребята как вы думаете, Ваших знаний по данной теме достаточно?

                Или их нужно расширить?

Учитель: Ребята, я хотела бы дать еще одно название нашему уроку ,- Творческое

«Лед и пламя. Что общего? Что их разъединяет?»

  1. Этап -  Поисково-исследовательской деятельности учащихся

Учитель: Продолжим урок.

  Перед вами кусочек льда, и парафиновая свеча.

Учитель: Что необходимо сделать, чтобы наблюдать на уроке тепловой процесс, связанный с изменением агрегатного состояния данных тел?

Ответ: – лед оставить в  тепле,  а свечу – зажечь.

Учитель:  Проверим ваши ответы. Оставим лед в чашке, а свечу зажжем.

Наблюдая за тем, что происходит с данными телами, необходимо соотнести ответы и вопросы:  (индивидуальная работа учащихся – карточки-задания; и карточки-ответы = соотнести верно  вопрос и ответ)  (5 мин

С какими веществами происходят «агрегатные» превращения?    

-  Со  льдом  (твердой  водой)  и  парафином  (воском

Известно, что процесс плавления требует  затрат  тепла. Откуда берет необходимую для плавления теплоту кусок льда, лежащий на столе?

Из окружающего воздуха, температура которого выше температуры плавления льда.

Можно ли расплавленный лед перевести в твердое состояние в условиях школьного кабинета? Почему?

Нет, нельзя.

Температура отвердевания льда ниже, чем температура воздуха в кабинете физики.

Какие процессы  протекают с парафином  при сгорании свечи?

процесс плавления и отвердевания парафина

Расплавленный парафин в условиях школьного  кабинета  самопроизвольно отвердевает.  О чем свидетельствует данный  факт?

Это наблюдение подтверждает, что температура плавления (отвердевания) парафина выше, чем температура в  кабинете.

Одинаковое ли строение  имеют исследуемые вещества?

Нет, лед имеет кристаллическое строение, парафин – аморфное строение

Известно, что каждое вещество кристаллического  строения  имеет строго определенную температуру плавления.  

Можно ли это утверждение применить к парафину?

 

«да» или «нет».

Учитель: Ребята, вы можете дать ответ на следующий вопрос:

 «Парафин не имеет / имеет определенную температуру плавления?»

 3 этап Творческое задание – ИСЛЕДОВАНИЕ (5 - 7 мин)

Учитель: Чтобы дать правильный ответ, предлагаю провести теоретическое исследование.

Группа учащихся (3-4 чел) начинают теоретическое исследование.

-  Приложение 1- Исходные Данные;

-  Приложение 2 – Форма отчета;

-  Приложение 3 – Лист-конспект

        Задание: Необходимо изучить Исходные данные, проанализировать изменения температуры, определить процессы происходящие с веществом, по таблице  температуры плавления определить какое вещество представлено. По результатам работы заполняются форму отчета.                                                                                                          

Учитель: наши исследователи завершили работу, и готовы  к публичной защите исследования. Представим им слово.

Защита  отчета (2-3 мин)- Вывод.

Учитель: Вот и раскрыто главное отличие  процесса  плавления льда и парафина - тел кристаллического и аморфного строения.

«Парафин не имеет или имеет определенную температуру плавления?»

НЕ ИМЕЮТ

Аморфные тела — это твёрдые тела, атомарная решётка которых не имеет кристаллической структуры 

_________________________________________

Учитель:  Продолжим поиски ответов на главные вопросы

 «Лед и свеча. Что общего? Что их разъединяет?»

Вопрос учителя:  Вот пред вами  холодный и прозрачный лед,

                              а рядом – жгучая и яркая  свеча.  Что общего между ними?

Ответ учащихся:  Они могут менять агрегатное состояние).

                                 Эти вещества способны плавиться при низких температурах.

Вопрос учителя:   Что отличает одно вещество от другого?  

Ответ учащихся:   По-разному ведут себя в процессе плавления

                                Разное строение, значит, проявляют разные свойства

Учитель: Спасибо, ребята! Ответы на главный вопрос урока получены!

  1. этап - Решение дифференцированных разноуровневых задач

Учитель: для закрепления материала предлагаю решить задачу, не простую а дифференцированную, три уровня сложности

А – базовый уровень сложности

В – средний уровень сложности

С – повышенный уровень сложности

 Рефлексия.

Учитель: На сегодняшнем уроке вы узнали что-нибудь новое? Ваши знания расширились?

Ваша работа на уроке была продуктивной. Предлагаю каждому из вас дать собственную оценку прошедшему уроку.

На этапе «рефлексия» ученики  дают  оценку результативности  урока выставлением баллов (от 1 до 5) по каждой позиции:

  1. Насколько эффективными были учебные действия на уроке?
  2. Проявилась ли ваша  ученическая индивидуальность на уроке?
  3. Имеет ли изученный  сегодня учебный материал для вас практическое значение? 

Д/З – дифференцированное

Задание на выбор:

  • Составить несколько (от 2 до 5) логических задач по теме «Плавление тел»;
  • самостоятельно изучить процесс производства изделий из стекла;
  • подготовить презентацию по теме «Секреты» процесса плавления  или тему определить самостоятельно

ИСХОДНЫЕ  ДАННЫЕ

Приложение 1

Для исследования представлены рисунки, на которых отмечены  показания термометров с интервалом в 2 минуты. 

Вещество предварительно было расплавлено, т. е. на рис.1 находилось в жидком состоянии.

ФОРМА  ОТЧЕТА  ЭКСПЕРИМЕНТА

Приложение 2

Лист – задание группе экспериментаторов

Выполните следующие задания:

  1. Изучите, как изменялась температура  вещества. ___________________________
  2. Какой тепловой процесс происходил при этом? ____________________________
  3. Сколько времени протекал процесс?______________________________________
  4. Заполните таблицу

Время, мин

0

2

4

6

8

10

12

Температура

  1. Как изменилось агрегатное состояние вещества?__________________________

____________________________________________________________________

  1. Сформулируйте название  своего исследования___________________________

____________________________________________________________________

  1. Сформулируйте цель исследования____________________________________

________________________________________________________________________8. По рисункам и исходным данным температуры постройте график процесса

  1. Сделайте Вывод (какие тепловые процессы, какое вещество представлено)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Почему аморфные тела не имеют определенной температуры плавления?

______________________________________________________________________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

В физике тепловой процесс – это процесс…

Слайд 4

В физике тепловой процесс – это процесс… изменения температуры тела при переходе вещества из одного агрегатного состояния в другое

Слайд 5

Температура, при которой данное вещество переходит из твердого состояния в жидкое, называется…

Слайд 6

Температура, при которой данное вещество переходит из твердого состояния в жидкое , … называется температурой плавления

Слайд 7

Любой металл можно расплавить только при …

Слайд 8

Любой металл можно расплавить только при … определенной температуре

Слайд 9

Температура вещества во время плавления…

Слайд 10

Температура вещества во время плавления… не изменяется

Слайд 11

Внутренняя энергия тела при переходе из твердого в жидкое состояние ….

Слайд 12

Внутренняя энергия тела при переходе из твердого в жидкое состояние …. увеличивается

Слайд 13

Можно ли расплавить металл, не используя горелку?

Слайд 14

Можно ли расплавить металл, не используя горелку? – ДА, например, цезий, его температура плавления равна 29 0 С

Слайд 15

Свинец плавится при температуре 232 0 С. Если расплавленный свинец нагреть до 300 0 С, а затем вынести на улицу, он станет твердым при температуре …

Слайд 16

Свинец плавится при температуре 232 0 С. Если расплавленный свинец нагреть до 300 0 С, а затем вынести на улицу, он станет твердым при температуре … 232 0 С, так как температура плавления и температура отвердевания для одного и того же вещества одинаковые

Слайд 17

Твердые вещества могут иметь строение …

Слайд 18

Твердые вещества могут иметь строение … кристаллическое и аморфное Спасибо

Слайд 19

Что общего? Что их отличает?

Слайд 20

«Парафин имеет / не имеет определенную температуру плавления?»

Слайд 21

Что общего? Что их отличает?

Слайд 22

Рефлексия Дайте оценку результативности урока - поставив баллы (от 1 до 5) по каждой позиции: Насколько эффективными были учебные действия на уроке? Проявилась ли ваша ученическая индивидуальность на уроке? Имеет ли изученный сегодня учебный материал для вас практическое значение

Слайд 23

Д/З Задание на выбор 1. Составить несколько (1-2) логических задач по теме «Плавление тел»; 2. Самостоятельно изучить процесс производства изделий из стекла; 3. Подготовить презентацию по теме «Секреты» процесса плавления или тему определить самостоятельно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок 9 класс по теме "Соединения алюминия"

Здоровьесберегающие технологии на уроках химии....

Открытй урок 7 класс по теме "Предлоги места"

Этот урок показывает применение компьютерных технологий, проектной методики и дифференцированного подхода....

открытый урок 7 класс по теме "Правописание НЕ с причастиями"

Изучение нового материала по теме "Правописание не с причастиями" 7 класс. Мини-проекты детей о частице НЕ. Сказка о частице НЕ. работа в группах....

Открытый урок. 7 класс. Алгебра. Тема : Функция у=х2 и у=х3 и их графики.

Конспект открытого урока . Алгебра 7 класс. Тема : Функция у=х2 и у=х3 и их графики....

Разработка открытого урока 3 класс по теме "Christmas is coming"

Разработка урока предназначена для использования на итоговом уроке по теме "Рождество", учебник М. З. Биболетова...